Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:44, дипломная работа
Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию»бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.
Третья стадия - когда "хронические симптомы" обычно проявляются с чувством: "что-то происходит со мной".
Ранее имевшиеся симптомы становятся привычными, и появляются новые - симптомы хронического истощения, физической болезненности, страха и депрессии.
На четвертой стадии, или "кризисе", симптомы становятся критическими. Появляются глубокий пессимизм и самомнение, наваждение проблем, повышенная возбудимость. Ввиду дискомфорта возникают физические болезни. Именно на этой стадии сгорание обычно доминирует в жизни своей жертвы.
Некоторые индивидуумы вступают даже на пятую стадию сгорания, называемую "битье о стену", когда жертвы стресса не могут дальше функционировать. Карьера и даже сама жизнь подвергается опасности. Когда это случается, это означает, что сгорание становится так связанным с другими проблемами, такими как алкоголизм, наркомания, сердечные и психические болезни, что они не могут быть разделены.
Итак, изучив особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» у лиц, занятых в социальной сфере, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, появление «синдрома эмоционального сгорания» у психологов и социальных работников напрямую связано с такой особенностью их профессиональной деятельности, как необходимость тесно и интенсивно взаимодействовать с другими людьми в эмоционально напряжённой атмосфере.
Во-вторых, основными признаками
«синдрома эмоционального сгорания»
являются: чувство эмоционального истощения
(сниженный фон настроения, хроническая
усталость, повышенная тревожность, депрессивное
состояние); негативное отношение к
клиентам; негативное отношение к
себе (снижение личностной и профессиональной
самооценки) и к работе (ощущение
бессмысленности своей
В-третьих, «сгорание» профессионалов, занятых в социальной сфере, происходит постепенно, начиная с периода высокого энтузиазма, связанного с большими затратами энергии и вкладыванием значительных личностных ресурсов в профессиональную деятельность. Вследствие чего у них появляется ощущение нехватки энергии, которое постепенно перерастает в чувство хронической усталости, глубокого пессимизма, что может привести к серьёзной физической болезни и подвергнуть опасности карьеру и даже жизнь профессионала, занятого в социальной сфере.
Так как данная проблема актуальна и представляет серьёзную угрозу профессиональной деятельности психологов и социальных работников, мы считаем, что она заслуживает более подробного изучения, которое позволит нам определить наиболее эффективные виды психологической поддержки социальных работников и психологов с «синдромом эмоционального сгорания».
Поэтому, мы считаем необходимым,
рассмотреть в следующем
1.2 Причины, способствующие
развитию «синдрома
Изучение психологического
аспекта деятельности специалистов,
занятых в социальной сфере, позволяет
определить наиболее существенные причины,
провоцирующие эмоциональное
Во время своей
Также важным аспектом профессиональной
деятельности специалиста, занятого в
социальной сфере, является общение
с людьми, переживающими психологический
кризис, когда диапазон негативных
эмоций крайне разнообразен, а интенсивность
их максимально выражена. Особенно
профессионально трудные
Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить свои эмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестает чувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этом случае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Он эмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферу сочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальный работник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образом проясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В эти моменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в виде боли, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильное психологическое переживание клиента.
Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти и собственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентом специалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.
Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувства ответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом с суицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до нескольких дней в виде чувства незавершенности.
Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемы эмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующих развитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:
- монотонность работы, особенно
если её смысл кажется
вкладывание в работу больших
личностных ресурсов при недостаточности
признания и положительной
строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;
работа с «немотивированными»
клиентами, постоянно сопротивляющимися
усилиям психолога или
напряжённость и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег и их излишний критицизм;
нехватка условий для
самовыражения личности на работе,
когда не поощряются, а подавляются
экспериментирование и
работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
неразрешённые личностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.
Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мы пришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические и организационные трудности, связанные с данными видами профессиональной деятельности.
Данное утверждение мы
основываем на том, что столкновение
с ситуациями тяжёлых потерь, горя,
смерти; необходимость справляться
с грузом чужых проблем; игнорирование
собственных эмоциональных
Также, мы считаем необходимым отметить тот факт, что тип клиента, с которым работает специалист или особые отношения (частый и интенсивный контакт) между ними тоже могут являться источником “синдрома сгорания”. Максимальный стресс вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилыми людьми. Поэтому мы более подробно рассмотрим проблему возникновения «синдрома эмоционального сгорания» в работе с клиентами пожилого возраста в следующем разделе.
Особенности возникновения «синдрома
сгорания» у специалистов, оказывающих
социально-психологическую
Работа со старыми и
пожилыми людьми рождает огромное число
проблем для тех, кто ею занимается.
Очень часто приходиться
Также частые контакты социальных
работников и психологов с пожилыми
людьми могут стать сильным
Психологические особенности клиентов пожилого возраста.
Пожилой возраст - один из самых
сложных периодов жизненного пути человека.
В этот период все социальные функции
человека свертываются: он прекращает
свою трудовую деятельность, теряет признание
и авторитет, начинает чувствовать
свою психологическую изоляцию. У
пожилых людей возникают
По данным Гуманитарного Благотворительного Центра «Сострадание», проблема страха и тревоги в пожилом возрасте представляется особенно важной. Этот период жизни ставит человека перед многими трудными ситуациями и проблемами, которые нужно разрешать, которые уже нельзя откладывать на более позднее время. Сама перспектива приближающегося конца жизни содержит в себе элемент угрозы, которую надо как-то преодолеть. Различные причины и проявления страха накапливаются в течение всей жизни. В старости под угрозой могут оказаться ценности, которые имеют для субъекта существенное значение: не только само физическое существование, но и духовная свобода (в результате необходимости навязывания себе норм поведения и образа жизни, отличающихся от усвоенных ранее). Угроза может касаться также других ценностей, таких, как любовь конкретного человека, профессиональный престиж, любимая работа или идея. Угроза этим ценностям приводит к тревожности, беспокойству. Вместе с пожилым возрастом наступает усиление страхов биологического типа, связанных с нарастающей беспомощностью и процессами увядания функций собственного организма. Проявляются также иррациональные страхи (перед преследователями), появляются моральные страхи (дать отчет о смысле прожитой жизни). Возрастает также общий уровень страха (увеличивается число ситуаций, вызывающих страх). Усиление биологических страхов может быть также связано со снижением активности, в результате чего появляется повышенное внимание к собственной персоне, в том числе к сигналам, исходящим из собственного тела.
Близким к страху и столь же неприятным для переживания психическим состоянием клиентов пожилого возраста является тревожность. На это чувство влияют внутренняя напряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в себя, чувство неуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Это состояние, как и страх, сопровождают вегетативные расстройства.
Тревожность может усиливать
отрицательный жизненный
Тревожность порождается
двумя факторами: чувством вины в
сочетании с чувством обиды, а
также внутренней напряженностью. Эти
факторы связаны нарушением взаимодействия
между человеком и его
Следует добавить, что обычно чувство обиды, проявляющееся у старых людей, адекватно их переживаниям, однако у некоторых оно может быть вызвано слишком высокими требованиями и ожиданиями.
Эмоциональные переживания в старости вызывает также сам факт приближения конца жизни и осознание этого факта. Это могут быть совершенно противоположные эмоции: спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия, страх либо депрессивный пересмотр жизни.
Среди клиентов пожилого возраста
часто встречаются лица, находящиеся
в состоянии депрессии, возникновение
которой сопряжено с
Ухудшения физического здоровья
рассматривается как важнейший
фактор стрессового воздействия, так
как именно в этом возрастном периоде
обнаруживается значительная отягощенность
различными соматическими заболеваниями.
Расстройство настроения при соматических
заболеваниях обусловлено нередко
реакцией на болезнь, а также страхом
перед наступлением физической и
психической несостоятельности
и немощности. Для пожилых людей
находящихся в состоянии