Особенности мнестических процессов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Выявить критерии оценки уровня сформированности мнестических процессов у детей младшего школьного возраста.
Подобрать методики для исследования мнестических процессов младших школьников.
Провести методики на практике.
Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мнестических процессов у младших школьников. 6
1.1 Психолого-педагогические и психофизиологические особенности памяти. 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 20
Глава 2. Экспериментальное изучение мнестических процессов у младших школьников 26
2.1 Организация и методы исследования. 26
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения мнестических процессов у младших школьников 37
Заключение 43
Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

kursovaya0000.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)


 

Министерство  здравоохранения РФ

ГБОУ  ВПО Ставропольская государственная  медицинская академия

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Особенности мнестических процессов у младших школьников

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Теоретические  основы  развития мнестических процессов у младших школьников.                                                                                                    6

1.1 Психолого-педагогические и психофизиологические особенности памяти.                                                                                                                    6

1.2 Психолого-педагогические  особенности детей младшего школьного  возраста                                                                                                                16

1.3 Особенности  развития памяти в младшем  школьном возрасте                 20

Глава 2. Экспериментальное  изучение  мнестических процессов у младших школьников                                                                                                       26                                                                  

2.1 Организация и методы  исследования.                                                       26

2.2. Анализ результатов экспериментального изучения мнестических процессов у младших школьников                                                                              37

Заключение                                                                                                      43

Список литературы                                                                                              48

Приложение

 

 

 

Введение

Проблема, касающаяся формирования и развития продуктивных способов запоминания информации является одной из актуальных проблем ХХI века, так же вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.

Мир меняется быстрее, чем мы способны заметить, особенно в области производства и трансляции знаний. Диссонанс между увеличением объёма знаний и способностью человека их обрабатывать требует адекватного ответа со стороны системы образования. К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у школьников адекватных, рациональных приёмов и способов запоминания. Без целенаправленной специальной работы приёмы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются не продуктивными.

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для  родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов мнестических процессов человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, при её совершенствовании, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим. (А Бине, В. Штерна, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Комм, А.А. Люблинской и др.)

Память - это  способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врождённые и приобретённые механизмы поведения есть нечто иное, как запечатлённый, передаваемый по наследству или приобретенный в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям в жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнить, оно бы безвозвратно утрачивалось. «Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Проблема: Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л.С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти.

Цель  исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.

Объект  исследования: мнестическая сфера младших школьников.

Предмет исследования: мнестические процессы младших школьников.

Гипотеза: развитие памяти в младшем школьном возрасте происходит наиболее успешно в результате специально организованного обучения детей приемам запоминания и воспроизведения, выработки у них умений практического применения этих приемов в повседневной учебной жизни.

Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
  2. Выявить критерии оценки уровня сформированности мнестических процессов у детей младшего школьного возраста.
  3. Подобрать методики для исследования мнестических процессов младших школьников.
  4. Провести методики на практике.
  5. Проанализировать полученные результаты.

Теоретико-методологические основы исследования: работы по исследованию памяти ( Ю.Б. Гиппенрейтер, Герман Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер) теории психического развития детей младшего школьного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия), изучение мнестических процессов у младших школьников (Л.С. Выготский, П.К. Анохин, А.А. Ухтомский и др.)

Методы  исследования - для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы:

1) Теоретический  анализ литературы по проблеме исследования;

2) Тестирование;

3) Наблюдение.

Организация исследования

Исследование  проводилось на базе детского сада г.Ессентуки «Радуга» и младшие школьники средней общеобразовательной школы г.Ессентуки №10 в количестве 10 человек.

 

 

Глава 1. Теоретические основы развития мнестических процессов у младших школьников

    1. Психолого-педагогические и психофизиологические особенности  памяти.

Основными процессами памяти являются: запечатление, сохранение и забывание, воспроизведение и  узнавание. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны, и поэтому их часто именуют функциями ранее считавшегося единым психического процесса памяти.

Запоминание определяется как процесс, обеспечивающий удержание  запечатленного материала в памяти. Запоминание всегда избирательно: в  памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Даже при непроизвольном запоминании (непроизвольная память), когда мы не ставим себе определенной цели запоминания, лучше запоминаются предметы и явления, вызывающие интерес и затрагивающие эмоции. Непроизвольное запоминание более сильно развито в детстве, а у взрослых ослабевает. Произвольное запоминание (произвольная память) всегда имеет целенаправленный характер, и если при этом используются специальные приемы для лучшего усвоения материала (мнемотехника), то такое запоминание называют заучиванием. [13]

Память является наиболее обширным понятием.

Уже на этапе  запоминания происходит образование  ассоциаций. В случае механического запоминания (механическая память) между частями нового материала и имеющимися знаниями устанавливаются простые (механические) ассоциации путем многократного повторения. Осмысленное запоминание (логическая память) всегда требует установления смысловых связей нового с уже известным материалом и между отдельными частями новой информации. Эффективность логической памяти почти в 20 раз выше, чем при механическом заучивании.

Проблемой развития памяти занимались с древности: великий мыслитель-философ Аристотель, физиолог И.П. Павлов, советские психологи Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и в настоящий момент проблема памяти продолжает волновать умы известнейших психологов мира. Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания. [24]

Четкого единства на счет определения памяти у ученых нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось. [12, c.11]

Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга. [7, c.18]

По определению, данному в психологическом словаре, "память - это система мнемонических  процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта". [3, c.213]

По определению  А.В. Петровского, "память - запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта". [14, c.283]

По определению Ж. Пиаже, "память - совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека". [8, c.346]

По определению  В.Г. Крысько, "память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал". [5, c.103]

Память - основа психической деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания. [18, c.157]

Память считалась  одним из наиболее разработанных  разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало ее одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории памяти.

Рассмотрим  основные теории памяти. Ассоциативная  теория. Психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер, рассматривали память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие - "ассоциация" - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. Важным вкладом в науку была разработка Г. Эббингауза и его последователями методов количественного изучения процессов памяти.

Бихевиористы  провозгласили в качестве единственной задачи психологии установление однозначных связей между стимулами и реакциями, т.е. между внешними раздражителями и ответными движениями организма. Центральное место заняла проблема навыка (Э. Торндайк, Э. Толмен). Память изучалась преимущественно в непроизвольной форме.

Представители гештальт-теории (В. Кёлер, К. Коффка, М. Вертгеймер, К. Левин) в качестве ведущего условия запоминания рассматривали структуру материала, но они упустили из виду собственную деятельность человека.

В результате огромного  числа экспериментально-психологических исследований сложись личностные теории памяти, которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание). [8, c.371-372]

В смысловой  теории памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание.

Теория деятельности (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) включает систему теоретических  и практических действий, подчиненных  решению мнемической задачи - запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Здесь внимательно исследуется сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания. Начало изучения памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П. Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала.

В теории происхождения  высших психических функций (А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов) были выделены этапы фило - и онтогенетического развития памяти, особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной. Согласно деятельностной теории памяти, образование связей-ассоциаций между различными представлениями, а также запоминание, хранение и воспроизведение материала объясняются тем, что делает человек с этим материалом в процессе его мнемической обработки. [10, c.236-237]

Память - когнитивный  процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения.

Механизмы памяти можно рассматривать на различном уровне, с различных точек зрения. Если исходить из психологического понятия ассоциации, то физиологический механизм их образования - временные нервные связи. Движение нервных процессов в коре оставляет след, проторяются новые нервные пути, т.е. изменения в нейронах приводят к тому, что облегчается распространение нервных процессов именно в этом направлении. Таким образом, образование и сохранение временных связей, их угасание и оживление представляют собой физиологическую основу ассоциаций.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани ("мнема"). Основа памяти называется природной памятью.[10, c. 106]

 

 

Выделяют  три вида памяти:

  1. Наглядно-образная память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет, форму предмета и т.д.
  2. Словесно-логическая память, при которой запоминается информация на слух.
  3. Эмоциональная память, при которой запоминаются пережитые чувства, эмоции и события.

Информация о работе Особенности мнестических процессов у младших школьников