Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа
Цель исследования: изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
Выявить критерии оценки уровня сформированности мнестических процессов у детей младшего школьного возраста.
Подобрать методики для исследования мнестических процессов младших школьников.
Провести методики на практике.
Проанализировать полученные результаты.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития мнестических процессов у младших школьников. 6
1.1 Психолого-педагогические и психофизиологические особенности памяти. 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 16
1.3 Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 20
Глава 2. Экспериментальное изучение мнестических процессов у младших школьников 26
2.1 Организация и методы исследования. 26
2.2. Анализ результатов экспериментального изучения мнестических процессов у младших школьников 37
Заключение 43
Список литературы 48
В 0 баллов оценивается память 6-9-летнего ребёнка, имеющая показатель, равный нулю. Столько же баллов получает 10-12-летний ребёнок с объёмом кратковременной памяти, равным 0-1 единице.
Выводы об уровне развития
Выводы о готовности детей 6-7-летнего возраста к обучению в школе на основании оценок объёма их кратковременной памяти производятся следующим образом. Полностью готовыми к обучению в школе и имеющими хорошо развитую по объёму кратковременной памяти считаются дети, получившие 10 баллов. В общем к обучению в школе и имеющими среднеразвитую по объёму кратковременную память считаются дети, получившие по описанной методике 8 баллов. Не в полнее готовыми к обучению являются дети, чей объём кратковременной памяти был оценен в 4 балла. Не готовыми ещё к обучению считаются дети с объёмом кратковременной памяти, оценённым в 2 балла. Наконец, совершенно не готовыми к обучению в школе являются дети с 0-й оценкой объёма кратковременной памяти.
Методика 3 Диагностика кратковременной слуховой памяти (авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова)
Объём слуховой памяти младших школьников можно определить с помощью методики «10 слов». Слова зачитываются учителем громко, чётко, выразительно.
Инструкция. После произнесения 10 слов запиши все слова, которые запомнил.
Слова: лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш, девочка.
Оценка результата. После первого предъявления дети должны воспроизвести 6 слов.
Методика 4. Диагностика опосредованной памяти (авторы М.В. Луткина, Е.К. Лютова)
Материалом, необходимым для проведения методики, служит лист бумаги и ручка.
Перед началом обследования ребёнку говорят следующие слова: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнесла. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание». Ребёнку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения: дом, палка, дерево, прыгать высоко, солнце светит, весёлый человек, дети играют в мяч, часы стоят, лодка плывёт по реке, кошка ест рыбу. После прочтения ребёнку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 сек. В это время ребёнок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова. Если за отведённое время ребёнок не успел сделать записи или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребёнка, пользуясь сделанными им записями или рисунками, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов: за каждое правильно воспроизведённое по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребёнок получает 1 балл. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное - в 0 баллов. Максимальная общая оценка, которую ребёнок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребёнок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможна оценка - 0 баллов. Она соответствует тому случаю, если ребёнок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов -очень
высоко развитая
8-9 баллов - высоко развитая опосредованная слуховая память.
4-7 баллов - средне
развитая опосредованная
2-3 балла - низко
развитая опосредованная
Объектом исследования выступили дошкольники детского сада г.Ессентуки «Радуга» и младшие школьники средней общеобразовательной школы г.Ессентуки №10 в количестве 10 человек.
2.2 Опросник для проверки памяти "Память на числа"
Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, её объёма и точности. Задание заключается в том, что обследуемым демонстрируется в течение 20 с таблица с 12 двузначными числами, которые нужно запомнить и затем в течение 1 м записать на бланк. Используется как для группового, так и для индивидуального обследования.
Инструкция. Вам будет предъявлена таблица с числами (показать образец). Задача заключается в том, чтобы за 20 с запомнить как можно больше чисел. Через 20 с я уберу таблицу, и Вы должны на "Листе записи ответов" в таблице "Память на числа" записать все числа, которые запомнили. Одновременно будут показаны 2 таблицы: имеющие чётные порядковые номера будут смотреть, и запоминать числа на таблице с надписью "Чётные", а лица с нечётными порядковыми номерами будут смотреть на таблицу с надписью "Нечётные". Всем понятно, с какой таблицей кто будет работать?
Порядок работы будет следующий. По команде "Внимание!", все должны смотреть на таблицу, каждый на свою, и стараться запомнить как можно больше чисел. Брать в это время карандаш не разрешается. Через 20 с я уберу таблицу и дам команду "Пишите". В каждой клеточке нужно записать одно число. Порядок расположения чисел при записи значения не имеет. На запись даётся 1 мин. Составление заключения. Оценка производится по количеству правильно воспроизведённых чисел в соответствии с приведённой таблицей. Норма взрослого человека - 7 и выше.
Баллы
2
3
4
5
Кол-во правильных
ответов
1-4
5-6
7-8
9-12
Чётный вариант /Нечетный вариант
12 14 18 16 13 15 11 21
10 20 24 18 17 23 19 11
22 26 28 30 25 29 27 13
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА: на доске записаны однозначные числа, они демонстрируются в течение 30 сек., их нужно запомнить, а затем повторить.
0 9 5 1 2 4 3 8 7 6
(Данная методика
проводилась и для оценки
2.3 Методика «Заучивание слов»
№п\п
Число
Хор
Камень
Гриб
Кино
Зонт
Море
Шмель
Лампа
Рысь
Методика предложена А.Р.Лурия.
ЦЕЛЬ. Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.
Материалы. Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (табл.) Методика может быть использована как для детей ( с 5 лет), так и для взрослых.
Инструкция: вариант для детей состоит из нескольких этапов:
А) "Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, в любом порядке".
Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.
Б) "Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь - и те, которые запомнишь сейчас. Называть можно в любом порядке".
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтениями просто говорится " Еще раз". После 5-6- кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: "Через час вы эти слова назовете еще раз". На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, соответствующей номеру попытки, ставится крестик.
Если испытуемый называет "лишнее" слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.
Интерпретация результатов.
По полученному протоколу составляется график, "Кривая запоминания". По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей памяти. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут застревать на "лишних" словах. Большое количество "лишних" слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.
Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомлённость. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребёнок) сразу воспроизвёл 8-9 слов, а затем с каждым разом всё меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если исследуемый воспроизводит всё меньше и меньше слов, это может говорить о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму "плато", показывает эмоциональную вялость ребёнка, отсутствие у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведённых час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.
2.4 Результаты исследования
ТЕСТ №1. "Память на числа". (зрительная)
Данная методика предназначалась для определения кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.
Ниже представлены результаты изучения объема кратковременной зрительной памяти на числа у младших школьников.
Как видно из таблицы у младших школьников средний объем кратковременной зрительной памяти на числа 6,6; у 3 человек - слабый уровень развития зрительной кратковременной памяти. У 14 человек - хороший, у 3- очень хороший.
Ниже представлены результаты исследования объема кратковременной зрительной памяти у дошкольников.
Как видно из таблицы, у дошкольников средний объем кратковременной зрительной памяти на числа 5,4; у 6 человек слабый уровень развития кратковременной зрительной памяти, у 14 человек хороший.
ТЕСТ № 2. "Память на числа". (слуховая).
Данная методика
предназначалась для
Как видно из таблицы, у дошкольников средний объем слуховой памяти на числа 3,6; у 14 человек - слабый уровень развития слуховой памяти, у 6 человек - хороший уровень развития слуховой памяти.
Как видно из таблицы, у младших школьников средний объем слуховой памяти на числа 7,05; у 15 человек хороший уровень развития слуховой памяти, у 5 человек очень хороший уровень развития памяти.
Интерпретация методики "Заучивание слов" у дошкольников:
1. График имеет зигзагообразный характер- показатель снижения словесной (слуховой) памяти.
2. Нарушена слуховая память, наблюдается эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности. Воспроизведено большое количество "лишних" слов - это свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
3. Снижена словесная (слуховая) память.
4. Снижена словесная (слуховая) память. Воспроизведено большое количество "лишних" слов - это свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
5. Благоприятная динамика выучивания слов. Число слов, воспроизведенных и удержанных час спустя 5, это свидетельствует о долговременной памяти.
6. Нарушена слуховая память, наблюдается эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
7. График имеет зигзагообразный характер - показатель снижения словесной (слуховой) памяти. Наблюдаются "лишние" слова - свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания
8. Нарушена слуховая память, наблюдается эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
9. Благоприятная динамика заучивания, обладает долговременной памятью.
10. Благоприятная динамика заучивания слов, обладает долговременной памятью.
11. Благоприятная динамика заучивания слов, обладает долговременной памятью.
12. Нарушена слуховая память. Однако после 4 воспроизведения график начинает "расти" - ослабленное внимание.
13. Снижена словесная (слуховая) память, ослабленное внимание.
14. Нарушена слуховая память, ослабленное внимание, воспроизведены "лишние" слова - свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.
15. Благоприятная динамика выучивания слов.
16. Нарушена слуховая память.
17. Нарушена слуховая память, наблюдается эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
18. Благоприятная динамика выучивания слов.
19. Нарушена слуховая память.
20. Нарушена слуховая память, ослаблено внимание.
Интерпретация методики "Заучивание слов" у младших школьников".
1. Благоприятная динамика выучивания слов, обладает долговременной памятью.
2.Благоприятная динамика выучивания слов, обладает долговременной памятью.
3. Благоприятная динамика выучивания слов, но низкая мотивация.
4. Низкая мотивация,
отсутствует долговременная
5. Снижена слуховая память.
6.Благоприятная динамика выучивания слов, обладает долговременной памятью.
7. Благоприятная динамика выучивания слов, обладает долговременной памятью.
8. Благоприятная динамика выучивания слов, обладает долговременной памятью.
9. Низкая мотивация, эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
10. Низкая мотивация,
обладает долговременной
11. Снижена слуховая память.
12. Низкая мотивация, отсутствие заинтересованности, эмоциональная вялость.
13. Низкая мотивация, отвлеченное внимание, обладает долговременной памятью.
14. Снижена слуховая память, эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
15. Благоприятная динамика выучивания слов, низкая мотивация.
16. Нарушена слуховая память, низкая мотивация.
17. Нарушена
слуховая память, эмоциональная
вялость, отсутствие заинтересо
18. Низкая мотивация, обладает долговременной памятью.
19. Низкая мотивация,
эмоциональная вялость,
20. Снижена слуховая память.
ВЫВОДЫ
В результате проведенной
нами научно-исследовательской
Согласно теории литературы, у дошкольников память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как "обобщенное воспоминание", у младших школьников интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации, а также все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.
Информация о работе Особенности мнестических процессов у младших школьников