Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:15, доклад
Восприятие – это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
Восприятие –
это психический
процесс отражения предметов
и явлений действительности в
совокупности их различных свойств
и частей при непосредственном воздействии
их на органы чувств
Непреднамеренное
восприятие
(звуки, шум, разговор)
1) Обнаружение – исходная фаза восприятия |
2) Различение – собственно восприятие. |
3) Идентификация
– отождествление |
4) Опознание – категоризация и извлечение соответствующего эталона из памяти. |
Свойства:
Целостность,
Восприятие есть всегда целостный образ |
Константивность восприятия–
Восприятие предметов как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. |
Структурность восприятия – не является простой суммой ощущений | Осмысленность восприятия – тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. | Избирательность восприятия – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. |
Восприятие | |||||
предметов | времени | отношений | движений | пространства | человека |
Основные направления развития восприятия:
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс |
Восприятие окружающей среды и предметов (научно обоснованная окраска аудиторий, цветовая гамма корпуса, необычность и яркость предметов интерьера, форма и наглядность методических пособий и учебников, внешний вид однокурсников) | Слушание доклада, просмотр тематической выставки (может быть включено в какую-либо деятельность) | Рассматривание электрической схемы или механического устройства прибора измерения (оно может быть включено в операцию измерения величины) | Способность оценивать время на выполнение курсовой и дипломной работ, владение собой в сложившейся производственной ситуации |
Внимание –
это произвольная
или непроизвольная направленность и
сосредоточенность психической деятельности
на каком-либо объекте восприятия
сенсорное
интеллектуальное
(перцептивное)
слуховое
Свойства:
Объем внимания - количество объектов, воспринимаемых одновременно | Концентрация (сосредоточенность) | Распределение внимания - выполнять несколько действий одновременно | Устойчивость – общая направленность внимания в процессе деятельности | Отвлекаемость – внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями | Переключение внимания – перестройка внимания, перенос его с одного объекта на другой |
Виды внимания | ||
Непроизвольное | произвольное | послепроизвольное |
Основные направления развития
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс |
Пассивное
запоминание
Новизна предметов и терминов, Внимание связано с Интересами, склонностями, от его особенностей зависят такие качества, как наблюдательность, способность отличать в предметах малозаметные, но существенные признаки |
Только внимательный студент может успешно за короткое время справиться с поставленной задачей. Прилагает волевое усилие, ставит перед собой цель деятельности | Студенты, усвоив механизм управления вниманием, ищут «ловушки» для него в письменном тексте, в слушаемой информации, что позволяет им быстро понять содержание, определить главное | Вхождение в профессиональную деятельность и возникающий при этом интерес специалиста, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает |
Память–
это форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении
прошлого опыта, делающая возможным его
повторное использование в деятельности
или возвращение в сферу познания
Непроизвольная память
1) Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения. |
2) Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. |
3) Воспроизведение |
4) Узнавание |
Формы воспроизведения:
Узнавание – проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта | Воспоминание – осуществляется при отсутствии объекта | Припоминание – активная форма воспроизведения | Реминисценция –
отсроченное воспроизведение |
Эйдетизм – зрительная память, долго сохраняющая образ со всеми деталями |
Виды памяти по типу запоминаемого материала | |||
двигательная | Образная | эмоциональная | вербальная |
Основные направления развития:
Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал