Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей
Объект исследования: лидерство как психологический феномен
Предмет: особенности лидерства в среде несовершеннолетних правонарушителей

Содержание

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В ПСИХОЛОГИИ……………………….5
Сущность понятия лидерство в психологии………………………….5
Подходы к диагностике лидерства…………………………………….8
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГРУППЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ…………………......11
Общая характеристика среды несовершеннолетних осужденных…11
Стратификация несовершеннолетних осужденных в уголовной иерархии………………………………………………………………..13
Психологические особенности личности лидера в группе несовершеннолетних правонарушителей............................................17
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ………………………………...…23
ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЛИДЕРСТВА В ГРУППЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ……………………..24
Процедура исследования……………………………………………....…24
Особенности интрагрупповой структуры группы несовершеннолетних правонарушителей………………………………………………………..27
Представление о лидерских качествах у группы несовершеннолетних осужденных и школьного класса………………………………………...31
Направленность лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у членов школьного класса….…………………………………………………………………...33
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ……………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....38
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...………..41

Работа состоит из  1 файл

Особ-та лидерства н.л. осужденных.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

     Так же было выявлено, что у осужденных подростков по сравнению со школьниками преобладают такие качества, как: целеустремленность (р=0,001), ответственность (р=0,004), справедливость (р=0,000), инициатива (р=0,006) и уверенность в себе (р=0,000).

     Несовершеннолетние  правонарушители в большей степени, чем школьники ориентированы  на получение результата деятельности. Они способны более четко и  осознанно  ставить цели, сопоставляя необходимые и имеющиеся средства и возможности. Осужденные понимают все последствия, которые могут наступить вследствие принятых ими решений или совершенных поступков. Умение принять на себя ответственность является предпосылкой для развития уверенности в себе и своих силах.

     Необходимо  отметить, что исследование проводилось  на осужденных, уже отбывающих наказание  в местах лишения свободы, соответственно на них оказывает сильное влияние воспитательный процесс данного учреждения. К несовершеннолетним правонарушителям предъявляются высокие требования, воспитывается дисциплинированность и умение брать на себя ответственность. Возможно, именно поэтому у осужденных подростков отмечается более высокий уровень инициативы, активности и ответственности.

    1. Направленность  лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у учеников школьного класса.

     В результате анализа полученных данных были выявлены следующие неформальные лидеры группы несовершеннолетних осужденных: испытуемые 5, 6, 11, 16 и 18. Данные испытуемые характеризуются большей целеустремленностью, независимостью, уверенностью в себе. Так же у них более развиты такие качества, как ответственность и инициатива. Высокий уровень развития данных лидерских качеств и позволил испытуемым занять более высокий статус в группе. Однако наряду с положительными качествами, по сравнению с остальными членными группы у лидеров преобладают и некоторые отрицательные качества. У них в большей степени проявляется хладнокровность, доминирование, грубость и авторитарность. Это объясняется тем, что данные качества наиболее ценны в криминальной среде, без них невозможно обладать высокой степенью власти  группе.

     Среди учеников школьного класса были выявлены следующие неформальные лидеры: испытуемые 12, 18, 19 и 22. Так же как и у лидеров группы осужденных, у высокостатусных учеников школьного класса в большей степени развита целеустремленность, ответственность и независимость. Это объясняется необходимостью наличия высокого уровня развития данных качеств для достижения высокого статуса в группе, о чем так же говорится во многих литературных источниках. Однако по сравнению с группой несовершеннолетних осужденных, лидеры школьного класса не отличаются высокой степенью негативных лидерских качеств, что объясняется отсутствием в их необходимости для достижения высоких позиций в группе и завоевания уважения членов группы.

     С целью определения направленности лидерских качеств у членов группы несовершеннолетних правонарушителей и у учеников школьного класса был проведен сравнительный анализ по результатам методики «Самоанализ лидерских качеств». При помощи непараметрического критерия U-Манна-Уитни были выявлены следующие статистически достоверные различия между лидерами группы несовершеннолетних правонарушителей и лидерами школьного класса.

Рис. 2. Средняя оценка выраженности хладнокровности, доминирования и грубости у лидеров осужденных подростков и школьного класса

     Сравнительный анализ показал, что у лидеров  группы несовершеннолетних правонарушителей в отличие от лидеров школьного класса более выражены такие качества, как хладнокровность (р=0,036), доминирование (р=0,036) и грубость (р=0,036). То есть лидерство в группе осужденных подростков в большей степени является отрицательно направленным.

            Как мы уже отмечали выше, в условиях отбывания наказания подростки вынуждены соблюдать строгую иерархию интрагрупповых отношений. Такие качества, как хладнокровность, доминирование и грубость позволяют поддерживать осужденным подросткам лидерский статус в группе, что очень важно в данной среде. Специфические условия порождают борьбу за власть и сохранение личного достоинства, что обостряет стремление правонарушителей влиять и управлять другими членными группы.

            Таким образом, в  результате исследования были получены данные, подтверждающие нашу гипотезу о том, что лидерство в  группе несовершеннолетних правонарушителей носит в большей степени отрицательную направленность. У лидеров группы осужденных подростков более выражены такие качества, как грубость, хладнокровность и жестокость, что обусловлено специфическими условиями жизни группы, а так же психологическими особенностями несовершеннолетних правонарушителей.

ВЫВОДЫ  ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

  1. Интрагрупповая  структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом носит более строго стратифицированный характер, четко прослеживается наличие иерархических слоев.
  1. У осужденных подростков по сравнению со школьниками преобладают такие лидерские качества как: целеустремленность, ответственность, справедливость, инициатива  и уверенность в себе. Это обусловлено тем, что в условиях спецучреждения, к подросткам предъявляются более высокие требования, чем к школьникам.
  1. По сравнению  с лидерами школьного класса, у лидеров группы осужденных подростков более выражены такие качества, как грубость, хладнокровность и жестокость, что объясняется их необходимостью для достижения высоких позиций в группе и завоевания уважения членов группы, в отличие от школьного класса.
  1. Лидерские качества  группе несовершеннолетних правонарушителей носят в большей степени отрицательную направленность, что объясняется тем, что данные качества наиболее ценны в криминальной среде, без них невозможно достичь высокого статуса в группе.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      В данной работе мы изучили понятие лидерства в психологии, охарактеризовали особенности межличностных отношений в среде несовершеннолетних правонарушителей и рассмотрели особенности лидерства в группе осужденных подростков.

   Теоретический обзор литературы по данной теме показал, что лидер играет большую роль в деятельности группы. Индивид может стать лидером только при наличии у него необходимых для этого качеств. Наиболее часто упоминаемыми из них являются: хорошие организаторские способности, уверенность в себе, общительность, независимость от мнения других, ответственность, целеустремленность, активность, способность быстро адаптироваться и т.д.

   В результате исследования мы выявили, что  интрагрупповая структура группы осужденных подростков по сравнению со школьным классом носит более строго стратифицированный характер.

   У лидеров группы осужденных подростков более выражены такие качества, как  грубость, хладнокровность и жестокость, что обусловлено их необходимостью для достижения высоких позиций в группе, в отличие от школьного класса. Так же данные качества наиболее ценны в криминальной среде, без них невозможно достичь высокого статуса в группе.

   В завершении нашей работы, необходимо отметить, что исследуемая тема в  психологии мало изучена. Чтобы успешно руководить общением подростков в неформальных группах, сотрудникам исправительных учреждений необходимо хорошо знать позиции всех членов группы, а так же особенности каждой ступени групповой иерархии. Учитывая рост численности несовершеннолетних правонарушителей, следует больше внимания уделять изучению социально – психологического климата в криминальной среде.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 1996. - 375с.
  2. Башкатов И.П. Психология асоциально – криминальных групп подростков и молодежи. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 416 с.
  3. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (Социально-психологические особенности). М.: Прометей, 1993. – 256 с. 
  4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.:Питер, 2008. - 368с.
  5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании.-М.: ПЕР СЭ, 2008. – 383с.
  6. Кричевский Р.Г. Психология лидерства: Учебное пособие. – М.: Статут, 2007. – 542с.
  7. Кудряшова Е.В   Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно – политической мысли. (Научн.изд) – Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета, 1996.- 256с.
  8. Кудряшова Е.В., Ананченко М.Ю. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально – философского анализа: Монография. – Архангельск: Поморский университет, 2004. – 296с.
  9. Личностные особенности несовершеннолетних осужденных//Преступление и наказание, 2009, № 7, С. 13
  10. Методические рекомендации по организации психологической работы с лидерами групп отрицательной направленности. – М.: УСПВРО ФСИН России, ГУФСИН России по Саратовской области, 2006. – 43с.
  11. Мильяненков Л.А. По ту сторону закона: Энциклопедия преступного мира. СПб.: Дамы и господа 1992г. - 318 с. 
  12. Мокрецов А.И. Психология личных взаимоотношений осужденных в ИТУ// Социальные и соцально-психологические проблемы отбывания наказания. Сб.тр. ВНИИ МВД СССР.-М., 1982. Вып.5.
  13. Мокрецов А.И., Новиков В.В. Личность осужденного: социальная и психологическая работа с различными категориями лиц, отбывающих наказание (часть 2).-М.: НИИ ФСИН России, 2008.-150с.
  14. Особо опасные лидеры в ИТУ и воспитательное воздействие на них./ Под ред Ю.А. Антоняна.-М.:ВНИИ МВД СССР, 1989.-80с.
  15. Парыгин Б.Д Основы социально-психологической теории .- М.: Мысль, 1971. - 351c.
  16. Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. -  М.: Просвещение, 1978
  17. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. Тверь, Изд. «Приз», 1994.
  18. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. – М.: «Ось-89», 2001.– 704с.
  19. Подгурецский А. Очерки социологии права. М.: Прогресс, 1974, - 328с.
  20. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
  21. Ю.Н. Емельянов. Руководство коллективом как проблема социальной психологии. М.,1971 [Электронный ресурс]: http://psyfactor.org/lider3.htm
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1.

    Графическое представление наиболее типичных и часто  встречающихся типов структур малых групп

  1. «Цепочка»

     

  1. «Ядро»

     

  1. «Звезда» 

     
     
     
     

    Приложение 2.

    Классификация факторов, влияющих на статус и положение личности в криминальной группе несовершеннолетних осужденных

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  Приложение  3.

  Права и обязанности  правонарушителей в  системе криминальной субкультуры

Положение личности в групповой  иерархии Привилегии Обязанности
1 «Рог зоны», «босс», «бугор», «авторитет», «отрицал», «пахан», «батя» Распоряжаться имуществом и вещами всех членов группы; иметь лучшее спальное место; получать в первую очередь пищу; эксплуатировать других осужденных Обеспечивать  сплоченность группы на основе правил субкультуры; контролировать поведение  группы; применять к нарушителям  правила и санкции субкультуры
2 «Борзый» Эксплуатировать других; требовать беспрекословного подчинения всех членов группы Требовать от всех своевременного выполнения правил субкультуры, распоряжений «босса»; беспрекословно выполнять распоряжения «босса»
3 «Пацан» Получать в  первую очередь вслед за «боссом» и «борзым» пищу, иметь спальное место и т.д.; заставлять за себя работать нижестоящих в групповой иерархии Держать в подчинении основную массу новичков, не прошедших  прописку; выполнять распоряжения «босса»; не вступать в двусторонний контакт с «обиженными» (не оказывать им помощи, лишь отдавать распоряжения)
4 «Чушка», «шестерка» Лишен всех привилегий, если в группе нет «обиженных»; если они есть, то используется вышестоящими в качестве орудия издевательств  над «обиженными» Своевременно  выполнять «черную» работу за высоко-статусных  членов группы; знать, кому, что положено, и не требовать неположенного; не вступать в двусторонний контакт  с «обиженными»
5 «Обиженный» Не имеет  никаких прав: перемещение в вышестоящую касту исключено Питаться отдельно от всех; беспрекословно выполнять  всю «грязную» работу (мытье туалета, уборку, стирку чужого белья и т.п.); не общаться с другими членами  группы; беспрекословно выполнять распоряжение любого члена группы

Информация о работе Особенности лидерства несовершеннолетних правонарушителей