Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49
0 баллов - тотальное нарушение звукопроизношения.
Обследование звукопроизношения и словообразования для выявления дислалии.
Для обследования звукопроизношения была использована методика Фотековой Т.А.:
а) Исследование звукопроизноше
Инструкция по проведению: дети повторяют произнесенные слова.
1. Собака - маска – нос
2. Щука - вещи - лещ
3. Сено - косить - высь
4. Чайка - очки - ночь
5. Замок - коза
6. Рыба - корова - топор
7. Зима - ваза
8. Река - варенье - дверь
9. Цапля - овца - палец
10. Лампа - молоко - пол
11. Шуба - кошка - камыш
12. Лето - колесо - соль
13. Жук - ножи
Оценка результатов: все звуки условно разделены на пять групп: свистящие; шипящие; л, ль; р, рь; все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные баллы суммируются.
6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;
4 балла - один звук
или несколько звуков группы
доступны правильному
2 - искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
0 - искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка равна 30 баллам.
Для исследования навыков словообразования предложены следующие задания:
а) Называние детенышей животны
Инструкция по проведению: у кошки - котята, а у.
Оценка результатов:
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята»);
0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
б) Образование относительных п
Инструкция по проведению: варенье из малины - малиновое, а.
Оценка результатов:
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.
в) Образование качественных пр
Инструкция по проведению: за хитрость называют хитрым, а.
1. За жадность
2. За трусость
3. Если днем мороз, то день
4. Если дождь
5. Если ветер
Оценка результатов:
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
0 - неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл - 15.
г) Образование притяжательных
Инструкция по проведению: у собаки лапа собачья, а.
1. У волка
2. У медведя
3. У льва
4. Клюв у птицы
5. Гнездо у орла
Оценка результатов:
3 балла - правильная форма;
2 - самокоррекция;
1 - коррекция после стимулирующей помощи;
0 - неправильная форма слова или отказ.
Максимальный балл - 15.
Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов. Оценка результатов обследования была проведена с помощью шкалы баллов.
Анализ результатов исследования дизартрии у детей старшего дошкольного возраста сделан по таблицам, содержащим обследование произносимых детьми звуков (см. прил. 1).
По данным таблиц видно, что гласные звуки, а также звуки [с], [с`], [л], [л`], [н], [г], [к], [х], [д], [т], [в], [ф], [б], [п], [й] изолированно дети произносят правильно . Наблюдается замена звуков [з], [з`], [ц], шипящих, [р] , [р`]. По результатам сделана обобщающая таблица 10 о состоянии звукопроизношения.
Таблица 10
Результаты состояния звукопроизношения
№ |
Имя ребенка |
Гласные |
Свистящие |
Шипящие |
Сонорные |
Йотированные |
Всего |
1 |
Олег М. |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
12 |
2 |
Наташа Ч. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
11 |
3 |
Вика З. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
11 |
4 |
Марина В. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
5 |
Даша К. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
13 |
6 |
Артем М. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
11 |
7 |
Арина Б. |
3 |
3 |
1 |
2 |
3 |
12 |
8 |
Карина Г. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
11 |
9 |
Кристина Т. |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
11 |
По данным данной таблицы видно, что высокий показатель звукопроизношения в словах у Марины В. (она набрала 13 баллов), у остальных детей по 11-12 баллов.
Состояние звукопроизношения у детей с минимальными дизартрическими расстройствами характеризуется заменами сложных по артикуляции звуков на простые.
Также отмечается нестойкое употребление звуков в речи, то есть некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются.
У всех детей наблюдаются искажения, замены и отсутствия звуков в словах.
При обследовании звукопроизношения у всех детей наблюдалась монотонная, смазанная и невнятная речь.
Наиболее распространенными у дошкольников старшего возраста с дизартрией являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения сонорных Л и Р.
Таким образом, своеобразие количественных дефектов произношения звуков у дошкольников со стертой дизартрией определяется соотношением и акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Как показало наше исследование, группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков, акустически более ярких, хотя и более сложных по артикуляции. Такое соотношение можно объяснить наличием у детей с дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения.
Анализ результатов исследования наличия дислалии у детей старшего дошкольного возраста. Разработаны протоколы по каждому из исследуемых, в которых показаны результаты звукопроизношения различных звуков в разных словах (см. прил. 2).
На основе результатов анализа протоколов условно выделены три уровня успешности, в зависимости от количества набранных баллов:
- высокий уровень успешности - (30 - 20 баллов);
- средний уровень успешности - (20 - 12 баллов);
- низкий уровень успешности - (12 - 0 баллов).
По результатам выполнения заданий звукопроизношения 50% (5 человек) показали высокий уровень успешности; 30% (три человека) показали средний уровень успешности, 20% (2 человек) показали низкий уровень успешности.
Анализ результатов показал, что дети, имеющие дислалию находятся как на высоком, так и на среднем и на низком уровнях.
Было выявлено, что при выполнении заданий наибольшее число ошибок было при назывании детенышей овцы. В образовании относительных прилагательных: «сливочное», вместо «сливовое». В обеих группах, особые трудности были при образовании притяжательных прилагательных. Однако, в целом, дети справились с заданием успешно.
Исходя из результатов
выполнения заданий, можно сказать,
что большинство детей имеют
достаточный уровень
Методы и приемы коррекции детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Рассмотрим подробно упражнение «Чудак».
Педагог читает стихотворение:
Там, на холмах, сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк,
Он дует вверх,
Он дует вбок,
Он дует вбок и поперек.
Затем педагог кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листочек (снежинку, птичку, дождик) и подносит его ко рту ребенка.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!».
Зашагали ножки
Дети врассыпную маршируют по залу, к концу
Прямо по дорожке куплета встают в пары.
Прямо по дорожке,
Повстречали друга
Взявшись за руки, выполняют «пружинку».
Маленькие ножки. Пожимают друг другу руки.
Припев:
Здравствуй, здравствуй, Делают «пружинку», взявшись за руки.
Здравствуй, милый друг! Разводят руки в стороны. Делают «пружинку».
Здравствуй, здравствуй,
Посмотри вокруг! Улыбаются, качая головой вправо-влево.
Здравствуй, здравствуй, Делают «пружинку». Кланяются
Мне ты улыбнись! друг другу. Бегут на носках врассыпную.
Здравствуй, здравствуй,
Головкой поклонись!
Побежали ножки К концу запева находят себе другую пару.
Прямо по дорожке,
Повстречали друга
Маленькие ножки.
Тренировка движения отдельных лицевых мышц:
- «Солнышко дразнится» - высовывание языка;
- «Тигренок» - оскаливание зубов;
- «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг.
Речедвигательное упражнение «Осень».
Вот и осень к нам пришла,
Нас в дорогу позвала.
Двигательные упражнения «
В лес отправимся гулять,
Дети маршируют.
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Ходят «змейкой» между
Друг за дружкою гуськом, «кочками».
На носочки встали
Бегут на носках.