Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Содержание

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41

Работа состоит из  1 файл

Особ-та лидерства н.л. осужденных.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

  5. «Обиженные» - правонарушители, служащие объектом издевательства, выполняющие всю грязную работу и т.д. Им присваивают унизительные прозвища «чушек», «обиженных» и т.д. Объект издевательств со стороны других осужденных, объект сексуального удовлетворения других правонарушителей, исполнитель всей «черной работы».

     Представители каждого уровня иерархии наделены определенными привилегиями и обязанностями что отображено в Приложении 3 [2, c.267].

     Таким образом, сотрудникам специальных воспитательных и исправительных заведений необходимо знание субкультуры групп несовершеннолетних правонарушителей. Это позволит обнаружить аспекты взаимодействия осужденных друг с другом, а значит выбрать для воздействия на ни наиболее эффективные средства.

   

3.1. Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей

  В социальной психологии понятие «лидер»  определяется как член группы, который  спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели [15, c.85].

  В связи с этим важными являются следующие моменты: [10, c.5].

  • Лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы.
  • Лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а, следовательно, с его личностью идентифицируется система групповых норм и ценностей.
  • Лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации.

    Лидер выполняет организаторскую, планирующую, представительскую, информационную, исполнительскую  функции, функцию контроля внутренних и внешних связей, поощрения, наказания, арбитра и посредника [14, c.19].

    Лидеры  сразу же обращают на себя внимание: они лучше других одеты, подтянуты, поскольку внешний вид является показателем статуса. У них имеются  и другие льготы, например, как мы уже отмечали в предыдущей главе, они выполняют более легкие работы или вообще не работают.

     Лидеры  криминальных групп имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, у них достаточно сильно развита воля. Они умеют властвовать над другими, подчинять их своему влиянию. Наиболее ценными в криминальной среде несовершеннолетних качествами являются авторитарность, грубость, изворотливость, находчивость, цинизм, жестокость по отношению даже к членам своей группы [17, c.432].

     В зависимости от преобладающих функций  и личностных черт выделяют различные  типы лидеров: [13, c.5].

     Лидер-бунтарь – способен спровоцировать групповой эксцесс, громко протестовать, но повести за собой дальше группу не может, угасает. Это эмоциональный лидер. Такие часто встречаются среди несовершеннолетних осужденных, вернувшихся из лечебных учреждений, где они, пообщавшись со взрослыми осужденными, могут попасть под влияние «воровской романтики». Однако при должной работе сотрудников воспитательной колонии они быстро переориентируются.

     Лидер – тактик – умеет определять стратегию и тактику для получения власти и реализации ее в действии. Это очень опасные лидеры, если их деятельность носит асоциальный характер.

     Лидер – вожак – способен не только поднять и эмоционально зажечь других, но и повести за собой. Они обычно являются идеалом для тех, кто следует за ними.

     Лидер – организатор – рационален, умен, сочетает в себе лучшие свойства других типов, способен управлять большим количеством людей рационально и эффективно.

     Не  все авторитетные осужденные стремятся  занять место лидера-организатора. Они понимают, что находятся под  постоянным вниманием администрации  колонии и малейшая их активность может послужить предлогом для изоляции. Кроме того, они отдают себе отчет о том, что в их среде есть и другие авторитетные осужденные, поэтому открытая борьба за лидерство опасна. Но если прибывший осужденный – действительно признанная в криминальном мире личность, то с ним всегда считаются, его информируют обо всех заслуживающих внимания событиях в колонии, с его открытого или молчаливого согласия совершаются противоправные действия.

     В отличие от других осужденных, лидеров  характеризует подчеркнутый внешний  вид, аккуратность и собранность, устойчивый стиль взаимодействия с другими осужденными и администрацией исправительного учреждения, который не противоречит неформальным нормам и правилам поведения. Их поведение отличается корыстной мотивацией, неуважением, а иногда и откровенным пренебрежением к лицам, занимающим низкие уровни на субкультурной «лестнице» статусов, которую мы охарактеризовали в предыдущей главе.

     Лидерам свойственно стремление к личностной самореализации и расширению сферы  влияния в среде осужденных, активное участие в культивировании неформальных ценностей, норм и стереотипов поведения.

  Они обладают организаторскими и коммуникативными способностями, учитывают потребности и интересы осужденных, их настроение и личностные трудности, внимательно следят за деятельностью администрации учреждения. Им присуще умение вовлекать осужденных в противоправную деятельность прямыми и косвенными способами. [13, c.40].

     Для этой категории осужденных характерны такие индивидуально-психологические  свойства, как внутренний локус контроля, убежденность в больших возможностях влиять на свою жизнь и судьбу других лиц. Их отличает целеустремленность, сдержанность, настойчивость, смелость, самообладание.

    Однако  этих качеств бывает недостаточно, чтобы стать влиятельным лидером. Занять ключевые позиции им помогает позитивная самооценка и эмоциональная отстраненность, проявляющаяся в сдержанности по отношению к окружающим или социальным ситуациям до тех пор, пока они не покушаются на внутригрупповую систему ценностей и правил поведения.

    Лидеры  обычно демонстрируют склонность к  манипулированию окружающими, требовательность к себе и членам «своих» группировок, уверенность в собственных силах, пластичность и проницательность. Лидеры не только хорошо адаптированы к условиям отбывания наказания, но и характеризуются психоэмоциональной устойчивостью к стрессогенным факторам, характерным для мест лишения свободы, обладают аналитическими способностями [10, c.8].

    Подведя итоги вышесказанному, приведем результаты исследования Мокрецова А.И и Новикова В.В., которые на основе анализа полученных данных расположили типичные черты лидеров в порядке убывания значимости. Возглавляют список хорошие организаторские и коммуникативные способности; развитое чувство справедливости и собственного достоинства; высокий уровень инициативы и активности; уверенность в себе; богатый криминальный опыт, независимость от мнения других; приверженность неформальному кодексу поведения и нетерпимость к его «нарушениям».

    Вторая  половина рейтинга включает следующие  качества: личная привлекательность и аккуратность, информированность и обширная сеть полезных связей, смелость, находчивость, хладнокровность, физическая сила, рассудительность [12, c.56].

    Таким образом, можно выделить следующие  лидерские качества:

    1. Хорошие организаторские способности
    2. Авторитарность
    3. Умение быстро оценить ситуацию
    4. Целеустремленность
    5. Культивирование неформальных ценностей и норм
    6. Предприимчивость
    7. Склонность к манипулированию
    8. Аналитические способности
    9. Стрессоустойчивость
    10. Независимость от мнения других
    11. Жесткость
    12. Уверенность в себе
    13. Ответственность
    14. Физическая сила
    15. Способность быстро адаптироваться
    16. Обширная сеть социальных связей
    17. Экстравертность
    18. Хладнокровность
    19. Нравственная зрелость
    20. Требовательность к себе и другим
    21. Рассудительность
    22. Доминирование
    23. Хорошие коммуникативные способности
    24. Стремление к расширению сферы влияния
    25. Справедливость
    26. Инициатива и активность
    27. Изворотливость
    28. Настойчивость
    29. Сила воли
    30. Грубость
    31. Смелость
    32. Цинизм
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВЫВОДЫ  ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ 

  1. Лидер играет большую роль в деятельности группы. Он, обладая определенным влиянием, должен мотивировать деятельность членов группы, обеспечивать внутригрупповое равновесие и удовлетворенность, и в то же время направлять и координировать усилия группы для достижения стоящих перед нею задач. 
  2. В отличие от групп законопослушных подростков в криминальных группах социально-психологическая стратификация более жесткая. Иерархия осужденных предполагает однозначное определение социальных статусов и ролей в группе, а также автономность существования каждого иерархического слоя, касты, группы.
  3. Лидеры групп несовершеннолетних осужденных имеют обычно хорошие организаторские способности, умеют быстро оценивать ситуацию, принимать решение, распределять обязанности между членами группы, у них достаточно сильно развита воля, целеустремленность и ответственность.
  4. Наиболее ценными в криминальной среде несовершеннолетних качествами являются авторитарность, грубость, хладнокровность, находчивость, доминирование, жестокость по отношению даже к членам своей группы.
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

3.1. Процедура  исследования

Цель  работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Гипотеза: лидерство в группе несовершеннолетних правонарушителей и в школьном классе различаются по следующим параметрам:

  1. Интрагрупповая  структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом  носит более строго стратифицированный характер.
  1. Лидерские качества в  группе несовершеннолетних правонарушителей носят в большей степени отрицательную направленность.

Эмпирические  задачи:

  1. Сравнить  внутригрупповую структуру группы несовершеннолетних правонарушителей и школьного класса.
  1.  Выявить  различия в представлении о  лидерских качествах у членов группы несовершеннолетних осужденных и учеников школьного класса.
  1. Сравнить  направленность лидерских качеств  у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса.

Выборка: исследование проводилось в одной из школ города Архангельска, а также в  одной из исправительных колоний. В исследовании приняли участие 26 учеников 9 класса (12 девушек и 14 юношей) в возрасте от 15 до 17 лет,   а также 18 осужденных юношей в возрасте от 15 до 18 лет.

 

Методы  и методики:

  1. Методический  прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе (Кондратьев Ю.М.) [5,с. 303] (Приложение 4). Данная методическая процедура позволяет выявить и выстроить интрагрупповую ранговую структуру неформальной власти в реально функционирующей контактной малой группе. Испытуемым предлагается приписать своим товарищам определенное место в группе по признаку «степень властного влияния» по 5 бальной шкале. Например:

Фамилия Имя

Степень влияния

1

Иванов Иван

5

2

Петров Петр

3

Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей