Особенности самоотношения городских и сельских подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:49, курсовая работа

Описание

Цель работы: определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ исследования психолого-педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Дать определение понятия самоотношения.
3. Рассмотреть факторы, влияющие на формирование самоотношения подростков.
4. Рассмотреть особенности самоотношения городских и сельских подростков.
5. Проведение сравнительного анализа самоотношения городских и сельских подростков.

Содержание

Содержание. 2
Глава 1. Теоретические подходы к анализу проблемы самоотношения городских и сельских подростков в отечественной и зарубежной литературе. 6
1.1 Содержательные характеристики самоотношения. 6
1.2 Строение самоотношения как психологическая проблема. 8
1.3. Компонентное строение самоотношения. 10
Глава 2. Особенности самоотношения городских и сельских подростков, как предмет эмпирического исследования. 16
2.1. Исследовательская база для определения особенностей самоотношения городских и сельских подростков. 16
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 24
2.2.Особенности личности и самоотношения подростков 26
Список литературы. 29
Приложения. 31

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

      Шкала 6 – самоинтерес;

      Шкала 7 – самопонимание.

Шкала 1 – внутренняя честность – «Открытость». Пункты связаны с такими аспектами образами «Я», самоотношения, поведения, которые, являются значимыми для личности с трудом допускаются до осознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «Я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других значимую неприяную информацию.

Крайне низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности порой граничащей с цинизмом.

Высокие значения говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

В крайнем выражении – о прямой лжи и фальсификации результатов в сторону социально-желательных ответов.

Шкала 2 – «Самоуверенность» пункты задают представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Высокие значения шкалы соответствуют высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.

Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и совими возможностями, сомнении в способности вызвать уважение.

Шкала 3 – «Саморуководство». Шкала отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта является он сам.

Человек с высоким баллом по шкале не отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий его личность и жизнедеятельность, считает что его судьба находится в его собственных руках и испытывает чувство обоснованности и последовательности своих внутренних переживаний и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластном его «Я» временным обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, отсутствии тенденций искать причины поступков и результатов в себе самом.

Шкала 4 – отражение самомнения – «Зеркальное «Я»». Пункты связаны с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность, способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и пониамние.

С низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала 5 – «Самоценность». Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего «Я», но внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «Я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «Я» для других.

Низкие баллы по шкале говорят о недостатке своего духовного «Я», сомнении в ценности собственной личности, отстраненности, граничащей с безразличием к своему «Я», потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6 – «Самопринятие». Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостаточном самопринятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7 – «Самопривязанность». Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворенности собой.

Шкала 8 – внутренняя конфликтность. Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворенность и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерное самокопание и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе «Я» и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

Шкала 9 – самообвинение. Высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки. По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей шкалой. Однако если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способностей), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже несмотря на высокую оценку собственных качеств.

Крайне низкие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

Шкалы объединены в три независимых и хорошо интерпретируемых фактора.

1 фактор - самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное «Я» (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного «Я» испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустремленности, социальному одобрению.

2 фактор – аутосимпатия. В данный фактор вошли значения шкал: самоценность (5), самопринятие (6) и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему «Я».

3 фактор – внутренняя неустроенность. Данный фактор содержит значения шкал: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респондента в психологической помощи.

Опросник позволяет выяснить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности. Он может быть использован в ситуации «клиента», т.е. для выработки целей психолонического воздействия в условиях обращения за психологической помощью.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных подростков (ценностно-смысловой ориентации) была использована репертуарная методика диагностики отношения к значимому окружению. На основании репертуарной методики Дж. Келли.

Обработка результатов позволяет получить ряд показателей, характеризирующих отношение обследуемого к значимому окружению, и состоит из нескольких этапов.

1.                 Оценка сходства строк матрицы (конструктов).

2.                 Определение иерархичности (суперординарности) конструктов (первое место получает конструкт наиболее связанный с другими).

3.                 Оценивание сходства столбцов матрицы (объектов).

4.                 Определение иерархии объектов (первое место получает объект, наиболее сходный с остальными).

5.                 Выделение кластеров конструктов (совокупности конструктов, по которым обследуемый присвоил сходные оценки одним и тем же объектам).

6.                 Выделение таксонов объектов (например, участники группы оцениваемые переходным образом).

7.                 Вычисление интегральных показателей обследуемого (например, когнитивной сложности в диагностируемой предметной области, степени декларативности, доминирующего уровня ориентации и другие).

8.                 Интеграция полученных результатов.

Испытуемый предлагается в таблице представить баллы сообразно степени проявления характеристике предложенной в таблице – баллы от 1 до 7, соответственно: 7 – абсолютно согласен с утверждением, 1 – абсолютно не согласен, что позволит выявить отношения к значимому окружению.

Соответствие максимальных результатов по одним и тем же объектам, позволит нам выявить направленность и ценностные ориентации личности.

Методика ценностных ориентаций М. Рокича

В нашей работе мы отмечали, что самоотношение в подростковом возрасте имеет ценностно-смысловую природу, это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных городских и сельских подростков мы будем использовать методику ценностных ориентаций М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей:

а.               Терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться.

б.               Инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Методика М. Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики был сокращен стимульный материал до ценностей, относящийся к первому списку.

Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича находится в приложении (см. приложение ).

 

2.2.Особенности личности и самоотношения подростков

 

Поскольку свое исследование мы будем проводить на группе школьников подросткового возраста, необходимо охарактеризовать изменения личности и поведения, присущие данному возрасту.

В подростковом возрасте происходят изменения потребностно-мотивационной сферы, возникают такие потребности, как:

1. потребность приобщиться к миру взрослых;

2. потребность в положительной оценке окружающих;

3.потребность соответствовать собственным требованиям и самооценке;

4. потребность найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.

Эти потребности могут быть реализованы в новом виде деятельности общения. Продуктом этой деятельности является становление самосознания личности (центральное психологическое новообразование этого возраста).

Противоречивость положения подростка, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний делает актуальным вопросы: «Кто я?», «Кем я стану?», «Каким я хочу и должен быть?»

Вместе с осознанием своей уникальности, непохожести на других, возникает чувство одиночества. «Я» еще не определенно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить.

У подростков возникает бессознательное желание избавиться от прежних детских идентификаций, оно активизирует его рефлексию, а также чувство своей собственной неповторимости. Это вызывает характерное для данного возраста явление страха, одиночества. В 14-15 лет человек начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-либо событий, а как состояние собственного «Я».

С.Р.Пантилеев  [10], говоря о самоотношении подростков, отмечает, что, с одной стороны, это самоотношение определяется внутренними критериями собственной ценности, уникальности, способности вызвать интерес и положительные чувства окружающих; с другой стороны, - это самооценка по внешним критериям и эталонам, которые еще недостаточно интериоризированы, и, в этом смысле, в определенной степени навязаны социумом в лице значимых взрослых, от которых исходят требования социальной приспособленности и успешности.

Таким образом, самоотношение подростков потенциально конфликтно, а основным способом избежания актуальной конфликтности является расщепление самоотношения на 2 сферы – эмоционально-ценностную и самооценочную, которые обладают различной значимостью.

В общении с друзьями или наедине с собой подростки чувствуют свою наибольшую реальность, а наименьшую – в школьной ситуации или в общении со взрослыми.

Поддержка родителей значимо влияет на самооценку подростков, в то время как контроль и требования с их стороны такого влияния не оказывают. Автор говорит о том, что интеграция самоотношения подростков происходит именно в эмоционально-ценностном плане.

Поведение подростка соотносится с его представлением о самом себе и о том, каким он должен быть или хотел бы быть. Кроме того, подросток испытывает острую нужду в положительной оценке своей личности, и этим объясняется острота потребности в признании достойного положения подростка в группе сверстников и обусловленное ею совершенно противоположное поведение одного и того же подростка в разных группах, направленное на получение признания и одобрения.

Информация о работе Особенности самоотношения городских и сельских подростков