Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 01:49, реферат
Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености".
1.Введение……………………………………………………………………………………………………… стр. 2
2.Выготский Лев Семенович…………………………………………………………………………стр.3-10
3.Рубинштейн Сергей Леонидович………………………………………………………………………………………………….стр.10-18
4.Ананьев Борис Герасимович……………………………………………………………………стр.18-24
5.Леонтьев Алексей Николаевич…………………….……………………………………………………………………........стр.24-28
6.Список используемой литературы…
В конце 30-х гг. Ананьев написал несколько программных статей, в которых была выдвинута гипотеза о генезисе чувствительности. По мнению Ананьева, чувствительность с самого начала онтогенеза выступает как интегральная функция (отправление) целостного организма. Ананьев подчеркивал решающее значение сенсорных процессов в общем развитии человека и пришел к мысли о его неравномерности и гетерохронности.
Ананьеву было свойственно
искать выход в практику для исследований,
казалось бы, сугубо теоретических. В
период работы над проблемами характера
он установил контакты с учителями
Ленинграда, вовлек их в общую работу,
писал для учительства научно-
Война разом нарушила мирный
ход событий. Ленинград с самого
начала военных действий оказался прифронтовым
городом, а 8 сентября 1941 г. вокруг города
сомкнулось кольцо блокады. Ананьев
вместе с небольшой группой
В середине ноября 1943 г. Ананьев
вернулся в Ленинград. А в 1944 г. ректор
Ленинградского университета А.А. Вознесенский
предложил ему возглавить новую
кафедру психологии. Выбор ректора
был неслучаен. Ананьев имел большой
научный и личностный авторитет,
был признанным лидером ленинградских
психологов. С августа 1944 г. Борис
Герасимович стал заведовать, а вернее,
создавать кафедру психологии и
психологическое отделение
В военные и первые послевоенные годы появились такие работы Ананьева, как «Передовые традиции русской психологии», «К.Д. Ушинский — великий русский психолог», «Проблема формирования характера». В этих и других публикациях утверждалось высокое общественное предназначение психологической науки.
Впоследствии, вспоминая военную пору, Ананьев говорил: «Война определила мою жизнь. Это была уже не по книгам пройденная психология. Я увидел резервы, о которых мы обычно не подозреваем. Я понял: нет более великой проблемы, чем проблема человеческих возможностей. Я понял: человек может все...»
Стремительное движение ученого по высоким орбитам науки было прервано внезапной тяжелой болезнью. В ноябре 1959 г. с Борисом Герасимовичем случился инфаркт. Сказался непрестанный напряженный труд, а также неизбежные в жизни передового ученого конфликты с теми, кто не поспевал за мыслью и делом новатора.
Выйдя из смертельно опасного
кризиса, Ананьев приступил к
реализации замысла, который вызревал
у него уже несколько лет. Это
был замысел комплексных
1) человек как биологический вид;
2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида;
3) изучение человека как личности;
4) проблема человечества.
Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида. Ученый предпринимает анализ современного состояния науки, а также тенденций, позволяющих выявить основные направления развития психологии.
Им была создана оригинальная научная школа, в основание исследовательской про¬ граммы которой легли главные принципы концептуальной системы ученого. Ее особенность состояла в системном подходе к изучению человека как сложно организованного целого; в широком охвате основных проблем психологии - сущности психического, его функций, структуры, систематики психических явлений; в много¬ уровневом анализе психического развития - начиная от микрогенеза психического процесса и кончая психобиологической эволюцией; в комплексном взгляде на место и роль психологии в системе человекознания; в подлинном историзме, предполагающем исследование любого психического явления и психологической науки в целом с позиций их настоящего, прошлого и будущего.
Он прожил долгую
и трудную жизнь в науке.
Был свидетелем и участником
многих ключевых событий в
ее истории: дискуссий по
Он ушел из жизни, не завершив ни одной из четырех своих обширных научных программ. Исследования по педагогической психологии и проблеме психического развития школьников оборвались первым инфарктом. Смерть не дала завершить комплексные исследования человека. Она настигла ученого внезапно, в период блистательной зрелости. Однако Б.Г. Ананьев оставил богатое научное наследство. В нем аккумулирован огромный интеллектуальный и личностный потенциал, который питает психологическую науку по сей день.
Глава 4.
Алексей Николаевич Леонтьев
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) - выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.
Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.
Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).
Теория деятельности, рассматривающая
личность в контексте порождения,
функционирования и структуры психического
отражения в процессах
Предмет рассмотрения в Теории деятельности – целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, истор., онтогенетическом и функциональном аспектах.
Генетически исходной является
внешняя, предметная, чувственно-практическая
деятельность, от которой производны
все виды внутренней психической
деятельности индивид, сознания. Обе
эти формы имеют общественно-
Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла .
Понятием "личность" обозначается
относительно поздний продукт общественно-
На каждой возрастной ступени развития личности в Теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую.
На основе Теории деятельности разработаны и продолжают разрабатываться деятельностно-ориентированные теории социальной психологии личности, детской и возрастной психологии, патопсихологии личности и др. В школе А.Н. Леонтьева проблемы развития психики рассматриваются в рамках всех возможных видов исследований.
В рамках филогенетических исследований существеннейшим вкладом школы А.Н. Леонтьева в психологическую науку является концепция возникновения чувствительности и стадий развития психики в филогенезе.В последующем идеи А.Н. Леонтьева были творчески развиты в работах К.Э. Фабри, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Мешковой, где были отмечены не только достоинства предложенной А.Н. Леонтьевым периодизации психического развития в филогенезе, но и ее ограничения .
В рамках антропогенетических исследований Леонтьев, опираясь на марксистскую теорию трудового происхождения сознания, рассмотрел возможные условия его возникновения: 1) коллективность и 2) орудийная опосредствованность трудовой деятельности человека. Именно в процессах коллективной трудовой деятельности становится возможным выделение в составе деятельности действий, которые лишаются биологического смысла, зато приобретают социальный (разумный) смысл, что означает одновременно появление сознательно поставленной субъектом цели. В орудиях кристаллизован (опредмечен) опыт человечества, «распредмечивающийся» для нового члена общества (ребенка) только в совместной деятельности с взрослым, выступающим носителем способов употребления данных орудий (операциональных значений). Несмотря на то что в настоящее время концепция трудового происхождения сознания подвергается критике за имеющиеся в ней внутренние противоречия, анализ которых дан в статье Ф.Т. Михайлова и других его публикациях, данная идея «сама по себе (т.е. в своей абстракции), ...кажется, вообще ни у кого уже не вызывает возражений»
В социогенетических
В рамках онтогенетических исследований основным вкладом А.Н. Леонтьева и его школы в психологию являются следующие идеи и проблемы.
1) Идея ведущей деятельности
как деятельности, которая определяет
психическое и личностное
2) Учение об интериоризации как возможном механизме усвоения ребенком опыта человечества. На этой основе разработана оригинальная концепция поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, в которой были выделены стадии интериоризации умственных действий, показаны изменения их свойств на разных этапах интериоризации и т.п. В концепции видов обобщения в обучении В.В. Давыдова изучались содержательные аспекты этого процесса. Было показано, что существуют по крайней мере два (в известном смысле противоположных) типа обобщения — эмпирическое и теоретическое; при этом наибольшим развивающим эффектом обладает именно теоретическое обобщение. При всех неизбежных ограничениях вышеупомянутых концепций они пользуются большим вниманием практиков школьного обучения как в нашей стране, так и за рубежом.
3) Разведение понятий
«индивид» (природный субъект)
и «личность» (социальный субъект)
и рассмотрение развития