Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа
Цель:
- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;
- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7
История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24
Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32
2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32
2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39
Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53
3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53
3.2. Процедура исследования…………………………………………….56
Заключение………………………………………………………………..68
Библиография……………………………………………………………..69
Основной способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им». Об этом же писал и В.Франкл когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».
Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)
А. Маслоу - один из основателей гуманистической психологии - считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного
22
потенциала,
большая самодостаточность, меньшая
зависимость от подкрепления среды,
меньшая потребность в
Симбиотическая привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм) [21]
Э.Фромм,
в одной из своих блестящих
работ «Искусство любви», также затрагивает
вопрос о том, что должны представлять
из себя ненуждающиеся отношения. Так
же как и многие экзистенционалисты,
Фромм считает
Как и Маслоу, он предложил свою классификацию типов любви. Фромм отличал «симбиотическое слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть «союз при условии сохранения индивидуальности ... двое становятся одним и все же остаются двумя».
Для
Фромма важно, что любовь - активный
процесс, основанный не на «получении»,
а на отдаче; «участии», а не «увлечении».
К другим характеристикам зрелой любви
он относит: заботу, отзывчивость, уважение
и знание.
23
1.3.
Одиночество как психический
феномен (Определение
одиночества: основные
подходы, типы и родственные
понятия).
Одиночество как предмет исследования представляет интерес не только для психологии, но также для философии, социологии. Резюмируя сказанное выше, мы можем выделить те аспекты, в которых этот феномен рассматривается в философии [2]:
одиночество-«
одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования «я» от других существований (феноменология, экзистенциализм);
одиночество-
одиночество-уединение – это добровольное избегание контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.).
Чем отличаются подходы других научных дисциплин к явлению одиночества от философского подхода?
Психологи и социологи особое значение придают изучению эмпирических закономерностей этого явления; например, проводят опросы, выявляют степени подверженности одиночеству людей, принадлежащих различным возрастным, профессиональным категориям, определяют факторы, способствующие усилению или ослаблению чувства одиночества. Философию же интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные и преходящие
24
причины данного явления (которые могут быть, а могут и не быть), а те общие глубинные «бытийные» и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.
Вместе
с тем понятно, что философский,
психологический и
Космическое одиночество – это переживание человеком своей отдаленности от «всеобъемлющей» сущности, каковой может представляться:
- природа, космос, мир;
- Бог, «высший разум»;
- человеческая история.
(Здесь
имеется в виду душевное
Культурное
одиночество – переживания
миграция (переезды людей на жительство в другую страну, город, деревню);
быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);
25
быстрое интеллектуальное развитие отдельной личности, делающее проблематичным общение с близкими прежде людьми (пример – Мартин Иден, герой романа Дж.Лондона).
Социальное
одиночество – переживания
Межличностное
одиночество – переживание
Рассмотренная
классификация модусов
Понятие одиночества, как видно из предшествующего изложения, наделено у разных авторов в чем-то близким, но не одинаковым
26
содержанием. Очевидно, сам феномен одиночества многомерен. Одиночество - одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он. Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.
«Человек одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда ему предстоит что-то оценить или принять какие-то решения самостоятельно» [5].
Всякое значительное событие в жизни, всякое решение и ответственность за его принятие дают человеку возможность ощутить свое одиночество. Переживание одиночества может выступать как исходная обреченность на непонимание другими и как ситуативное переживание (отверженности, неприкаянности, заброшенности).
Одино́чество
— социально-психологическое
Рассматривая одиночество как психический феномен, можно говорить о нем в разных категориях, например, таких как: чувство, состояние, процесс, отношение.
Одиночество как чувство обусловливается переживанием человеком своей непохожести на других, "инаковости", вследствие чего возникает
27
определенный психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества есть осознание человеком невозможности (на данном этапе) иметь близкие, интимные отношения с кем-либо, основанные на взаимном принятии, любви и понимании.
Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности и внешней гармонии с миром. Оно выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Состояние одиночества имеет ряд модальностей: от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, например, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия. В пограничных формах состояние одиночества вызывает резкую актуализацию потребности в общении, что может выражаться в оторванности от действительности, смешивании реальных и иллюзорных событий и ситуаций, персонофикацию предметов. Патологическая форма состояния одиночества сопровождается психическими расстройствами, галлюцинациями и т.д.
Одиночество как процесс - есть постепенное разрушение способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни.
Одиночество как отношение - это невозможность принятия мира как самоцели и самоценности. При этом, индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не ассоциирует себя с окружающим социальным пространством.
Проблема определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство
28
одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов.
В психологических словарях [1,13,18] одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Условием его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализационные переживания, сверхценные идеи. Однако одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). Так же и физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.
Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества