Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;
Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.
Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....с.3
Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5
Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5
Творческая одаренность в развитии познавательных структур………………………………………………..………………....с.6
Общая характеристика одаренности……………………..с.6
Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8
Возрастные особенности одаренности………………….с.10
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей……………………………………...…с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков ……………………………………………………..с.16
Особенности развития творческого мышления подростков……………………………………………………..…………..с.16
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19
3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20
4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ………………………………………………….с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения……………………………………………………………..…с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»………………………………………………………...…….с.26
Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми………………………………………………………….с.36


Заключение……………………………………………………………………..с.36
Литература………………………

Работа состоит из  1 файл

«Особенности работы практического психолога с одарен-ными детьми.doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

    Физические  характеристики.

    1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.
    2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.

       Талант  и одаренность могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. В исследовании Н.Б.Шумаковой изучались особенности развития постановки вопросов как одной из форм проявления поисковой, творческой активности в период от 5 до 20 лет.

       Результаты  исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.

       В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы  приобретают структуру гипотез, носят исследовательский  характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.

       В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть  (40%) характеризуется пассивностью.

       К концу подросткового возраста четко  выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.

       В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти  различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать. 

       2.4. Проблемы диагностики  и развития высоко  одаренных и талантливых детей. 

       Среди многих психолого-педагогических проблем  творческой одаренности ребенка  в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности.

       Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена. Во-первых, феномен «снятия» одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом. Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.). в-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств. [Грязева ]

       Очень важная проблема - выявление одаренных  детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве   случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с  повышенной  нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная  медико-психологическая  коррекция этих проявлений  приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства  их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность  и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных  детей  формируется  стремление  не  выделятъся, не  выглядеть ««белой  вороной» и их творческие  возможности со  временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности. 

            Поэтому очевидна острая необходимость  в подходах к проблеме прогноза  развития одаренности. Одна из методик, позволящих в некоторой степени судить о характере познавательной активности ребенка и возможной динамике ее развития – методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) [28,64]

             Исследования  П.Торренса  показали,  что  одаренные  дети  быстро  проходят  начальные уровни развития  интеллекта  и  оказывают  сопротивление  всем  видам  нетворческих  работ.  Это  создает  массу  проблем,  оценивается  учителями  как упрямство,  лень  или  глупость.  Невысокий  психологический  уровень  подготовки  учителя  для  работ  с  детьми,  проявляющими  нестандартность  в  поведении  и  мышлении  приводит  к  тому,  что,  оценивая  своих  подопечных,  учителя  отмечают  в  них  демонстративность,  желание  все  делать  по-своему,  истеричность,  неумение  следовать  принятым  образцам.  Среди  учителей  бытует  мнение,  что  одаренный  ребенок  не  нуждается  в  помощи.  Сложность  состоит  и  в  низком  уровне  подготовки  учителей,  не  способных  работать  с  одаренным  ребенком,  и  в  недостатках  программ  и  психологических  знаний  у  учителей. 

       Кроме  того,  оригинальность  творческого  мышления  часто  оценивается  окружающими  как  отклонение.  Одаренным  детям  приходится  около  2/3  времени  в  школе  проводить  впустую,  проявляя  «интеллектуальный саботаж».  Одаренные дети  намного быстрее своих сверстников проходят  начальные уровни  социальной  адаптации (послушание  и примерное поведение,  ориентированное  на  получение  положительной  оценки  взрослых);  в  подростковом  возрасте  они  часто  как  бы  минуют  фазу  детского  конформизма  и  оказывают  сопротивление  стандартным  правилам,  групповым  нормам  и  внутригрупповым  ориентациям  на  авторитарных  лидеров.

       Исследователи  показывают  более  высокую  чувствительность  одаренных  детей  к  новым  ситуациям,  что  приводит  к  особым  трудностям.

       Проблемы  одаренных детей.

       Лета  Холлингуорт внесла большой вклад  в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.

    1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
    2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
    3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
    4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
    5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
    6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
    7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.  

       Сегодня  создаются  специальные  программы  для  работы  с  одаренными  детьми,  школы  во  многих  странах  перестраиваются  в  сторону  дифференцированного  обучения.  Разрабатываются  специальные  комплексно-учебные  программы,  в  рамках  которых  ученик  может  передвигаться  более  свободно,  чем  по  обычной  программе.  В  США  создаются  курсы  по  обучению лидерству  одаренных  подростков,  популярны  индивидуализированные  способы  работы  по  «учебным  договорам», которые  заключаются  между  учащимися  и  учителями;  они  позволяют  учителю  экономить  время,  а  учащимся – работать  в  индивидуальном  темпе.

              Итак,  сохранение  и  развитие  одаренности – это  проблема  прогресса  общества,  реализации  его  творческого  потенциала  и  индивидуальных  судеб. 

Глава  2.  Изучение  интеллектуальных и психологических особенностей  одаренности  подростков.

1. Особенности  развития  творческого  мышления    подростков.

    1. Изучение  творческого  мышления  по  методике  Туник  Е.Е.
 

       Большинство  тестов  Туник  Е.Е.  является  модификацией  тестов  Гилфорда  и  Торренса.        

       Тесты  позволяют  оценить  различные  параметры  творческого  мышления:  вербальное  творческое  мышление,  образно-творческое  мышление;  дают  возможность  изучить  взаимокорреляции  между  показателями  отдельных  факторов – беглости,  гибкости  и  оригинальности  мышления.

             Для  оценки  творческого   мышления  использовались  показатели:

  • Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, определяется общим числом ответов.
  • Гибкость – фактор характеризует гибкость мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов данных ответов.
  • Оригинальность – фактор характеризует своеобразие мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальной структурой ответа.
  • Точность – фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.
 

       Полученные  данные  были  подвергнуты  качественному  и  количественному  анализу,  математико-статистической  обработке [приложение 1] .    

    1. Результаты  исследования.

       Исследования  проводились в непринужденной атмосфере. Большинство детей отвечало с  большой охотой и с желанием продолжать занятия дальше. В диагностике принимало участие 23 человека.

       Субтест 1. Использование газеты (вербальная область).

       По  этому тесту испытуемыми было дано в среднем 4,5 ответа на человека (за 3 мин.), разброс по числу ответов велик от 0 до 8.Этот тест вызвал затруднения у некоторых детей. Наиболее часто встречающиеся ответы: «Сделать шапку, самолет, завернуть в газету что-нибудь, укрыться, подстелить.»

       Редкие, оригинальные ответы: «Соорудить палатку, использовать в игре, для склеивания пакетов, как закладки, коллекционировать газеты».

       Наибольшее  количество баллов набрали Рева Н.(35), Михайлов С.(33).  

       Субтест 2. Заключения (вербальная область).

       Этот  тест вызвал у некоторых детей  затруднения. В среднем было дано 3 ответа за 3 мин. Размах составляет от 0 до 5 ответов. Было приведено 75 ответов.

       Часто повторяющиеся ответы: «Люди и  звери будут разговаривать, понимать друг друга. Будут ходить в гости, помогать друг другу.» Оригинальные ответы: «Звери будут участвовать  в олимпиадах, двигать науку вперед, смогут подать в суд на людей, создадут телевидение, будут вместе с людьми учиться.»

       Высокие показатели у Дорофеевой Е. и Михайлова  С. (по 20).

       Субтест 3. Выражения (вербальная область).

       Субтест обладает большой различительной силой. Среднее число придуманных предложений – 4,3. Размах по числу предложений от 1 до 8. Примеры часто приводимых предложений : «Вова мастерил синий корабль». Примеры оригинальных, грамматически верно построенных предложений:

       Вот моя сберегательная книжка.

       В Москве сильный кризис.

       В марте скакала корова.

       Врач  мыл своего кота.

       Волк  может съесть козла.

       Самые оригинальные ответы у Петрова С., Дорофеевой Е., Костыревой Н. Они же набрали наибольшее количество баллов (50,8; 44; 44,4 соответственно).

       Субтест 4. Словесная ассоциация (вербальная область)

       Среднее число приведенных ответов-определений  к слову «книга» составляло 12, размах по числу ответов от 6 до 24. Было дано 263 ответа.

Информация о работе Особенности работы практического психолога с одаренными детьми в условиях инновационного образовательного учреждения