Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель:

- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;

- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7

История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24


Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32

2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32

2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39


Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53

3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53

3.2. Процедура исследования…………………………………………….56


Заключение………………………………………………………………..68


Библиография……………………………………………………………..69

Работа состоит из  1 файл

Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

      Поэтому все же большинство исследователей, рассматривая одиночество как психической феномен, подчеркивают его различия с такими понятиями как «уединение» и «изоляция», полагая, что одиночество имеет некий специфический внутренний контекст. Изоляция может содействовать одиночеству, но это никак не дает оснований к синонимизации этих понятий. Изоляция в большей степени связана с физической, пространственной и временной локализацией человека по отношению к социальному окружению и является внешнео-обусловленной ситуацией, а не внутренним психическим

29

переживанием. Очень выразительно говорят об этом У.Садлер и Т.Джонс: "Чтобы обнаружить физическую изоляцию достаточно иметь  одни глаза, но чтобы узнать одиночество, необходимо испытать его” [5]. Изоляция всегда предполагает предмет, который человек по тем или иным причинам добровольно или насильственно исключает из своей жизни: общество в целом, определенная группа людей, специфические условия бытия и мн. др. Можно сказать: «изолирован от ...», но по отношению к одиночеству такое построение фразы будет не возможно. Предметом одиночество выступает сам человек. Одиночество направлено на субъекта, объект здесь как бы вторичен. Можно быть изолированным, но не одиноким. Можно переживать одиночество, не будучи изолированным. Одиночество в отличие от объективной изоляции отражает дисгармонию отношений между «Я» и «ОНИ», разлад с миром, собой, сопровождаясь страданиями, кризисами и т.п. Изоляция может сопровождаться или не сопровождаться одиночеством, но эти понятия ни в каком случае не идентичны друг другу.

      Степень испытываемого одиночества также  не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов  с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества, о которых говорится далее в этой главе. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между их реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения. Примером изоляции без одиночества можно считать иногда тюремное заключение. Есть данные о том, что политические заключенные, даже находясь в одиночной камере, при твердой убежденности в правоте своего дела и моральной поддержке единомышленников, не испытывали разрушающего чувства одиночества. Примером добровольной изоляции от мира может служить религиозное затворничество. Обычно добровольную изоляцию называют уединением. Описания жизни монахов –

30

отшельников свидетельствуют, что затворничество давало возможность находится в  самом живом и "обитаемом" для  них мире, в мире духовного общения  с Богом.

      Уединение изначально имеет временные рамки, всегда добровольно и свободно выбирается человеком. Уединение представляется наиболее выгодным в момент времени, например, с точки зрения личностного роста, действия защитных механизмов, снижения уровня психической напряженности и др. Такие исследователи одиночества как Мария Мицелли, Брюс Мораш, Энн Пепло [5], полагают, что уединение не обязательно связано с одиночеством (как с тягостным эмоциональным состоянием), и что люди могут быть субъективно счастливы и в затворничестве.

      Одиночество — распространённое явление в  крупных городах, где общение  с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений  не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии.

      Напоминает  одиночество, но в то же время не носит такого глубокого характера, нехватка обратной связи, обусловленная  либо ситуацией, либо темпераментом (психологическим типом) данного человека. В свою очередь, одиночество может быть обусловлено глубокими патологическими изменениями в психике индивида (например, аутизм). 
 
 
 

      31

      Глава 2. Специфика переживания  одиночества подростками.

      2. 1. Общая характеристика детей подросткового возраста. 

      Переходя  к подростковому возрасту отметим, что границы подросткового периода  примерно совпадают с обучением  детей в 5 – 9 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

      Особое  положение подросткового периода  в развитии ребенка отражено в  его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период – физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным – стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т.д.

      Как показывают исследования отечественных психологов, отрицательные качества у наших подростков (своеволие, упрямство, негативизм, грубость, дерзость) возникают чаще всего при недооценке самостоятельности подростка, игнорировании его мнения, при требовании от него беспрекословного подчинения, при чрезмерной опеке и т.д. Иначе говоря, они возникают вследствие уродливого воспитания, при котором не

32

принимаются во внимание психологические особенности этого возраста.

      Отечественная психология при рассмотрении особенностей подросткового возраста исходит из принципа общественно-исторической обусловленности формирования личности.

      При нормальном развитии ребенка интерес  к моральным проблемам связан у подростков с увлечением героическими поступками, овеянными романтикой. Часто в школе для достижения этих целей организуются соревнования между отдельными учениками, звеньями, отрядами, классами. Работа Е.С.Махлах, проведенная в одной из школ-интернатов, показала, что соревнование само по себе ещё не обеспечивает усвоение общественных норм. Учащиеся этой школы, включившись в соревнование, достигли значительных успехов: в период соревнования дети внимательно контролировали учебную работу друг друга, старались не допустить проявлений недисциплинированности, плохих отметок, безответственного отношения к общественным поручениям и т.д. Однако по окончании соревнования достигнутые успехи сошли на нет; прилежание, аккуратность, вежливость опять исчезли. Те требования, которые подростки предъявляли к себе и своим товарищам, имели для них подлинный личностный смысл только в ходе соревнования и были связаны не с целью воспитания в себе определенных качеств, а с победой в соревновании. Достижение этой цели снимало необходимость соответствующего поведения в дальнейшем.

      В таком случае не внешний контроль, а самоконтроль «питает» успех формирования той или иной деятельности.

      То, что нравственные качества, общественные нормы поведения оказываются в центре внимания подростков, приводит к формированию у них идеала – некоторого обобщённого представления об облике «настоящего человека». Это ярко эмоционально окрашенный и принятый ребенком образ, являющийся для него постоянным внутренним побудителем – образ, который ориентирует и регулирует поведение подростка, выступает в качестве критерия оценки себя и других. На протяжении подросткового возраста

      33

идеалы  имеют определённую динамику. Для младшего подросткового возраста (5 класса) идеал обычно воплощен в конкретном человеке – учителе, старшем брате, отце, героях войны и т.д. Если в качестве идеала выбран кто-либо из окружающих, то подросток, как правило, стремится следовать этому образцу во всем, начиная во внешних проявлений до суждений и оценок. Такой образец принимается ребенком полностью и ни какой критике не подвергается.

      Постепенно  из целостного образа, воплощенного в  определенном человеке и его поведении, и прочно связанного с конкретными ситуациями, подросток начинает выделять черты, которые он особенно ценит, но и эти черты ещё не теряют связи в его сознании с конкретными людьми и поступками. Это характерно для детей 6-х классов. Обосновывая в беседе свой выбор идеала, эти ученики говорят: «Он не боится смерти», «Был хорошим другом» и т.д.

      Только  к 7-9 классу идеалы подростков приобретают более обобщенный характер и, как правило, начинают отделяться от конкретных людей и литературных героев.

      К концу подросткового возраста уже  имеет место постоянное сравнение  себя и своего поведения с принятым идеалом и оценка других людей  на его основе.

      В процессе воспитания мотивы, формирующиеся у человека, постепенно выстраиваются в определённую систему. Выделяются мотивы, которые приобретают доминирующее значение и начинаю определять поведение и деятельность человека. Если те или иные мотивы занимают устойчиво доминирующее положение, то можно говорить о формировании у человека определенной направленности личности.

      Множество научных данных указывает на то, что формирование направленности личности происходит именно в подростковом возрасте. Изучение этого процесса проводилось многими исследователями и научными коллективами в нашей стране.

34

      Подростковый  возраст отмечен более высоким  уровнем развития самосознания по сравнению с другими периодами детства.

      По  существу, самосознание есть познание самого себя. Интерес к своему внутреннему миру возникает у человека обычно в подростковом возрасте. Возникает новая потребность – понять, осмыслить черты своего характера, свои возможности, найти в себе отличие от других людей, попытаться проанализировать свои переживания. Иначе говоря, пробуждается интерес к самооценке.

      Как показывают многочисленные исследования, формирование самосознания подростка начинается с того, что он выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков («Я хорошо учусь», «Я всегда говорю правду»), обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а позднее как особенности своей личности.

      Формирование  самосознания у подростка оказывает  большое влияние на весь ход его  дальнейшего психического развития.

      Процесс этот не лишен драматичности, которая объясняется тем, что потребность в анализе и оценке самого себя очень острая, а возможности подростка в этом плане ещё ограничены. Не умея по-настоящему разобраться в себе, ребенок в этом возрасте становится излишне чувствительным к мнению о нем окружающих. Отсюда ранимость подростка, несдержанность, часто бурные, казалось бы, беспричинные реакции на самые пустячные, с точки зрения взрослого, обстоятельства.

      Особенно  интенсивно развитие самооценки происходит у подростков, что объясняется их стремлением разобраться в себе, усложнением их взаимоотношений с другими людьми, возникновением идеалов.

      Самооценка  имеет принципиальное значение для  формирования личности в целом и  таких её качеств, как уверенность  в себе, настойчивость, в достижении желаемых результатов, самокритичность или, напротив, неуверенность, некритическое отношение к себе. Именно самооценка становиться важнейшим условием эмоционального благополучия.

35

      Таким образом, функциональная нагрузка самооценки очень велика. Формирование её влечет за собой возникновение новой потребности – быть на уровне тех требований, которые человек сам к себе предъявляет, тех целей, к которым он стремится.

      Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [13]

      Различают общую и частную самооценку. Частной  самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества