Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 07:26, курсовая работа
Цель исследования - изучить состояния речевой активности, а также личности детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Для достижения цели в процессе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
- Проанализировать методическую, психолого-педагогическую специальную литературу по этой проблеме.
- Организовать констатирующий эксперимент исследования.
- Ознакомиться с методами экспериментального исследования.
- Провести анализ полученных результатов обследования.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
II. Исследование состояния речевой сферы у детей дошкольного возраста при функциональной дислалии и стертой дизартрии………………………23
Заключение………………………………………………………………..46
Список используемой литературы……………………………………….47
Приложения……………………………………………………………….49
После логопедической
гимнастики приступаем непосредственно
к коррекции голосовых
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.
Логопед предлагает детям следующие упражнения:
Упражнение 1. «Листья шелестят»
Детям раздаются полоски тонкой зелёной бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» дети плавно дуют на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.
Упражнение 2. «Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».
Анализ этих упражнений нам показал следующие результаты:
Дети с нормальной голосовой функцией выполнили упражнения без особых затруднений, наблюдалось нижнерёберное дыхание, выдох плавный, некоторые дети пытались поднять плечи, но после чёткой инструкции логопеда, выдох получился без поднятия плечей.
Дети же 1 группы, напрягали мышцы дыхательного аппарата, поднимали плечи, иногда срывался выдох, который с трудом достигал счёта от 1 до 5.
Логопедом был осуществлён контроль дыхания, рука клалась на область диафрагмы ребёнка, так же чтобы ребёнок сам смог почувствовать нормальное диафрагмальное дыхание, его рука ложилась на область диафрагмы логопеда.
Все упражнения строго контролировались логопедом, выдох производился плавно под счет, в проветренном помещении, до еды. Так же была проведена беседа с родителями. Их детям были предложены, в качестве домашнего задания, следующие упражнения: дутьё на вату, надувание мыльных пузырей, игра на детской дудочке (что развивает губную мускулатуру). При этом было обращено внимание родителей на то, что ребёнку не следует переутомляться, следить, чтобы грудь ребёнка не переполнялась воздухом, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею.
После того как у детей сформирован плавный длительный выдох, вводятся голосовые упражнения.
На данном этапе логопедической работы важно «поставить» голос, это, значит, научить ребёнка пользоваться полученным голосом, найти его естественное звучание и развить его во всех отношениях, т.е. в смысле укрепления высоты, силы и тембра голоса. Для достижения этой цели необходим постоянный контроль логопеда за качеством эмиссии голоса.
Хорошо поставленный голос является голосом модулированным, обладающим качествами эмоциональности и живости, радости и яркости, образности и красоты.
При работе над тембром голоса перед логопедом стоят следующие задачи:
Заключение
Анализ литературы и собственные обследования свидетельствуют о необходимости заниматься с детьми дошкольного возраста логоритмической деятельностью, так как она имеет огромное значение для формирования в ребенке речевой активности.
Организация специальных занятий способствует формированию и коррекции речевой сферы, сенсорных способностей детей с расстройствами речи, способствует устранению речевого нарушения и адаптирует детей к условиям внешней и внутренней среды.
Логоритмические занятия развивают психические процессы - внимание, восприятие, память и мышление, развивают эмоциональную сферу.
Крупное значение эти
занятия имеют и для
Подбирая всевозможные направления и методы проведения коррекционной работы и диагностики по логоритмической деятельности следует помнить, что главной деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, а следовательно все мероприятия должны проходить в игровой форме, тогда они будут интересны детям и заинтересуют их, будут давать ощутимый результат и отдачу.
Включение элементов логоритмики в занятия по развитию речи, в повседневные игры детей способствует преодолению речевых нарушений.
Список используемой литературы
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сб. домаш. заданий для преодоления недоразвития фонемат. стороны речи у ст. дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147 c.
2. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 110 с.
3. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. - СПб.: КАРО, 2005. - 364 с.
4. Байкова С. В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением.- СПб: КАРО, 2005. - 32 с.
5. Вершинина О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня . - СПб.: Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
6. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В.Секачев, 2005. - 16с.
7. Давидович Л. Р., Резниченко Т. С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 112 с.
8. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. - М.: АСТ Астрель, 2009. - 143 с.
9. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод. пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994. - 96 с.
10. Зайцева Л. А., Зайцев И. С., Левяш С. Ф., Ясова И. Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
11. Карелина И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология, 2000 - №1. - с. 24-26
12. Киселева Т. В., Останина А. И. Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи: Метод. руководство для проведения логопедических зарядок. - Екатеринбург: ГУНО,1992 - 150 с.
13. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М.: Владос, 2004. - 173 с.
14. Миронова С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. - М.: А.П.О., 1993г. - с. 36-43
15. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 112 с.
16. Орлова О. С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
17. Репина З. А., Буйко В. И., Уроки логопедии.- Екатеринбург: Литур, 2005. - 208 с.
18. Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. - 288 с.
19. Сдельникова Г. С. Элементы психотерапии в работе логопеда// Дошкольное воспитание, 1998. - № 5. - с. 56-58
20. Сидорова У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
21. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошк. воспитание». - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.
22. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Приложения
Приложение 1
Результаты
состояния звукопроизношения
№ |
Имя ребенка |
Произносимые звуки | |||||||||||||
1 |
Олег М. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
С |
Ж |
Ч |
Щ |
Р |
2 |
Наташа Ч. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
З |
Ч |
Сь |
Горл. искажение |
3 |
Вика З. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
Ж |
Ж |
Ч |
Ш |
Ж |
Ч |
Сь |
Р |
4 |
Марина В. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
Ж |
Ж |
Ч |
Сь |
Ж |
Ч |
Сь |
Горл. искажение |
5 |
Даша К. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
С |
З |
Ч |
Щ |
Р |
6 |
Артем М. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Ш |
З |
Ть |
Сь |
Горл. искажение |
7 |
Арина Б. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ч |
Ш |
З |
Ть |
Сь |
Горл. искажение |
8 |
Карина Г. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
С |
Зь |
Ч |
Сь |
Горл. искажение |
9 |
Кристина Т. |
А |
О |
Ы |
И |
С |
Сь |
З |
Зь |
Ц |
Сь |
З |
Ч |
Сь |
Горл. искажение |
Результаты состояния звукопроизношения в словах
№ |
Имя ребенка |
Произносимые звуки | |||||||||||||
1 |
Олег М. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |
2 |
Наташа Ч. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Р |
3 |
Вика З. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Р |
4 |
Марина В. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |
5 |
Даша К. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Р |
6 |
Артем М. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |
7 |
Арина Б. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |
8 |
Карина Г. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |
9 |
Кристина Т. |
Л |
Ль |
Н |
Г |
К |
Х |
Д |
Т |
В |
Ф |
Б |
П |
Й |
Горл. искажение |