Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;
Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.
Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми.
Введение…………………………………………………………………….…....с.3
Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5
Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5
Творческая одаренность в развитии познавательных структур………………………………………………..………………....с.6
Общая характеристика одаренности……………………..с.6
Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8
Возрастные особенности одаренности………………….с.10
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей……………………………………...…с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков ……………………………………………………..с.16
Особенности развития творческого мышления подростков……………………………………………………..…………..с.16
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19
3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20
4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ………………………………………………….с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения……………………………………………………………..…с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»………………………………………………………...…….с.26
Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми………………………………………………………….с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.36
Литература………………………
обычные учащиеся (около 90 %), чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени .
Эти данные легли в основу предположения, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения .
Т.о., отличительная черта обучения на основе модели полного усвоения состоит в фиксации учебных результатов на достаточно высоком уровне, которого должны достичь почти все учащиеся .
Реализуя данный теоретический подход, последователи Дж.Кэрролла и Б.Блума (Дж.Блок, Л.Андерсон и др.) разработали методику обучения на основе полного усвоения.
Практическая реализация методики включает такую последовательность шагов :
1. Вводная часть – ориентация учащихся в работе по методике обучения на основе полного усвоения ;
2. Обучение по каждой из учебных единиц в направлении полного усвоения ;
3.
Оценка полноты усвоения
разъяснение значения оценки (отметки) каждому учащемуся.
Учитель подробно останавливается на том, что надо усвоить, чтобы усвоение считалось полным. Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. Основной упор делается на следующем :
1.
Класс будет учиться по новому
методу, который позволяет достичь
хороших результатов не какой-
2. Ученик получает отметку после заключительной проверки по итогам всего курса ;
3.
Отметка определяется не
4. Каждый ученик, достигший этого эталона, получает отметку «5» ;
5. Число отличных отметок не ограничивается. Если все ученики класса помогают друг другу и все хорошо учатся, то все могут заслужить отличные отметки ;
6. Каждый ученик получит любую необходимую помощь.
7. На протяжении всего курса ученик получает серию диагностические проверочные работы, результаты которых не оцениваются отметками и служат только для того, чтобы ученик мог обнаружить неясности и ошибки ;
8.
В случае затруднений при
9.
Эти возможности выбора надо
незамедлительно использовать, не
позволяя ошибкам или
Уже на начальном этапе работы отчетливо прослеживается основная технологическая черта всей системы – направленность учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки.
Важным моментом методики является точное определение и формулировка эталона (критерия) полного усвоения. Его основа – конкретизированные цели курса. Способ выражения может быть двояким : а)через четко сформулированное описание действий ученика, б)через указание требуемого количества правильных ответов. Как показали исследования, фиксация этого уровня дает устойчивые положительные результаты; большинство учащихся сохраняют при этом интерес к предмету и положительное отношение к учебе.
Рассмотрим
еще 3 концептуальные модели обучения
одаренных детей: «Свободный класс»
Гилфорда, «Три вида обогащения учебной
программы» Рензулли и «Таксономия целей
обучения» Блума.
1. «Свободный класс». Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких классах не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.
Обучение ведется на основе
элементов из многих отдельных
программ с привлечением
Учебный
процесс в свободном классе представляет
из себя некую комбинацию свободной
деятельности ребенка и занятий
чтением, математикой, естествознанием,
музыкой и т.д.
2. Модель «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли отвергает тезис о том, что потенциальные возможности одаренных детей могут быть реализованы путем простой интенсификации усвоения того же самого материала, который рассчитан на детей со средними способностями. Программа ориентирована на достижение 2 основных целей:
учебная программа позволяет учащимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому учащемуся ставить перед собой посильные задачи, отвечающие его интересам, и овладевать методами и исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Рензулли
охарактеризовал занятия по «обогащенной
методике обучения» как «выходящие за
рамки установленной учебной программы
и опережающие ее».
3.Модель «Таксономия целей обучения» Блума. Таксономия целей обучения ориентирована на сферу познавательных функций одаренных детей.
Сравнивая цели, заложенные в учебных планах, с принципиально возможными результатами, учителя могут определить типы заданий и дополнительные цели для включения в свой учебный план.
Таксономия является
Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Учителю-предметнику в работе необходимо:
6. Учителю
необходимо быть
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.
Психоразвивающая работа практического психолога с одаренными детьми может вестись в 3 направлениях: развития интеллектуальных способностей ребенка, формирования адекватного самовосприятия, помощь в адаптации ребенка в окружающем мире и приобретение им конструктивных форм общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо помочь родителям, учителям и самому ребенку правильно организовать учебную деятельность:
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, «Свободный класс» Гилфорда, «Три вида обогащения учебной программы» Рензулли и «Таксономия целей обучения» Блума.
Нами в изучении одаренности подростков были опробованы тесты психодиагностики творческого мышления Туник Е.Е. (модифицированные тесты Гилфорда и Торренса), тест структуры интеллекта Р.Амтхауера, методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности) для исследования познавательной активности одаренных детей, а также для изучения личностных особенностей и эмоционального состояния подростков использовалась методика Нюттена «Незаконченные предложения» и психогеометрический тест.
В целом показатели креативности мышления в изучаемой группе подростков оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей, более 250 – 2 человека, более 200 – 6 подростков.
Результаты исследования творческого мышления по тестам Туник Е.Е. хорошо кореллируют с выявленными психогеометрическими типами подростков: учащиеся, выбравшие основной формой зигзаг (символ креативности), показали высокие результаты в тестах Туник Е.Е
Тест структуры интеллекта Р.Амтхауера использовался для исследования уровня умственного развития индивидуальной структуры интеллекта особо одаренных учащихся. Изучаемые подростки набрали общий балл по тесту более 105 и попали в категорию с высоким умственным развитием.
Кроме того, для изучения познавательных процессов одаренных детей использовалась методика СОНА (спонтанное описание нерегламентированной активности). Уже одно перечисление занятий дает достаточное представление о широте интересов подростков. Эти результаты являются типичными для одаренного ребенка в том случае, когда прогноз развития достаточно благоприятен. Тот факт, что в перечне нет общения с друзьями, вполне отражает реальную жизнь одаренных детей.
Изучение тревожности
Итак, мы провели только первый этап работы практического психолога – это выявление одаренных детей, их слабых и сильных сторон как в структуре интеллектуальной деятельности, так и в личной, эмоционально-волевой сфере и сфере общения.
Проблема изучения одаренности требует дальнейшей разработки.