Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41
Второй
диагностический прием –
Третий подход к диагностике лидерства в малой группе связан с динамическим пониманием этого феномена. Изучать лидерство – это одновременно и создавать его, давая группе опыт работы с лидером и наблюдая за происходящими в группе изменениями. Суть данного подхода заключается в создании ситуации реального взаимодействия в значимой для группы сфере жизни. Наблюдение за группой может осуществляться в реальной групповой ситуации, смоделированной ситуации, игре. Исследователю в данном случае необходимо иметь четкое представление о признаках проявления лидерских качеств и поведения у того или иного члена группы [4, c.223].
Таким образом, нужно отметить, что лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач.
Как
отмечают многие исследователи, индивид
может стать лидером только при
наличии у него необходимых для
этого качеств. Наиболее часто упоминаемыми
из них являются: влияние на окружающих,
доминирование, предприимчивость, сила
воли, способность быстро адаптироваться,
стремление к саморазвитию, экстравертность,
эмпатия, дальновидность и др. Однако наличия
лишь этих качеств недостаточно для осуществления
эффективного лидерства, необходимо так
же учитывать те условия, в которых происходит
данный процесс.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ
Однако следует использовать все эти критерии в системе, т.к. ряд внешне сходных признаков присущ подростково-юношеской субкультуре вообще. Необходимо не только установить наличие тех или иных признаков криминальной субкультуры несовершеннолетних, но и провести их боле глубокий детальный анализ.
Жизнь и деятельность осужденных, как и других людей, проходит в малых группах, знание структуры которых несет информацию, как о самой группе, так и о ее членах. Структура малых групп дает возможность судить о внутригрупповых социально-психологических процессах, происходящих в них. Во всем многообразии структур групп можно выделить наиболее типичные и часто встречающиеся. Графическое представление наиболее типичных и часто встречающихся типов структур малых групп приведено в Приложении 1.
Важнейшими
особенностями групповой
1. Жесткое деление на «своих» и «чужих», а также однозначное определение социальных статусов и ролей в группе «своих».
2. Социальное клеймение: использование для обозначения принадлежности правонарушителей к высшим слоям группы возвышенных терминов, а к низшим иерархическим группам – оскорбительных, унижающих человеческую личность.
3. Автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы. Чаще невозможность дружеских контактов между «низами» и «элитой» из-за угрозы остракизма, т.е. потери статуса.
4. Затрудненная мобильность вверх и облеченная мобильность вниз. Смена статусов с низших на высшие затруднена, в то время как «потерять» статус очень легко.
5. Основанием повышения социального статуса является успешное прохождение «испытаний», а понижения статуса – поведение, не соответствующее социальным ожиданиям группы, т.е. «законам» преступного мира.
6. Авторитарность и строгая субординация в отношении «верхов» и «низов», беспощадная эксплуатация и притеснение «верхами» «низов». Способность общаться с представителями низших членов групп, как с рабами, является показателем высокого статуса и принадлежности к высшей иерархической касте.
7. Наличие у «элиты» уголовного мира своих «законов», системы ценностей, привилегий.
8. Устойчивость статуса при переводе в другое спецучреждение или при выходе на свободу. Попытки избавиться от статуса путем его завышения жестко наказываются, те же, как и попытки пользования «привилегиями» не по статусу.
Статус личности в уголовном мире складывается под влиянием целого ряда факторов, каждый из которых представляет составную часть в общей иерархии престижа личности. В качестве этих факторов В.Ф. Пирожков выделяет следующие (взаимосвязь данных факторов представлена в Приложении 2): [18, c.127].
1) индивидуально-личностные: «бывалость» (преступный опыт); характерологические особенности (личностные качества); физическая сила.
2) социально-групповые: возраст (авторитетнее тот, кто старше в данной группе осужденных); социальное происхождение; национальность; региональная принадлежность («землячество» формирует чувство «мы»).
3) криминологические: категория и квалификация преступной группы; стаж преступной деятельности (рецидивизм); срок лишения свободы; поведение в правоохранительных органах (на следствие, в суде, в милиции и т.д.); соучастие в прошлых преступлениях
4) поведенческие: поведение в адаптационный период в группе осужденных; отношение к ниже стоящим в групповой иерархии; отношение к официальному активу; отношение к «чужим»; отношение к учебе и проводимой воспитательной работе; отношение к законам и требованиям режима.
Таким образом, под влиянием перечисленных факторов определяется статус личности каждого осужденного, для обозначения которого у несовершеннолетних правонарушителей существует свой ряд терминов.
По мнению Башкатова И.П. всех несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на пять категорий: [2, c.263].
1.
«Авторитетные»
2. «Борзые»: советники при «боссе»; толкователи правил криминальной субкультуры; исполнители требований правил субкультуры и воли «боса»
3.
«Пацаны» - средний слой правонарушителей,
прошедших прописку и
4. «Чушки», «шестерки» - правонарушители, еще не прошедшие испытательного срока. Могут служить объектами издевательств, если в группе нет обиженных.
Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей