Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;
Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.
Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми.
Введение…………………………………………………………………….…....с.3
Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5
Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5
Творческая одаренность в развитии познавательных структур………………………………………………..………………....с.6
Общая характеристика одаренности……………………..с.6
Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8
Возрастные особенности одаренности………………….с.10
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей……………………………………...…с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков ……………………………………………………..с.16
Особенности развития творческого мышления подростков……………………………………………………..…………..с.16
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19
3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20
4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ………………………………………………….с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения……………………………………………………………..…с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»………………………………………………………...…….с.26
Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми………………………………………………………….с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.36
Литература………………………
Вместе с тем дивергентность мышления усиливает значение оценочных компонентов в творческом процессе, обеспечивающих выбор отвечающего условия задачи решения. Необходимость выбора решения приводит к такой характеристике творчества, как точность, вариантами проявления которой выступают разработанность идеи и переформулирование проблемы. Творческий результат характеризуется новизной, или оригинальностью, и соответствием поставленным проблемой целям.
Творческий процесс начинается с появления проблемы. Возможность обнаружения проблем, как и продуктивный путь их решения, зависит от внутренней мотивации личности.
Как показывают исследования в области психологии творчества, достижения творческих результатов связано с проявлением определенных свойств мышления, которые воспринимаются как характерные черты творческой личности.
Одной из ведущих черт, вслед за К.Роджерсом, признается открытость, готовность к восприятию нового и стремление к исследованию проблемы и поиску решения. Закрытость накладывает ограничения на процесс творчества: необычные идеи отвергаются как невозможные. Открытость позволяет более полно использовать имеющуюся в распоряжении информацию, расширяя область поиска решения. Она связана также с гибкостью мышления, обеспечивающей свободу в переносе опыта и знаний в новые ситуации.
Важной чертой является возможность действовать в условиях неопределенности. Гипотезам и догадкам присуща доля неопределенности, которая устраняется по мере их разработки, приводя к переопределению проблемы. Для творческой личности характерно также стремление докапываться до сути проблемы, выяснять истинные причины явлений.
Общим выражением творческой одаренности в детском возрасте служит опережающее развитие.
Существенная роль в творческом познавательном развитии принадлежит процессу понимания. В ходе понимания осуществляется поиск связи между элементами материала. Осознание понятого составляет ведущее звено в саморегуляции творческого процесса.
В своих исследованиях
2.2.
Концепция психологической
структуры одаренности
Матюшкина А.М.
Согласно
концепции А.М.Матюшкина
Структура творческой одаренности в качестве компонентов включает: «а) доминирующую роль познавательной мотивации, б)исследовательскую творческую активность, выражающегося в обнаружении нового, в постановке и решении проблем, в) возможности достижения оригинальных решений, г) возможности прогнозирования и предвосхищения, д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки». [14, 36 ]
Она
совпадает с основными
Структурным
компонентом творческого
По
мере творческого развития одаренного
ребенка исследовательская
Оригинальность составляет
Общая
одаренность выражается в более
быстром обнаружении решения. Эффективность
поиска определяется мерой предвосхищения,
антиципации каждого
Интегральным
метакогнитивным элементом
Итак, перечислим основные структурные компоненты одаренности как общей психологической предпосылки творческого развития: доминирующая роль познавательной мотивации, исследовательская активность, выражающаяся в обнаружении нового, возможность достижения оригинальных решений, возможность прогнозирования и предвосхищения, способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
Предлагаемая
концепция Матюшкина А.М. позволяет
преодолеть односторонние представления
о высших способностях как преимущественно
интеллектуальных; позволяет раскрыть
одаренность как общее основания творчества
в любой профессии. Эта концепция дает
возможность использовать накопленный
научный материал для психологической
помощи одаренному ребенку, психологической
подготовки творческого учителя, способного
помочь творческим учащимся, психологической
помощи родителям, воспитателям творческих
детей.
2.3.
Возрастные особенности
одаренности.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей - поддержать эти стремления ребенка.[14, 57 ]
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответсвующие выводы.они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы»). [17, 17].
Любознательность и особый интерес к чему-то составляет точку отсчета в развитии каждого. Выбор области исследований ребенка – важный момент, который нельзя пропустить. Диапазон точек творческого роста бесконечен. Такой личностный выбор может относиться равно к природе, искусствам, науке, технике, спорту, к миру профессий, к социальной жизни.
Еще одна точка отсчета – память, характеризующая специальный талант, избирательна и эффективна. Отличная память базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренных отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением – коллекционированием. Большой словарный запас, умение ставить вопросы отличают маленьких «вундеркиндов». Они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты.
Сильно развито чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
Яркое воображение маленьких талантов рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
В школьном возрасте есть такой индикатор творческих способностей – темы учебного курса, которые вызывают вопросы и желание докопаться до истины. То, к чему проявляется большой интерес, неукротимое стремление понять есть проявление специальных способностей.
Для одаренных детей характерно опережающее познавательное развитие. [17, 90].
Психосоциальная чувствительность.