Так
же было выявлено, что у осужденных подростков
по сравнению со школьниками преобладают
такие качества, как: целеустремленность
(р=0,001), ответственность (р=0,004), справедливость
(р=0,000), инициатива (р=0,006) и уверенность
в себе (р=0,000).
Несовершеннолетние
правонарушители в большей степени,
чем школьники ориентированы
на получение результата деятельности.
Они способны более четко и
осознанно ставить цели, сопоставляя
необходимые и имеющиеся средства и возможности.
Осужденные понимают все последствия,
которые могут наступить вследствие принятых
ими решений или совершенных поступков.
Умение принять на себя ответственность
является предпосылкой для развития уверенности
в себе и своих силах.
Необходимо
отметить, что исследование проводилось
на осужденных, уже отбывающих наказание
в местах лишения свободы, соответственно
на них оказывает сильное влияние воспитательный
процесс данного учреждения. К несовершеннолетним
правонарушителям предъявляются высокие
требования, воспитывается дисциплинированность
и умение брать на себя ответственность.
Возможно, именно поэтому у осужденных
подростков отмечается более высокий
уровень инициативы, активности и ответственности.
- Направленность
лидерских качеств у членов группы
несовершеннолетних правонарушителей
и у учеников школьного класса.
В
результате анализа полученных данных
были выявлены следующие неформальные
лидеры группы несовершеннолетних осужденных:
испытуемые 5, 6, 11, 16 и 18. Данные испытуемые
характеризуются большей целеустремленностью,
независимостью, уверенностью в себе.
Так же у них более развиты такие качества,
как ответственность и инициатива. Высокий
уровень развития данных лидерских качеств
и позволил испытуемым занять более высокий
статус в группе. Однако наряду с положительными
качествами, по сравнению с остальными
членными группы у лидеров преобладают
и некоторые отрицательные качества. У
них в большей степени проявляется хладнокровность,
доминирование, грубость и авторитарность.
Это объясняется тем, что данные качества
наиболее ценны в криминальной среде,
без них невозможно обладать высокой степенью
власти группе.
Среди
учеников школьного класса были выявлены
следующие неформальные лидеры: испытуемые
12, 18, 19 и 22. Так же как и у лидеров группы
осужденных, у высокостатусных учеников
школьного класса в большей степени развита
целеустремленность, ответственность
и независимость. Это объясняется необходимостью
наличия высокого уровня развития данных
качеств для достижения высокого статуса
в группе, о чем так же говорится во многих
литературных источниках. Однако по сравнению
с группой несовершеннолетних осужденных,
лидеры школьного класса не отличаются
высокой степенью негативных лидерских
качеств, что объясняется отсутствием
в их необходимости для достижения высоких
позиций в группе и завоевания уважения
членов группы.
С
целью определения направленности
лидерских качеств у членов группы
несовершеннолетних правонарушителей
и у учеников школьного класса был
проведен сравнительный анализ по результатам
методики «Самоанализ лидерских качеств».
При помощи непараметрического критерия
U-Манна-Уитни были выявлены следующие
статистически достоверные различия между
лидерами группы несовершеннолетних правонарушителей
и лидерами школьного класса.
Рис.
2. Средняя оценка выраженности хладнокровности,
доминирования и грубости у лидеров осужденных
подростков и школьного класса
Сравнительный
анализ показал, что у лидеров
группы несовершеннолетних правонарушителей
в отличие от лидеров школьного класса
более выражены такие качества, как хладнокровность
(р=0,036), доминирование (р=0,036) и грубость
(р=0,036). То есть лидерство в группе осужденных
подростков в большей степени является
отрицательно направленным.
Как мы уже отмечали
выше, в условиях отбывания наказания
подростки вынуждены соблюдать строгую
иерархию интрагрупповых отношений. Такие
качества, как хладнокровность, доминирование
и грубость позволяют поддерживать осужденным
подросткам лидерский статус в группе,
что очень важно в данной среде. Специфические
условия порождают борьбу за власть и
сохранение личного достоинства, что обостряет
стремление правонарушителей влиять и
управлять другими членными группы.
Таким образом, в
результате исследования были получены
данные, подтверждающие нашу гипотезу
о том, что лидерство в группе несовершеннолетних
правонарушителей носит в большей степени
отрицательную направленность. У лидеров
группы осужденных подростков более выражены
такие качества, как грубость, хладнокровность
и жестокость, что обусловлено специфическими
условиями жизни группы, а так же психологическими
особенностями несовершеннолетних правонарушителей.
ВЫВОДЫ
ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
- Интрагрупповая
структура группы осужденных подростков
по сравнению со школьным классом носит
более строго стратифицированный характер,
четко прослеживается наличие иерархических
слоев.
- У осужденных
подростков по сравнению со школьниками
преобладают такие лидерские качества
как: целеустремленность, ответственность,
справедливость, инициатива и уверенность
в себе. Это обусловлено тем, что в условиях
спецучреждения, к подросткам предъявляются
более высокие требования, чем к школьникам.
- По сравнению
с лидерами школьного класса, у лидеров
группы осужденных подростков более выражены
такие качества, как грубость, хладнокровность
и жестокость, что объясняется их необходимостью
для достижения высоких позиций в группе
и завоевания уважения членов группы,
в отличие от школьного класса.
- Лидерские
качества группе несовершеннолетних
правонарушителей носят в большей степени
отрицательную направленность, что объясняется
тем, что данные качества наиболее ценны
в криминальной среде, без них невозможно
достичь высокого статуса в группе.
В
данной работе мы изучили понятие лидерства
в психологии, охарактеризовали особенности
межличностных отношений в среде несовершеннолетних
правонарушителей и рассмотрели особенности
лидерства в группе осужденных подростков.
Теоретический
обзор литературы по данной теме показал,
что лидер играет большую роль в деятельности
группы. Индивид может стать лидером только
при наличии у него необходимых для этого
качеств. Наиболее часто упоминаемыми
из них являются: хорошие организаторские
способности, уверенность в себе, общительность,
независимость от мнения других, ответственность,
целеустремленность, активность, способность
быстро адаптироваться и т.д.
В
результате исследования мы выявили, что
интрагрупповая структура группы осужденных
подростков по сравнению со школьным классом
носит более строго стратифицированный
характер.
У
лидеров группы осужденных подростков
более выражены такие качества, как
грубость, хладнокровность и жестокость,
что обусловлено их необходимостью
для достижения высоких позиций в группе,
в отличие от школьного класса. Так же
данные качества наиболее ценны в криминальной
среде, без них невозможно достичь высокого
статуса в группе.
В
завершении нашей работы, необходимо
отметить, что исследуемая тема в
психологии мало изучена. Чтобы успешно
руководить общением подростков в неформальных
группах, сотрудникам исправительных
учреждений необходимо хорошо знать позиции
всех членов группы, а так же особенности
каждой ступени групповой иерархии. Учитывая
рост численности несовершеннолетних
правонарушителей, следует больше внимания
уделять изучению социально – психологического
климата в криминальной среде.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Андреева
Г.М. Социальная психология. Учебник для
вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.
- Башкатов
И.П. Психология асоциально – криминальных
групп подростков и молодежи. – М.: Издательство
Московского психолого-социального института;
Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.-
416 с.
- Башкатов
И.П. Психология групп несовершеннолетних
правонарушителей (Социально-психологические
особенности). М.: Прометей, 1993. – 256 с.
- Битянова
М.Р. Социальная психология: Учебное пособие.
2-е изд., перераб. – СПб.:Питер, 2008. - 368с.
- Кондратьев
М.Ю. Социальная психология в образовании.-М.:
ПЕР СЭ, 2008. – 383с.
- Кричевский
Р.Г. Психология лидерства: Учебное пособие.
– М.: Статут, 2007. – 542с.
- Кудряшова
Е.В Лидер и лидерство: исследования
лидерства в современной западной общественно
– политической мысли. (Научн.изд) – Архангельск:
Изд-во Поморского международного педагогического
университета, 1996.- 256с.
- Кудряшова
Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства
и лидерство ценностей: лидерство как
предмет социально – философского анализа:
Монография. – Архангельск: Поморский
университет, 2004. – 296с.
- Личностные
особенности несовершеннолетних осужденных//Преступление
и наказание, 2009, № 7, С. 13
- Методические
рекомендации по организации психологической
работы с лидерами групп отрицательной
направленности. – М.: УСПВРО ФСИН России,
ГУФСИН России по Саратовской области,
2006. – 43с.
- Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия
преступного мира. СПб.: Дамы и господа 1992г.
- 318 с.
- Мокрецов
А.И. Психология личных взаимоотношений
осужденных в ИТУ// Социальные и соцально-психологические
проблемы отбывания наказания. Сб.тр. ВНИИ
МВД СССР.-М., 1982. Вып.5.
- Мокрецов
А.И., Новиков В.В. Личность осужденного:
социальная и психологическая работа
с различными категориями лиц, отбывающих
наказание (часть 2).-М.: НИИ ФСИН России,
2008.-150с.
- Особо опасные
лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие
на них./ Под ред Ю.А. Антоняна.-М.:ВНИИ МВД
СССР, 1989.-80с.
- Парыгин Б.Д
Основы социально-психологической теории .- М.:
Мысль, 1971. - 351c.
- Петровский
А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология
коллектива. - М.: Просвещение, 1978
- Пирожков
В.Ф. Законы преступного мира молодежи.
Криминальная субкультура. Тверь, Изд.
«Приз», 1994.
- Пирожков
В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89»,
2001.– 704с.
- Подгурецский
А. Очерки социологии права. М.: Прогресс,
1974, - 328с.
- Фетискин
Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. - М., Изд-во Института Психотерапии.
2002. - 490 с.
- Ю.Н. Емельянов.
Руководство коллективом как проблема
социальной психологии. М.,1971 [Электронный
ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm
-
«Цепочка»
-
«Ядро»
-
«Звезда»
Классификация
факторов, влияющих
на статус и положение
личности в криминальной
группе несовершеннолетних
осужденных
Приложение
3.
Права
и обязанности
правонарушителей в
системе криминальной
субкультуры
№ |
Положение
личности в групповой
иерархии |
Привилегии |
Обязанности |
1 |
«Рог зоны»,
«босс», «бугор», «авторитет», «отрицал»,
«пахан», «батя» |
Распоряжаться
имуществом и вещами всех членов группы;
иметь лучшее спальное место; получать
в первую очередь пищу; эксплуатировать
других осужденных |
Обеспечивать
сплоченность группы на основе правил
субкультуры; контролировать поведение
группы; применять к нарушителям
правила и санкции субкультуры |
2 |
«Борзый» |
Эксплуатировать
других; требовать беспрекословного
подчинения всех членов группы |
Требовать от всех
своевременного выполнения правил субкультуры,
распоряжений «босса»; беспрекословно
выполнять распоряжения «босса» |
3 |
«Пацан» |
Получать в
первую очередь вслед за «боссом»
и «борзым» пищу, иметь спальное
место и т.д.; заставлять за себя работать
нижестоящих в групповой иерархии |
Держать в подчинении
основную массу новичков, не прошедших
прописку; выполнять распоряжения «босса»;
не вступать в двусторонний контакт с
«обиженными» (не оказывать им помощи,
лишь отдавать распоряжения) |
4 |
«Чушка», «шестерка» |
Лишен всех привилегий,
если в группе нет «обиженных»; если
они есть, то используется вышестоящими
в качестве орудия издевательств
над «обиженными» |
Своевременно
выполнять «черную» работу за высоко-статусных
членов группы; знать, кому, что положено,
и не требовать неположенного; не
вступать в двусторонний контакт
с «обиженными» |
5 |
«Обиженный» |
Не имеет
никаких прав: перемещение в вышестоящую
касту исключено |
Питаться отдельно
от всех; беспрекословно выполнять
всю «грязную» работу (мытье туалета,
уборку, стирку чужого белья и т.п.);
не общаться с другими членами
группы; беспрекословно выполнять распоряжение
любого члена группы |