Особенности мнестических процессов у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Выявить критерии оценки уровня сформированности мнестических процессов у детей младшего школьного возраста.
Подобрать методики для исследования мнестических процессов младших школьников.
Провести методики на практике.
Проанализировать полученные результаты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мнестических процессов у младших школьников. 6
1.1 Психолого-педагогические и психофизиологические особенности памяти. 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 20
Глава 2. Экспериментальное изучение мнестических процессов у младших школьников 26
2.1 Организация и методы исследования. 26
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения мнестических процессов у младших школьников 37
Заключение 43
Список литературы 48

Работа состоит из  1 файл

kursovaya0000.doc

— 407.50 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Особенности  развития памяти в младшем школьном возрасте

Вопрос о  развитии памяти породил в психологии большие споры. При всей кажущейся  очевидности и несомненной актуальности вопроса, теоретические положения учения о развитии памяти детей, так называемого дошкольного возраста, не имеют классического однообразия. Л.С. Выготский показывал, что ни по одной теме в психологии нет столько споров, сколько их имеется в теориях, объясняющих проблему развития памяти.

Достаточно  простыми и понятными представляются теоретические положения концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским. Основным положением данной концепции о соотношении образной и словесной памяти в их развитии является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности.[11, c. 58]

Самый ранний вид - моторная или двигательная память начальное свое выражение находит  в первых, условных двигательных рефлексах  детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяцев после рождения.

Начало эмоциональной  или аффективной памяти, относится  к первому полугодию жизни ребенка.

Первые зачатки  свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.

Более высокий  вид памяти - память-рассказ. Она  имеется у ребенка уже в 34 года, когда начинают развиваться самые  основы логики. Память-рассказ и  представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ - это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.[11, c. 60]

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Непроизвольное  запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным.

Первые припоминания         впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трёх лет (имеются в виду воспоминания взрослых людей, связанные с детством). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного детства, у ребёнка связываются долговременная память и её основные механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями.[13]

У большинства  нормально развивающихся детей  младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память.

У некоторых детей дошкольного  возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Эйдетическая память возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей. [17]

На протяжении первого  года жизни заметно увеличивается  латентный период узнавания. Если восьми-, девятимесячный ребенок узнает близкого человека после двух-, трех- недельной  разлуки, то ребенок второго года жизни может узнавать знакомое лицо после полутора- и двухмесячного перерыва. На втором году жизни резко увеличивается объем и прочность детской памяти, что связано не только с созреванием нервного аппарата ребенка, но и с освоением ходьбы, которая способствует быстрому обогащению опыта ребенка.

Развитие моторной памяти    начинается в середине первого года жизни. Освоение предметных действий сознает благоприятные условия для запоминания выполняемых движений и действий. Те из них, которые получают сильное эмоциональное и деловое подкрепление в виде достигаемого ребенком желаемого результата, быстро упрочиваются. На втором году жизни простые движения схватывания предметов выполняются легко и организованно. Ребенок воспроизводит их по мере надобности в соответствующих условиях.[23]

На третьем  году жизни на основе двигательной памяти у ребенка вырабатываются действия. Они составляют основу навыков, формирующих уже в последующие периоды. К таким несформированными еще навыкам относятся, например, движения рук при умывании, действия ложкой во время еды. Зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц, перешагивание через препятствия, бег, прыжки и многие другие.

В дошкольном детстве развивается  особенно важный вид памяти - память на слова. Начиная с 6 месяцев, ребенок запоминает некоторые звукосочетания, а затем и слова, которые связываются с определенными предметами, лицами, действиями. В это время еще можно выделить специально словесную память, тогда как в последующие годы она сливается со смысловой. Освоение разговорной речи ведет к быстрому развитию смысловой памяти и памяти на целые словесные цепи, комплексы. [20]

Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется  постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. З.М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В дошкольном возрасте трех, четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.[19]

Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в  себя два этапа. На первом этапе формируется  необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.

С возрастом развивается  способность ребенка оценивать  возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше  они могут это делать. Со временем становятся более разнообразные и гибкие стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок.[30]

К концу дошкольного детства  у ребенка появляются элементы произвольной памяти. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. [31]

Однако тот факт, что  память развивается у дошкольника  наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, не значит, что следует довольствоваться этим фактом. Наоборот, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы. Поэтому можно говорить о развитии памяти ребенка начиная с раннего детства.[35]

Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма памяти сохраняет господствующее положение. Развитие пространственных представлений ребенка к 6-7 годам достигает высокого уровня. Для детей характерны попытки проведения анализа пространственных ситуаций.

Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Накопление к дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточный уровень развития памяти повышает у ребенка чувство уверенности в своих силах.[18]

Вывод:

Рассмотрев  особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.

В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание  мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).

Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и  поэтому целенаправленная развивающая  работа по овладеванию мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.[47]

 

 

Глава 2. Экспериментальное  изучение  мнестических процессов  у младших школьников.

2.1 Организация  и методы исследования.

Для успешного  обучения младших школьников необходимо, прежде всего, выявить особенности  памяти и её показатели, включая объем и способность удерживать информацию.

Без наличия  хорошей кратковременной и оперативной  зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных органов чувств, - учебная, трудовая, социальная и другая, не будет попадать в долговременную память и там надолго сохраняться. Опосредованную память, которая характеризуется наличием и самостоятельным, инициативным использованием ребенком различных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Важно также  правильно и точно оценить  динамические особенности процесса запоминания и припоминания, включая  такие показатели, как динамичность заучивания и его продуктивность, количество повторений, необходимых для безошибочного припоминания определенного набора единиц информации.

Память ребенка  младшего школьного возраста, как  и его внимание, должна оцениваться  не в целом, а дифференцированно, по отдельным показателям, и по каждому из них необходимо делать о памяти ребенка независимое заключение. Что же касается общих выводов о состоянии мнемических процессов у ребенка, то они имеют условное значение и только в общем характеризуют то, в какой степени развитой является его память.

Если большинство  отдельных показателей, относящихся  к частным видам памяти, сравнительно высоки, а остальные находятся на среднем уровне, то это не позволяет с достаточной уверенностью судить о том, что память ребенка хорошая или средняя. Те виды памяти, которые в данном случае не изучались, могут оказаться иными и как раз такими, которые важны в некоторых видах деятельности. Так что правильнее будет, если в выводах о состоянии памяти ребенка опираться на частные показатели.

Охарактеризуем  более подробно методики, с помощью  которых можно диагностировать особенности памяти младших школьников.

Методика 1 «Определение объема кратковременной зрительной памяти» (авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова)

Ребенку поочередно предлагают два рисунка и трафаретные  рамки с просьбой нарисовать на ней  все линии, которые он видел и  запомнил на каждой части рисунков.

По результатам  двух опытов устанавливается среднее  количество линий, которые ребёнок воспроизвел по памяти правильно. При этом правильно воспроизведенной считается линия, длина и ориентация которой не намного отличаются от длины и ориентации соответствующей линии на исходном рисунке (отклонение начала и конца линии не более чем на одну клетку, при сохранении угла ее наклона).

Полученный  показатель, равный числу правильно  воспроизведенных линий, рассматривается  как объем зрительной памяти.

Методика 2 Оценка объёма кратковременной слуховой памяти (авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова)

В связи с  тем, что средний объём кратковременной  памяти взрослого человека составляет 7 плюс-минус 2 единицы, т.е находится  в пределах от 5 до 9 единиц, то, пользуясь  этими данными и учитывая то обстоятельство, что в дошкольном возрасте средний объём кратковременной памяти ребёнка приблизительно равен его возрасту в годах, по аналогии с вниманием можно предложить следующий способ перевода абсолютных показателей кратковременной памяти в стандартные показатели по 10 - ти бальной шкале.

 

 

Оценка результатов:

10 баллов получает  ребёнок, имеющий объём кратковременной  памяти, равный 8 и более единиц. Это касается детей в возрасте 10-12 лет. Аналогичное количество баллов -10, получают дети в возрасте от 6 до 9 лет, если объём их кратковременной памяти составляет 7-8 единиц.

В 8 баллов оценивается  объём кратковременной памяти в  возрасте от 6 до 9 лет, если он фактически равен 5 или 6 единицам. Такое же количество баллов -8-получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет, имеющий объём кратковременной памяти, равный 6-7 единицам.

4 балла получает 6-9-летний ребёнок, имеющий объём  кратковременной памяти, составляющий 3-4 единицы. Таким же количеством баллов оценивается объём кратковременной памяти ребёнка в 10-12 лет, если он равен 4-5 единицам. 4 балла ставится ребёнку 6-9-летнего возраста в том случае, если его объём кратковременной памяти составляет 1-2 единицы. Столько же баллов получает ребёнок в возрасте от 10 до 12 лет в случае, когда объём его кратковременной памяти равняется 2-3 единицы.

Информация о работе Особенности мнестических процессов у младших школьников