Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа
Цель работы: определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ исследования психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Дать определение понятия самоотношения.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование самоотношения подростков.
4. Рассмотреть особенности самоотношения городских и сельских подростков.
5. Проведение сравнительного анализа самоотношения городских и сельских подростков.
Содержание. 2
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы самоотношения городских и сельских подростков в отечественной и зарубежной литературе. 6
1.1 Содержательные характеристики самоотношения. 6
1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема. 8
1.3. Компонентное строение самоотношения. 10
Глава 2. Особенности самоотношения городских и сельских подростков, как предмет эмпирического исследования. 16
2.1. Исследовательская база для определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков. 16
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 24
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 26
Список литературы. 29
Приложения. 31
Поскольку свое исследование мы будем проводить на группе школьников подросткового возраста, необходимо охарактеризовать изменения личности и поведения, присущие данному возрасту.
В подростковом возрасте происходят изменения потребностно-мотивационной сферы, возникают такие потребности, как:
1. потребность приобщиться к миру взрослых;
2. потребность в положительной оценке окружающих;
3.потребность соответствовать собственным требованиям и самооценке;
4. потребность найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.
Эти потребности могут быть реализованы в новом виде деятельности общения. Продуктом этой деятельности является становление самосознания личности (центральное психологическое новообразование этого возраста).
Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний делает актуальным вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?»
Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других, возникает чувство одиночества. «Я» еще не определенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.
У подростков возникает бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций, оно активизирует его рефлексию, а также чувство своей собственной неповторимости. Это вызывает характерное для данного возраста явление страха, одиночества. В 14-15 лет человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-либо событий, а как состояние собственного «Я».
С.Р.Пантилеев [10], говоря о самоотношении подростков, отмечает, что, с одной стороны, это самоотношение определяется внутренними критериями собственной ценности, уникальности, способности вызвать интерес и положительные чувства окружающих; с другой стороны, - это самооценка по внешним критериям и эталонам, которые еще недостаточно интериоризированы, и, в этом смысле, в определенной степени навязаны социумом в лице значимых взрослых, от которых исходят требования социальной приспособленности и успешности.
Таким образом, самоотношение подростков потенциально конфликтно, а основным способом избежания актуальной конфликтности является расщепление самоотношения на 2 сферы – эмоционально-ценностную и самооценочную, которые обладают различной значимостью.
В общении с друзьями или наедине с собой подростки чувствуют свою наибольшую реальность, а наименьшую – в школьной ситуации или в общении со взрослыми.
Поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль и требования с их стороны такого влияния не оказывают. Автор говорит о том, что интеграция самоотношения подростков происходит именно в эмоционально-ценностном плане.
Поведение подростка соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен быть или хотел бы быть. Кроме того, подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности, и этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников и обусловленное ею совершенно противоположное поведение одного и того же подростка в разных группах, направленное на получение признания и одобрения.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
2. Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.: Прогресс,1986.-420с.
3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебн. Пособие. -М.: 1993. -140с.
4. Джемс У. Психология. М., Педагогика, 1991. - 368с.
5. Емельянов Ю. Н. Стремление к самотождественности как социальная потребность индивида. – В кн: Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, Мецниереба, 1981.- с. 485
6. Кон И.С. Открытие «Я». М.:Просвещение,1978.-112 с.
7. Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985,- 416с.
8. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси: Мецниереба, 1975. - 244 с.
9. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.-М.:Смысл, 1993.-32с.
10. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально – оценочная. система (спецкурс). – М.: Изд-во МГУ, 1991.-248 c.
11. Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психол. 1987. № 2.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.-275 c.
13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.-712с.
14. Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. – Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, №2, 115 c.
15. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности. – В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, Мецниереба, 1974.-206 c.
16. Cафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения в подростковом и юношеском возрасте / В.Ф.Сафин // Вопросы психологии. 1982. -№1.
17. Соколова Е.Т.Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М.:Изд-во МГУ,1989.-213с.
18. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности / В.В. Столин: Дис. докт. псих, наук: 19.00.01 – М., 1985.
19. Столин В.В. Самосознание личности.М.:Изд-во МГУ, 1983.-286с.
20. Талайко С.В. «Психология личности», курс лекций
21. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.- Л., 1980.
22. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 452 с.
23. Филиппов Ф.Р. Высшая школа: социальная ориентация и социальные перемещения молодежи // Высшее образование в жизненных планах молодежи, - М.: АН СССР ИСИ ССА, - 1975.
24. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной.— М.: Педагогика, 1987.
25. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принципы развития в психологии. М. 1978. – 335 c.
26. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977.- 144с.
Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).
Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».
Текст опросника.
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
16. Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
17. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
45. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
46. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
47. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
48. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
49. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
50. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.
51. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.
52. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
53. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
54. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
55. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
56. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
57. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).
Методика Ценностные ориентации (М.Рокич).
Инструкция к тесту
"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Информация о работе Особенности самоотношения городских и сельских подростков