Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат
Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.
Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.
Введение
1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
2.Что такое "Авиационная психология"?
3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).
4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию
5. Психолог в гражданской авиации
6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.
7.Заключение
Реферат по дисциплине «Введение в специальность»
«Практическая психология»
Тема:
Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии.
Введение
1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
2.Что
такое "Авиационная психология"
3. Возникновение
и развитие практики
4. К.К.
Платонов и его вклад в
5. Психолог в гражданской авиации
6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.
7.Заключение
Библиография
Введение
Психологическая наука и
Психологическая наука испокон
века искала ответы на
Для практической психологии
он — главный. Однажды сказано:
Общие
проблемы человека, прежде всего вопросы
его назначения, сущности, нравственности
являются центральными, стержневыми для
понимания истории и логики развития той
или иной психологической системы или
эпохи.
Представляемая работа, именуемая «рефератом»,
будет посвящена такой сфере практической
психологии как авиационная психология.
При помощи учебного, информационного
и обзорного материала, литературы, именно
на примере возникновения и развития этой
сферы психологической деятельности в
России, можно отследить, как развивалась
практическая психология в авиации.
1. Понятие- "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
«В отечественной
Анализ работ, в которых отражена такая практика, позволил констатировать, что практический психолог здесь имеет широкое и достаточно сложное поле деятельности, прежде всего потому, что психологические проблемы, с которыми сталкиваются операторы, разработчики и сами психологи, достаточно разнообразны. В круг таких проблем, как правило, включают:
В число основных функций психологической службы в сфере «человек-техника» входят:
и требованиям в системах «человек-техника».
Естественно, что по мере развития промышленного производства и возможностей психологии, процессов интеграции и дифференциации отраслей психологии, практическая психология выходила за пределы тех сфер, которые были ранее приоритетными. Так из сферы «человек-техника» стала отделяться новая отрасль
практической
психологии, направленная на решение
проблем, охватывающих сферу «человек-организация».
Так появилось новое
( «
Организационная психология, «Индустриальная
психология», «Индустриально-
2.Что такое "Авиационная
психология"?
Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Авиационная
психология как отрасль психологии,
исследует психологические
Авиационная
психология возникла в начале 20 века
в связи с развитием
3. Возникновение и развитие
практики практической
психологии в России
на примере авиационной
психологии ( и в сфере
военной авиации, в том
числе).
Психологические и
Так, в 1804 г. русский физик Я. Д. Захаров
в своем первом полете, выполненном с научной
целью, изучал психические состояния человека,
оторвавшегося от земли. Метеоролог М.
А. Рыкачев в 1882 г. описал психические
качества, необходимые воздухоплавателю.
В клинике В. М. Бехерева впервые начал
проводить экспериментально-
Начало
применению психологической
Первоначально осмысление психологических
особенностей профессиональной, прежде
всего летной деятельности авиаторов
строилась практиками летного обучения
на стихийной основе. Каждый инструктор
при обучении летному мастерству действовал,
как умел. Зачастую роль инструктора сводилась
к выявлению у учеников летных качеств,
и их гибель в самостоятельных полетах
считалась "естественным отбором",
закономерностью. Несмотря на то, что уже
в эти годы при подготовке к летной деятельности
была введена теоретическая подготовка,
некоторые авиационные практики утверждали,
что "курс авиации преимущественно
практический, где теория, преподаваемая
в меру, не превращается в научный балласт",
что военный летчик "должен быть практиком
военно-авиационного дела" и что самолетами
"управляют инстинктивно". Поэтому
в процессе обучения авиатора летной деятельности
отрицалось развитие его индивидуальных
качеств, что затрудняло подготовку учлетов.
Отец русской авиации - аэродинамик Н.
Е. Жуковский, исходя из характера и условий
летной работы, высказал в 1910 г. предположение
о том, что не каждый человек может овладеть
будущей летной профессией. То есть была
отмечена в этом роль имеющихся индивидуальных
особенностей человека.
Наиболее опытные методисты авиационной деятельности разрабатывали конкретные рекомендации, направленные на улучшение профессиональной подготовки летчиков. В 1910 г. летчик-инструктор П. А. Кузнецов четко указал на
необходимость добиваться того, чтобы все движения пилота были "сознательными, уверенными, и тогда аппарат будет во власти авиатора.
В 1910-1915
гг. летчики-методисты наметили и
другие важные психологические вопросы
военно-авиационной
Начало разработки психологической теории способностей в авиации было положено знаменитыми летчиками П.Н.Нестеровым, Н.А.Яцуком, К. К. Арцеуловым.
П. Н. Нестеров неоднократно
выступал против "инстинктивности"
в летном обучении и доказывал
своим опытом, чего можно добиться
в полете, если основываться на знаниях
и расчетах. В марте 1914 г. он побывал в Качинской
авиашколе, где на состоявшихся полетах
продемонстрировал глубокие виражи и
скольжение на крыло . "Благодаря подобным
опытам, - писал П. Н. Нестеров о своих способах
маневра, - мне не страшно никакое положение
аппарата в воздухе, а мои товарищи теперь
знают, что нужно сделать в том или ином
случае".
На III воздухоплавательном съезде в 1914
г. летчик Н. А. Яцук высказал и обосновал
мысль, что "стиль летанья - это вовсе
не прирожденное свойство гениального
летчика, а результат обучения" .
Продолжатель исследований в ВАД инструктор
Качинской авиашколы К. К. Арцеулов активно
боролся против утверждения, что летать
надо "бессознательно и машинально",
что в обучении надо исходить из того,
чтобы "ученик усвоил бессознательное
управление самолетом". К. К. Арцеулов
внес вклад в освоение одной из сложнейших
фигур сложного пилотажа - штопора, унесшего
немало жизней авиаторов. В сентябре 1916
г. над аэродромом Качинской школы К. К.
Арцеулов несколько раз преднамеренно
вводил самолет в штопор, а затем успешно
выводил из него. В своих публичных выступлениях
и в печати он неоднократно выступал против
методики выявления у учлетов некого врожденного
"птичьего качества" и отмечал, что
"летать может всякий, поставленный
в нормальные условия обучения, отвечающие
определенному складу характера, требованиям
физического здоровья, способный к решительным
действиям (находчивость, храбрость), всякий,
обладающий критическим умом и умением,
выражающимся далеко не в "чутье"...,
что в школьной практике нужно сознательное
изучение" . По существу, здесь высказывается
мнение о необходимости выявления и изучения
морально-боевых качеств летчика, требующихся
для успешной летной деятельности.