Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизарт%2 (1).doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

0 баллов - тотальное  нарушение звукопроизношения.

Обследование звукопроизношения и словообразования для выявления дислалии.

Для обследования звукопроизношения  была использована методика Фотековой  Т.А.:

а) Исследование звукопроизношения.

Инструкция по проведению: дети повторяют произнесенные слова.

1. Собака - маска – нос

2. Щука - вещи - лещ

3. Сено - косить - высь

4. Чайка - очки - ночь

5. Замок - коза

6. Рыба - корова - топор

7. Зима - ваза

8. Река - варенье - дверь

9. Цапля - овца - палец

10. Лампа - молоко - пол

11. Шуба - кошка - камыш

12. Лето - колесо - соль

13. Жук - ножи

Оценка результатов: все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.

6 баллов - нормативное  произношение всех звуков группы;

4 балла - один звук  или несколько звуков группы  доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются  искажениям или заменам (т.е.  недостаточно автоматизированы);

2 - искажается или заменяется  во всех речевых ситуациях  только один звук группы;

0 - искажаются или заменяются  несколько звуков группы или  все.

Максимальная оценка равна 30 баллам.

Для исследования навыков  словообразования предложены следующие  задания:

а) Называние детенышей животных.

Инструкция по проведению: у кошки - котята, а у.

  1. Козы
  2. Волка
  3. Утки
  4. Лисы
  5. Льва
  6. Собаки
  7. Курицы
  8. Свиньи
  9. Коровы
  10. Овцы

Оценка результатов:

3 балла - правильная  форма;

2 - самокоррекция или  коррекция после стимулирующей  помощи;

1 - форма, имеющаяся  в языке, но не используемая  в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята»);

0 - неправильная форма  слова или отказ назвать.

Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

б) Образование относительных прилагательных.

Инструкция по проведению: варенье из малины - малиновое, а.

  1. Варенье из вишни
  2. Кисель из клюквы
  3. Варенье яблок
  4. Салат из моркови
  5. Варенье из сливы
  6. Суп из грибов
  7. Кукла из соломы
  8. Лист дуба
  9. Горка изо льда
  10. Лист осины

Оценка результатов:

3 балла - правильная  форма;

2 - самокоррекция или  коррекция после стимулирующей  помощи;

1 - форма, имеющаяся  в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);

0 - неправильная форма  слова или отказ назвать.

Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

в) Образование качественных прилагательных.

Инструкция по проведению: за хитрость называют хитрым, а.

1. За жадность

2. За трусость

3. Если днем мороз,  то день

4. Если дождь

5. Если ветер

Оценка результатов:

3 балла - правильная  форма;

2 - самокоррекция или  коррекция после стимулирующей  помощи;

1 - форма, имеющаяся  в языке, но не используемая  в данном контексте (дождевой, ветряной);

0 - неправильная форма  слова или отказ.

Максимальный балл - 15.

г) Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция по проведению: у собаки лапа собачья, а.

1. У волка

2. У медведя

3. У льва

4. Клюв у птицы

5. Гнездо у орла

Оценка результатов:

3 балла - правильная  форма;

2 - самокоррекция;

1 - коррекция после  стимулирующей помощи;

0 - неправильная форма  слова или отказ.

Максимальный балл - 15.

Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов. Оценка результатов  обследования была проведена с помощью шкалы баллов.

Анализ результатов  исследования дизартрии у детей  старшего дошкольного возраста сделан по таблицам, содержащим обследование произносимых детьми звуков (см. прил. 1).

По данным таблиц видно, что гласные звуки, а также  звуки [с], [с`], [л], [л`], [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдается замена звуков [з], [з`], [ц], шипящих, [р] , [р`]. По результатам сделана обобщающая таблица 10 о состоянии звукопроизношения.

Таблица 10

Результаты  состояния звукопроизношения

 

Имя ребенка

Гласные

Свистящие

Шипящие

Сонорные

Йотированные

Всего

1

Олег М.

3

2

2

2

3

12

2

Наташа Ч.

3

2

1

2

3

11

3

Вика З.

3

2

1

2

3

11

4

Марина В.

3

3

2

2

3

13

5

Даша К.

3

2

2

3

3

13

6

Артем М.

3

2

1

2

3

11

7

Арина Б.

3

3

1

2

3

12

8

Карина Г.

3

2

1

2

3

11

9

Кристина Т.

3

2

1

2

3

11


 

По данным данной таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения в словах у  Марины В. (она набрала 13 баллов), у  остальных детей по 11-12 баллов.

Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые.

Также отмечается нестойкое употребление звуков в  речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются.

У всех детей  наблюдаются искажения, замены и  отсутствия звуков в словах.

При обследовании звукопроизношения у всех детей  наблюдалась монотонная, смазанная  и невнятная речь.

Наиболее распространенными у дошкольников старшего возраста с дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.

Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей с дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.

Анализ результатов  исследования наличия дислалии у  детей старшего дошкольного возраста. Разработаны протоколы по каждому  из исследуемых, в которых показаны результаты звукопроизношения различных  звуков в разных словах (см. прил. 2).

 На основе результатов анализа протоколов условно выделены три уровня успешности, в зависимости от количества набранных баллов:

- высокий уровень успешности - (30 - 20 баллов);

- средний уровень успешности - (20 - 12 баллов);

- низкий уровень успешности - (12 - 0 баллов).

По результатам выполнения заданий звукопроизношения 50% (5 человек) показали высокий уровень успешности; 30% (три человека) показали средний  уровень успешности, 20% (2 человек) показали низкий уровень успешности.

Анализ результатов  показал, что дети, имеющие дислалию находятся как на высоком, так и на среднем и на низком уровнях.

Было выявлено, что  при выполнении заданий наибольшее число ошибок было при назывании  детенышей овцы. В образовании  относительных прилагательных: «сливочное», вместо «сливовое». В обеих группах, особые трудности были при образовании притяжательных прилагательных. Однако, в целом, дети справились с заданием успешно.

Исходя из результатов  выполнения заданий, можно сказать, что большинство детей имеют  достаточный уровень сформированности звукопроизношения. Однако, имеются определенные трудности и ошибки, работать над которыми необходимо.

Методы и приемы коррекции  детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Рассмотрим подробно упражнение «Чудак».

Педагог читает стихотворение:

Там, на холмах, сидит чудак,

Сидит и дует так и  сяк,

Он дует вверх,

Он дует вбок,

Он дует вбок и поперек.

Затем педагог  кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листочек (снежинку, птичку, дождик) и подносит его ко рту  ребенка.

Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».

Зашагали ножки 

Дети врассыпную маршируют  по залу, к концу

Прямо по дорожке куплета встают в пары.

Прямо по дорожке,

Повстречали друга 

Взявшись за руки, выполняют  «пружинку».

Маленькие ножки. Пожимают друг другу руки.

Припев:

Здравствуй, здравствуй, Делают «пружинку», взявшись за руки.

Здравствуй, милый друг! Разводят руки в стороны. Делают «пружинку».

Здравствуй, здравствуй,

Посмотри вокруг! Улыбаются, качая головой вправо-влево.

Здравствуй, здравствуй, Делают «пружинку». Кланяются

Мне ты улыбнись! друг другу. Бегут на носках врассыпную.

Здравствуй, здравствуй,

Головкой поклонись!

Побежали ножки К концу запева находят себе другую пару.

Прямо по дорожке,

Повстречали друга

Маленькие ножки.

Тренировка движения отдельных лицевых мышц:

- «Солнышко дразнится» - высовывание языка;

- «Тигренок» - оскаливание  зубов;

- «Мы удивились» - приподнимание  и опускание надбровных дуг.

Речедвигательное упражнение «Осень».

Вот и осень к нам  пришла, 

Нас в дорогу позвала.

Двигательные упражнения «Прогулка в лес»

В лес отправимся гулять,

Дети маршируют.

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Ходят «змейкой» между

Друг за дружкою гуськом, «кочками».

На носочки встали

Бегут на носках.

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии