Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат
Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.
Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.
Введение
1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
2.Что такое "Авиационная психология"?
3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).
4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию
5. Психолог в гражданской авиации
6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.
7.Заключение
Со второй половины 20 века, основные
направления авиационной
С 60-х годов начинается новый период
исследований по проблемам ВАД авиаторов.
Качественные изменения авиации, переход
ВВС на новую сверхзвуковую авиационную
технику по-новому осветили проблемы психологического
обеспечения авиационного труда и выдвинули
повышенные требования к психологическим
качествам летчиков. Только отличного
здоровья и хороших физических данных
оказалось недостаточно. Потребовалось
определение психологических способностей
человека к овладению современной техникой.
Для определения таких способностей в
летных училищах приказом ГК ВВС от 20 июня
1964 г. № 1488 был введен психологический
профессиональный отбор. В основу положена
теория психологического отбора, которую
разработали К. К. Платонов, Т. Т. Джамгаров,
Н. И. Майзель, В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов,
Б. Л. Покровский, В. Л. Марищук, Ю. К. Демьяненко
и др.
Психофизиологические лаборатории, созданные в летных училищах, постепенно превращались в самостоятельные структурные элементы системы психологического обеспечения. С их помощью решаются такие задачи, как проведение психологического отбора кандидатов, поступающих в училище, разработка рекомендаций руководящему составу, летчикам-инструкторам по оценке индивидуально-психологических особенностей курсантов и учету этих особенностей в процессе их профессиональной деятельности, проведение занятий.
В то же время продолжалось психологическое
исследование профессиональной деятельности
летного состава, которое нашло свое отражение
в работах многих авиационных психологов.
В их работах уточнены общая характеристика
и психологические особенности летной
деятельности. К. К. Платонов определил
летную деятельность как "взаимодействие
человека и окружающей его среды в полете
на определенном типе самолета, в котором
человек осуществляет сознательно поставленные
цели, определяемые летными знаниями и
условиями полета". При этом он подчеркнул,
что в понятие "летная деятельность"
входит не только выполнение полета, но
и подготовка к нему .Психологическое
изучение профессиональной деятельности
авиаторов проводилось в целях определения
психологических требований и качеств,
необходимых личному составу для успешного
выполнения своих функциональных обязанностей
как на земле, так и в воздухе.
В ВВС в этот период происходило становление
психологической подготовки как одного
из видов боевой подготовки личного состава
авиационных частей. При этом основное
внимание сосредоточивалось на проблемах
изучения влияния морально-психологических
состояний на качество подготовки и выполнение
полетов, поведение летчиков в сложной
ситуации; обобщения и внедрения передового
опыта психологической подготовки; определения
содержания и разработки методических
приемов, психологических тренировок
авиаторов в процессе наземной подготовки;
выявления психологических особенностей
различных полетных заданий и их учета
при отработке методики выполнения полетов.
В 1963-1966 г.г. глубокое научное исследование
данной проблемы на уровне кандидатской
диссертации в военно-авиационной психологии
проведено В. Т. Юсовым под руководством
К. К. Платонова. Была разработана целостная
теория психологической подготовки личного
состава авиации как одного из факторов
предотвращения авиационных происшествий.
Получило развитие проблема
70-е годы характеризуются
Инженерное направление психологического
обеспечения ВАД базировалось на исследовании
положений общей психологии, изложенных
в трудах Б.Г.Ананьева, А. Н. Леонтьева,
Б. Ф. Ломова и др. ,и на творческом применении
этих достижений к потребностям военной
авиации. В отечественной авиации первые
инженерно-психологические исследования
были посвящены частному вопросу, касающемуся
оценки шкал авиаприборов. Начало развития
этого направления было положено в 1935
г. авиационными специалистами Н. В. Зимкиным
и Н. А. Эппле. В то время авиационной практикой
оно было мало востребовано. В 50-х годах
психологический анализ авиационной деятельности
позволил установить, что ошибочные действия
летного состава и, как следствие, летные
происшествия нередко обусловлены не
личными качествами или степенью подготовленности
того или иного авиатора, а несоответствием
средств отображения информации, конструкции
и размещения органов управления летательным
аппаратом и его системами психологическим
возможностям человека; недоучет психических
и психофизиологических закономерностей
восприятия, мышления и реагирования людей.
Следовательно, недостаточная надежность
деятельности летчика фактически закладывалась
уже при проектировании и создании авиационной
техники. Этот важнейший вывод авиационных
психологов положил начало новому системному
подходу к повышению эффективности ВАД
и обеспечению безопасности полетов.
Одной из важнейших проблем
этого периода, возведенной в
ранг проблемы государственной
важности, стало обеспечение
4.
К.К. Платонов и
его вклад в
авиационную психологию
Константин Константинович
Военная
служба в авиации (1935 – 1959 г.г.) стала
для К.К. Платонова основой плодотворной
исследовательской практики, глубоких
теоретических выводов и
Показать роль личности в истории отдельной отрасли психологии – задача сложная, поскольку развитие науки детерминировано многими объективными и субъективными факторами. Тем более, у каждого ученого есть предшественники, которые задают ориентировочную основу исследованиям в данной области, есть коллеги, которые вносят собственный вклад в общее дело, есть оппоненты, которые также способствуют становлению научного знания. Подводя итоги развития авиационной психологии в ХХ веке, можно с уверенностью сказать, что в этой отрасли сформировались яркие авторские подходы: С.Г. Геллерштейна, Б.Л. Ломова, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера, Б.Л. Покровского, П.А. Корчемного, В.Т. Юсова и др. Но, возможно, именно К.К. Платонову выпала миссия создать первую научную школу авиационной психологии и стать ее лидером. Итак, К.К. Платонов и авиационная психология.
Исследования под руководством К.К. Платонова заложили основные направления развития советской авиационной психологии: объективные методы изучения психологии курсантов и летчиков, профессионально важные качества авиаторов, тренажер в системе профессиональной подготовки летного состава, личностно-ориентированный подход в летном обучении, история авиационной психологии.
В 1935 г. К.К. Платонов вступает в ряды Красной Армии, в 1936 г. получает назначение на должность начальника филиала Института авиационной медицины (ИАМ) на базе 1-й Качинской авиашколы, где без отрыва от основной работы проходит летное обучение и допуск к самостоятельному вылету.
В 1936–1937 гг. сотрудники филиала проводили инновационные исследования по психологии летного обучения, летному составу школы читались лекционные курсы: по психологии – К.К. Платоновым, по методике летного обучения – Г.Г. Голубевым. Это была первая попытка научно-организационного оформления психологической подготовки летчиков. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев всю последующую жизнь сохраняли добрые дружеские и профессиональные партнерские отношения.
В письме
от 7.12.1969 г. К.К. Платонов сообщает Г.Г. Голубеву,
живущему в Грозном, новость о
том, что он стал научным руководителем
трех адъюнктов в Военно-
Посмотри,
почеркай, подумай, посоветуй. Основная
трудность – у нас НЕТ
Ответ Г.Г. Голубева от 14.12.1969 г. «Дорогой Костя! Почти целую ночь я «думал» и «черкал» по твоей просьбе и все удивлялся тому, как ты мог забыть ценнейшее изречение Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятное».
Очень важно разработать и проверить методику определения эффективности тренажеров. Она крайне нужна особенно теперь, когда снова вздыбилась волна моды на тренажеры, несущая очень много мути и всяческого мусора. Нам с тобой хорошо известно к чему это может привести» . Даже эти очень короткие фрагменты переписки свидетельствуют о том, что судьбы авиации по-прежнему небезразличны, К.К. Платонов остается в строю, он продолжает оказывать влияние на ход развития авиационной психологии. Тема тренажерного обучения летного состава остается для К.К. Платонова ведущей на протяжении многих лет.
В 1936 г.
К.К. Платоновым было издано первое в
авиации учебное пособие «
В 1936 г. «Конспект курса психологии» был отпечатан в типографии Качинской школы в виде брошюры 11×14 см тиражом 500 экземпляров, был роздан слушателям КУНС (курсы усовершенствования начальствующего состава) и инструкторам.
Вот как выглядел план проведения К.К. Платоновым зачета по психологии (от 3 марта 1937 г.) на курсах инструкторов авиашкол, представляющий собой перечень вопросов (ответы давались в письменной форме, иногда в объеме общей тетради):
«1. Приведите пример, когда применение метода наблюдения помогло вам разобраться в индивидуальных особенностях курсанта.
2. Приведите
пример применения летчиком
3. Приведите
примеры случаев, когда врач-
4. Произведите психологический анализ взлета с точки зрения восприятий и входящих в них ощущений.
5. Приведите пример адаптации.
6. Произведите
психологический анализ
7. Приведите пример ассоциативного запоминания и проанализируйте его продуктивность.
8. Приведите пример ассоциации.
9. Приведите пример плавного движения.
10. Приведите
пример ошибки сенсорно-
11. Приведите пример перестройки структуры какого-нибудь летного навыка.
12. Приведите
пример перехода
13. Приведите пример настроения.
14. Приведите
пример стенических
15. Приведите пример воспитания эмоций.
16. Приведите пример одного волевого акта.
17. Приведите
пример настойчивости с