Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы наблюдается тенденция «омоложения» состава лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Из общего числа несовершеннолетних преступников почти треть приходится на «младшую» возрастную группу от 14 до 15 лет [9. с. 13].
Подростки в спецучреждениях живут, учатся и работают в различных по составу, размеру, целям деятельности группах. Неотъемлемой частью их криминальной субкультуры является особая стратификация правонарушителей в неформальном общении. Статус личности подростка, его личностная позиция складываются под влиянием целого ряда факторов. Чтобы успешно руководить общением подростков в неформальных группах, сотрудникам исправительных учреждений необходимо хорошо знать позиции всех членов группы, а так же особенности каждой ступени групповой иерархии.
Во многом направленность группы несовершеннолетних в исправительном учреждении определяется позицией лидера, функция которого заключается в планировании, определении способов и путей к достижению групповых целей, контроль за внешними и внутренними связями и другие. Опытные сотрудники спецучреждений знают, что если найден «ключ» к лидеру, то значит вся группа в их руках.
Однако для выявления лидера необходимо знать определенные качества личности, которыми должен обладать подросток, чтобы занять верхнюю ступень криминальной иерархии. К таким, например, может относиться наличие организаторских способностей, развитые волевые качества, умение властвовать другими осужденными, подчинять их своему влиянию и т.п.
В психологии достаточно широко рассмотрена проблема выявления лидерских качеств у несовершеннолетних. Однако упор сделан на школьников и других подростков, несвязанных с преступным миром. Учитывая рост численности несовершеннолетних правонарушителей, следует больше внимания уделять изучению социально – психологического климата в криминальной среде. Именно поэтому проблема лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей становится актуальной в современном мире.
Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Теоретические задачи:
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ
Проблема лидерства рассматривается как отечественными, так и зарубежными психологами. Однако ни те, ни другие так и не дали единого определения данному психологическому феномену.
Обзор
различных определений
Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» гораздо позднее зарубежных коллег, лишь с конца 60-х – начала 70-х годов 20 века. Согласно с трактовкой, принятой в отечественной социальной психологии под лидером понимается «член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели» [15, c.159].
Однако существуют и другие подходы к трактовке данного феномена. Основные теории лидерства, существующие в современной науке, стараются объяснить либо причины и потребности лидерства, либо его природу и носят преимущественно описательный характер. Поэтому многообразные теории лидерства, появившиеся в социальных науках в период с конца XIX и до 80-х годов XX века, можно объединить в три большие группы.
Первую группу составляют теории, которые пытаются ответить на вопрос «кто такой лидер?», т.е. теории, исследующие личность лидера (теории «великого человека или героя», теории черт и т.д.). Во вторую группу теорий входят поведенческие теории, теории обмена, трансактного анализа, а так же мотивационные теории. Данная группа теорий анализирует действия и поведения лидера, которые позволяют ему успешно организовывать деятельность группы. Третья группа теорий исследует условия, в которых происходит процесс лидерства. Это ситуативные, личностно-ситуативные теории, теории случайностей, гуманистические теории, т.е. теории, изучающие социальный контекст лидерства [8,c.118]. Однако в соответствии с целями нашей работы мы будем придерживаться теории черт.
В ранних исследованиях проблемы лидерства считалось, что определяют человека как лидера и сохраняют за ним этот статус исключительно его личностные качества. Авторы теории лидерских черт (С.Клубек, Б.Басс, Е. Боргатт и др.) объясняли процесс лидерства проявлением тех или иных черт характера индивида. Проанализировав результаты своих исследований Р. Каттел и Г. Стайс выделили следующие черты, присущие лидеру: нравственная зрелость, влияние на окружающих, целостность характера, социальная смелость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, управление своим поведением, предприимчивость, отсутствие излишних переживаний [1, c.218].
Попытка выделить лидерские качества так же предпринята А. Лоутоном и Э. Роуз. Они приводят следующие десять качеств: дальновидность; умение определить приоритеты; стимулирование последователей выражением признания и вознаграждения за успехи; владение искусством межличностных отношений; стойкость; харизма; гибкость; решительность; способность идти на риск.
Аналогичную
работу проделал и Р. Манн, выделив
те качества личности, которые в
значительной степени влияют на поведение
человека как лидера: интеллект, приспосабливаемость,
экстравертность –
Раскрывая понятие лидерства, необходимо так же отметить существующие его типологии. В советской психологии типология лидерства строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера. В связи с этим выделяются следующие типы лидерства: [16, c.111].
1. По
содержанию деятельности: а) лидер-вдохновитель,
предлагающий программу поведения; б)
лидер-исполнитель, организатор выполнения
уже заданной программы; в) лидер, являющийся
одновременно как вдохновителем, так и
организатором.
2. По стилю руководства: а) авторитарный,
б) демократический, в) совмещающий в себе
элементы того и другого стиля.
3. По характеру деятельности: а) универсальный,
т. е. постоянно проявляющий свои качества
лидера, б) ситуативный, т. е. проявляющий
качества лидера лишь в определенных,
специфических ситуациях.
Независимо от стиля, который выбирает лидер для организации эффективной деятельности группы, он играет большую роль в функционировании группы в целом. Ю.Н. Емельянов выделил 14 основных функций лидера. Среди них отметим следующие: лидер как пример, как источник поощрений и наказаний, как регулятор отношений внутри группы, как представитель группы во внешней среде и т.д. [7].
Специфика
функций лидера обусловлена особенностями
группы, которой он руководит. Например,
в демократичных группах решающее значение
имеют совершенно другие функции, нежели
в «авторитарных»
С пониманием лидерства как процесса межличностного взаимодействия тесно связан вопрос диагностики лидеров. В целом, можно выделить три диагностических подхода, применяемые в практической социальной психологии.
Первый-применение тестовых процедур. При всем их внешнем различии, все они являются модификациями социометрического метода. Каждый член группы, отвечая на вопросы теста, ставится в ситуацию гипотетического выбора. К такому виду методов относится, например, методика «Диагностика функционального лидерства в малых группах», в которой предлагаются такие ситуации, как: «С кем бы ты хотел готовиться вместе к контрольной работе?» или «Кого из ребят твоей группы, по твоему мнению, нужно привлечь к проведению конкурса?» [20, c.328].
Предполагается, что у каждого члена группы есть осознанное представление о том, кто в группе выполняет те или иные лидерские функции. Однако, применяя подобные тестовые процедуры, мы не можем быть уверены в том, что гипотетический и реальный выбор совпадут.
Социометрический анализ обращается к эмоционально-психологической сфере взаимодействия индивидов, видит в членах группы «звезд», «ведомых», «предпочитаемых», «отвергаемых», «аутсайдеров» и т. д., т. е. делает попытку представить групповую структуру только в виде иерархии психологических статусов членов групп. Лица, получившие наибольшее количество выборов, так называемые «звезды», рассматриваются в социометрии как неформальные лидеры группы. Однако нельзя с уверенностью сказать, что выбранный группой индивид как лидер будет обладать лидерскими качествами и организаторскими способностями [16, c.103].
Кроме того существует
Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей