Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизарт%2 (1).doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем,

Ходят высоким шагом,

На кочки мы не наступаем. 

Перешагивая через «кочки».

И снова по дорожке

Мы весело шагаем. Маршируют.

Упражнения разучивается поэтапно: сначала движения, затем  текст, потом все вместе. Языковое общение не происходит в вакууме, стараются использовать эмоциональный  язык - мимику, жесты, телодвижения, которые знакомы детям и с охотой повторяются ими. В конечном итоге от простых упражнений происходит переход к инсценировкам (индивидуальным, подгрупповым, групповым).

Занятия - спектакль. Предлагается ребенку представить ситуацию, что  он выполнил работу (аппликацию, рисунок) и подходит к воспитателю со словами:

- Как? - движение, обозначающее вопрос (естественное движение).

- Так?

- Нет, не так, - отрицательные движения правой рукой перед грудью.

- А как? - растерянно.

- Вот так, - утвердительно.

Особое внимание на занятиях по логоритмике отводится играм- драматизациям, играм, по озвучиванию  сказок или где дети договаривают за логопедом окончание стихотворения:

Жил - был маленький щенок -

Он подрос, однако,

И теперь он не щенок,

А взрослая …(собака).

Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал…(конем).

Бык - могучий великан

В детстве был…(теленком).

Этот важный кот Пушок

Маленьким…(котенком).

А отважный петушок

Крохотным…(цыпленком).

Методы и приемы коррекции  детей старшего дошкольного возраста с темпо-ритмическими расстройствами.

Упражнение  № 1. «Удивление»

Мальчик очень  удивился; он увидел, как фокусник посадил  в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…

Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика: рот  раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Упражнение  № 2. Два сердитых мальчика.

Мальчики поссорились. Они очень сердиты, сдвинули брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот-вот подерутся.

Упражнение  № 3. «Негаданная радость»

В комнату вошла  мама, с улыбкой посмотрела на своих  мальчиков и сказала:

- Заканчивайте, ребята свою игру. Через час  мы идем в цирк!

Мама подняла  руку и показала билеты. Мальчики сначала  замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.

Выразительные движения.

1. Закусить нижнюю  губу, поднять брови, улыбаться.

2. Смех, потирают  руки одну о другую, причем  одна рука может быть сжата  в кулак. Можно хлопать в  ладоши, прыгать, пританцовывать.

Упражнение  № 4. Хорошее настроение.

Мама послала  сына в булочную: «Купи печенье  и конфеты, - сказала она. - Мы попьем с тобой чаю и пойдем в зоологический  сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в  магазин. У него было хорошее настроение.

Выразительные движения. Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на подскоки.

Мимика. Улыбка.

Упражнение  № 5. «Соленый чай».

Бабушка потеряла очки, и потому она не заметила, что  насыпала в сахарницу вместо сахарного  песка мелкую соль.

Внук захотел  пить. Он налил себе в чашку горячего чая и не глядя положил в него две ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови  нахмурены, глаза сощурены, верхняя  губа подтягивается к носу, нос  сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.

Упражнение  № 6. «Грязная бумажка»

На полу в  коридоре лежит грязная бумажка. Ее надо поднять и выбросить. Мальчик  брезглив… Наконец он пересиливает свое отвращение, берет бумажку кончиками  двух пальцев и, отведя руку в сторону, относит ее в ведро для мусора.

Упражнение  № 7. «Собака принюхивается».

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла  в напряженной позе. Морда у  нее вытянулась вперед, уши навострились, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.

Выразительные движения:

Поза. Положение  стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный  взгляд.

Релаксационные  упражнения для рук.

Упражнение  № 1. Стоя (сидя). Руки с напряжением вытянуть вперед,

пальцы сжать  в кулак, напрягая кисти предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем  предплечья и полностью мышцы  рук.

Упражнение  № 2. Стоя (сидя). Поднять прямые руки с напряжением вверх, затем бросить их свободно вниз с наклоном корпуса вперед.

Упражнение  № 3. Сидя. Опереться руками на сиденье, с усилием постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед. Затем  мягко выпрямиться на стуле.

Упражнение  № 4. Сидя. Ноги врозь, руки опущены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься. Резко опустить руки с одновременным расслаблением.

Упражнение  № 5. Стоя. Имитировать руками движение пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление.

Упражнение  № 6. Стоя (сидя). Медленно, с напряжением  поднять одновременно голову и плечи  вверх, затем уронить плечи и  голову, расслабиться.

Упражнение  № 7. Стоя, руки на поясе. Поднять с  усилием правое

плечо вверх - уронить  его вниз, то же - с левым плечом. Потрясти плечами, имитируя «цыганочку».

Упражнение  № 8. Выполнять танцевальные движения, свободно потряхивая руками, ногами.

Упражнение  № 9. Сидя (стоя). Вытягивание пальцев  с помощью другой руки (снятие перчаток). Выполнять попеременно левой и правой рукой.

Упражнение  № 10. Сидя (стоя). Максимальное разгибание всех пальцев с помощью другой руки и последующим потряхиванием.

Упражнение  № 11. Сидя (стоя). «Аплодисменты» с последующим  растиранием и потряхиванием  рук.

Упражнение  № 12. Сидя (стоя). Веерообразные движения выпрямленными пальцами руки.

Гимнастика  жевательно-артикуляторных мышц.

Вся жевательная  мускулатура является парной, свои функции эти мышцы выполняют  одновременно и в зависимости  друг от друга Мощные и короткие пучки мышц, малый рычаг и амплитуда движений обусловливают быструю утомляемость жевательной мускулатуры. От состояния его функции зависит участие зубо-челюстной системы в актах жевания, мимики, речеобразования. Поэтому профилактика возникновения контрактур (ограничений движения) является важной задачей лечебной гимнастики в случаях речевой патологии. При проведении лечебной гимнастики необходимо индивидуально дозировать физическую нагрузку, увеличивая или уменьшая количество упражнений и число их повторении, изменяя исходное положение, амплитуду движения или количество мышечных групп, участвующих в выполнении упражнения.

1.   Движение  нижней челюсти вправо, дыхание  через нос.

а)  язык пассивен;

б)  язык с  силой упирается в челюсть, помогая  движению.

2. Движение нижней челюсти влево (производится так же, как и вправо).

3. Движение нижней  челюсти попеременно вправо и  влево, непосредственно одно за  другим:

а)  язык пассивен,

б)  язык подталкивает нижнюю челюсть.

4.   Имитация  жевания.

5. Беззвучное  произнесение гласных а, э, и, о, у.  Кончик языка у нижних резцов.

6.   Открывание  рта с глубоким вдохом через  рот (зевание)

7.  Максимально   частое открывание  рта с   произнесением звуков па-па-па.

Гимнастика  мимико-артикуляторных мышц.

Мимическая  мускулатура располагается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойством отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мышц. Выполнять упражнения лучше всего перед зеркалом. Ребенок при этом может индивидуально контролировать правильность движения и его амплитуду.

1. Одновременное  закрывание и открывание обоих  глаз.

2. Попеременное  закрывание правого и левого  глаза.

Если какой-либо глаз в отдельности от другого  не закрывается, то незакрывающееся  веко придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передается на другой глаз и он начинает закрываться самостоятельно.

3. Нюхательное  движение. При  сжатых челюстях  верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы; носогубные складки резко выражаются.

4. Поочередное  поднимание левой и правой  щеки. Вдох носом, выдох ртом.

5. Челюсти сжаты.  Попеременное поднимание углов  рта.

а)  с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);

б)  без закрывания глаз, с минимальным подниманием  щеки вдох носом, выдох ртом, сквозь зубы активной стороны.

Если угол рта  не поднимается, то при импульсах  поднимающего движения другой угол рта  удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта ритмично поднимается пальцами.

6. Зубы и губы  сомкнуты.  Поочередное опускание  левого и правого углов рта.  Дыхание через нос.

Упражнения  на стимуляцию движений нижней челюсти.

1. Откидывание  челюсти вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке.

2. Откидывание  челюсти вниз с максимальным  вытягиванием языка к подбородку  и шепотным произнесением звуков  а или э на твердой атаке.

3. Откидывание  челюсти вниз с преодолением сопротивления (логопед держит руку под челюстью ребенка).

4. Шепотное произнесение  ряда гласных, требующих различной  ширины раскрытия рта:

а-и, а-э, а-о, а-у, а-и-а, а-э-а, а-о-а, а-у-а.

5. Имитация жевания.

6. Круговые движения  челюстью (подбородком рисуем букву о).

7. Максимально  частое открывание рта с произнесением  звуков 

па-па-па.

Гимнастика  мышц зева и глотки.

1. Глотание жидкости, сглатывание слюны.

2. Позевывание,  широко открывая рот, сильно  втягивая воздух, но без заметного  выдоха.

3. Покашливание.   Широко  открыв  рот,   напрячь   мышцы плечевого пояса, шеи,  всего дна ротовой полости  и, с силой сжимая кулаки, откашляться.  Выполняется перед зеркалом.

4. Покашливание  с высунутым языком.

5. Глубокое дыхание  через рот при зажатом носе и через нос при закрытом рте.

6. Имитация жевания  (происходит энергичное сокращение  мускулов гортани, глотки).

7. Подражание:

а) голубиному воркованию

б) стону,

в) мычанию.

8. Произнесение  гласных звуков а-э-и-о-у.

9. Пропевание  гласных звуков а-э-и-о-у.

Упражнения  для активизации мышц мягкого  нёба.

1. Имитация глотательных  движений.

2. Позевывание,  широко открывая рот.

3. Вдох с позевыванием  через рот, выдох через нос.

4. Вдох носом  и ртом одновременно - выдох ртом (выдох многократный,   частый,   толчкообразный,    при    напряженном нёбе).

5. Произвольное  покашливание.

6. Покашливание  с высунутым языком.

7. Произнесение  гласных  звуков а, э, и,  о, у на  твердой атаке.

8. Пропевание  гласных звуков а, э, у, и,  о.

Упражнения  для языка.

1.   Рот  открыт. Губы в улыбке. Широкий язык удерживается и полости рта в расслабленном, спокойном состоянии под счет до 5-10.

2.   Рот  открыт. Губы растянуты в улыбку. Высовывание языка наружу «лопаткой»  языку придается плоская широкая  форма - так, чтобы он боковыми  краями касался углов рта. В спокойном, расслабленном состоянии положение удерживается под счет до 5-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась, широкий кончик языка лежал на губе, язык не высовывался далеко. Если долго не удается придать языку достаточно широкую форму, то:

а) произносить  с вялым языком пя-пя-пя, бя-бя-бя;

б)  на растянутый между губами язык задувать (выдыхать воздух);

в)  нараспев тянуть звук и.

В целом  все  упражнения, за исключением активизации  мышц мягкого нёба и языка,  выполнялись без затруднений,  некоторые проблемы, он не совсем понимал данные инструкции, быстро утомлялся, отвлекался, а иногда отказывался от выполнения данных ему инструкций.  Анализируя выполняемые упражнения для мышц мягкого нёба и языка, мы заметили, что дети с 1 группы затруднились выполнить «лопатку», язык был напряжён, иногда сужался, а кончик касался нижних резцов. Так же возникли сложности и в удержании расслабленного языка под счёт, максимум, сколько дети могли удержать язык, достигал 5-6 секунд, затем они его напрягали и пытались спрятать в рот. Все упражнения проводились строго под контролем учителя-логопеда.

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии