Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:44, дипломная работа

Описание

Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию»бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.

Работа состоит из  1 файл

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.docx

— 108.47 Кб (Скачать документ)

А также результаты экспертного  опроса подтверждают данную гипотезу – 100% опрошенных считают, что среди  социальных работников часто встречаются  лица с «синдромом сгорания», 90% считают, что среди практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания».

Но результаты исследования показали, что среди социальных работников значительно чаще встречаются лица с «синдромом сгорания», чем среди  психологов:

 

 

Умеренный уровень  стресса

Выраженная психическая  депрессия

Выраженная психическая  тревожность

Социальные работники

68,4%

57,9%

52,6%

Практические психологи

16,7%

28,7%

16,7%


 

Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют  сделать следующий вывод: среди  практических психологов чаще встречаются  лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.

Таким образом, подтвердилась  вторая гипотеза, заключающаяся в  том, что «синдром эмоционального сгорания»  у социальных работников и практических психологов проявляется в состояниях тревожности и депрессии.

Заключение

 

"Эмоциональное сгорание" – это комплекс особых психологических  состояний, которые могут развиться  у социальных работников и  психологов, работающих в условиях  эмоционального перенапряжения. Данные  психологические состояния заключаются  в наличии чувства эмоционального  истощения, негативного отношения  к себе, отрицательного отношения  к клиентам и к своей работе. Также, характерными признаками "синдрома сгорания" у специалистов, занятых в социальной сфере,  являются: постоянное переживание  чувства усталости, сниженный  фон настроения, чувство тревожности,  снижение личностной и профессиональной  самооценки, появление сомнений  по поводу своей профессии,  нарушение режима сна и бодрствования,  потеря аппетита или постоянное  переедание и другие проявления  психосоматического характера.

Таким образом, проанализировав  теоретико-эмпирические исследования феномена «синдрома сгорания» и  результаты, полученные в ходе проведённого нами исследования данного феномена у социальных работников и практических психологов, мы можем утверждать, что  проблема "эмоционального сгорания" актуальна для специалистов, занятых  в социальной сфере, особенно – для  социальных работников и практических психологов.

Проведя обработку и анализ полученных данных, мы пришли к следующим  выводам:

1) Для состояния умеренного стресса, в группах социальных работников и психологов, общими показателями являются: проявления «эмоционального характера» и «физиологического характера». А также, для состояниявыраженной психической тревожности в группах социальных работников и психологов характерны общие проявления «эмоционального характера».

2) В отличие от умеренного  уровня стресса, у социальных  работников в состоянии тревожности  помимо негативных переживаний  и мыслей наблюдается и ухудшение  физического состояния испытуемых. Также у социальных работников  в состоянии депрессии в большей  степени преобладают негативные  мысли, переживания, ухудшения  физического состояния, чем в  состояниях умеренного уровня  стресса и тревожности.

3) У практических психологов  негативные переживания и ухудшение  физического состояния являются  основными показателями умеренного  уровня стресса. Также у данной  группы испытуемых негативные  переживания и мысли значительно  чаще наблюдаются в состоянии  тревожности в отличие от состояния  умеренного уровня стресса. А  в состоянии депрессии у практических  психологов в большей степени  наблюдаются ухудшения физического  состояния, чем в состояниях  умеренного уровня стресса и  тревожности. А признаки «эмоционального  характера» выражены в равной  степени, как и у психологов  с умеренным уровнем стресса,  но в меньшей степени, чем  у психологов с выраженной  психической тревожностью.

4) - «эмоциональные», «когнитивно-эмоциональные» и «поведенческие» проявления выражены в большей степени у социальных работников с умеренным уровнем стресса, чем у психологов;

- «эмоциональные», «когнитивные»  и «физиологические» проявления  в группе психологов с выраженной  психической тревожностью выражены  в меньшей степени, чем в  группе социальных работников, «когнитивно-эмоциональные» проявления выражены в большей степени, чем у социальных работников;

- «эмоциональные», «когнитивные»,  «поведенческие» и «физиологические»  проявления выражены намного  сильнее у социальных работников  с выраженной психической депрессией, чем у психологов.

Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют  сделать следующий вывод: среди  практических психологов чаще встречаются  лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.

Таким образом, вышеперечисленные  выводы по результатам исследования и экспертного опроса позволяют  нам определить основные направления  психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания.

Психологическая поддержка  должна быть направлена на снятие тревожности, депрессивных состояний, на работу с  «эмоциональными», «когнитивными», «физиологическими» проявлениями «синдрома сгорания».

В качестве психологической  поддержки социальных работников и  практических психологов с «синдромом сгорания», по мнению опрошенных экспертов, может выступать:

Группы различной терапевтической  направленности (Балинтовские группы, «структурная психосоматика», коммуникативные тренинги и др.);

Индивидуальное консультирование;

Активный отдых, хобби, релаксация;

Телесно ориентированная  терапия;

Психокоррекция;

Регулярная психопрофилактика;

Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег;

Качественно иной уровень  подготовки специалистов, получение  новых знаний и навыков.

Итак, мы считаем, что, так  как среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания, то данным специалистам действительно  требуется психологическая поддержка, основные направления которой могут  быть определены на основе проведённого исследования и нуждаются в дальнейшей разработке.

Библиография

 

1. Азарных Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии): [Учеб. пособие]/ Т.Д. Азарных, И.М. Тартышников; Акад. пед. и соц. Наук, Моск. психол.-соц. ун-т – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. – 111 с.

2. Альманах психологических  тестов./ Под ред. Римских Р.Р.  и С.А. – М.: "КСП", 1996, 400 с.

3. Балашов М.М. Лукьянова  М.И. «Специфика подготовки психологов  к профессиональной деятельности  в различных социально-производственных  средах», - Психологическая наука  и образование, 1998, №

4. Васильев В.Н. Здоровье  и стресс. – М.: Знание, 1991.-160 с.

5. Г. Робертс Профилактика выгорания.// Вопросы общей психиатрии №1, 1998.

6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, Т. 2. – М.: МИР, 1996.

7. Грошев И.В. «Гендерные аспекты социально-психологической трансформации позднего возраста»/ psychol.ras/conf/grosev.htm

8. Е.М. Михайлова «Ловушка  для тех, кто ошибается»/http.//www.genesis/pedologia/3/9.htm

9. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1997.

10. Золотарёва Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в ЦСО. Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М. «Союз», 2000.

11. Иванов В.А. Старение  как эмоциональный шок/ «Психология  зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999.

12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/Пер, с лит. - М.: Академический Проект, 2000.

13. Краснова В.О. «Мы»  и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей», Психология зрелости и старения, 2000, № 3.

14. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек М., 1996.

15. Климов Е.А. Основы  психологии. Практикум: Учебное пособие  для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.

16. Линде Н. Д. «Современные  психотерапевтические школы и  подготовка психосоциальных работников  и практических психологов», - «Вестник  психосоциальной и коррекционно-реабилитационной  работы» - 1998, № 1.

17. Лотова И.П.

Психологические условия  эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1999.

18.Лысенко Ю.Н. Эффективность  профессиональной деятельности / Самарский  Гос. Пед. Ун-т – Самара: изд-во Сам. ГПУ, 1998 – 358 с.

19. Марциновская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999.

20. Н.М. Михайлова. Невротические  расстройства у пожилых пациентов  общей практики/Русский медицинский  журнал СП, том 1 №4,1998.

21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб: Издательство «Питер», 2000.

22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.

23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., История психологии: Учебн. Пособие для высш. школы. М.; 1994.

24. Попов В.М. Психология  безопасности профессиональной  деятельности: учеб. Пособие / Новосиб. Гос. Техн. Ун-т – Новосибирск: НГТУ, 1997.

25. Психологические тесты.  Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М.: «Лист», 1996.

26. Психологический словарь.  М., 1983.

27. Психологическое обеспечение  профессиональной деятельности/ Никифоров  Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н.  и др.; Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991.

28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001

29. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ общ. ред. И послесл.Ф. Е Василюка – М.: Прогресс, 1992 – 240 с.

30. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./общ. ред и вступ. ст. Л.П. Петровской – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993 – 368 с.

31. Румянцева П.В. «синдром  эмоционального сгорания учителей»/fortunecity/millennium/Scooby/454/Vestnic 2/2_13.ht

32. Садикова И.В. «Социальным работникам нужна психологическая поддержка», - Психология зрелости и старения, 1999, Весна.

33. Синдром эмоционального  сгорания у телефонных консультантов

Данная статья была опубликована в газете "В аптеках города и области", Нижний Новгород, № 9 (184), 16 марта 1999 г. Файловый вариант из архива Левицкой Н. О.

34. Трунов Д.Г. «Профессиональная деформация практического психолога», - Психологическая газета, 1998, № 1.

35. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме». Журнал практического психолога, 1998, № 5.

36. Фурдуй Ф.И. «Стресс и здоровье». Кишинёв: «Штиинца», 1990.

37. Шухова А.Н. «Синдром  эмоционального сгорания в работе  психолога»/НОВЫЙ СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.

38. Юдчиц Ю.А. «К проблеме профессиональной деформации», - Журнал практического психолога -1998, № 7.

39. http//www.openweb/windows/gerocomp/reabilit.htm

40. pressa.spb/newspapers/anomal/arts/anomal-112-art-29.html

Приложение 1

 

Тест на профессиональный стресс

 

Прочитайте предложения  и выберите тот пункт, который  наиболее подходит для вас. Долго  не раздумывайте. Наиболее искренние  ответы приходят первыми.

1. Два человека, хорошо  вас знающие, обсуждают вас.  Какие из следующих утверждений  они, вероятнее всего, стали  бы использовать:

а) Х - очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно

его (ее) не беспокоит.

б) Х - великолепный человек, но вы должны быть осторожны,

когда говорите ему (ей) что-то время от времени.

в) Кажется, что в жизни  Х все всегда происходит не так, как  надо.

г) Я неизменно нахожу Х  очень скучным и непредсказуемым.

д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.

2. Присуши ли вам в  жизни некоторые из следующих,  наиболее распространенных особенностей:

чувство, что вам редко  удается сделать что-либо правильно;

чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;

плохое пищеварение;

плохой аппетит;

бессонница по ночам;

кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение;

чрезмерная потливость в  отсутствие физической нагрузки и жары;

паническое ощущение в  толпе или в закрытом помещении;

усталость и недостаток энергии;

чувство безнадежности («какая польза во всем этом»);

слабость или тошнота  без каких-либо внешних причин;

очень сильное раздражение  по поводу мелких событий;

неспособность расслабиться по вечерам;

регулярные пробуждения  среди ночи или ранним утром; трудности в принятии решения;

невозможность перестать  обдумывать или переживать события

прошедшего дня;

слезливость;

убеждение, что вы ни с  чем толком не можете справиться;

недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;

нежелание встречаться с  новыми людьми и осваивать новый

опыт;

неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать;

ответственность большая, чем  та, с которой вы можете

справиться.

3. Насколько вы оптимистичны  в настоящее время:

а) больше, чем обычно;

Информация о работе Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания»