Особенности самоотношения городских и сельских подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ исследования психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Дать определение понятия самоотношения.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование самоотношения подростков.
4. Рассмотреть особенности самоотношения городских и сельских подростков.
5. Проведение сравнительного анализа самоотношения городских и сельских подростков.

Содержание

Содержание. 2
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы самоотношения городских и сельских подростков в отечественной и зарубежной литературе. 6
1.1 Содержательные характеристики самоотношения. 6
1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема. 8
1.3. Компонентное строение самоотношения. 10
Глава 2. Особенности самоотношения городских и сельских подростков, как предмет эмпирического исследования. 16
2.1. Исследовательская база для определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков. 16
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 24
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 26
Список литературы. 29
Приложения. 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

2.2.Особенности личности и самоотношения подростков

 

Поскольку свое исследование мы будем проводить на группе школьников подросткового возраста, необходимо охарактеризовать изменения личности и поведения, присущие данному возрасту.

В подростковом возрасте происходят изменения потребностно-мотивационной сферы, возникают такие потребности, как:

1. потребность приобщиться к миру взрослых;

2. потребность в положительной оценке окружающих;

3.потребность соответствовать собственным требованиям и самооценке;

4. потребность найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.

Эти потребности могут быть реализованы в новом виде деятельности общения. Продуктом этой деятельности является становление самосознания личности (центральное психологическое новообразование этого возраста).

Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний делает актуальным вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?»

Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других, возникает чувство одиночества. «Я» еще не определенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.

У подростков возникает бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций, оно активизирует его рефлексию, а также чувство своей собственной неповторимости. Это вызывает характерное для данного возраста явление страха, одиночества. В 14-15 лет человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-либо событий, а как состояние собственного «Я».

С.Р.Пантилеев  [10], говоря о самоотношении подростков, отмечает, что, с одной стороны, это самоотношение определяется внутренними критериями собственной ценности, уникальности, способности вызвать интерес и положительные чувства окружающих; с другой стороны, - это самооценка по внешним критериям и эталонам, которые еще недостаточно интериоризированы, и, в этом смысле, в определенной степени навязаны социумом в лице значимых взрослых, от которых исходят требования социальной приспособленности и успешности.

Таким образом, самоотношение подростков потенциально конфликтно, а основным способом избежания актуальной конфликтности является расщепление самоотношения на 2 сферы – эмоционально-ценностную и самооценочную, которые обладают различной значимостью.

В общении с друзьями или наедине с собой подростки чувствуют свою наибольшую реальность, а наименьшую – в школьной ситуации или в общении со взрослыми.

Поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль и требования с их стороны такого влияния не оказывают. Автор говорит о том, что интеграция самоотношения подростков происходит именно в эмоционально-ценностном плане.

Поведение подростка соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен быть или хотел бы быть. Кроме того, подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности, и этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников и обусловленное ею совершенно противоположное поведение одного и того же подростка в разных группах, направленное на получение признания и одобрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.                 Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

2.                 Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание.-М.: Прогресс,1986.-420с.

3.                 Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. Учебн. Пособие. -М.: 1993. -140с.

4.                 Джемс У. Психология. М., Педагогика, 1991. - 368с.

5.                 Емельянов Ю. Н. Стремление к самотождественности как социальная потребность индивида. – В кн: Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, Мецниереба, 1981.- с. 485

6.                 Кон И.С. Открытие «Я». М.:Просвещение,1978.-112 с.

7.                 Личко А.Е. Подростковая психиатрия: Руководство для врачей. Л.: Медицина, 1985,- 416с.

8.                 Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. – Тбилиси: Мецниереба, 1975. - 244 с.

9.                 Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения.-М.:Смысл, 1993.-32с.

10.             Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально – оценочная. система (спецкурс). – М.: Изд-во МГУ, 1991.-248 c.

11.             Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр. психол. 1987. № 2.

12.             Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.-275 c.

13.             Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.-712с.

14.             Сарджвеладзе Н. И. Позиция личности и установка: опыт построения структурно-динамической концепции личности. – Известия АН ГССР, серия философии и психологии, 1985, №2, 115 c.

15.             Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности. – В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. – Тбилиси, Мецниереба, 1974.-206 c.

16.             Cафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения в подростковом и юношеском возрасте / В.Ф.Сафин // Вопросы психологии. 1982. -№1.

17.             Соколова Е.Т.Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М.:Изд-во МГУ,1989.-213с.

18.             Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности / В.В. Столин: Дис. докт. псих, наук: 19.00.01 – М., 1985.

19.             Столин В.В. Самосознание личности.М.:Изд-во МГУ, 1983.-286с.

20.             Талайко С.В. «Психология личности», курс лекций

21.             Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.- Л., 1980.

22.             Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М.: Наука, 1966. – 452 с.

23.             Филиппов Ф.Р. Высшая школа: социальная ориентация и социальные перемещения молодежи // Высшее образование в жизненных планах молодежи, - М.: АН СССР ИСИ ССА, - 1975.

24.             Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной.— М.: Педагогика, 1987.

25.             Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе / И.И. Чеснокова // Принципы развития в психологии. М. 1978. – 335 c.

26.             Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977.- 144с.

 

 

 

Приложения.

Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев).

Инструкция: Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «–».

Текст опросника.

1.                 Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2.                 Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3.                 Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4.                 Когда я пытаюсь себя оценить, я прежде всего вижу свои недостатки.

5.                 Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6.                 Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то, насколько мой образ далек от действительности.

7.                 Мое «Я» всегда мне интересно.

8.                 Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9.                 В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди с которыми я был чрезвычайно близок.

10.             Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11.             Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

12.             Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13.             Я сам хотел во многом себя переделать.

14.             Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15.             Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

16.             Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

17.             Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.

18.             Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19.             Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20.             Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

21.             Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22.             Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23.             У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24.             Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25.             Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это подчиниться собственной судьбе.

26.             Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27.             К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28.             Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

29.             Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30.             У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31.             В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32.             Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33.             Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34.             Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно ли это.

35.             Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь, он бы тут же понял, какое я ничтожество.

36.             Временами я сам собой восхищаюсь.

37.             Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38.             В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39.             Без посторонней помощи я мало, что могу сделать.

40.             Иногда я сам себя плохо понимаю.

41.             Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42.             Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.             В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других неприязнь.

44.             Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.

45.             Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

46.             Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.

47.             Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

48.             В целом, меня устраивает то, какой я есть.

49.             Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

50.             Моим мечтам и планам не хватает реалистичности.

51.             Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер по общению.

52.             Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

53.             То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

54.             Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

55.             Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

56.             Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

57.             Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Порядок подсчета: Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительным знаком и утверждений, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты (в %).

 

Методика Ценностные ориентации (М.Рокич).

Инструкция к тесту

"Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Информация о работе Особенности самоотношения городских и сельских подростков