Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:44, дипломная работа
Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию»бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.
А также результаты экспертного опроса подтверждают данную гипотезу – 100% опрошенных считают, что среди социальных работников часто встречаются лица с «синдромом сгорания», 90% считают, что среди практических психологов часто встречаются лица с «синдромом сгорания».
Но результаты исследования показали, что среди социальных работников значительно чаще встречаются лица с «синдромом сгорания», чем среди психологов:
|
Умеренный уровень стресса |
Выраженная психическая депрессия |
Выраженная психическая тревожность |
Социальные работники |
68,4% |
57,9% |
52,6% |
Практические психологи |
16,7% |
28,7% |
16,7% |
Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.
Таким образом, подтвердилась вторая гипотеза, заключающаяся в том, что «синдром эмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологов проявляется в состояниях тревожности и депрессии.
Заключение
"Эмоциональное сгорание"
– это комплекс особых
Таким образом, проанализировав теоретико-эмпирические исследования феномена «синдрома сгорания» и результаты, полученные в ходе проведённого нами исследования данного феномена у социальных работников и практических психологов, мы можем утверждать, что проблема "эмоционального сгорания" актуальна для специалистов, занятых в социальной сфере, особенно – для социальных работников и практических психологов.
Проведя обработку и анализ полученных данных, мы пришли к следующим выводам:
1) Для состояния умеренного стресса, в группах социальных работников и психологов, общими показателями являются: проявления «эмоционального характера» и «физиологического характера». А также, для состояниявыраженной психической тревожности в группах социальных работников и психологов характерны общие проявления «эмоционального характера».
2) В отличие от умеренного
уровня стресса, у социальных
работников в состоянии
3) У практических психологов
негативные переживания и
4) - «эмоциональные», «когнитивно-
- «эмоциональные», «когнитивные»
- «эмоциональные», «когнитивные»
Также, результаты, полученные нами в ходе исследования, позволяют сделать следующий вывод: среди практических психологов чаще встречаются лица с выраженной психической депрессией – 28,7% от общего числа исследуемых психологов, а среди социальных работников чаще встречаются лица с умеренным уровнем стресса – 68,4% от общего числа исследуемых социальных работников, но также и лица с выраженной психической депрессией – 57,9% и с выраженной психической тревожностью – 52,6% от общего числа исследуемых социальных работников.
Таким образом, вышеперечисленные
выводы по результатам исследования
и экспертного опроса позволяют
нам определить основные направления
психологической поддержки
Психологическая поддержка должна быть направлена на снятие тревожности, депрессивных состояний, на работу с «эмоциональными», «когнитивными», «физиологическими» проявлениями «синдрома сгорания».
В качестве психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом сгорания», по мнению опрошенных экспертов, может выступать:
Группы различной
Индивидуальное
Активный отдых, хобби, релаксация;
Телесно ориентированная терапия;
Психокоррекция;
Регулярная психопрофилактика;
Поддержка коллег, тренинги в кругу коллег;
Качественно иной уровень подготовки специалистов, получение новых знаний и навыков.
Итак, мы считаем, что, так
как среди социальных работников
часто встречаются лица с «синдромом
сгорания, то данным специалистам действительно
требуется психологическая
Библиография
1. Азарных Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии): [Учеб. пособие]/ Т.Д. Азарных, И.М. Тартышников; Акад. пед. и соц. Наук, Моск. психол.-соц. ун-т – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. – 111 с.
2. Альманах психологических тестов./ Под ред. Римских Р.Р. и С.А. – М.: "КСП", 1996, 400 с.
3. Балашов М.М. Лукьянова
М.И. «Специфика подготовки
4. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. – М.: Знание, 1991.-160 с.
5. Г. Робертс Профилактика выгорания.// Вопросы общей психиатрии №1, 1998.
6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, Т. 2. – М.: МИР, 1996.
7. Грошев И.В. «Гендерные аспекты социально-психологической трансформации позднего возраста»/ psychol.ras/conf/grosev.htm
8. Е.М. Михайлова «Ловушка
для тех, кто ошибается»/http./
9. Зиверт Х. Тестирование личности. М., 1997.
10. Золотарёва Т.Ф., Минигалиева М.Р. Социально-психологическая помощь в ЦСО. Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М. «Союз», 2000.
11. Иванов В.А. Старение
как эмоциональный шок/ «
12. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования/Пер, с лит. - М.: Академический Проект, 2000.
13. Краснова В.О. «Мы» и «Они»: эйджизм и самосознание пожилых людей», Психология зрелости и старения, 2000, № 3.
14. Кривцова С., Мухаматулина Е. Воспитание: наука хороших привычек М., 1996.
15. Климов Е.А. Основы психологии. Практикум: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999. – 175 с.
16. Линде Н. Д. «Современные
психотерапевтические школы и
подготовка психосоциальных
17. Лотова И.П.
Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1999.
18.Лысенко Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности / Самарский Гос. Пед. Ун-т – Самара: изд-во Сам. ГПУ, 1998 – 358 с.
19. Марциновская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте/ «Психология зрелости и старения»№ 3(7-8), осень-зима 1999.
20. Н.М. Михайлова. Невротические
расстройства у пожилых
21. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования - СПб: Издательство «Питер», 2000.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учебн. Заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
23. Петровский А.В., Ярошевский М.Г., История психологии: Учебн. Пособие для высш. школы. М.; 1994.
24. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности: учеб. Пособие / Новосиб. Гос. Техн. Ун-т – Новосибирск: НГТУ, 1997.
25. Психологические тесты. Ахмеджанов Э. Р. Составление, подготовка текста, библиография. М.: «Лист», 1996.
26. Психологический словарь. М., 1983.
27. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др.; Под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991.
28. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2001
29. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: Пер. с англ./ общ. ред. И послесл.Ф. Е Василюка – М.: Прогресс, 1992 – 240 с.
30. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ./общ. ред и вступ. ст. Л.П. Петровской – 2-е изд. – М.: Прогресс, 1993 – 368 с.
31. Румянцева П.В. «синдром
эмоционального сгорания
32. Садикова И.В. «Социальным работникам нужна психологическая поддержка», - Психология зрелости и старения, 1999, Весна.
33. Синдром эмоционального
сгорания у телефонных
Данная статья была опубликована в газете "В аптеках города и области", Нижний Новгород, № 9 (184), 16 марта 1999 г. Файловый вариант из архива Левицкой Н. О.
34. Трунов Д.Г. «Профессиональная деформация практического психолога», - Психологическая газета, 1998, № 1.
35. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме». Журнал практического психолога, 1998, № 5.
36. Фурдуй Ф.И. «Стресс и здоровье». Кишинёв: «Штиинца», 1990.
37. Шухова А.Н. «Синдром
эмоционального сгорания в
38. Юдчиц Ю.А. «К проблеме профессиональной деформации», - Журнал практического психолога -1998, № 7.
39. http//www.openweb/windows/
40. pressa.spb/newspapers/anomal/
Приложение 1
Тест на профессиональный стресс
Прочитайте предложения и выберите тот пункт, который наиболее подходит для вас. Долго не раздумывайте. Наиболее искренние ответы приходят первыми.
1. Два человека, хорошо
вас знающие, обсуждают вас.
Какие из следующих
а) Х - очень замкнутый человек, кажется, что ничто сильно
его (ее) не беспокоит.
б) Х - великолепный человек, но вы должны быть осторожны,
когда говорите ему (ей) что-то время от времени.
в) Кажется, что в жизни Х все всегда происходит не так, как надо.
г) Я неизменно нахожу Х
очень скучным и
д) Чем меньше я вижу X, тем лучше.
2. Присуши ли вам в
жизни некоторые из следующих,
наиболее распространенных
чувство, что вам редко удается сделать что-либо правильно;
чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку;
плохое пищеварение;
плохой аппетит;
бессонница по ночам;
кратковременные головокружения и учащенное сердцебиение;
чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары;
паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении;
усталость и недостаток энергии;
чувство безнадежности («какая польза во всем этом»);
слабость или тошнота без каких-либо внешних причин;
очень сильное раздражение по поводу мелких событий;
неспособность расслабиться по вечерам;
регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром; трудности в принятии решения;
невозможность перестать обдумывать или переживать события
прошедшего дня;
слезливость;
убеждение, что вы ни с чем толком не можете справиться;
недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненным делам;
нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый
опыт;
неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать;
ответственность большая, чем та, с которой вы можете
справиться.
3. Насколько вы оптимистичны в настоящее время:
а) больше, чем обычно;