Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Содержание

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41

Работа состоит из  1 файл

Особ-та лидерства н.л. осужденных.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

5 ставится, когда испытуемый обладает очень высокой степенью влияния, 4 – высокая степень влияния,  3 - средняя, 2 - низкая, 1 – очень низкая степень влияния.

     В результате обследования выявляются особенности интрагрупповой структуры групп, а также информация о месте каждого конкретного испытуемого в интрагрупповой неформальной иерархии власти.

  1. Социометрическая  методика – методическая процедура, позволяющая замерить и оценить аттракционные отношения типа «симпатия – антипатия» в реально функционирующих контактных малых группах (Приложение 5) [5,с. 285].

     Отбор критериев социометрии проводился с учетом рекомендаций специалистов – психологов исправительной колонии, а так же школьного психолога. В итоге были сформулированны критерии оциометрии соответственно возрастным особенностям подросткового возраста, где ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение со сверстниками. Выбор значимых ситуаций  для оценивания позволил повысить надежность социометрической процедуры.

  Испытуемым  предлагается ответить на 8 вопросов (4 на положительный выбор и 4 – на отрицательный) типа «С кем бы из ребят из твоего отряда ты поделился бы своим секретом?» или «Кого бы из ребят из твоего отряда ты не пригласил бы к себе домой на праздник (день рождения, семейный праздник и  т.д.)?».

  При помощи данной методики выявляется характер межличностных отношений внутри групп, а так же внутригрупповые подсистемы, во главе которых стоят неформальные лидеры.

  1. Методика  самооценки лидерских качеств (Кондратьев Ю.М.) [5,с. 305] (Приложение 6). Методика направлена на определение степени выраженности лидерских качеств у членов группы. Испытуемым предлагается оценить каждого члена группы по  14 лидерским качествам по пятибалльной шкале. Например:
 

Целеустремленность

Ответственность

Физическая  сила

Петров  Петр

5

4

 

1

Иванов  Иван

2

3

 

3

5 баллов  ставится, если у оцениваемого  данное качество проявляется  всегда, 4 балла – проявляется  часто, 3 балла – иногда, 2-редко, 1 – никогда не проявляется.

     В результаты мы получили усредненную  оценку каждого испытуемого по каждому приведенному качеству, что позволило нам провести сравнительный анализ и выявить различия между испытуемыми-лидерами и остальными членными группы.

            Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с применением статистического пакета SPSS Statistics 19.0. На основании статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни) получены следующие результаты.

    1. Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей

     Методический  прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в  контактном сообществе и методика «Социометрия»  позволили нам выявить структуру  группы несовершеннолетних правонарушителей и школьного класса. Интрагрупповая структура группы осужденных подростков имеет свои особенности.

     Проанализировав полученную социограмму, можно сделать предположение о наличии в группе несовершеннолетних осужденных одного единого для всей группы лидера (испытуемый 11), который получил максимальное количество выборов при проведении социометрической процедуры. Испытуемые 18 и 5 получили чуть меньше выборов, и являются лидерами двух обнаруженных нами группировок (Приложение 7). Одну из них составляют испытуемые 8, 14, 13, 17, 10 и 2, где лидером является испытуемый 18. Во вторую микрогруппу входят испытуемые 7, 3, 16 и 15,  где лидером является испытуемый 5. Так же можно отметить причастность  к данной группировке и испытуемого 6,  т.к. он выбирает одного из членов данной микрогруппы, хотя и не имеет взаимного выбора.

     В структуре исследуемой группы четко  прослеживается слой, состоящий из низкостатусных членов группы. Это испытуемые 9 и 1, которые получили максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии положительных, при этом испытуемому 9 импонируют лидеры микрогрупп 18 и 5, однако взаимной симпатии он не получает. Так же интересно отметить, что индивид 6 находится в психологической изоляции от остальных членов группы.

     Таким образом, в группе несовершеннолетних осужденных прослеживается строгая иерархия: испытуемые 11, 18 и 5 являются высокостатуными членами группы, далее выделяется 2 микрогруппы во главе с лидерами 18 и 5, а испытуемые 4, 9 и 1 отвергаются всеми членами группы, что позволяет нам объединить их в такой слой, как «отверженные».

     Внутригрупповая структура школьного класса отличается наличием большего количества группировок. Социометрической звездой в школьном классе является испытуемый 19, который так же составляет замкнутую неформальную группировку с испытуемыми 4, 6 и 2 и входит в микрогруппу с испытуемыми 3 и 9. Испытуемый 18 является лидером неформальной группировки юношей, состоящей из испытуемых 20, 25, 22, 8 и 11.  Четвертую микрогруппу составляют испытуемые – девушки 14, 13, и 1 во главе с лидером 12. Интересно отметить, что испытуемые 10  и 16 могут взаимодействовать с более выокостатусными членами группы только через испытуемых 23, 17 и 9, и составляют, таким образом, цепочку положительных выборов.

       В данной исследуемой группе также можно выделить испытуемых, не получивших ни одного положительного выбора (испытуемый 26, 21, 15, 24 и 7), что говорит об отверженности данных членов класса другими учениками класса. Однако в отличие от группы несовершеннолетних осужденных, в школьном классе нет членов группы, находящихся в психологической изоляции от других членов группы.

      Особенностью данной исследуемой группы является отсутствие положительных взаимосвязей между юношами и девушками, что не характерно для подросткового возраста. Только микрогруппа из испытуемых 19, 3 и 9 является разнополой, остальные же  положительные связи прослеживаются только между представителями своего пола. Отрицательные же выборы направлены как на представителей своего пола, так и противоположного.

     Таким образом, выокостатусными членами школьного класса являются испытуемые 19, 12 и 5. К группе отверженных мы можем отнести испытуемых 26, 21, 15, 24 и 7. Остальные же ученики класса во главе с выявленными лидерами объединяются в четыре неформальные группы.

     По  результатам используемых методик нами были выделены лидеры исследуемых групп. Анализ результатов методики «Определение неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе» показал, что лидерами в группе несовершеннолетних правонарушителей являются испытуемый 6, 11 и 16 (Таблица 1).

     Таблица 1.

     Средний ранг степени влияния на группу для  несовершеннолетних правонарушителей

Номер

испытуемого

Средний ранг

степени влияния 

на группу

Номер

испытуемого

Средний ранг

степени влияния 

на группу

6 4,00 4 3,40
11 4,00 2 3,27
16 4,00 5 3,27
14 3,87 18 3,13
12 3,60 9 3,00
13 3,53 15 2,93
3 3,53 10 2,73
8 3,40 17 2,67
7 3,40 1 2,60

Примечание: жирным шрифтом выделены выявленные лидеры группы

     По  результатам социометрического  обследования так же были выявлены высокостатусные члены микрогрупп осужденных. Ими являются испытуемые 11, 5 и 18, хотя средний ранг степени влияния для испытуемых 5 и 18 является невысоким (Таблица 1). Это может означать то, что данные испытуемые не обладают властными полномочиями в группе, однако импонируют другим членам своего отряда.

     Аналогичным образом были выявлены ученики школьного класса, оказывающие наибольшее влияние на других членов группы. Ими являются испытуемые 22 и 19. Проанализировав результаты социометрии можно выделить еще две социометрические «звезды» группы – испытуемого под номером 18 и 12, хотя данные испытуемые не обладают высокой степенью влияния на других учеников школьного класса  (Таблица 2). Это может означать то, что данные испытуемые не обладают властными полномочиями в группе, однако импонируют другим членам исследуемой группы.

     Таблица 2.

     Средний ранг степени влияния на группу для школьного класса

Номер

испытуемого

Средний ранг

степени влияния 

на группу

Номер

испытуемого

Средней ранг

степени влияния

на группу

22 3,44 25 2,67
19 3,33 6 2,61
23 3,17 18 2,56
1 3,17 14 2,39
12 3,11 9 2,39
8 3,06 16 2,33
5 2,94 2 2,33
3 2,83 11 2,28
17 2,78 4 2,11
21 2,72 24 1,83
20 2,72 15 1,72
13 2,72 7 1,61
10 2,72 26 1,22

Примечание:  жирным шрифтом выделены выявленные лидеры группы

     Таким образом,  в результате проведенного исследования мы получили данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что интрагрупповая структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом носит более строго стратифицированный характер. Иерархия в группе правонарушителей выражена более четко, однозначно выделяются три иерархических слоя. В школьном же классе границы микрогрупп более стерты и неоднозначны, а количество неформальных групп больше, хотя так же можно выделить однозначных социометрических звезд. 

    1. Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и учеников школьного класса.

            На основании результатов методики «Самооценка лидерских качеств» был проведен сравнительный анализ представления о лидерских качествах у группы несовершеннолетних правонарушителей и учеников школьного класса. В результате статистической обработки данных (критерий U-Манна-Уитни) получены следующие результаты.

   Между группой школьников и группой осужденных выявлены статистически достоверные различия по следующим критериям: целеустремленность, хладнокровность, доминирование, ответственность, авторитарность справедливость, инициатива, стремление влиять и уверенность в себе (Таблица 1).

            У несовершеннолетних правонарушителей в большей степени выражены такие качества, как хладнокровность (p=0,000), доминирование (р=0,000), авторитарность (р=0,001), стремление влиять (р=0,001). Полученные данные свидетельствуют о том, что осужденные подростки более склонны принимать решения за других членов группы, не учитывая их интересы и предпочтения. Осужденные подростки обладают стремлением максимально подчинить себе других осужденных своего отряда. Так же они стремятся к расширению сферы влияния внутри группы и, если это возможно, за ее пределами. Правонарушители отличаются меньшей восприимчивостью к эмоциональным проявлениям окружающих.

Рис. 1. Средняя оценка выраженности лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних осужденных и учеников школьного класса

          Полученные результаты можно объяснить тем, что в условиях отбывания наказания подростки вынуждены соблюдать строгую иерархию интрагрупповых отношений. Авторитарность и хладнокровность является одним из наиболее ценных качеств лидера.  Специфические условия порождают борьбу за власть и сохранение личного достоинства, что обостряет стремление правонарушителей влиять и управлять другими членными группы. Так же нужно отметить, что данные качества могут быть свойственны не только исследуемой группе несовершеннолетних правонарушителей, но и представителям криминальной субкультуры в целом.

Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей