Основание психологических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:49, реферат

Описание

Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………… стр. 2
2.Выготский Лев Семенович…………………………………………………………………………стр.3-10
3.Рубинштейн Сергей Леонидович………………………………………………………………………………………………….стр.10-18
4.Ананьев Борис Герасимович……………………………………………………………………стр.18-24
5.Леонтьев Алексей Николаевич…………………….……………………………………………………………………........стр.24-28
6.Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

Третья школа, которая  была создана в этот период, была школа Сергея Леонидовича Рубинштейна, руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии в МГУ и в Институте общей  и педагогической психологии. Советский  психолог и философ, он был одним  из создателей деятельного подхода  в психологии.

Принцип единства сознания и деятельности

В 30е годы формируются  основные принципы психологической  науки: детерминизма (важным этапом в  реализации этого принципа было создание Л.С. Выготским культурно - исторической концепции), принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна  и его принцип развития.

Понятия сознания и деятельности - узловые категории психологической  науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым.

Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью  большинства психологов той концепции  сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии.

В противовес этому С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о  единстве сознания и деятельности. Он писал, что "деятельность и сознание - это не два в разные стороны  обращенных аспекта, они образуют органическое целое - не тождество, но единство".

Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с  принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов - к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.

Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры  деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика - это внутреннее, а деятельность - это внешнее.

В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно.

Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и  все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат  её поведения.

По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством  внешнего и внутреннего. Сознание и  психика в таком случае оказываются  внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать  в форме извне наблюдаемого поведения - может рассматриваться как характеристика самой психики.

Следовательно, говоря о  психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть  деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую  целостную систему, характеризуемую  и с внутренней и с внешней  стороны. Деятельность, напротив, оказывается  той системой, внутри которой функционирует  психика.

В "Основах психологии" Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.

Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств  и состояний позволило объяснить  многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека.

В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат  психологии и методы конкретно - научных  исследований.

Таким образом мы можем сделать несколько выводов. Во - первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во - вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.

Включив деятельность в сферу  психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом  психологии. Деятельность человека - это  сложное явление и различные  её стороны изучаются разными  науками. С.Л. Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна  поведение - это особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит  в план личностно - общественных отношений. С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

Важной вехой, ознаменовавшей преобразование понятия "развитие" в фундаментальную категорию  психологии, стало его включение  Рубинштейном в систему понятий  общей психологии и возведение в  статус важнейшего методологического  принципа психологической науки.

Вот что писал С.Л. Рубинштейн об этом: "Развитие психики является для нас не только более или  менее интересной областью исследования, но и общим принципом или методом  исследования всех проблем психологии. Закономерности всех явлений, и психологических  в том числе, познаются лишь в  их развитии, в процессе их движения и изменения, возникновения и  отмирания".

В трудах С.Л. Рубинштейна, созданных  на рубеже 40х годов, в проблематику общей психологии был включен  весь жизненный путь человека и показана зависимость развития всех сторон его  сознания и личности от особенностей генеральной линии жизни индивида. Развитие стало пониматься как основной способ существования личности на всем протяжении её индивидуального пути.

Многокачественное содержание категории развития в психологии было раскрыто в коллективном труде "Принципы развития в психологии" (1978). В нем была подчеркнута необходимость соединения принципа развития с принципом системности, реализация которого позволяет рассмотреть и сам процесс психического развития как сложно организованную целостность. Таким образом, для психологии принцип развития имеет особенно большое значение, поскольку изучаемые ею явления отличаются "исключительно высокой динамичностью".

Принцип детерминизма.

Проблема детерминизма —  самая жгучая и трудная в психологической  науке, призванной рассматривать и  решать вопрос о свободе воли, точнее, о свободе человека и его сознательных действий, которые именно в качестве свободных как будто бы исключают  детерминированность как необходимость. Огромная сложность и даже парадоксальность данной проблемы постоянно приводили  и приводят многих ученых к индетерминизму.

Психологическая наука издавна  в той или иной степени учитывает  эти трудности по реализации общенаучного принципа детерминизма в ходе исследования психических явлений как высшего  уровня регуляции и саморегуляции всей деятельности, поведения и общения человека. Однако даже среди тех советских и зарубежных психологов, которые сознательно стоят на детерминистских позициях и отвергают индетерминизм, есть сравнительно немного ученых, систематически и методологически четко разрабатывающих принцип детерминизма как теоретически отрефлексированную основу своей науки. Примером может служить, в частности, Рубинштейн. Будучи еще с 10-х гг. профессиональным философом и методологом, а не только психологом, он лишь на последнем этапе своего творческого пути — с конца 40-х гг.— глубоко, оригинально и систематически разрабатывает принцип детерминизма в интересах философии, психологии, педагогики и т. д. До этого в психологической науке нашей страны принцип детерминизма был представлен лишь в очень общей, хотя и верной, формулировке, но специально и подробно не разрабатывался. Например, в «Психологическом словаре» (М., 1931) Выготский писал: «Детерминизм — учение о полной причинной определенности всех психических процессов, в частности воли, в противоположность индетерминизму, учению о свободе воли и психической деятельности. Согласно принципу детерминизма все психические процессы, как и все прочие процессы во вселенной, совершаются закономерно и необходимо; ничто не возникает и не изменяется без причины».

Многие психологи ограничивались обычно лишь столь же общей, хотя и  правильной, трактовкой детерминизма как причинности, закономерности, необходимости  и т. д. и не углублялись в эту  трудную проблему в ряде статей того же периода Рубинштейн уже формулирует  некоторые общие положения, вплотную подводящие его к будущему принципу детерминизма «внешнее через внутреннее».

Например, в докладе на Всесоюзной конференции по педагогическим наукам (апрель, 1941) Рубинштейн развивает  общую идею о том, что «эффект, который наблюдает педагог вслед  за каким-либо педагогическим мероприятием, ... никогда не является результатом  изолированно взятого педагогического  воздействия; он всегда продукт всего  развития ребенка, обусловленный в  какой-то мере всем его жизненным  путем». Иначе говоря, внешнее (в  данном случае педагогическое) воздействие  не есть внешний толчок, якобы непосредственно  определяющий конечный эффект такого воздействия; оно обусловливается, опосредствуется природой того, на кого или на что оно влияет. В  «Основах» 1946 г. Рубинштейн подчеркивает, что в состав этих «опосредствующих условий» входят физиологические и  психические процессы, которые не искажают, а, напротив, обеспечивают все  более адекватное отражение внешнего мира в ходе взаимодействия субъекта с объектом. Процитированные и  сходные с ними другие положения  Рубинштейн более обобщенно развивает  в новой книге «Философские корни  психологии» (М., 1946). Однако она так  и не была опубликована: в 1947 г. набор  рассыпали в связи с тем, что  Рубинштейна обвинили в космополитизме, в «преклонении перед иностранщиной», в недооценке отечественной науки и в 1948— 1949 гг. сняли со всех постов. Начались «проработки» и резко критические обсуждения «Основ общей психологии», опубликованных вторым изданием весной 1946 г. (первое издание этого фундаментального труда Рубинштейна было удостоено в 1942 г. Государственной премии).

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ С.Л. РУБИНШТЕЙНА

С.Л. Рубинштейн был одним  из создателей новой психологической  школы, руководивший в свое время  научными исследованиями на кафедре  психологии МГУ и в институте  общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением  далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должностей.

С.Л. Рубинштейну принадлежит  заслуга написания первого и  единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и  широте охвата психологической проблематики труда под названием "Основы общей  психологии". В эту работу вошли  передовые достижения отечественной  и мировой психологической науки.

Рубинштейн разрабатывал философские проблемы психологии, сформулировал  важнейшие методологические принципы психологии. Один из них - принцип единства сознания и деятельности - составил основу деятельного подхода в  психологии. В своей работе " Принцип  творческой самодеятельности" С.Л. Рубинштейн указывает на роль деятельности, в  которой субъект проявляется, созидается и определяется. Именно с этих позиций  С.Л. Рубинштейн приступил к обобщению  достижений психологии.

Этапной как в творчестве самого Рубинштейна, так и для  отечественной психологии в целом  стала статья " Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934г) Это выступление вместе с его книгой "Основы психологии" (1935г) и " Основами общей психологии" (1946г) явились практической реализацией замысла построения марксистской психологии в СССР. Именно эта его работа была удостоена Государственной премии и получила высокие оценки в рецензиях ведущих отечественных психологов.

В своей статье Рубинштейн подверг глубокому анализу кризис, переживаемый зарубежной психологией. В его материале раскрывается марксистская концепция человеческой деятельности, сознания и личности, утверждается принцип единства сознания и деятельности.

Таким образом, в сферу  психологического изучения была включена деятельность. Этим был сделан реальный шаг на пути преодоления постулата  непосредственности, намечены основы объективного познания психики.

Включив деятельность в сферу  психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, что это " не значит, что поведение, деятельность человека является предметом психологии. Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны её изучаются  разными науками, а психология изучает  психическую сторону деятельности".

Рубинштейн наметил общую  структуру деятельности, которую  детально разработал А.Н. Леонтьев. По Рубинштейну, в зависимости от характера  мотивации различаются и деятельность и поведение: преобладание в деятельности отношения человека к другим людям превращает её в поведение. Единицей поведения является поступок, а единицей деятельности - действие. Рубинштейн выделял в качестве основных следующие виды деятельности: труд, игра, учение, и он дал их психологический анализ для каждого из этих видов, раскрыл их природу и связь с развитием личности.

В 50е годы Рубинштейн сформулировал  принцип детерминизма и раскрыл  его на материале экспериментальных  исследований мышления. В связи с  исследованиями мышления было сформулировано положение о психическом как  процессе: " мышление выступает как  процесс, а этот процесс членится на отдельные звенья или акты."

Информация о работе Основание психологических школ