Основание психологических школ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:49, реферат

Описание

Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………………………………… стр. 2
2.Выготский Лев Семенович…………………………………………………………………………стр.3-10
3.Рубинштейн Сергей Леонидович………………………………………………………………………………………………….стр.10-18
4.Ананьев Борис Герасимович……………………………………………………………………стр.18-24
5.Леонтьев Алексей Николаевич…………………….……………………………………………………………………........стр.24-28
6.Список используемой литературы…

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 81.98 Кб (Скачать документ)

В конце 30-х гг. Ананьев  написал несколько программных  статей, в которых была выдвинута  гипотеза о генезисе чувствительности. По мнению Ананьева, чувствительность с самого начала онтогенеза выступает  как интегральная функция (отправление) целостного организма. Ананьев подчеркивал  решающее значение сенсорных процессов  в общем развитии человека и пришел к мысли о его неравномерности  и гетерохронности.

Ананьеву было свойственно  искать выход в практику для исследований, казалось бы, сугубо теоретических. В  период работы над проблемами характера  он установил контакты с учителями  Ленинграда, вовлек их в общую работу, писал для учительства научно-популярные статьи, преподавал в институте усовершенствования учителей.

Война разом нарушила мирный ход событий. Ленинград с самого начала военных действий оказался прифронтовым городом, а 8 сентября 1941 г. вокруг города сомкнулось кольцо блокады. Ананьев  вместе с небольшой группой сотрудников  Института мозга оказался в эвакуации, сначала в Казани, затем на родине своей жены в Тбилиси, где начал  работать в психопатологическом  кабинете эвакогоспиталя. Здесь он занимался восстановлением речевых  функций, утраченных в результате боевых ранений. Для своих пациентов  он был не только наставником, но и  другом. Он помогал им вновь обрести  собственную личность, воспрянуть духом, и люди относились к нему с огромным уважением и любовью. Об этом свидетельствуют  их безыскусные, но чрезвычайно искренние  письма, хранимые в домашнем архиве Ананьева.

В середине ноября 1943 г. Ананьев  вернулся в Ленинград. А в 1944 г. ректор Ленинградского университета А.А. Вознесенский предложил ему возглавить новую  кафедру психологии. Выбор ректора  был неслучаен. Ананьев имел большой  научный и личностный авторитет, был признанным лидером ленинградских  психологов. С августа 1944 г. Борис  Герасимович стал заведовать, а вернее, создавать кафедру психологии и  психологическое отделение философского факультета ЛГУ. Осенью начались занятия, в аудитории пришли первые четверо  студентов. Среди них были известные  ныне ученые Е.В. Шорохова и Л.М. Веккер.

В военные и первые послевоенные годы появились такие работы Ананьева, как «Передовые традиции русской  психологии», «К.Д. Ушинский — великий  русский психолог», «Проблема формирования характера». В этих и других публикациях  утверждалось высокое общественное предназначение психологической науки.

Впоследствии, вспоминая  военную пору, Ананьев говорил: «Война определила мою жизнь. Это была уже  не по книгам пройденная психология. Я  увидел резервы, о которых мы обычно не подозреваем. Я понял: нет более  великой проблемы, чем проблема человеческих возможностей. Я понял: человек может  все...» 

Стремительное движение ученого  по высоким орбитам науки было прервано внезапной тяжелой болезнью. В ноябре 1959 г. с Борисом Герасимовичем  случился инфаркт. Сказался непрестанный напряженный труд, а также неизбежные в жизни передового ученого конфликты  с теми, кто не поспевал за мыслью и делом новатора.

Выйдя из смертельно опасного кризиса, Ананьев приступил к  реализации замысла, который вызревал у него уже несколько лет. Это  был замысел комплексных исследований человека в целях его психологического познания. Он был сформулирован в  итоге многолетних размышлений  ученого под влиянием опыта предшественников, и в первую очередь В.М. Бехтерева. Ананьев,Следуя традициям В. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синтезирующей достижения широкого круга наук о человеке ('Человек как предмет познания', 1969), которые группируются в четыре раздела:

1) человек как биологический  вид;

2) онтогенез и жизненный  путь человека как индивида;

3) изучение человека как  личности;

4) проблема человечества.

Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации  человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены  природными свойствами человека как  индивида. Ученый предпринимает анализ современного состояния науки, а  также тенденций, позволяющих выявить  основные направления развития психологии.

  Им была создана оригинальная научная школа, в основание исследовательской про¬ граммы которой легли главные принципы концептуальной системы ученого. Ее особенность состояла в системном подходе к изучению человека как сложно организованного целого; в широком охвате основных проблем психологии - сущности психического, его функций, структуры, систематики психических явлений; в много¬ уровневом анализе психического развития - начиная от микрогенеза психического процесса и кончая психобиологической эволюцией; в комплексном взгляде на место и роль психологии в системе человекознания; в подлинном историзме, предполагающем исследование любого психического явления и психологической науки в целом с позиций их настоящего, прошлого и будущего.

 Он прожил долгую  и трудную жизнь в науке.  Был свидетелем и участником  многих ключевых событий в  ее истории: дискуссий по проблемам  рефлексологии, марксистской методологии  и павловского учения в психологии; восстановления психологии после  Постановления 1936 г. и решения  задач военного времени с использованием  психологических знаний в годы  Великой Отечественной войны;  развития психологической науки  в послевоенные годы. При этом  он не терял объективности,  интеллигентности и порядочности  даже в самых острых и критических  ситуациях, стремился извлечь  из горьких уроков истории  нашей науки максимальную пользу  для дальнейшего продвижения  в познании человека.

Он ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ. Исследования по педагогической психологии и проблеме психического развития школьников оборвались первым инфарктом. Смерть не дала завершить  комплексные исследования человека. Она настигла ученого внезапно, в период блистательной зрелости. Однако Б.Г. Ананьев оставил богатое научное наследство. В нем аккумулирован огромный интеллектуальный и личностный потенциал, который питает психологическую науку по сей день.

 

 

Глава 4.

Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

Разрабатывал совместно  с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую  теорию деятельности — новое направление  в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры  деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

Теория деятельности, рассматривающая  личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева .

Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система  во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает  анализ преобразований психического отражения  в деятельности, исследуемой в  ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном аспектах.

Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической  деятельности индивид, сознания. Обе  эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально  общее строение. Конституирующей  характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем  она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

Взаимно превращающимися  единицами деятельности считается  потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается  процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив  и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .

Понятием "личность" обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического  и онтогенетического развития человека Обществ, отношения реализуются  совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность Последняя рождается дважды: первый раз – когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз – когда возникает его сознательная личность.

 

На каждой возрастной ступени  развития личности в Теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий  ведущее значение в формировании новых психических процессов  и свойств детской личности Разработка проблемы ведущей деятельности явилась  фундамент, вкладом Леонтьева в  детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал  смену ведущих деятельностей  в процессе развития ребенка, но и  положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей  деятельности в другую.

 

На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться  деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др. В школе А.Н. Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных видов исследований.

В рамках филогенетических исследований существеннейшим вкладом  школы А.Н. Леонтьева в психологическую  науку является концепция возникновения  чувствительности и стадий развития психики в филогенезе.В последующем идеи А.Н. Леонтьева были творчески развиты в работах К.Э. Фабри, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Мешковой, где были отмечены не только достоинства предложенной А.Н. Леонтьевым периодизации психического развития в филогенезе, но и ее ограничения .

В рамках антропогенетических  исследований Леонтьев, опираясь на марксистскую теорию трудового происхождения  сознания, рассмотрел возможные условия  его возникновения: 1) коллективность и 2) орудийная опосредствованность трудовой деятельности человека. Именно в процессах коллективной трудовой деятельности становится возможным выделение в составе деятельности действий, которые лишаются биологического смысла, зато приобретают социальный (разумный) смысл, что означает одновременно появление сознательно поставленной субъектом цели. В орудиях кристаллизован (опредмечен) опыт человечества, «распредмечивающийся» для нового члена общества (ребенка) только в совместной деятельности с взрослым, выступающим носителем способов употребления данных орудий (операциональных значений). Несмотря на то что в настоящее время концепция трудового происхождения сознания подвергается критике за имеющиеся в ней внутренние противоречия, анализ которых дан в статье Ф.Т. Михайлова и других его публикациях, данная идея «сама по себе (т.е. в своей абстракции), ...кажется, вообще ни у кого уже не вызывает возражений»

В социогенетических исследованиях  основной идеей является мысль Леонтьева  о необходимости рассмотрения отношения  между значениями (значениями-для-других) и личностными смыслами (значениями для меня) и механизмов «означения смыслов» и «осмысления значений». Две последние проблемы при рассмотрении их в конкретно-историческом аспекте входят в предмет исследования складывающейся в последнее время на стыке истории и психологии новой науки — исторической психологии. На наш взгляд, именно идеи школы А.Н. Леонтьева могут составить возможный методологический фундамент данной науки .

В рамках онтогенетических исследований основным вкладом А.Н. Леонтьева и его школы в  психологию являются следующие идеи и проблемы.

1) Идея ведущей деятельности  как деятельности, которая определяет  психическое и личностное развитие  на той или иной возрастной  ступени и подготавливает возникновение  новых типов ведущей деятельности  в последующие периоды. Эта  идея плодотворно реализуется  в многочисленных исследованиях  по возрастной психологии как  в рамках собственно школы  А.Н. Леонтьева, так и в других  родственных школах (Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна и др.). В них, в частности, разрабатываются нашедшие мировое признание концепции периодизации психического развития. Несмотря на то что определенные аспекты концепции ведущей деятельности подвергаются в последнее время критике многие авторы в конкретных исследованиях по детской психологии доказывают еще не исчерпанный эвристический потенциал этой концепции

2) Учение об интериоризации как возможном механизме усвоения ребенком опыта человечества. На этой основе разработана оригинальная концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, в которой были выделены стадии интериоризации умственных действий, показаны изменения их свойств на разных этапах интериоризации и т.п. В концепции видов обобщения в обучении В.В. Давыдова изучались содержательные аспекты этого процесса. Было показано, что существуют по крайней мере два (в известном смысле противоположных) типа обобщения — эмпирическое и теоретическое; при этом наибольшим развивающим эффектом обладает именно теоретическое обобщение. При всех неизбежных ограничениях вышеупомянутых концепций они пользуются большим вниманием практиков школьного обучения как в нашей стране, так и за рубежом.

3) Разведение понятий  «индивид» (природный субъект)  и «личность» (социальный субъект)  и рассмотрение развития личности  как не тождественного развитию  индивида процесса. В развитии  личности выделяются два качественных  скачка — первое «рождение»  личности (возникновение подчинения  мотивов органического порядка  социальным мотивам) и второе  «рождение» личности, когда на  основе сознательного выбора  субъекта происходит выстраивание  им новой иерархии мотивов.  В русле данного направления  исследований в школе Леонтьева  изучаются виды и функции мотивов,  проблемы смыслообразования и целеобразования на разных этапах развития личности и т.п. Впоследствии в школе Леонтьева была предложена «трехчленная» схема рассмотрения субъекта деятельности (В.В. Петухов, В.В. Столин): природный субъект (природный индивид) — социальный субъект (социальный индивид) — культурный субъект (личность). Различные проблемы психологии личности с точки зрения историко-эволюционного подхода (А.Г. Асмолов), развивающего идеи А.Н. Леонтьева, интенсивно разрабатываются в настоящее время на кафедре психологии личности факультета психологии МГУ. Эти исследования, в частности, базируются на идее А.Н. Леонтьева о необходимости тесной связи психологии личности с такими науками о человеке, как история, этика и аксиология

Информация о работе Основание психологических школ