Особенности самоотношения городских и сельских подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ исследования психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Дать определение понятия самоотношения.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование самоотношения подростков.
4. Рассмотреть особенности самоотношения городских и сельских подростков.
5. Проведение сравнительного анализа самоотношения городских и сельских подростков.

Содержание

Содержание. 2
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы самоотношения городских и сельских подростков в отечественной и зарубежной литературе. 6
1.1 Содержательные характеристики самоотношения. 6
1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема. 8
1.3. Компонентное строение самоотношения. 10
Глава 2. Особенности самоотношения городских и сельских подростков, как предмет эмпирического исследования. 16
2.1. Исследовательская база для определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков. 16
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 24
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 26
Список литературы. 29
Приложения. 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

В понимании самоотношения в терминах компетентности акцент делается на оценивании, т. е. сравнении объекта или события с некоторыми эталонами, имущественной характеристикой является переживание успеха или неудачи. При этом основой переживания является чувство уверенности в себе или своих силах.

В подходах к самоотнотношению с точки зрения самоприятия последнее часто определяется как возникавшее на основе самооценки субъекта по отношению к некоторому идеалу. Однако, важнейшим аспектом этого процесса является чувство или переживание, приводящее к этому оцениванию. Самооценка по какому-либо качеству основывается чаще всего на сравнении своих достижений с достижениями других людей. Самопринятие же является не столько оценкой, сколько стилем отношения к себе, общей жизненной установкой, формирующейся в процессе онтогенеза, а также путем сознательных усилий.

1.3. Компонентное строение самоотношения.

 

Самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.

Когнитивный компонент. При анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Какие психические функции и как выступают в качестве источника и средства информации о самом себе? Следует отметить: подобно тому, как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая «брала бы на себя» всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотличие «обслуживается» процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.

Самоощущение, как это показано В.В. Столиным, связано с организмическим уровнем активности человека [19, 56]. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется «схема тела». В отногенетическом плане на роль диссоциации ощущения и самоощущения в возникновении самосознания указывал И.М. Сеченов.

Процессы восприятия также в большой степени «обеспечивают» субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира.

Представление о самом себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое «Я» соотносится с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею на основе чего, субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Представление своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек может представить себя на месте другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о самом себе. Существуют специфические социально-культурные нормы – «поставь себя на место другого», которые способствуют социальной регуляции межличностных отношений.

Значение функции памяти в организации внутриличностного опыта трудно переоценить. Воспоминание о своих поступках и пройденном жизненном пути, т. н. автобиографическая память, дает необходимый материал для построения образа ретроспективного «Я» («каким я был»).

Мыслительные процессы, реализующие в гностическом плане функцию самоотношения, образуют «Я» – концепцию личности. Посредством операций обобщения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения личность вырабатывает устойчивые концепты о самой себе, которые образуют определенную консистентную структуру. Сложные процессы наделения себя определенными свойствами, мотивирование собственного поведения, объяснение другим и себе причин того или иного собственного поступка включается в многогранный процесс самопознания. Ш.А. Надирашвили, опираясь на идею Д.Н. Узнадзе о двух планах психической активности, считает, что акт объективации, возникший при некотором препятствии в осуществлении импульсивного поведения и завершающийся его приостановкой и развертыванием теоретической активности субъекта, сопровождается параллельным процессом субъективации: теоретическая активность направляется не только на внешний объект, но и на осознание собственных возможностей и особенностей. Такая же идея в контексте другой теоретической ориентации экспериментально обосновывается В.В. Столиным, который показал, что субъект судит о наличии той или иной черты по невозможности или затруднительности действия, которому данная черта препятствует.

Процессы воображения конституируют возможное «Я» и идеальное «Я», механизмы действия которых заключаются в той уникальной особенности, что содержание реального, «здесь и сейчас» бытия личности определяется не наличными, непосредственно данными внешне-ситуационными или внутренне присущими состояниями, а их соотнесением и соизмерением с возможными и идеальными проявлениями жизнедеятельности личностного уровня. Преимущественно на основе процессов воображения формируется образ проспективного «Я», функция которого, как мы увидим дальше, заключается в проектировании собственной жизни.

Итак, когнитивный компонент самоотношения по тому признаку, какие гностические функции включены в его функционирование, сложное гетерономное образование. При анализе этого компонента не следует упускать из виду одно важное обстоятельство: процессы самоотражения (самосознания и самопознания) сопровождаются самооценкой, вернее, когнитивный компонент самоотношения включает в себя самооценку, ибо задача «работы» самосознания и самопознания заключается не только в том, чтобы принимать себя в расчёт в процессе активности и знать чтото о себе, но и (наверное, в первую очередь) в том, чтобы оценить свои свойства и возможности по определенным критериям («хороший-плохой», «годный-негодный» и т. д.). Путем процессов самопознания личность стремится понять не только то, кто она есть, но и какова она есть, не только то, что она сделала, но и что и как она может сделать.

Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный компонент. Человек не только знает что-то о себе, но может любить или презирать себя по поводу знаемого. Как уже отмечалось выше, эмоциональное отношение к себе некоторыми авторами неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось к самоотношению в целом. Являясь феноменом установки, самоотношение характеризуется трехкомпонентностью строения, а эмоциональное отношение к себе – лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению и первое соотносится со вторым как часть с целым. Литература по проблеме самосознания изобилует данными об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатй самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой и т. д. В.В. Столин выделяет три эмоциональные оси самоотношения:

1.      симпатия-антипатия;

2.      уважение-неуважение;

3.      близость-отдаленность.

Интересно, что эти оси, как показал автор, определяют также строение эмоционально-ценностного отношения человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении объясняется указанным Л.С. Выготским механизмом перехода интерпсихических отношений в интрапсихическую сферу.

Когнитивный компонент. Этот компонент выступает к качестве внутренних действий в собственный адрес или как готовность к таким действиям. Простое перечисление таких действий или готовностей рисует нам довольно пеструю картину: имеются в виду манипуляторно-инструменталыное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекцию, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.

Действия или эскизы действий относительно самого себя по-разному осуществляются в зависимости от того, как личность относится к себе – как к объекту воздействия или как к субъекту действия. Однако способы отношения к себе – «Я» как объект и «Я» как субъект – внутренне дифференцируют не то, что когнитивное и эмоциональное действия в адрес самого себя, т. е. когнитивный компонент самоотношения, но и познавательные и эмоциональные отношения к себе (когнитивный и эмоциональный компоненты самоотношения).

В представленной схеме первичное дихотомическое деление выражает способы отношения к себе – объектный («Я» как объект) и субъектный («Я» как субъект). Как объектное, так и субъектное отношение к себе реализуется когнитивной активностью, эмоциональными реакциями и системами действий или готовностей к действиям в адрес самого себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности самоотношения городских и сельских подростков, как предмет эмпирического исследования.

 

2.1. Исследовательская база для определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков.

 

На основе теоретического анализа проблемы самоотношения городских и сельских подростков и исходя из сформулированных целей и задач исследования, нами была разработана программа исследования.

Цель исследования состоит в выявлении особенностей в самоотношении городских и сельских подростков.

Характеристика экспериментальной базы.

В исследовании будет принимать участие 40 подростков. Из них 20 подростки, живущие в городе и 20 подростков, живущих в селениях, которые составят контрольную группу в возрасте от 15 до 17 лет.

Исследование будет проводится на базе школ города Куйбышева и школ села Абрамово.

Эксперимент должен проводится в групповой форме. Подросткам будет изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция. Нужно будет правильно настроить участников эксперимента, чтобы они были открыты и проявляли желание участвовать в эксперименте.

Участникам эксперимента будет дано достаточно времени для обдумывания ответов. Во время эксперимента в классе не должно находиться посторонних и подросткам будет дана гарантия неразглашения.

При выборе методик учитывается: положительная сторона применения и надежность методики, доступность методики для изучаемого контингента подростков, пригодность данной методики для групповых обследований соответствующие целевой группе и прочее.

В качестве методов исследования мы будем использовать:

1.      Тест-опросник самоотношения, разработанный В.В.Столиным и С.Р. Пантелеевым. Цель методики: определение уровня самоотношения подростка.

2.      Репертуарная методика диагностики отношения к значимому окружению. На основе Репертуарной методики Дж. Келли. Цель методики: определение уровня ценностного и эмоционального критерия, который доминирует в оценке ближайшего окружения подростка.

3.      Методика ценностных ориентаций М.Рокича. цель методики: определение характерного содержания системы ценностей современных подростков (ценностно-смысловая ориентация)

Опытно-экспериментальная работа состоит из трех этапов: подготовительного, внедренческого и заключительного.

      Подготовительный этап. На данном этапе происходит анализ научно-методической литературы, определение образовательных учреждений для проведения будущего экспериментального исследования, проводится пилотажное исследование с целью апробации выбранных методик.

      Внедренческий этап. Проведение экспериментального исследования.

      Заключительный этап. Анализ и систематизация полученных в ходе исследования данных.

В нашем исследовании будет использован тест – опросник самоотношения, разработанный В.В. Столиным и С.Р. Пантелеевым. Опросник позволяет выявить три уровня самоотношения по степени обобщенности:

1.      Глобальное;

2.      Дифференцированное по самоуважению, аутосимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3.      Уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я»

Краткая характеристика опросника.

Опросник представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета. Опросник содержит 7 пунктов. Опросник включает следующие шкалы:

      Шкала S – измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого;

      Шкала 1 – самоуважение;

      Шкала 2 – аутосимпатия;

      Шкала 3 – ожидаемое положительное отношение от других;

      Шкала 4 – самоинтерес.

Опросник содержит также 7 шкал, направленных на измерение выраженности установки на те или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

      Шкала 1 – самоуверенность;

      Шкала 2 – отношение других;

      Шкала 3 – самопринятие;

      Шкала 4 – саморуководство, самопоследовательность;

      Шкала 5 – самообвинение;

Информация о работе Особенности самоотношения городских и сельских подростков