Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание

Цель:

- исследование психологической феноменологии, видов и механихмов одиночества, а также факторов, типов переживания одиночества и стратегий его преодоления, как элементов феноменологической модели одиночества;

- выявление особенностей и причин переживания одиночества в подростковом возрасте.

Содержание

Введение.........................................................................................................3

Глава 1. Одиночество как психологическая проблема (Феноменология одиночества).............................................................................................................7

История исследования проблемы……………………………………..7
Основные подходы к психологическому анализу одиночества…...15
Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия)……………………………24


Глава 2 Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте...................................................................................................................32

2.1 Общая характеристика детей подросткового возраста......................32

2.2. Особенности переживания одиночества подростками…………….39


Глава 3. Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества………………………………………………………………………53

3.1. Обоснование выбора методик……………………………………….53

3.2. Процедура исследования…………………………………………….56


Заключение………………………………………………………………..68


Библиография……………………………………………………………..69

Работа состоит из  1 файл

Специфика переживания одиночества в подростковом возрасте.doc

— 292.50 Кб (Скачать документ)

      Основной  способ переживания «Я-Ты» отношений - диалог. В нем «каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между  собой и им». Об этом же писал и  В.Франкл когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. «Встреча» часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть «монологи, замаскированные под диалог».

      Бытийные vs. дефицитарные отношения (А. Маслоу)

      А. Маслоу - один из основателей гуманистической  психологии - считал, что действия человека определяются двумя типами мотивов: восполнение дефицита и рост. Он выдел следующие характеристики человека, ориентированного на рост: способность реализации собственного

22

потенциала, большая самодостаточность, меньшая  зависимость от подкрепления среды, меньшая потребность в межличностных  отношениях, восприятие людей не с позиции полезности («использования»), а с позиции уникальности каждого человека. Т.о., эти люди руководствуются не социальными или средовыми детерминантами, а внутренними. Исходя из этого, Маслоу предложил выделить два типа любви - бытийную и дефицитарную. Сравнивая эти типы Маслоу считал, что для бытийной любви характерны: минимум тревоги-враждебности, независимость, автономность, минимум ревности, большая бескорыстность, альтруистичность, заботливость.    

      Симбиотическая  привязанность vs. зрелая любовь (Э.Фромм) [21]

      Э.Фромм, в одной из своих блестящих  работ «Искусство любви», также затрагивает  вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Так  же как и многие экзистенционалисты, Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными для этого преодоления - они были «частичными ответами». «Полный ответ» - достижение единения с другим человеком в любви.

      Как и Маслоу, он предложил свою классификацию  типов любви. Фромм отличал «симбиотическое  слияние», при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от «зрелой» любви. Последняя есть «союз при условии сохранения индивидуальности ... двое становятся одним и все же остаются двумя».

      Для Фромма важно, что любовь - активный процесс, основанный не на «получении», а на отдаче; «участии», а не «увлечении». К другим характеристикам зрелой любви он относит: заботу, отзывчивость, уважение и знание. 

23

      1.3. Одиночество как психический феномен (Определение одиночества: основные подходы, типы и родственные понятия). 

      Одиночество как предмет исследования представляет интерес не только для психологии, но также для философии, социологии. Резюмируя сказанное выше, мы можем выделить те аспекты, в которых этот феномен рассматривается в философии [2]:

      одиночество-«бездомность» – это неопределенность роли и смысла человеческого пребывания в мире; неприкаянность человека в бесконечности; отсутствие предустановленной гармонии человека с миром (Паскаль, Киркегор, Ницше, Бубер, экзистенциалисты);

      одиночество-неслиянность – это изначальная и неодолимая обособленность существования «я» от других существований (феноменология, экзистенциализм);

      одиночество-ответственность  – это «обреченность» каждого человека на самостоятельный выбор образа действия, невозможность переложить ответственность за свой выбор на другого (Сартр и другие экзистенциалисты);

      одиночество-уединение  – это добровольное избегание  контактов с другими людьми, преследующее цель сосредоточиться на каком-то деле, предмете, самом себе (Торо и др.).

      Чем отличаются подходы других научных дисциплин к явлению одиночества от философского подхода?

      Психологи и социологи особое значение придают  изучению эмпирических закономерностей  этого явления; например, проводят опросы, выявляют степени подверженности одиночеству  людей, принадлежащих различным возрастным, профессиональным категориям, определяют факторы, способствующие усилению или ослаблению чувства одиночества. Философию же интересуют не особенности переживаний чувства одиночества у тех или иных индивидов, не случайные и преходящие

24

причины данного явления (которые могут  быть, а могут и не быть), а те общие глубинные «бытийные» и духовные основания, из которых произрастают эти чувства.

      Вместе  с тем понятно, что философский, психологический и социологический  подходы дополняют друг друга и дают отображение феномена одиночества в его многомерности. Исходя из обобщенной картины, мы можем выделить четыре его модуса: космическое, культурное, социальное и межличностное одиночество. (В качестве основы этой классификации использована схема, предложенная в книге: Садлер У., Джонсон. Г. От одиночества – к аномии // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 21-51.) [16]

      Космическое одиночество – это переживание  человеком своей отдаленности от «всеобъемлющей» сущности, каковой может представляться:

      - природа, космос, мир; 

      - Бог, «высший разум»;

      - человеческая история. 

      (Здесь  имеется в виду душевное состояние  человека, осознающего, что его  «жизненная программа» остается нереализованной, что его личность не замечена обществом, что он не оставил «свой след в истории».)

      Культурное  одиночество – переживания человека, связанные с тем, что его ценности, идеалы, представления о должном, сформировавшиеся в определенной культурной среде, не находят отклика и понимания  у окружающих людей. Ситуации, в которых у человека возникают такого рода переживания, могут быть обусловлены следующими факторами:

      миграция (переезды людей на жительство в  другую страну, город, деревню);

      быстрая переориентация общества на новые ценности (чаще всего в связи с революциями, крупными реформами. В таких ситуациях типичны "конфликты отцов и детей", представляющих старую и новую культуру);

25

быстрое интеллектуальное развитие отдельной  личности, делающее проблематичным общение  с близкими прежде людьми (пример –  Мартин Иден, герой романа Дж.Лондона).

      Социальное  одиночество – переживания человека, обусловленные исключением его  из определенной группы или невозможностью вступления в группу. Такого рода ситуации чрезвычайно многообразны. Назовем  наиболее распространенные: увольнение с работы, отставка, выход на пенсию, исключение из команды, остракизм, неприятие коллективом по новому месту работы и т.п. Наиболее подвержены социальному одиночеству люди, относящиеся к двум возрастным группам – подростки («тинейджеры») и старики: первые испытывают острую потребность впервые обрести друзей, но еще не имеют необходимых навыков общения; вторые, в силу преклонного возраста, покидают привычные и обжитые сферы деятельности, утрачивают прежних друзей.

      Межличностное одиночество – переживание человеком утраты или недостатка духовной связи с другой конкретной, единственной и неповторимой личностью (близкий родственник, друг, любимый).

      Рассмотренная классификация модусов одиночества  не претендует на методологическую непогрешимость, но вместе с тем она может быть полезна, когда нам понадобится проанализировать причины неудовлетворенности жизнью конкретного человека и попытаться найти выход из тягостного душевного состояния. Одиночество многомерно, и важно уметь различить конкретный модус одиночества данного человека. Специалисты отмечают, что одиночество может иметь своими последствиями тяжелые расстройства личности, состояние «экзистенциального вакуума», депрессию, самоубийство, антиобщественное поведение. Отсюда понятна растущая озабоченность и стремление глубже изучить это явление.

      Понятие одиночества, как видно из предшествующего  изложения, наделено у разных авторов  в чем-то близким, но не одинаковым

26

содержанием. Очевидно, сам феномен одиночества  многомерен. Одиночество - одно из самых значимых переживаемых человеком состояний. То, что человек ощущает, воспринимает, чувствует, чего жаждет и о чем думает - никто не сможет пережить так, как он. Противоположной стороной одиночества, данной человеку в переживании, является состояние единения с другими.

      «Человек  одинок и в то же время связан с другими. Он одинок в той мере, в какой он уникальное существо, нетождественное никому и осознающее себя отдельной особью. Он одинок, когда  ему предстоит что-то оценить  или принять какие-то решения  самостоятельно» [5].

      Всякое  значительное событие в жизни, всякое решение и ответственность за его принятие дают человеку возможность  ощутить свое одиночество. Переживание  одиночества может выступать  как исходная обреченность на непонимание  другими и как ситуативное  переживание (отверженности, неприкаянности, заброшенности).

      Одино́чество  — социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. Одиночество как психический феномен представляет собой переживание человеком субъективной невозможности или нежелания иметь адекватный отклик и принятие себя другими людьми. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное одиночество (уединенность) и негативное одиночество (изоляция). Чаще всего понятие одиночества имеет негативные коннотации. [13]

      Рассматривая  одиночество как психический  феномен, можно говорить о нем в разных категориях, например, таких как: чувство, состояние, процесс, отношение.

      Одиночество как чувство обусловливается  переживанием человеком своей непохожести  на других, "инаковости", вследствие чего возникает 

27

определенный  психологический барьер в общении, ощущение непонимания и неприятия себя другими людьми. Чувство одиночества есть осознание человеком невозможности (на данном этапе) иметь близкие, интимные отношения с кем-либо, основанные на взаимном принятии, любви и понимании.

      Состояние одиночества - это переживание человеком потери внутренней целостности и внешней гармонии с миром. Оно выражается в нарушении гармонии между желаемым и достигнутым качеством социального общения. Состояние одиночества имеет ряд модальностей: от нормального своего проявления до патологии и может быть сопряжено с другими психическими проявлениями, например, такими как тревожность, скука, опустошенность, депрессия. В пограничных формах состояние одиночества вызывает резкую актуализацию потребности в общении, что может выражаться в оторванности от действительности, смешивании реальных и иллюзорных событий и ситуаций, персонофикацию предметов. Патологическая форма состояния одиночества сопровождается психическими расстройствами, галлюцинациями и т.д.

      Одиночество как процесс - есть постепенное разрушение способности личности воспринимать и реализовывать имеющиеся в обществе нормы, принципы, ценности в конкретных жизненных ситуациях. В результате процесса одиночества происходит утрата личностью статуса субъекта социальной жизни.

      Одиночество как отношение - это невозможность  принятия мира как самоцели и самоценности. При этом, индивид, анализируя свои отношения с другими людьми, не ассоциирует себя с окружающим социальным пространством.

      Проблема  определения одиночества связана с многообразием трактовок этого понятия у разных исследователей: чувство одиночества и социальная изоляция; болезненное переживание вынужденной изоляции и добровольное уединение, связанное с экзистенциальным поиском. Чувство

      28

одиночества исполняет регулятивную функцию и включено в механизм обратной связи, помогающий индивиду регулировать оптимальный уровень межличностных контактов.

      В психологических словарях [1,13,18] одиночество трактуется как один из психогенных факторов, влияющий на эмоциональное состояние и психическое здоровье человека. Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Условием его проявления определяется изоляция: физическая или эмоциональная. В таких условиях (экспериментально созданных или естественных) резко актуализируется потребность в общении, неудовлетворение которой может вызывать острые психические состояния, например, напряженность, тревожность, опустошенность, депрессию, сопровождающиеся выраженными вегетативными реакциями. Иногда наблюдаются психические расстройства: реактивные галлюцинации, деперсонализационные переживания, сверхценные идеи. Однако одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди). Так же и физическая изоляция человека не всегда приводит к одиночеству.

Информация о работе Опытно-экспериментальное исследование проблемы одиночества