Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49

Работа состоит из  1 файл

Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизарт%2 (1).doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

У детей ошибки встречаются в чередовании согласных, в употреблении во множественном числе в родительном падеже существительных, трудности в образовании глаголов повелительного наклонения. Также трудности для ребенка представляют сочетание существительных с местоимениями, числительными, употребление причастий, глаголов звонить, хотеть.

Развитие звуковой культуры в детях - одна из важных задач развития речи в  дошкольном возрасте. Формирование звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности ребят к школе.

В детской речи большое  значение играет правильного произношения звуков, так как с их помощью  происходит формирование полноценной  личности ребенка и установление социальных контактов. Ребенок с  хорошо развитой речью без проблем  вступает в общение с взрослыми и сверстниками, ясно выражает свои мысли и желания. Речь с различными дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с окружающими людьми, тормозит психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особенное значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении детей в школу. Одной из главных причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие недостатков звукопроизношения у детей. Дети с дефектами произношения не могут правильно определить число звуков в слове, затрудняются в подборе слов, которые начинаются на данный звук. Нередко, несмотря на хорошие интеллектуальные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него происходит отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи. Дети, которые не умеют различать и выделять звуки на слух, правильно их произносить, затрудняются в изучении навыками письма.

Особое место в развитии речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе  занимает формирование связной речи. Основная ее функция - коммуникативная. Она осуществляется в двух главных формах - диалоге и монологе.

Несмотря на значительные различия, диалог и монолог взаимосвязаны  друг с другом. В процессе общения  монологическая речь вплетается в диалогическую, а монолог может заслужить диалогические свойства.

Нарушение связной речи тормозит развитие важнейших социальных функций: помогает ребенку устанавливать  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения  в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

В дошкольном возрасте происходит отделение от непосредственного  практического опыта речи. Важной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции  речи. В ролевой игре, ведущей  жизни дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, которая инструктирует участников игры, речь-сообщение, которая повествует взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним.

Дети 4-5 лет оживленно  вступают в разговор, могут участвовать  в коллективной беседе, пересказывают короткие рассказы и сказки, самостоятельно рассказывают по картинкам и игрушкам. Но их связная речь ещё несовершенна.

В дошкольном возрасте дети с нарушением речи не способны активно  участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Дети не могут освоить  разные типы связных высказываний с  опорой на наглядный материал и без  опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Большую роль в формировании речи детей, в улучшении ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее эмоциональной, меткой, гибкой.

В дошкольном возрасте дети с нарушением речи не осознают события, которых не было в их личном опыте, их не интересуют поступки героев, мотивы поступков, чувства. Они не способны иногда улавливать контекст. У детей не формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения.

В исследованиях  отмечается, что у ребёнка 4-5 лет  начинает в глубокой мере функционировать  механизм развития целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм постижения содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, сформирован. Но если были нарушения, то механизм целостного образа не формируется, происходит торможение в развитие речевой деятельности детей.

При общем нарушении  речи на протяжении всего дошкольного  возраста не происходит формирование, направленное на понимание литературного произведения, осознание особенностей художественной выразительности.

Художественное творчество показывает средства формирования эстетического  отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество нужно развивать в старшем дошкольном возрасте. Оно является действенным средством усвоения детьми окружающей действительности.

Под словесным творчеством  понимается продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства, а также впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений - сказок, рассказов, стихов. Словесное творчество развивается на основе полноценного восприятия литературных произведений, само же восприятие формируется в творческой деятельности. Способности и умения, лежащие в основе эстетического восприятия литературных произведений, могут быть употреблены в самостоятельной деятельности - словесном творчестве только тогда, когда у детей полноценно развит поэтический слух.

Формирование у ребенка  осознания языковой действительности, элементов языка в мере происходит стихийно. Специальное развитие осознания  языковых явлений начинает реализовываться  при обучении дошкольников членению предложения на слова и звуковому анализу слова.

Звуковой анализ слова  и членение предложения на слова  должны выдвигаться, прежде всего, как  средства выявления главного средства речи - линейности. Элементы языка, которые  не имеют временной отнесенности, функционируют, проявляются в построенных высказываниях, в речевой цепи.

В решении вопроса  о развитии первоначальных представлениях о слове, предложении необходимо учесть разграничение значения слова  и понятия. По отношению к старшим  дошкольникам речь идет о формировании у них значения слова «слово», то есть о развитии минимума признаков, по которым ребенок должен отличить слово от не слова. Смысл множества других слов ребенок усваивает именно так.

Развитие у дошкольников осознания речи является существенным для того, чтобы открыть на элементарном уровне перед ними строение речи, ее форму: словесный состав предложения, звуковой состав слова, а также морфологическую и словообразовательную структуру слова.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития ребенка, овладения  правильной речью, что является одним из основных условий нормального психического развития ребенка. Отклонения в формировании личности ребенка с нарушениями речи в достаточной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети обычно стараются меньше говорить, либо совсем замыкаются. Значит, нарушается одна из главных функций речи - коммуникативная, что в еще большей степени затормаживает речевое формирование. Однако среди практических разработок комплексного развития психических и речевых процессов в условиях общего недоразвития речи трудно найти решение проблемы активизации речевого общения детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

 

Функциональная дислалия возникает в детском возрасте в результате усвоения системы произношения. Нарушается при этом воспроизведение нескольких или одного звуков. Это вид неправильного звукопроизношения, не имеется при котором никаких недостатков артикуляционного аппарата. Другими словами, нет органической никакой основы.

Одной из главных причин функциональной дислалии является неверное воспитание в семье речи ребенка. Иногда старшие, приспосабливаясь под речь ребенка, умилившись его забавному лепету, на протяжении долгого периода «сюсюкаются» с малышом. В итоге у него надолго задерживается формирование правильного звукопроизношения.

Дислалия может начаться у ребенка и по обезьянничанию. Как правило, вредоносным для ребенка оказывается стабильное общение с малыми детьми, у которых не сформировалось еще правильное звукопроизношение. Нередко подражает малыш искаженному звукопроизношению старших членов семьи. Особый вред доставляет детям устойчивое общение с людьми, у которых косноязычная, неясная или слишком поспешная, а порой с диалектными особенностями речь.

Плохо воздействует на речь детей двуязычие в семье. Беседуя на разных языках, дети часто переносят особенности звукопроизношения одного языка на второй.

Часто основанием дислалии у детей является педагогическая запущенность, порой взрослые абсолютно не устремляют внимание на звукопроизношение ребенка, не исправляют ошибки малыша, не подают ему образец правильного и четкого произношения. По-другому говоря, не подвергается речь ребенка планомерному необходимому воздействию взрослых, что замедляет нормальное развитие произносительных навыков.

Дефекты звукопроизношения могут быть у детей рождены и недоразвитием фонематического слуха. При этом наблюдаются у ребенка затруднения в дифференциации звуков, отличающихся между собой акустическими тонкими признаками, например глухих и звонких согласных, твердых и мягких, свистящих и шипящих. В итоге таких затруднений формирование правильного звукопроизношения на долгое время задерживается.

В то же время дефициты звукопроизношения могут в свою очередь затруднять развитие фонематического слуха и в дальнейшем послужить основанием общего недоразвития речи и нарушений чтения и письма.

Дислалия бывает также последствием недостаточной маневренности органов артикуляционного аппарата: губ, языка, нижней челюсти. Она быть может, вызвана и неумением удерживать язык ребенка в нужном положении или живо переходить от одного движения к второму.

Дислалия у  детей возможно вызвана также уменьшением слуха. На почве глухоты возникает до 10% происшествий нарушений звукопроизношения. Чаще всего наблюдается при этом затруднение в дифференциации свистящих и шипящих звуков, глухих и звонких согласных. Причиной длительной и тяжелой дислалии может быть и умственное недостаточное развитие ребенка.

При функциональной дислалии оказываются несформированными речевые специфические умения принимать произвольно позиции артикуляторных органов, нужные для произношения звука, что, быть может, объединено с тем, что у ребенка не сформировались акустические или артикуляторные примеры отдельных звуков.

Звук может замещаться другим звуком, который имеется в фонетической системе языка. Эти замены могут быть следующими:

1) замена звуков, которые одинаковы по способу формирования и различающиеся по месту артикуляции;

2) замена звуков, которые одинаковы по месту артикуляции и различающиеся по способу образования;

3) замена звуков, которые одинаковы по способу формирования и различающиеся по участию органов артикуляции;

4) замена звуков, которые одинаковы по месту и способу формирования и различающиеся по участию голоса;

5) замена звуков, которые одинаковы по способу формирования и по энергично действующему органу артикуляции и различающиеся по признаку мягкости и твердости.

Существует три основные разновидности дислалии:

- акустико-фонематическая. К ней относят недостатки звукового оформления речи, которые обусловлены избирательной несформированностью операций переделки фонем по их акустическим параметрам. К подобным операциям относятся узнавание, опознание, сличение акустических примет звуков и принятие решения о фонеме. В основании нарушения покоится недостаточная сформированность фонематического слуха. В данном случае ребенок не узнает тот или другой звуковой признак, по которому одна фонема противоположена другой. В результате этого при восприятии речи совершается уподобление одной фонеме другой на основании единства большинства признаков. В связи с неопознанием признака узнается звук неправильно, что приведет к неправильному восприятию слов. В этих случаях, когда тот или другой акустический признак является дифференциальным для группы звуков, дефектным оказывается восприятие всей группы. При подобной дислалии у ребенка нарушений слуха нет. Все сдвигается к тому, что избирательно не развивается функция различения слухового некоторых фонем.

- артикуляторно-фонематическая. К этой форме относят недостатки, определенные несформированностью операций отбора фонем по их признакам артикуляторным. Выделяют два главных варианта нарушений. В первом варианте артикуляторная база не полностью оказывается сформированной. При втором варианте артикуляторная база оказывается сформированной полностью, но при отборе звуков получается неправильное решение, в результате чего акустический облик слова остается изменчивым.

- артикуляторно-фонетическая. К этому виду относят дефекты акустического оформления речи, которые обусловлены неверно сформировавшимися артикуляторными позициями. При этом произносятся звуки искаженно, не нормировано. Чаще всего по акустическому эффекту неправильный звук близок к правильному. При ином типе искажения звук не узнается. В подобных случаях принято говорить о пропуске звука. Аналог звука сугубо личный по акустическому эффекту и осуществляет в речевой системе ребенка ту же функцию фонематическую, что и нормированный звук. Нарушаются не все звуки: при индивидуальных различных особенностях произнесения звуковой эффект при произнесении губных и переднеязычных сонорных и взрывных согласных проявляется в пределах нормы. Практически не имеется искажений губно-зубных.

Информация о работе Особенности нарушения звукопроизношения при функциональной дислалии и стертой дизартрии