5 ставится,
когда испытуемый обладает очень высокой
степенью влияния, 4 – высокая степень
влияния, 3 - средняя, 2 - низкая, 1 – очень
низкая степень влияния.
В
результате обследования выявляются особенности
интрагрупповой структуры групп, а также
информация о месте каждого конкретного
испытуемого в интрагрупповой неформальной
иерархии власти.
- Социометрическая
методика – методическая процедура, позволяющая
замерить и оценить аттракционные отношения
типа «симпатия – антипатия» в реально
функционирующих контактных малых группах
(Приложение 5) [5,с. 285].
Отбор
критериев социометрии проводился
с учетом рекомендаций специалистов
– психологов исправительной колонии,
а так же школьного психолога.
В итоге были сформулированны критерии
оциометрии соответственно возрастным
особенностям подросткового возраста,
где ведущим видом деятельности является
интимно-личностное общение со сверстниками.
Выбор значимых ситуаций для оценивания
позволил повысить надежность социометрической
процедуры.
Испытуемым
предлагается ответить на 8 вопросов (4
на положительный выбор и 4 – на отрицательный)
типа «С кем бы из ребят из твоего отряда
ты поделился бы своим секретом?» или «Кого
бы из ребят из твоего отряда ты не пригласил
бы к себе домой на праздник (день рождения,
семейный праздник и т.д.)?».
При
помощи данной методики выявляется характер
межличностных отношений внутри групп,
а так же внутригрупповые подсистемы,
во главе которых стоят неформальные лидеры.
- Методика
самооценки лидерских качеств (Кондратьев
Ю.М.) [5,с. 305] (Приложение 6). Методика направлена
на определение степени выраженности
лидерских качеств у членов группы. Испытуемым
предлагается оценить каждого члена группы
по 14 лидерским качествам по пятибалльной
шкале. Например:
|
Целеустремленность |
Ответственность |
… |
Физическая
сила |
Петров
Петр |
5 |
4 |
|
1 |
Иванов
Иван |
2 |
3 |
|
3 |
5 баллов
ставится, если у оцениваемого
данное качество проявляется
всегда, 4 балла – проявляется
часто, 3 балла – иногда, 2-редко, 1
– никогда не проявляется.
В
результаты мы получили усредненную
оценку каждого испытуемого по каждому
приведенному качеству, что позволило
нам провести сравнительный анализ и выявить
различия между испытуемыми-лидерами
и остальными членными группы.
Статистическая обработка
данных эмпирического исследования проводилась
с применением статистического пакета
SPSS Statistics 19.0. На основании статистической
обработки данных (критерий U-Манна-Уитни)
получены следующие результаты.
- Особенности
интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних
правонарушителей
Методический
прием определения неформальной
интрагрупповой структуры власти в
контактном сообществе и методика «Социометрия»
позволили нам выявить структуру
группы несовершеннолетних правонарушителей
и школьного класса. Интрагрупповая
структура группы осужденных подростков
имеет свои особенности.
Проанализировав
полученную социограмму, можно сделать
предположение о наличии в группе несовершеннолетних
осужденных одного единого для всей группы
лидера (испытуемый 11), который получил
максимальное количество выборов при
проведении социометрической процедуры.
Испытуемые 18 и 5 получили чуть меньше
выборов, и являются лидерами двух обнаруженных
нами группировок (Приложение 7). Одну из
них составляют испытуемые 8, 14, 13, 17, 10 и
2, где лидером является испытуемый 18. Во
вторую микрогруппу входят испытуемые
7, 3, 16 и 15, где лидером является испытуемый
5. Так же можно отметить причастность
к данной группировке и испытуемого 6,
т.к. он выбирает одного из членов данной
микрогруппы, хотя и не имеет взаимного
выбора.
В
структуре исследуемой группы четко
прослеживается слой, состоящий из
низкостатусных членов группы. Это испытуемые
9 и 1, которые получили максимальное количество
отрицательных выборов при отсутствии
положительных, при этом испытуемому 9
импонируют лидеры микрогрупп 18 и 5, однако
взаимной симпатии он не получает. Так
же интересно отметить, что индивид 6 находится
в психологической изоляции от остальных
членов группы.
Таким
образом, в группе несовершеннолетних
осужденных прослеживается строгая иерархия:
испытуемые 11, 18 и 5 являются высокостатуными
членами группы, далее выделяется 2 микрогруппы
во главе с лидерами 18 и 5, а испытуемые
4, 9 и 1 отвергаются всеми членами группы,
что позволяет нам объединить их в такой
слой, как «отверженные».
Внутригрупповая
структура школьного класса отличается
наличием большего количества группировок.
Социометрической звездой в школьном
классе является испытуемый 19, который
так же составляет замкнутую неформальную
группировку с испытуемыми 4, 6 и 2 и входит
в микрогруппу с испытуемыми 3 и 9. Испытуемый
18 является лидером неформальной группировки
юношей, состоящей из испытуемых 20, 25, 22,
8 и 11. Четвертую микрогруппу составляют
испытуемые – девушки 14, 13, и 1 во главе
с лидером 12. Интересно отметить, что испытуемые
10 и 16 могут взаимодействовать с более
выокостатусными членами группы только
через испытуемых 23, 17 и 9, и составляют,
таким образом, цепочку положительных
выборов.
В данной исследуемой группе также можно
выделить испытуемых, не получивших ни
одного положительного выбора (испытуемый
26, 21, 15, 24 и 7), что говорит об отверженности
данных членов класса другими учениками
класса. Однако в отличие от группы несовершеннолетних
осужденных, в школьном классе нет членов
группы, находящихся в психологической
изоляции от других членов группы.
Особенностью данной
исследуемой группы является отсутствие
положительных взаимосвязей между юношами
и девушками, что не характерно для подросткового
возраста. Только микрогруппа из испытуемых
19, 3 и 9 является разнополой, остальные
же положительные связи прослеживаются
только между представителями своего
пола. Отрицательные же выборы направлены
как на представителей своего пола, так
и противоположного.
Таким
образом, выокостатусными членами школьного
класса являются испытуемые 19, 12 и 5. К группе
отверженных мы можем отнести испытуемых
26, 21, 15, 24 и 7. Остальные же ученики класса
во главе с выявленными лидерами объединяются
в четыре неформальные группы.
По
результатам используемых методик
нами были выделены лидеры исследуемых
групп. Анализ результатов методики «Определение
неформальной интрагрупповой структуры
власти в контактном сообществе» показал,
что лидерами в группе несовершеннолетних
правонарушителей являются испытуемый
6, 11 и 16 (Таблица 1).
Таблица
1.
Средний
ранг степени влияния на группу для
несовершеннолетних правонарушителей
Номер
испытуемого |
Средний
ранг
степени
влияния
на группу |
Номер
испытуемого |
Средний
ранг
степени
влияния
на группу |
6 |
4,00 |
4 |
3,40 |
11 |
4,00 |
2 |
3,27 |
16 |
4,00 |
5 |
3,27 |
14 |
3,87 |
18 |
3,13 |
12 |
3,60 |
9 |
3,00 |
13 |
3,53 |
15 |
2,93 |
3 |
3,53 |
10 |
2,73 |
8 |
3,40 |
17 |
2,67 |
7 |
3,40 |
1 |
2,60 |
Примечание:
жирным шрифтом выделены выявленные лидеры
группы
По
результатам социометрического
обследования так же были выявлены
высокостатусные члены микрогрупп осужденных.
Ими являются испытуемые 11, 5 и 18, хотя средний
ранг степени влияния для испытуемых 5
и 18 является невысоким (Таблица 1). Это
может означать то, что данные испытуемые
не обладают властными полномочиями в
группе, однако импонируют другим членам
своего отряда.
Аналогичным
образом были выявлены ученики школьного
класса, оказывающие наибольшее влияние
на других членов группы. Ими являются
испытуемые 22 и 19. Проанализировав результаты
социометрии можно выделить еще две социометрические
«звезды» группы – испытуемого под номером
18 и 12, хотя данные испытуемые не обладают
высокой степенью влияния на других учеников
школьного класса (Таблица 2). Это может
означать то, что данные испытуемые не
обладают властными полномочиями в группе,
однако импонируют другим членам исследуемой
группы.
Таблица
2.
Средний
ранг степени влияния на группу для
школьного класса
Номер
испытуемого |
Средний
ранг
степени
влияния
на группу |
Номер
испытуемого |
Средней
ранг
степени
влияния
на группу |
22 |
3,44 |
25 |
2,67 |
19 |
3,33 |
6 |
2,61 |
23 |
3,17 |
18 |
2,56 |
1 |
3,17 |
14 |
2,39 |
12 |
3,11 |
9 |
2,39 |
8 |
3,06 |
16 |
2,33 |
5 |
2,94 |
2 |
2,33 |
3 |
2,83 |
11 |
2,28 |
17 |
2,78 |
4 |
2,11 |
21 |
2,72 |
24 |
1,83 |
20 |
2,72 |
15 |
1,72 |
13 |
2,72 |
7 |
1,61 |
10 |
2,72 |
26 |
1,22 |
Примечание:
жирным шрифтом выделены выявленные лидеры
группы
Таким
образом, в результате проведенного
исследования мы получили данные, подтверждающие
нашу гипотезу о том, что
интрагрупповая структура группы осужденных
подростков по сравнению со школьным классом
носит более строго стратифицированный
характер. Иерархия в группе правонарушителей
выражена более четко, однозначно выделяются
три иерархических слоя. В школьном же
классе границы микрогрупп более стерты
и неоднозначны, а количество неформальных
групп больше, хотя так же можно выделить
однозначных социометрических звезд.
- Представление
о лидерских качествах у группы
несовершеннолетних осужденных и учеников
школьного класса.
На основании результатов
методики «Самооценка лидерских качеств»
был проведен сравнительный анализ представления
о лидерских качествах у группы несовершеннолетних
правонарушителей и учеников школьного
класса. В результате статистической обработки
данных (критерий U-Манна-Уитни) получены
следующие результаты.
Между
группой школьников и группой осужденных
выявлены статистически достоверные различия
по следующим критериям: целеустремленность,
хладнокровность, доминирование, ответственность,
авторитарность справедливость, инициатива,
стремление влиять и уверенность в себе
(Таблица 1).
У несовершеннолетних
правонарушителей в большей степени выражены
такие качества, как хладнокровность (p=0,000),
доминирование (р=0,000), авторитарность
(р=0,001), стремление влиять (р=0,001). Полученные
данные свидетельствуют о том, что осужденные
подростки более склонны принимать решения
за других членов группы, не учитывая их
интересы и предпочтения. Осужденные подростки
обладают стремлением максимально подчинить
себе других осужденных своего отряда.
Так же они стремятся к расширению сферы
влияния внутри группы и, если это возможно,
за ее пределами. Правонарушители отличаются
меньшей восприимчивостью к эмоциональным
проявлениям окружающих.
Рис.
1. Средняя оценка выраженности лидерских
качеств у членов группы несовершеннолетних
осужденных и учеников школьного класса
Полученные результаты можно объяснить
тем, что в условиях отбывания наказания
подростки вынуждены соблюдать строгую
иерархию интрагрупповых отношений. Авторитарность
и хладнокровность является одним из наиболее
ценных качеств лидера. Специфические
условия порождают борьбу за власть и
сохранение личного достоинства, что обостряет
стремление правонарушителей влиять и
управлять другими членными группы. Так
же нужно отметить, что данные качества
могут быть свойственны не только исследуемой
группе несовершеннолетних правонарушителей,
но и представителям криминальной субкультуры
в целом.