Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;
Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.
Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми.
Введение…………………………………………………………………….…....с.3
Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5
Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5
Творческая одаренность в развитии познавательных структур………………………………………………..………………....с.6
Общая характеристика одаренности……………………..с.6
Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8
Возрастные особенности одаренности………………….с.10
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей……………………………………...…с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков ……………………………………………………..с.16
Особенности развития творческого мышления подростков……………………………………………………..…………..с.16
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19
3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20
4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ………………………………………………….с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения……………………………………………………………..…с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»………………………………………………………...…….с.26
Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми………………………………………………………….с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.36
Литература………………………
Ответы с наибольшей частотой: интересная, веселая, толстая, познавательная. Редкие ответы: живая, бракованная, стильная, волнующая, доисторическая.
Самые оригинальные ответы у Трахман О. (99 б.), Никогосян Д. (80 б.).
Субтест 5.Изображения (образная область).
Для этого субтеста предложена достаточно сложная система подсчета баллов. При подсчете учитывается общее количество изображенных элементов, число используемых классов фигур, оригинальность рисунка и его элементов, также учитывалось в качестве ошибки использование других фигур и линий, кроме заданных. С помощью примеров рисунков поясним вышеописанные правила. Наибольшее количество баллов у Никогосян Д. (45,8), Костыревой Н. (43,3).Они использовали наибольшее число элементов при построении рисунков лица человека, дома, клоуна, а также не совершили ни одной ошибки.
Самые оригинальные рисунки на свободную тему: ночное море, избитый инопланетянин, лодка в бассейне, тарелка с фруктами. Самые типичные: машина, дом, кот, гриб. У Саласюка А. Это задание вызвало затруднения (последняя клетка пустая).
Субтест 6. Эскизы (образная область).
Предложенная система подсчета баллов для этого теста также довольно трудоемкая. При подсчете показателей этого субтеста учитывается общее число классов рисунков, число изображенных предметов. Учитывается оригинальность изображения, редкость его появления, а также учитывается оригинальность подхода: необычное выполнение рисунка, удачное использование круга, необычная композиция рисунка и т. д.
Наивысший балл по субтесту набрали Трахман О. (56), Костырева Н. (116). Наиболее оригинальные эскизы: выключатель, лапа медведя, капуста, елочный шар, бомба, демон. Часто встречаются: мишень, яблоко, лицо человека, планета, цветок.
Субтест 7. Спрятанная форма (образная область).
Этот тест предпочитаем детьми, все испытуемые работают с данным заданием с большим интересом. Среднее число ответов по этому тесту – 15, размах от 7 до 25 ответов.
Ответы с наибольшей частотой: рыба, ведро, человек, зонт, солнце, летучая мышь. Редкие оригинальные ответы: монета, платье, муха в стакане, улитка, молекула, вилка, тюлень, русалка.
Выводы:
При анализе показателей беглости и оригинальности мышления были получены результаты:
В целом показатели креативности мышления в этой группе подростков оказались достаточно высоки: более 280 баллов по тестам набрали 6 детей, более 250 – 2 человека, более 200 – 6 подростков. [приложение 1]
Наибольшее количество баллов по тестам набрали Костырева Н. (298,7), Михайлов С. (289,1).
Наибольшее число ответов и наибольшее число оригинальных ответов испытуемые дают в субтестах 4 (определения) и 7 (спрятанная форма).
Субтесты 2 (заключения), 3 (выражения), 4 (определения), 7 (спрятанная форма) обладают наибольшей различительной способностью, лучшим образом дифференцирует испытуемых.
В целом, вербальной тесты обладают большей различительной способностью, чем образные; а показатель оригинальности большей, чем показатель беглости.
Полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при изучении природы творческого мышления, а также в диагностике при изучении творческих способностей индивидов, при отборе одаренных и талантливых людей.
Для
изучения структуры интеллекта двух
особо одаренных детей
Тест является типичным групповым интеллектуальным тестом. Общий результат обследования позволяет судить об уровне умственного развития учащихся, а успешность выполнения отдельных субтестов – об индивидуальной структуре интеллекта школьников.
Задания
теста состоят из вербального
и числового материала и
из изображений. Первые требуют
от испытуемых определенных
знаний и умений производить
с материалом некоторые логические
действия. Вторые предполагают
определенную степень развития
формализованного и пространственного
мышления. Тест предназначен для
возраста 13-15 лет.
2.2.
Результаты исследования.
При
анализе результатов
Оба мальчика имеют общий балл по тесту более 105 и попадают в категорию с высоким умственным развитием. [приложение 2]
При
анализе относительной
Успешность выполнения отдельных субтестов можно наглядно увидеть на графическом изображении на сетке [приложение 2].
У Симонова А. прослеживается существенно лучшая успешность выполнения пространственных субтестов (77,5%) по сравнению с вербальными (53%). Довольно высоки показатели субтестов 5 и 6 (65%). Это хорошо заметно на графическом изображении.
Знание
относительного развития вербальных и
пространственных способностей учащихся
должны быть использованы учителями для
индивидуального подхода к оценке учебной
деятельности.
Для более полного представления о личностных особенностях диагностируемых было решено использовать психогеометрический тест.
3.1. Краткое описание психогеометрического теста.
Психогеометрический тест позволяет определить тип личности, характеристику особенностей поведения диагностируемого.
Учащимся предлагалось проранжировать в порядке предпочтения 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), затем по результатам исследования давалась психологическая характеристика основных форм личности.
Выбор основной фигуры, субъективной формы, учащимися разнообразен. Но преобладающей формой является зигзаг (13 из 23) [приложение 3] Эта фигура символизирует креативность, творчество, ей свойственны образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Доминирующим стилем мышления является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится зигзагам. Такое мышление позволяет зигзагам строить целостные, гармоничные концепции и образы [2, 13 ].
Результаты исследования творческого мышления по тестам Туник Е.Е. хорошо кореллируют с выявленными психогеометрическими типами подростков: учащиеся, выбравшие основной формой зигзаг (символ креативности), показали высокие результаты в тестах Туник Е.Е (Колбасенко А., Костырева Н., Никогосян Д., Серебров Д., Рева Н., Сербинов Б., Симонов А.).
Подростки охотно выбирали на первое место круг (5 из 23) – символ гармонии, самый доброжелательный из пяти форм. Круги стабилизируют группу. Это лучшие коммуникаторы, обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круги, как и зигзаги, относятся к «правополушарным» мыслителям. «Правополушарное» мышление – более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее.
Линейные формы (квадрат, треугольник,
прямоугольник) выбрало
Для изучения потребностей и тревожности учащихся была применена методика «Незаконченные предложения» Нюттена.
Получены следующие результаты: высокой тревожностью обладают дети с нестандартным креативным мышлением [приложение 4]. Особенно ярко проявляются межличностная и учебная тревожность. У некоторых детей это выражается в трудностях в общении со сверстниками и неуспешном школьном обучении.
5.1.
Описание методики
СОНА.
Методика представляет собой начальную формализацию обычной беседы, которая ведется с ребенком и его родителями. Ориентирована на спонтанное описание одаренным ребенком и его родителем деятельности, любимой ребенком, в течение прошедшей до момента обследования недели.
В основе методики лежит идея о том, что чем больше доля познавательных интересов в общем «раскладе» деятельности ребенка, тем более он творчески одарен.
Беседа велась с наиболее одаренными учащимися - Сербиновым Б. и Симоновым А.
В ходе беседы с Сербиновым Б.(12 лет) мы получили общее, спонтанное перечисление ребенком его занятий за неделю:
Уже одно перечисление занятий
дает достаточное
Тот факт, что в перечне нет общения с друзьями, вполне отражает реальную жизнь этого ребенка.
Такой же спонтанный рассказ матери о деятельности ребенка дал примерно те же результаты.
В приведенном примере из перечисленных занятий 23 являются познавательными, из них 16 можно отнести к творческим (в них проявляется направленность не на усвоение, а на создание нового, например, «писал лики святых на дереве»).