Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение мышления одаренных детей, особенностей работы практического психолога с ними.
Задачи нашего исследования:
Раскрыть сущность проблем выявления, диагностики, развития и адаптации талантливых детей в социальной среде;
Диагностировать уровень творческой одаренности подростков , выявить наиболее талантливых из них.
Изучить интеллектуальные особенности одаренных детей, их личностные характеристики.
Разработать программу работы практического психолога с одаренными детьми, их родителями и учителями, работающими с талантливыми детьми.
Введение…………………………………………………………………….…....с.3
Глава 1. Психология одаренности……………………………………….......с.5
Из истории исследования проблем одаренности……….……..с.5
Творческая одаренность в развитии познавательных структур………………………………………………..………………....с.6
Общая характеристика одаренности……………………..с.6
Концепция психологической структуры одаренности Матюшкина А.М……………..…………………………..…….с.8
Возрастные особенности одаренности………………….с.10
Проблемы диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей……………………………………...…с.13
Глава 2. Изучение интеллектуальных и психологических особенностей одаренности подростков ……………………………………………………..с.16
Особенности развития творческого мышления подростков……………………………………………………..…………..с.16
Соотношение вербального и невербального компонентов в структуре мышления подростка………………………………..с.19
3. Изучение личностных особенностей учащихся………………с.20
4. Исследование тревожности по методике Нюттена…………..с.21
5. Исследование познавательной активности одаренных детей по
методике СОНА ………………………………………………….с.21
Глава 3. Разработка программы работы практического психолога с одаренными детьми учителями в условиях инновационного образовательного учреждения……………………………………………………………..…с.24
1. Программа работы практического психолога с одаренной
молодежью (по Матюшкину А.М.)………………………………с.24
2. Система семинаров для учителей «Педагогика для одаренных
детей»………………………………………………………...…….с.26
Рекомендации по индивидуальной работе учителей с одаренными детьми………………………………………………………….с.36
Заключение……………………………………………………………………..с.36
Литература………………………
Индекс познавательных интересов равен 96, а индекс творческих 70.
Беседа с Симоновым А.(10 лет) дала следующие результаты:
Количество познавательных
Эти результаты являются
Программа
позволяет практическому
Цель: Обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Реализация:
подготовить консультативные
Цель: Обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.
Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников.
Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада.
Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.).
Разработать программу для педагогических училищ по работе с одаренными и талантливыми детьми.
Цель: Обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Проводить уроки творчества для одаренных детей.
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации.
Проведение
для подростков факультативов «Психология
творчества» и «Психология
Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.
Психологическое консультирование учащихся.
Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Реализация:
выявление одаренных и
Развитие
и воспитание талантливых учащихся
в работе школьных факультативов
и классов с углубленным
Разработка и проведение факультативов «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и др.
Цель: развитие профессиональных видов творчества на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов, преобладающих стилей мышления, особенностей личности.
Реализация:
выявление талантливых
Реализация специальных учебных курсов «Творчество в моей профессии».
Цель: развитие и реализация способностей одаренных студентов на основе творческого профиля специальности.
Реализация: развитие исследовательских навыков на основе участия в исследовательских проектах и конкурсах.
Проведение творческой работы в научных спецсеминарах.
Осуществление индивидуальной работы с научными руководителями при кафедрах и лабораториях.
Включение в работу научных школ.
Цель семинаров: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
2.1. Семинар №1 «Особенности работы с одаренными детьми»
Сохранение и развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.
В чем смысл работы с одаренными детьми?
При изучении особо одаренных детей стоят следующие задачи: 1.способствовать развитию каждой личности; 2.довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня; 3.способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.(Ж.Брюно)
Основным
подходом в поиске юных дарований
следует признать комплекс мероприятий
(медико-психологических, педагогических),
направленных не только на детей,
но и на родителей, и педагогов. Важно
использовать разнообразные методики
отбора детей и в дальнейшем
непрерывно наблюдать за их успехами.
На первом этапе выявления одаренных
детей учитываются сведения о высоких
успехах в какой-либо деятельности
ребенка от родителей и педагогов.
Могут быть использованы также
результаты групповых тестирований,
социологических опросных листов.
Это позволит очертить круг детей
для более углубленных индивидуальных
исследований.
Второй этап можно обозначить
как диагностический. На этом
этапе проводится
У детей, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные склонности - к языку и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача психолога не только олределить уровень общего интеллектуального развития, но и оценить предпочтительную сторону мышления (Стенфордский тест достижений).
Дети с творческим и
продуктивным мышлением
Дети с преимущественным
преобладанием контактности, потребности
в общении и лидерстве отличаются
инициативностью, высокими организаторскими
способностями, их обычно легко
выбирают на главные роли
в играх и занятиях, они уверенно
чувствуют себя среди сверстников
и взрослых. В этом случае вам помогут
личностные методики и социометрия.
Если же у ребенка преобладают
художественные способности,
Одаренность в двигательной
сфере проявляется высокой
степенью психомоторных реакций,
ловкостью, развитием
Многие дети проявляют высокую
степень одаренности не в
На третьем этапе работы
с одаренными детьми основная
роль отводится педагогам,