Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретический анализ литературы по
проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность
Практическая и научная актуальность данного вопроса заключается в том, что общеобразовательные работы специализированных детских садов заинтересованы в правильном формировании и коррекции речевой активности детей дошкольного возраста. В данное время заинтересованность педагогов, психологов и логопедов во всем мире привлечено к проблемам детства. Дети дошкольного возраста находятся в самом благоприятном периоде для развития речи. Ее формирование начинается с самого содержания речи и до орфоэпических свойств, что потом устанавливает личность человека, свидетельствует об его уровне его культуры.
Программы коррекции предусматривают всестороннее формирование личности каждого ребенка через стабильное общение со сверстниками и взрослыми. Именно наставники должны научить детей формулировать свои мысли литературным чистым языком, свободно пользоваться разговорной и монологической речью, а также развивать культуру речи звуковую. Полноценная речь - это необходимое условие дальнейшего удачного обучения в школе.
Речь детей дошкольного возраста с различными нарушениями отличается дефицитами звукопроизношения. Причиной быть может недостаточная сформированность речевого, фонематического слуха, то есть способности на слух воспринимать и дифференцировать все звуки речи. Немаловажно, чтобы окружающая ребенка речевая сфера была достаточно полноценной. Формирование аккуратной речи у детей дошкольного возраста - это задача общественной немалой важности, и серьезность ее должны понимать и педагоги, и родители.
У многих детей звукопроизношение к пяти годам доходит до языковой нормы. Но в силу социальных, индивидуальных и патологических особенностей формирования у отдельных детей возрастные несовершенства выговора звуков так и не пропадают, а приобретают характер стойкого дефекта.
Предмет исследования – речевая сфера детей дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами
экспериментального
- Провести анализ полученных результатов обследования.
Новизна и теоретическая значимость исследования содержится в детальном анализе влияние логоритмики, как коррекции нарушений речевой сферы детей дошкольного возраста. Коррекционные занятия детей дошкольного возраста в группах на примере специализированного детского сада.
Практическая значимость работы заключается в том, что приобретенные результаты могут использоваться для планирования работы психолого-профилактической и коррекционной с дошкольными группами, а также для разработки наилучших методов и средств формирования речевого аппарата.
I Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
В дошкольном возрасте происходит насыщенное развитие нравственно-волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности. Формирование личности и деятельности сопровождается появлением новых потребностей и качеств: появляются новые знания о явлениях и предметах, которые ребенок непосредственно не наблюдал. Детей интересуют связи, которые существуют между объектами и явлениями. Проникновение в эти взаимоотношения ребенка во многом определяет его воспитание. Перевод в старшую группу связан с модифицированием психологического взгляда детей: они впервые принимаются ощущать себя самыми старшими в детском саду среди других детей.
Высшей формой независимости детей является творчество. Задача воспитателей - пробудить их интерес к творчеству. Этому содействует организация творческих ситуаций в ручном труде, в театральной, игровой, художественно-изобразительной деятельности, словесное творчество. Все это - непременные компоненты образа жизни дошкольников в детском саду.
Дошкольники начинают проявлять внимание к школьному будущему обучению. Перспектива школьного обучения образовывает особый настрой в группе дошкольников. Интерес к школе формируется естественным путем через встречи с учителем, в общении с воспитателем, посещение школы, общие дела со школьниками, сюжетно-ролевые игры на тему школы.
Речевое формирование детей является одним из основных составляющих их готовности к школьному обучению. Усвоение уровня овладения языком позволяет обрести данные не просто о речевых способностях детей, но также и об их психическом целостном развитии. Для того, чтобы осмыслить суть речевой готовности к школьному обучению, нужно четко представить, что входит в состав способностей речи устной и какие элементы самые важные для изучения речи.
Речевое развитие изучают, как формирование умений постигать и применять язык: развитие звукового анализа и фонематического слуха, словаря, формирование грамматических категорий, осознание состава слов, развитие коммуникативных умений, навыков связной речи. Усвоение языка является важным условием интеллектуального формирования, так как содержание исторического опыта, который присваивают ребенку в онтогенезе, отражено и обобщено в речевой сфере и прежде всего в смыслах слов.
Изучение словаря решает задачу уточнения и накопления представлений, образования понятий, развития содержательного края мышления. Одновременно с этим случается развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением протекает на основе операций синтеза, анализа, обобщения.
Бедность словаря препятствует полноценному общению, а значит, и общему возрастному развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является знаком неплохо развитой речи и показателем большого уровня интеллектуального развития.
Своевременное формирование словаря - один из немаловажных факторов подготовки к учебе в школе. Дети, которые не владеют достаточным лексическим запасом, чаще всего ощущают большие тяжести в обучении, они не находят годящихся слов для формулирования своих мыслей. Учителя замечают, что ученики с обильным словарем лучше разрешают задачи арифметические сложности, легче овладевают грамматикой, навыком чтения, активнее на уроках в умственной работе.
В изучении детьми дошкольного возраста словаря выделяют две стороны: количественный рост лексического запаса и его качественное формирование, то есть владение значениями слов.
Развитие словаря совершается за счет слов, означающих предметы ближайшего окружения, некоторые поступки с ними, а также некоторые их признаки. К 4 годам число слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000-2500, а в семь лет до 3500-4000 слов.
Личные различия в словаре встречаются и в разные возрастные этапы. Особенно стремительно увеличивается число глаголов и существительных, медленнее растёт число употребляемых прилагательных. Это объясняется, прежде всего, условиями воспитания, а также, нравом имени прилагательного как наиболее отвлеченной части речи.
После пяти лет дети, которые владеют речью, причисляют новое слово не к одному уже предмету, а к нескольким. Заимствуя от старших готовые слова и используя их, ребенок еще не понимает всего смыслового того содержания, которое они проявляют. Детьми, возможно, изучена предметная отнесенность слова, а система обобщений и абстракций, которая стоит за ним, нет.
Наблюдаются бесчисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса названия с одного предмета на второй, сужение или, напротив, расширения пределов значений слов и их использования. Расширение или сужение смыслов слов детьми изъясняется тем, что не имеют они достаточных знаний о тех явлениях и предметах, которые именуются данными словами. Переносные смыслы слов изучаются детьми не сразу. У ребенка в 3 - 5 лет главное место занимает процесс постижения четкой предметной отнесенностью слов и их конкретными смыслами, а в 5 - 6 лет - системой житейских понятий, по-прежнему в которых преобладают эмоционально-образные и наглядные отношения.
Следовательно, в своей конкретно-отнесенной конфигурации смысл слова появляется раньше суждения и является предпосылкой его становления. Понятие, которое обозначено словом, находясь обобщенным образом действительности, расширяется, растёт, углубляется по мере возрастного воспитания ребенка, по мере того насколько разнообразнее становится сфера его занятия, увеличивается круг предметов и людей, с которыми он входит в общение. В ходе своего формирования речь ребенка перестает быть подчиненной от чувственной обстановки. К старшему дошкольному возрасту, завладевают дети лексикой и другими компонентами языка в такой степени, что перенимаемый язык истинно становится родным. Здесь заканчивается формирование ядра словаря.
Уточнение смыслового содержания слов к 6 годам только набирает силу. Это сплочено с освоением новых познаний о мире в целом и с зарождением эстетического взгляда к слову и речи. Вначале дети бессознательно используют в своей речи метафоры.
Усвоение грамматического строя речи проявляет огромное влияние на возрастное развитие ребенка и обеспечивает ему переход к усвоению языка в школе.
Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи, способов словообразования и синтаксиса. Речевое общение невозможно без овладения грамматикой. Освоение грамматического строя представляет собой большую сложность для детей, так как грамматические категории характеризуются отвлеченностью и абстрактностью.
Процесс освоения ребенком грамматического строя достаточно сложен, он объединен с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. У детей вызывает затруднение изучение тех форм, конкретный смысл которых не объединен логикой детской мысли.
Изучение системы морфологии русского языка совершается на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Четко это проявлено у старших дошкольников. При освоении исключений из правил. Используя нетипичные формы, часто дети ошибаются.
Синтаксические и
Наивысшей точки использования распростра
Вначале дети употребляют по структуре простыми предложениями, позже осваивают более сложные устройства. Наличие сложных предложений указывает на усложняющиеся связи между отдельными представлениями.
Дети четырех лет в своем обычном общении редко используют сложные предложения. Структура употребления ими предложений легка, общее количество мало и на немного увеличивается с возрастом.
Форма и содержание сложноподчиненных предложений на 5 году жизни начинают усложняться. Используются придаточные предложения места, времени, причины.
В старшем возрасте умеют дети сравнивать однородные члены предложения, используют противительные союзы. Синтаксические ошибки могут наблюдаться в нарушении в предложении порядка слов.
Одна из сторон речевой сферы детей - это овладение способами словообразования. Дошкольники употребляют в основном морфологический способ словообразования, в основании которого лежит различное по значению сочетание морфем. Для образования слов дети должны изучить словообразовательные модели, лексический смысл основ слов, и значение значимых частей слова. В конце дошкольного возраста детское словообразование сходится с нормативным, снижается насыщенность словотворчества.
Усвоение способов словообразования совершается поэтапно. Начальные стадии можно охарактеризовать накоплением мотивированной лексики первичного словаря, а также, предпосылок словообразования в виде ориентировки на существительные для номинации предметы и языковые отношения. Интенсивное овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. - 4 лет до 5 лет 6 мес. - 6 лет. В этом периоде формируются словопроизводство, обобщённые представления о правилах и нормах словообразования.
В старшем дошкольном возрасте происходит завершение усвоения системы родного языка. Дети к шести годам освоили основные закономерности соединения и изменения слов в предложения, согласование в роде, падеже и числе.