Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Содержание

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41

Работа состоит из  1 файл

Особ-та лидерства н.л. осужденных.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

     Второй  диагностический прием – использование  метода референтометрии. Это способ выявления групп и лиц, обладающих для человека ценностной значимостью. В случае диагностики лидеров, выявляют референтных членов группы, т.е. тех, к мнению которых прислушиваются, хотя при этом не всегда на это мнение ориентируются при построении собственного поведения [4, c.222].

     Третий  подход к диагностике лидерства  в малой группе связан с динамическим пониманием этого феномена.  Изучать  лидерство – это одновременно и создавать его, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими в группе изменениями. Суть данного подхода заключается в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Исследователю в данном случае необходимо иметь четкое представление о признаках проявления лидерских качеств и поведения у того или иного члена группы [4, c.223].

  Таким образом, нужно отметить, что лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. 

  Как отмечают многие исследователи, индивид  может стать лидером только при  наличии у него необходимых для  этого качеств. Наиболее часто упоминаемыми из них являются: влияние на окружающих, доминирование, предприимчивость, сила воли, способность быстро адаптироваться, стремление к саморазвитию, экстравертность, эмпатия, дальновидность и др. Однако наличия лишь этих качеств недостаточно для осуществления эффективного лидерства, необходимо так же учитывать те условия, в которых происходит данный процесс. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

  2. 1. Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных

  Как мы уже отметили в первой главе, при изучении лидерства необходимо учитывать не только качества лидера, но и те условия, в которых протекает данный процесс. Именно поэтому прежде чем начать рассматривать особенности лидерства в группе несовершеннолетних правонарушителей, необходимо охарактеризовать их психологические особенности и ту среду, в которой они пребывают.

  Внутренний  мир несовершеннолетних осужденных наполнен различным идейно-нравственным содержанием отрицательной направленности, которое ярче всего проявляется в асоциальной субкультуре несовершеннолетних правонарушителей.

  Понятие асоциальной или криминальной субкультуры как социально-психологического явления довольно сложное и многообразное. В рамках нашей работы данное понятие мы будем рассматривать в узком смысле, т.е. как различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни [3, c.154].

  Сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знать, есть ли на их территории социально-негативные явления и как далеко зашло расслоение неформальной сферы отношений. Для этого нужно знать внешние признаки криминальной субкультуры. Пирожков В.Ф. отмечает, что проявления криминальной субкультуры сходны во всех закрытых специальных воспитательных и исправительных учреждениях для несовершеннолетних. В их перечень входят такие признаки, как: жесткая групповая стратификация;  наличие меченых столов, посуды, одежды и других предметов; групповые нарушения режима; факты полового извращения и т.д. [18, c.118].

  Однако  следует использовать все эти критерии в системе, т.к. ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Необходимо не только установить наличие тех или иных признаков  криминальной субкультуры несовершеннолетних, но и провести их боле глубокий детальный анализ.

  Ценность  изучения и знания криминальной субкультуры наблюдается и при социально-психологических исследованиях. Использование методов прямого изучения  групп несовершеннолетних в специальных исправительных учреждениях не всегда корректно и успешно, т.к. социометрические методики в среде преступников не отражают объективной картины внутригрупповых отношений. Данное явление имеет ряд причин. Во-первых, криминальные группы не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений. Во-вторых, лишение свободы и другие ограничения являются мощным психотравмирующим фактором, помещая, таким образом, осужденного в ситуацию фрустрации. Социометрическое измерение искажается еще и потому, что в преступной среде существует стойкое отвержение одних членов группы другими при наличии между ними враждебных отношений [18, c.113].

  В отличие от групп законопослушных  подростков и юношей в криминальных группах социально-психологическая  стратификация закрепляется социальной стигматизацией, т.е. социальным клеймением.   Средствами социальной стигматизации являются: [11, c.56].

  • Татуировки, в которых отражается опыт несовершеннолетнего в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде
  • Клички, по степени благозвучности (неблагозвучности), возвышенности (оскорбительности) которых можно судить о положении личности в групповой иерархии (чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в группе осужденных)
  • Система вещественных атрибутов, к которым относится  носильная одежда и обувь, личные вещи, пища и т.п. Например, лидер («вожак») первым получает пищу в столовой, носит самую новую одежду и т.д.
  • Размещение  осужденного в пространстве, занимаемой группой несовершеннолетних правонарушителей. Определенные точки пространства (столовая, спальня и т.д.) обладают разной ценностью. Например, вожак никогда не займет кровать около входной двери, унитаза в камере и т.п., здесь должен находиться подросток из «низов», даже если в помещении есть свободные кровати в удобных местах.

  В пространственно – знаковой социометрии  в качестве критериев используются не вопросы, которые принято задавать опрашиваемым, а готовые ответы, т.е. «знаки различия». Исследователь, правильно читая эти знаки, может не только легко и объективно установить характер межличностных отношений в группе несовершеннолетних осужденных, но и движение правонарушителя по лестнице групповой иерархии [18, c.114].

2. 2. Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии.

  Жизнь и деятельность осужденных, как и  других людей, проходит в малых группах, знание структуры которых несет информацию, как о самой группе, так и о ее членах. Структура малых групп дает возможность судить о внутригрупповых социально-психологических процессах, происходящих в них. Во всем многообразии структур групп можно выделить наиболее типичные и часто встречающиеся.   Графическое представление наиболее типичных и часто встречающихся типов структур малых групп приведено в Приложении 1.

  «Цепочка»  - тип групповой структуры, характерной  особенностью которой является последовательная связь осужденных между собой. У каждого в такой группе постоянные контакты не более, чем с двумя осужденными. Наиболее слабые звенья такой «цепочки» - осужденные, являющиеся крайними ее членами. Данная структура группы очень не устойчива и ведет либо к распаду группы, либо разделению на две. Такой тип редко встречается в среде осужденных.

  «Ядро» - группа из 3-х и более осужденных, связанных по принципу «каждый с  каждым». Группы такого типа наиболее устойчивые и замкнутые. Такая структура  группы в большей степени свойственна положительно направленной группе, однако группы отрицательной направленности с такой структурой опасны в большей степени.

  «Звезда» - группа с числом осужденных более 3-х человек. Отличительной чертой такой структуры является наличие  центрального члена группы, имеющего связь со всеми другими осужденными, который имеет статус лидера. Это наиболее часто распространенный тип групповой структуры в криминальной среде, однако отделение от группы центрального ее члена ведет к ее распаду [10, c.19].

  Правильное определение структуры группы осужденных дает возможность избрать наиболее рациональный метод воздействия как на всю группу в целом, так и на отдельных ее членов.

  Важнейшими  особенностями групповой стратификации  в системе субкультуры осужденных являются следующие: [11, c.129].

   1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение социальных статусов и ролей в группе «своих».

   2. Социальное клеймение: использование для обозначения принадлежности правонарушителей к высшим слоям группы возвышенных терминов, а к низшим иерархическим группам – оскорбительных, унижающих человеческую личность.

   3. Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы. Чаще невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма, т.е. потери статуса.

   4. Затрудненная мобильность вверх и облеченная мобильность вниз. Смена статусов с низших на высшие затруднена, в то время как «потерять» статус очень легко.

   5. Основанием повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний», а понижения статуса – поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы, т.е. «законам» преступного  мира.

   6. Авторитарность и строгая субординация в отношении «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «верхами» «низов». Способность общаться с представителями низших членов групп, как с рабами, является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической касте.

   7. Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, привилегий.

   8. Устойчивость статуса при переводе в другое спецучреждение или при выходе на свободу. Попытки избавиться от статуса путем его завышения жестко наказываются, те же, как и попытки пользования «привилегиями» не по статусу.

   Статус  личности в уголовном мире складывается под влиянием целого ряда факторов, каждый из которых представляет составную часть в общей иерархии престижа личности. В качестве этих факторов В.Ф. Пирожков выделяет следующие (взаимосвязь данных факторов представлена в Приложении 2): [18, c.127].

  1) индивидуально-личностные: «бывалость» (преступный опыт); характерологические особенности (личностные качества); физическая сила.

  2) социально-групповые: возраст (авторитетнее тот, кто старше в данной группе осужденных); социальное происхождение; национальность; региональная принадлежность («землячество» формирует чувство «мы»).

  3) криминологические: категория и квалификация преступной группы; стаж преступной деятельности (рецидивизм); срок лишения свободы; поведение в правоохранительных органах (на следствие, в суде, в милиции и т.д.); соучастие в прошлых преступлениях

  4) поведенческие: поведение в адаптационный период в группе осужденных; отношение к ниже стоящим в групповой иерархии; отношение к официальному активу; отношение к «чужим»; отношение к учебе и проводимой воспитательной работе; отношение к законам и  требованиям режима.

  Таким образом, под влиянием перечисленных  факторов определяется статус личности каждого осужденного, для обозначения которого у несовершеннолетних правонарушителей существует свой ряд терминов.

  По  мнению Башкатова И.П. всех несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на пять категорий: [2, c.263].

  1. «Авторитетные» правонарушители  – так называемые «боссы»,  «паханы»: законодатели правил криминальной субкультуры; верховные судьи в спорах и конфликтах.

  2. «Борзые»:  советники при «боссе»; толкователи правил криминальной субкультуры; исполнители требований правил субкультуры и воли «боса»

  3. «Пацаны» - средний слой правонарушителей, прошедших прописку и претендующих на более высокую роль в системе неформальных отношений;

  4. «Чушки», «шестерки» - правонарушители, еще не прошедшие испытательного срока. Могут служить объектами издевательств, если в группе нет обиженных.

Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей