Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат

Описание

Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.

Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.

Содержание

Введение

1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"

2.Что такое "Авиационная психология"?

3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).

4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию

5. Психолог в гражданской авиации

6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.

7.Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по дисциплине Введение в специальность.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

Реферат по дисциплине «Введение в специальность»

                               «Практическая психология»

  Тема:              

Особенности возникновения и  развития практической психологии в России на материале одной  из сфер приложения – авиационной  психологии.

Введение

1..Понятие  "Практическая психология в  сфере «человек-техника»"

2.Что  такое "Авиационная психология"?

3. Возникновение  и развитие практики практической  психологии в России на примере  авиационной психологии ( и в сфере  военной авиации, в том числе).

4. К.К.  Платонов и его вклад в авиационную  психологию

5. Психолог в гражданской авиации

6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.

7.Заключение

      Библиография 

Введение

       Психологическая наука и практика  — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.

          Психологическая наука испокон  века искала ответы на принципиальные  вопросы «почему?» и «зачем?»;  вопрос «как?» при этом оставался  второстепенным, производным, чисто  техническим.

     Для практической психологии  он — главный. Однажды сказано:  «Если у вас есть скрипка, не пытайтесь понять, как она устроена. Лучше научитесь на ней играть». Практическая психология функционирует именно в этом прагматичном ключе, причем так, словно мелодия существует и вовсе независимо от скрипки.

   Общие проблемы человека, прежде всего вопросы его назначения, сущности, нравственности являются центральными, стержневыми для понимания истории и логики развития той или иной психологической системы или эпохи.  

         Представляемая работа, именуемая «рефератом», будет посвящена такой сфере практической психологии как авиационная психология. При помощи учебного, информационного и обзорного материала, литературы, именно на примере возникновения и развития этой сферы психологической деятельности в России, можно отследить, как развивалась практическая психология в авиации. 
 

   1. Понятие- "Практическая  психология в сфере  «человек-техника»"

     «В отечественной психологической  традиции исторически сложилось  так, что первые модели психологической  службы отрабатывались в контексте  тех приложений психологии, которые занимались проблемами в системах «человек-техника» (Е.А.Климов).Здесь психологическая служба представляла из себя специально создаваемую и официальную структуру, которая предназначалась для выполнения работ по психологической поддержке этой сферы. Главной задачей было психологическое обеспечение повышения эффективности и надёжности как самих систем, так и деятельности человека в них.

   Анализ  работ, в которых отражена такая  практика, позволил констатировать, что  практический психолог здесь имеет широкое и достаточно сложное поле деятельности, прежде всего потому, что психологические проблемы, с которыми сталкиваются операторы, разработчики и сами психологи, достаточно разнообразны. В круг таких проблем, как правило, включают:

  • Адаптация человека- оператора, человека- пользователя к работе в системах «человек-техника»;
  • Оптимизация межличностных отношений между психологами, дизайнерами, разработчиками;
  • Психологическая помощь оператору в его профессиональных и личностных проблемах;
  • Адаптация самого практического психолога к возможностям и реалиям конкретных систем и организации и др.»
 

    В число  основных функций психологической  службы в сфере «человек-техника» входят:

    • Психодиагностическая, исследовательская и прогностическая работа.
    • Психологическая помощь и поддержка человека-оператора.
    • Психологическое просвещение и психопрофилактическая работа среди разработчиков, операторов и др.
    • Психологическое сопровождение проектирования систем «человек-техника».
    • Систематизация, стандартизация и при необходимости разработка нормативно-технической документации по психологическим нормам

      и требованиям в системах «человек-техника».

    • Психологическая оценка и экспертиза систем «человек-техника».
    • Организационная работа по внедрению психологических знаний и возможностей их исполнения в системах «человеку -техника».

Естественно, что по мере развития промышленного  производства и возможностей психологии, процессов интеграции и дифференциации отраслей психологии, практическая психология выходила за пределы тех сфер, которые были ранее приоритетными. Так из сферы «человек-техника» стала отделяться новая отрасль

практической  психологии, направленная на решение  проблем, охватывающих сферу «человек-организация». Так появилось новое направление  исследований и практики, которое стало обозначаться как «Психология в организациях»

( «  Организационная психология, «Индустриальная  психология», «Индустриально-организационная  психология» и т.п.).

   2.Что такое "Авиационная  психология"? 

     Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Авиационная психология как отрасль психологии, исследует психологические вопросы  лётной деятельности; результаты  этих исследований  используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиационные специалисты.

Авиационная психология возникла в начале 20 века в связи с развитием авиационной  медицины и психологии труда большая  специфичность протекания психических процессов при выполнении полёта обусловила выделение авиационной психологии в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит, прежде всего, в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространственной ориентировки и появлению значительного психического напряжения; особенности влияния внешней среды — ускорения, перепады барометрического давления, изменения газового состава атмосферы и т. д. — могут оказывать существенное воздействие на центральную нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий. 

    3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе). 

        Психологические и педагогические  проблемы профессиональной деятельности  авиаторов возникли одновременно  с зарождением авиации. Эти  вопросы интересовали многих  ученых, ряд прогрессивных деятелей различных специальностей, которые лично участвовали в полетах. 
Так, в 1804 г. русский физик Я. Д. Захаров в своем первом полете, выполненном с научной целью, изучал психические состояния человека, оторвавшегося от земли. Метеоролог М. А. Рыкачев в 1882  г. описал психические качества, необходимые воздухоплавателю. В клинике В. М. Бехерева впервые начал проводить экспериментально-психологические исследования авиаторов В. В. Абрамов.

 Начало  применению психологической науки  в практике авиационной деятельности было положено в первом десятилетии ХХ в. сначала в Императорском Всероссийском аэроклубе, а затем в военных школах. В 1910 г. были созданы авиационный отдел при Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине и Севастопольская авиационная школа (впоследствии Качинское высшее военное авиационное училище летчиков, к сожалению, в настоящее время расформированное). Советом авиашкол стали разрабатываться программы подготовки учлетов, общие принципы обучения, что явилось началом становления психологического обеспечения профессиональной деятельности авиаторов. 
    Первоначально осмысление психологических особенностей профессиональной, прежде всего летной деятельности авиаторов строилась практиками летного обучения на стихийной основе. Каждый инструктор при обучении летному мастерству действовал, как умел. Зачастую роль инструктора сводилась к выявлению у учеников летных качеств, и их гибель в самостоятельных полетах считалась "естественным отбором", закономерностью. Несмотря на то, что уже в эти годы при подготовке к летной деятельности была введена теоретическая подготовка, некоторые авиационные практики утверждали, что "курс авиации преимущественно практический, где теория, преподаваемая в меру, не превращается в научный балласт", что военный летчик "должен быть практиком военно-авиационного дела" и что самолетами "управляют инстинктивно". Поэтому в процессе обучения авиатора летной деятельности отрицалось развитие его индивидуальных качеств, что затрудняло подготовку учлетов. 
Отец русской авиации - аэродинамик Н. Е. Жуковский, исходя из характера и условий летной работы, высказал в 1910 г. предположение о том, что не каждый человек может овладеть будущей летной профессией. То есть была отмечена в этом роль имеющихся индивидуальных особенностей человека.

     Наиболее опытные методисты авиационной деятельности разрабатывали конкретные рекомендации, направленные на улучшение профессиональной подготовки летчиков. В 1910 г. летчик-инструктор П. А. Кузнецов четко указал на

необходимость добиваться того, чтобы все движения пилота были "сознательными, уверенными, и тогда аппарат будет во власти авиатора.

В 1910-1915 гг. летчики-методисты наметили и  другие важные психологические вопросы  военно-авиационной деятельности летчиков. Так, в этот период летчики-инструкторы Качинской школы столкнулись с одной из ключевых проблем авиационной психологии - проблемой напряженности в полете. О необходимости бороться с чрезмерной напряженностью во время летного обучения указывал военный летчик Е. В. Руднев .

   Начало разработки психологической теории способностей в авиации было положено знаменитыми летчиками П.Н.Нестеровым, Н.А.Яцуком, К. К. Арцеуловым.

    П. Н. Нестеров неоднократно  выступал против "инстинктивности"  в летном обучении и доказывал  своим опытом, чего можно добиться в полете, если основываться на знаниях и расчетах. В марте 1914 г. он побывал в Качинской авиашколе, где на состоявшихся полетах продемонстрировал глубокие виражи и скольжение на крыло . "Благодаря подобным опытам, - писал П. Н. Нестеров о своих способах маневра, - мне не страшно никакое положение аппарата в воздухе, а мои товарищи теперь знают, что нужно сделать в том или ином случае". 
На III воздухоплавательном съезде в 1914 г. летчик Н. А. Яцук высказал и обосновал мысль, что "стиль летанья - это вовсе не прирожденное свойство гениального летчика, а результат обучения"  . 
Продолжатель исследований в ВАД инструктор Качинской авиашколы К. К. Арцеулов активно боролся против утверждения, что летать надо "бессознательно и машинально", что в обучении надо исходить из того, чтобы "ученик усвоил бессознательное управление самолетом". К. К. Арцеулов внес вклад в освоение одной из сложнейших фигур сложного пилотажа - штопора, унесшего немало жизней авиаторов. В сентябре 1916 г. над аэродромом Качинской школы К. К. Арцеулов несколько раз преднамеренно вводил самолет в штопор, а затем успешно выводил из него. В своих публичных выступлениях и в печати он неоднократно выступал против методики выявления у учлетов некого врожденного "птичьего качества" и отмечал, что "летать может всякий, поставленный в нормальные условия обучения, отвечающие определенному складу характера, требованиям физического здоровья, способный к решительным действиям (находчивость, храбрость), всякий, обладающий критическим умом и умением, выражающимся далеко не в "чутье"..., что в школьной практике нужно сознательное изучение" . По существу, здесь высказывается мнение о необходимости выявления и изучения морально-боевых качеств летчика, требующихся для успешной летной деятельности.

Информация о работе Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии