Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:44, дипломная работа

Описание

Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию»бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.

Работа состоит из  1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 108.47 Кб (Скачать документ)

Третья стадия - когда "хронические  симптомы" обычно проявляются с  чувством: "что-то происходит со мной".

Ранее имевшиеся симптомы становятся привычными, и появляются новые - симптомы хронического истощения, физической болезненности, страха и  депрессии.

На четвертой стадии, или "кризисе", симптомы становятся критическими. Появляются глубокий пессимизм и  самомнение, наваждение проблем, повышенная возбудимость. Ввиду дискомфорта  возникают физические болезни. Именно на этой стадии сгорание обычно доминирует в жизни своей жертвы.

Некоторые индивидуумы вступают даже на пятую стадию сгорания, называемую "битье о стену", когда жертвы стресса не могут дальше функционировать. Карьера и даже сама жизнь подвергается опасности. Когда это случается, это означает, что сгорание становится так связанным с другими проблемами, такими как алкоголизм, наркомания, сердечные и психические болезни, что они не могут быть разделены.

Итак, изучив особенности  проявления «синдрома эмоционального сгорания» у лиц, занятых в  социальной сфере, мы можем сделать  следующие выводы:

Во-первых, появление «синдрома  эмоционального сгорания» у психологов и социальных работников напрямую связано  с такой особенностью их профессиональной деятельности, как необходимость  тесно и интенсивно взаимодействовать  с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере.

Во-вторых, основными признаками «синдрома эмоционального сгорания»  являются: чувство эмоционального истощения (сниженный фон настроения, хроническая  усталость, повышенная тревожность, депрессивное состояние); негативное отношение к  клиентам; негативное отношение к  себе (снижение личностной и профессиональной самооценки) и к работе (ощущение бессмысленности своей профессии); также различные психосоматические недомогания (нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или переедание, головные и сердечные боли и т. д.) и злоупотребление различными психическими агентами.

В-третьих, «сгорание» профессионалов, занятых в социальной сфере, происходит постепенно, начиная с периода  высокого энтузиазма, связанного с  большими затратами энергии и  вкладыванием значительных личностных ресурсов в профессиональную деятельность. Вследствие чего у них появляется ощущение нехватки энергии, которое  постепенно перерастает в чувство  хронической усталости, глубокого  пессимизма, что может привести к  серьёзной физической болезни и  подвергнуть опасности карьеру  и даже жизнь профессионала, занятого в социальной сфере.

Так как данная проблема актуальна  и представляет серьёзную угрозу профессиональной деятельности психологов и социальных работников, мы считаем, что она заслуживает более  подробного изучения, которое позволит нам определить наиболее эффективные  виды психологической поддержки  социальных работников и психологов с «синдромом эмоционального сгорания».

Поэтому, мы считаем необходимым, рассмотреть в следующем разделе  основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания»  у социальных работников и практических психологов.

 

1.2 Причины, способствующие  развитию «синдрома эмоционального  сгорания» у социальных работников  и практических психологов

 

Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых в социальной сфере, позволяет  определить наиболее существенные причины, провоцирующие эмоциональное сгорание.

Во время своей профессиональной деятельности психологи и социальные работники могут находиться далеко не в комфортных условиях. Это касается не только физиологических факторов, связанных с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой аппарат и голосовой и т. д. Прежде всего речь идёт о психологических и организационных трудностях, связанных с данным видом профессиональной деятельности, а именно: экстренный характер работы, необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента, невозможность эмоциональной разгрузки и другие.

Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятого в  социальной сфере, является общение  с людьми, переживающими психологический  кризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивность  их максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источник стресса для психосоциального работника - это обращения клиентов по поводу утраты значимого другого  и суицидальные обращения.

Клиент, испытывая страдание  и чувство горя, стремится разделить  свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым  перестает чувствовать себя наедине  со своими проблемами. Специалист, оказывается  в этом случае объектом, которому предназначаются  эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет  их с клиентом, создает атмосферу  сочувствия, принятия, т.е. работает в  режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.

Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.

Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного  чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.

Таковы лишь некоторые  психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется  еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:

- монотонность работы, особенно  если её смысл кажется сомнительным;

вкладывание в работу больших  личностных ресурсов при недостаточности  признания и положительной оценки;

строгая регламентация времени  работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;

работа с «немотивированными»  клиентами, постоянно сопротивляющимися  усилиям психолога или социального  работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

напряжённость и конфликты  в профессиональной среде, недостаточная  поддержка со стороны коллег и  их излишний критицизм;

нехватка условий для  самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются  экспериментирование и инновации;

работа без возможности  дальнейшего обучения и профессионального  совершенствования;

неразрешённые личностные конфликты  специалиста, занятого в социальной сфере.

Таким образом, проанализировав  основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания»  у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические  и организационные трудности, связанные  с данными видами профессиональной деятельности.

Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение с ситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться  с грузом чужых проблем; игнорирование  собственных эмоциональных реакций, а в некоторых ситуациях подмена  настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент; большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной и неповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью «утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразных ситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, часто приводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентом бессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы; конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам и социальным работникам; большая ответственность за других людей; плохая организация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация; несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерии успеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.

Также, мы считаем необходимым  отметить тот факт, что тип клиента, с которым работает специалист или  особые отношения (частый и интенсивный  контакт) между ними тоже могут являться источником “синдрома сгорания”. Максимальный стресс вызывает постоянный контакт  с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми людьми. Поэтому мы более  подробно рассмотрим проблему возникновения  «синдрома эмоционального сгорания»  в работе с клиентами пожилого возраста в следующем разделе.

 
Особенности возникновения «синдрома  сгорания» у специалистов, оказывающих  социально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста  

Работа со старыми и  пожилыми людьми рождает огромное число  проблем для тех, кто ею занимается. Очень часто приходиться сталкиваться с ситуациями тяжёлых потерь, горя и смерти. Психологи и социальные работники, оказывая помощь людям в  этих ситуациях, должны работать с клиентом, его семьёй и теми, кто ухаживает  за ним. Но, не справляясь с грузом этих тяжёлых проблем, они сами могут  попасть под влияние мифа «суперпсихолога», игнорируя собственные эмоциональные реакции, становясь профессионально и личностно уязвимыми.

Также частые контакты социальных работников и психологов с пожилыми людьми могут стать сильным психотравмирующим  фактором, способствующим развитию «синдрома  эмоционального сгорания». В этом случае - «сгорание» является своего рода ответом  на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми пожилого возраста. Такое эмоциональное напряжение у специалистов, работающих с пожилыми людьми, может быть обусловлено рядом  психологических особенностей данной категории клиентов.

Психологические особенности клиентов пожилого возраста.

Пожилой возраст - один из самых  сложных периодов жизненного пути человека. В этот период все социальные функции  человека свертываются: он прекращает свою трудовую деятельность, теряет признание  и авторитет, начинает чувствовать  свою психологическую изоляцию. У  пожилых людей возникают проблемы, связанные с трудностями в  налаживании коммуникаций, тревожностью, особенностями самооценки, уровнем  притязаний, самоагрессией, потерей личностной идентичности, неспособностью построить новую систему идентификаций в позднем возрасте.

По данным Гуманитарного  Благотворительного Центра «Сострадание», проблема страха и тревоги в пожилом  возрасте представляется особенно важной. Этот период жизни ставит человека перед многими трудными ситуациями и проблемами, которые нужно разрешать, которые уже нельзя откладывать  на более позднее время. Сама перспектива  приближающегося конца жизни  содержит в себе элемент угрозы, которую надо как-то преодолеть. Различные  причины и проявления страха накапливаются  в течение всей жизни. В старости под угрозой могут оказаться  ценности, которые имеют для субъекта существенное значение: не только само физическое существование, но и духовная свобода (в результате необходимости  навязывания себе норм поведения  и образа жизни, отличающихся от усвоенных ранее). Угроза может касаться также других ценностей, таких, как любовь конкретного человека, профессиональный престиж, любимая работа или идея. Угроза этим ценностям приводит к тревожности, беспокойству. Вместе с пожилым возрастом наступает усиление страхов биологического типа, связанных с нарастающей беспомощностью и процессами увядания функций собственного организма. Проявляются также иррациональные страхи (перед преследователями), появляются моральные страхи (дать отчет о смысле прожитой жизни). Возрастает также общий уровень страха (увеличивается число ситуаций, вызывающих страх). Усиление биологических страхов может быть также связано со снижением активности, в результате чего появляется повышенное внимание к собственной персоне, в том числе к сигналам, исходящим из собственного тела.

Близким к страху и столь  же неприятным для переживания психическим  состоянием клиентов пожилого возраста является тревожность. На это чувство  влияют внутренняя напряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в  себя, чувство неуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Это состояние, как и страх, сопровождают вегетативные расстройства.

Тревожность может усиливать  отрицательный жизненный баланс, вызванный трудной ситуацией  и обеднением эмоциональных связей с семьей. Временами тревожность  может усугубляться болезненно переживаемыми  моральными поступками и качествами собственных детей (например, разводы, образ жизни, отход от норм, привитых в детстве) или идентификацией с  их страданиями и жизненными неудачами.

Тревожность порождается  двумя факторами: чувством вины в  сочетании с чувством обиды, а  также внутренней напряженностью. Эти  факторы связаны нарушением взаимодействия между человеком и его окружением, то есть исходят из его внешней  ситуации. Они указывают на то, что  человек не может удовлетворить  важных духовных потребностей, чувствует  себя одиноким, недоволен собой, часто  расстраивается и жалуется. В конфликтных  ситуациях он занимает пассивную  позицию самоустранения. Чувство  неполноценности или вины может  вызвать скрытый гнев.

Следует добавить, что обычно чувство обиды, проявляющееся у  старых людей, адекватно их переживаниям, однако у некоторых оно может  быть вызвано слишком высокими требованиями и ожиданиями.

Эмоциональные переживания  в старости вызывает также сам  факт приближения конца жизни  и осознание этого факта. Это  могут быть совершенно противоположные  эмоции: спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия, страх  либо депрессивный пересмотр жизни.

Среди клиентов пожилого возраста часто встречаются лица, находящиеся  в состоянии депрессии, возникновение  которой сопряжено с воздействием психотравмирующих факторов, специфических  или характерных именно для поздних  возрастных периодов. Это могут быть такие факторы как: утрата лиц  из ближайшего окружения, прежде всего  супруга или супруги, одиночество, осознание бесполезности своего существования, ухудшение физического  здоровья и т. д.

Ухудшения физического здоровья рассматривается как важнейший  фактор стрессового воздействия, так  как именно в этом возрастном периоде  обнаруживается значительная отягощенность  различными соматическими заболеваниями. Расстройство настроения при соматических заболеваниях обусловлено нередко  реакцией на болезнь, а также страхом  перед наступлением физической и  психической несостоятельности  и немощности. Для пожилых людей  находящихся в состоянии депрессии  характерны следующие проявления: устойчивое снижение фона настроения, снижение работоспособности, утрата аппетита, склонность, с одной  стороны, к самоупрекам, а, с другой, к обвинению в своих бедах окружающих или неудачное стечение обстоятельств.

Информация о работе Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания»