Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49
Основную группу звуков, в которых наблюдаются непроизнесенные и искаженные, составляют переднеязычные согласные невзрывные. Реже встречается дефектное произнесение заднеязычных согласных взрывных и среднеязычного. Переднеязычные согласные невзрывные представляют особой по артикуляции сложные звуки, овладение правильным их укладом требует дифференцированных точных движений. Эти звуки возникают позже других, поскольку ребенок должен завладеть свежими комплексами движений, предопределенных для их произнесения. Для обозначения искривленного произношения звуков применяются следующие термины:
1. Сигматизм - нарушение произношения свистящих (с, с", з, з", ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков.
2. Ротацизм - нарушение призношения звуков р, р".
3.Ламбдацизм - нарушение произношения звуков л, л".
4. Дефекты произношения небных звуков:
каппацизм - звуков к и к"
гаммацизм - звуков г и г"
хитизм - звуков х и х"
йотацизм - звука й.
5. Дефекты озвончения
- недостатки произношения
6. Дефекты смягчения - нарушение произношения мягких звуков, которые заменяются на парные твердые звуки: д"-д, п"-п, к"-к и т.д.
В зависимости от того, какое количество звуков произносится дефектно, дислалии подразделяют на простые и сложные:
· К простым (мономорфным) относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук или группа однородных по артикуляции звуков (например, свистящих);
· К сложным (полиморфным) относят нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (например, сигматизм, ламбдацизм, ротацизм).
Распространенным нарушением речи среди детей дошкольного возраста проявляется стертая дизартрия, которая обладает тенденцией значительного роста. Она нередко сочетается с прочими речевыми расстройствами. Это речевая патология, которая проявляется в расстройствах просодического и фонетического компонентов функциональной речевой системы, и возникает в результате микроорганического невыраженного поражения головного мозга.
В логопедической практике стертая дизартрия - это одно из распространенных и тяжко поддающихся коррекционно-логопедическому труду нарушений произносительной стороны детской речи.
При дизартрии расстраивается двигательный механизм речи из-за органического поражения центральной нервной системы.
Замечается позднее появление захвата мелких предметов пальцами, длительное хранение тенденции захватывать всей кистью мелкие предметы. В анамнезе подмечают трудности при изучении навыками самообслуживания, к рисованию нелюбовь; многие дети в течение долгого времени не умеют удерживать правильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются твердые тяжести при развитии графомоторных навыков.
Дети со стертой дизартрией не отличаются резко среди своих сверстников, даже сразу не всегда устремляют на себя внимание. Однако у них встречаются некоторые особенности. Так, данные дети нечетко объясняются и плохо едят. Обычно мясо они не любят, не едят хлебные корочки, твердое яблоко, морковь, так как им тяжело жевать. Немного пожевав, ребенок начнет держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают замечание ему.
Труднее воспитываются у таких детей культурно-гигиенические навыки, которые требуют точных движений мышц различных групп. Ребенок самостоятельно не может полоскать рот, так как у него развиты слабо мышцы языка, щек. Он или проглатывает сразу воду, или обратно выливает ее.
Дети со стертой дизартрией не хотят и не любят расстегивать сами пуговицы, засучивать рукава, шнуровать ботинки. Дети-дизартрики ощущают затруднения и в изобразительном занятии. Они правильно не могут держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на кисточку и карандаш.
Для подобных детей свойственны также затруднения при выполнении физических упражнений или танцах. Им трудно научиться сопоставлять свои движения с началом и концом мелодической фразы, изменять характер движений по ударному такту. Про подобных детей говорят, что они неловкие, поскольку они не могут точно, четко осуществлять различные двигательные упражнения. Им нелегко сохранять равновесие, стоя на одной ноге, нередко они не умеют скакать на правой или левой ноге. Обычно помогает ребенку взрослый прыгать на одной ноге, вначале поддерживая его за талию, а потом - за обе руки спереди, пока он самостоятельно не научится это делать.
Следовательно, при дизартрии неразборчивая речь обусловлена не просто расстройством именно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, то есть нарушением просодики. При стертой дизартрии свойственна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок выговора. Вместе с тем стертая дизартрия быть может осложняться фонетико-фонематическим недоразвитием, совместным недоразвитием речи, заиканием и речевыми другими расстройствами.
Исследования Л.В.Лопатиной обнаружили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: присутствие сглаженности носогубных складок, трудности подъема бровей, асимметричность губ, зажмуривания глаз. У многих детей замечается: стремительное утомление, увеличение саливации, наличие гиперкинезов мышцы язычной мускулатуры и лица. В отдельных случаях выявляется отклонение языка.
Особенности артикуляционной моторики и мимической мускулатуры у детей со стертой дизартрией указывают на неврологическую микросимптоматику и связаны с парезами лицевых и подъязычных нервов. Эти нарушения не выявляются чаще всего первично неврологом и смогут быть установлены только в процессе скрупулезного логопедического обследования и динамического слежения в ходе коррекционно-логопедической работы. При неврологическом более углубленном исследовании обнаруживается мозаичность симптомов лицевого, подъязычного и языкоглоточного нервов, определяющая особенности и разнообразность фонетических нарушений у детей.
У детей со стертой дизартрией помимо нарушения звукопроизношения подмечаются нарушение самого голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, просодические выраженные нарушения. Вместе с тем в разнообразной степени расстраиваются общая моторика и дифференцированные тонкие движения рук. Выявленная моторная неловкость, недостаточная координированность движений послужат причиной отставания развития навыков самообслуживания, а несформированность дифференцированных тонких движений пальцев рук является основанием тяжестей при развитии графомоторных навыков.
В исследованиях, которые посвящены проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, подмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются крепкими и во многих случаях не поддаются коррекционно-логопедической работе. Это негативным образом влияет на формирование ребенка, на процесс его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позже может привести к дезадаптации в школе. Подобные нарушения оказывают негативное влияние на развитие и формирование прочих сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, уменьшают его эффективность. Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и развитием грамматических и фонематических обобщений, развитием лексики, связной речи, однотонность речи: некоторые нарушения со стороны мелкой и общей моторики.
Фонетические разнообразные средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, назначая как смысловое содержание, так и связь говорящего к содержанию. У детей со стертой дизартрией нарушения просодики влияет на разборчивость, эмоциональный рисунок речи и внятность, а также трудность исполнения мелодического и ритмического ударения. При этом наиболее сохранной является имитация повествовательной и вопросительной интонации.
Страдает голос: либо он тихий, слабый, а порой, напротив, хриплый, напряженный, резкий, чрезмерно громкий. Ритм дыхания расстроен. Отмечается болезненность речевого дыхания, неглубокое дыхание. Речь теряет свою связность, темп речи может быть замедленным или ускоренным. У отдельных детей речевой выдох сокращен, и они говорят на вдохе — в данном случае речь делается захлебывающейся.
II Исследование состояния двигательной и речевой сфер у детей старшего дошкольного возраста при формировании групп для логоритмических занятий
Проведение
констатирующего исследования следовало
тому, что изучение активности речевой
деятельности, ее взаимосвязи с индивидуальными
особенностями детей
Объектом изучения была речь детей дошкольного возраста. 19 воспитанников из различных групп детского садика являлись испытуемыми. Организация констатирующего эксперимента проходила в сентябре 2012 года.
В первую очередь изучались речевая активность детей в трудовой, игровой, учебной деятельности и общении со сверстниками.
При исследовании речи в различных видах деятельности опора была на понимание структуры речевой активности, которую предложил Львов М. Р. В качестве элементов речевой активности выделено:
- количество речевых реакций в различных ситуациях;
- выбор занятий, игр, связанных с речью;
- точность и быстроту выбора слов, элементов содержания речи;
- правильность и быстроту развер
- разную реакцию на поступок и высказывание других.
Первый этап исследования проводился методом целенаправленного и планомерного фиксирования фактов в обычных условиях повседневной жизни. При наблюдении за детьми соблюдались определенные условия: предварительно прошло знакомство с группой детей, произошла адаптация в их среде. Для того чтобы дети были расположены на контакт в течение недели проводились различные игры, направленные на знакомства. Это были подвижные игры, игры со сказочными героями, двигательные игры.
Дети без патологий обычно, осуществляя какую-либо деятельность, по собственной инициативе говорят по этому поводу, рассказывают, что они делают, отмечают возникшие трудности, радуются или огорчаются неудачам. Наоборот же, наблюдения и анализ полученных после исследования данных свидетельствуют, что данные дети в ходе различного вида деятельности по своей собственной инициативе прибегают к речи очень редко.
Для получения точных данных наблюдение проводилось систематично и последовательно. За каждым ребенком наблюдали 2-3 раза в одних и тех же видах деятельности. Наблюдение проходило одновременно за двумя испытуемыми в течение 15 минут в комнате группы. Регистрировались действия детей, количество произнесенных слов за данный промежуток времени. Отмечалось построение высказываний.
Полученные
результаты послужили критерием
при определении
Исследование было направлено на выявление таких нарушений, как дизартрия, дислалия.
Цель исследования: провести работу, направленную на исследование детей, у которых фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
В задачи исследования входило:
- выявление состояния речи у детей с дизартрией;
- провести выборку детей с дислалией;
- проанализировать данные, полученные в результате исследования.
Экспериментальная группа состояла из 19 человек детей дошкольного возраста.
Метод экспериментального
исследования детей с фонетико-
Обследование звукороизношения для выявления дизартрии.
Для обследования звукопроизношения была использована методика Лопатиной Л.В.
Сначала поверяли
звукопроизношение при
1) Гласные звуки:
А абрикос, рак, машина
О очки, рот, окно
У ухо, рука, кенгуру
Ы сыр, мыло, фрукты
И иголка, лиса, пироги;
2) Свистящие звуки:
С свинья, носорог, троллейбус
СЬ синица, велосипед, лось
З заяц, грузовик, арбуз
ЗЬ земляника, газета, грязь
Ц цветы, овца, палец;
3) Шипящие звуки:
Ш шуба, шишка, карандаш
Ж жук, ножницы, нож
Ч чайник, ручка, мяч
Щ щетка, овощи, плащ;
4) Сонорные звуки:
Р ракетки, дракон, тигр
РЬ репа, шарик, дверь
Л лапа, точилка, пенал
ЛЬ линейка, телефон, щель;
5) Йотированные звуки:
Й йод, ручей, попугай
Е ежик, самолет, ружье
Я ягода, лямка, змея;
При данном исследовании оценивался характер нарушения звукопроизношения, умения воспроизводить слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
3 балла - все звуки в норме;
2 балла - в
произношении нарушен один
1 балл - в произношении нарушены более двух групп звуков (дефект оглушения, озвончения, смягчения);