Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат

Описание

Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.

Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.

Содержание

Введение

1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"

2.Что такое "Авиационная психология"?

3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).

4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию

5. Психолог в гражданской авиации

6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.

7.Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по дисциплине Введение в специальность.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

            Со второй половины 20 века, основные  направления авиационной психологии  группируются вокруг следующих  проблем: изучение влияния на психические функции факторов полёта,  и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психическим возможностям человека; выявление психологических причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психических качеств, способствующих успешному выполнению летной деятельности с целью отбора кандидатов в учебные заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиационных специалистов на основе изучения психологических закономерностей обучения и формирования качеств личности. 
   С 60-х годов начинается новый период исследований по проблемам ВАД авиаторов. Качественные изменения авиации, переход ВВС на новую сверхзвуковую авиационную технику по-новому осветили проблемы психологического обеспечения авиационного труда и выдвинули повышенные требования к психологическим качествам летчиков. Только отличного здоровья и хороших физических данных оказалось недостаточно. Потребовалось определение психологических способностей человека к овладению современной техникой. 
Для определения таких способностей в летных училищах приказом ГК ВВС от 20 июня 1964 г. № 1488 был введен психологический профессиональный отбор. В основу положена теория психологического отбора, которую разработали К. К. Платонов, Т. Т. Джамгаров, Н. И. Майзель, В. Д. Небылицин, Б. М. Теплов, Б. Л. Покровский, В. Л. Марищук, Ю. К. Демьяненко и др.

  Психофизиологические лаборатории, созданные в летных училищах, постепенно превращались в самостоятельные структурные элементы системы психологического обеспечения. С их помощью решаются такие задачи, как проведение психологического отбора кандидатов, поступающих в училище, разработка рекомендаций руководящему составу, летчикам-инструкторам по оценке индивидуально-психологических особенностей курсантов и учету этих особенностей в процессе их профессиональной деятельности, проведение занятий.

   В то же время продолжалось психологическое исследование профессиональной деятельности летного состава, которое нашло свое отражение в работах многих авиационных психологов. В их работах уточнены общая характеристика и психологические особенности летной деятельности. К. К. Платонов определил летную деятельность как "взаимодействие человека и окружающей его среды в полете на определенном типе самолета, в котором человек осуществляет сознательно поставленные цели, определяемые летными знаниями и условиями полета". При этом он подчеркнул, что в понятие "летная деятельность" входит не только выполнение полета, но и подготовка к нему .Психологическое изучение профессиональной деятельности авиаторов проводилось в целях определения психологических требований и качеств, необходимых личному составу для успешного выполнения своих функциональных обязанностей как на земле, так и в воздухе. 
В ВВС в этот период происходило становление психологической подготовки как одного из видов боевой подготовки личного состава авиационных частей. При этом основное внимание сосредоточивалось на проблемах изучения влияния морально-психологических состояний на качество подготовки и выполнение полетов, поведение летчиков в сложной ситуации; обобщения и внедрения передового опыта психологической подготовки; определения содержания и разработки методических приемов, психологических тренировок авиаторов в процессе наземной подготовки; выявления психологических особенностей различных полетных заданий и их учета при отработке методики выполнения полетов. В 1963-1966 г.г. глубокое научное исследование данной проблемы на уровне кандидатской диссертации в военно-авиационной психологии проведено В. Т. Юсовым под руководством К. К. Платонова. Была разработана целостная теория психологической подготовки личного состава авиации как одного из факторов предотвращения авиационных происшествий.

      Получило развитие проблема психологического  образа в летной деятельности, актуальность ее была связана  с пространственной ориентировкой,  значение которой возрастало  в высокоскоростном маневренном полете. Позднее исследования, проведенные В. А. Пономаренко с сотрудниками, позволили сформулировать и научно обосновать концепцию образа полета. Экспериментальные данные, регулирующие роль психического образа предметной деятельности лётчика, показали зависимость эффективности и надежности действий человека от содержания его умственной модели своего положения в пространстве, и подвели к мысли о необходимости направленности профессионального обучения летчиков на осознанное формирование образа полёта.

   70-е годы характеризуются бурным  развитием военно-авиационной психологии. В войсковой части 64688 в эти  годы выполнен ряд исследований  с позиций психофизиологии и инженерной психологии. Вопросы летной деятельности начали решаться исходя из учета системы "летчик-самолет-среда". Системный подход позволил выявить многообразие связей внутри системы для практической реализации их в процессе подготовки и выполнения полетов. 
Инженерное направление психологического обеспечения ВАД базировалось на исследовании положений общей психологии, изложенных в трудах Б.Г.Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и др. ,и на творческом применении этих достижений к потребностям военной авиации. В отечественной авиации первые инженерно-психологические исследования были посвящены частному вопросу, касающемуся оценки шкал авиаприборов. Начало развития этого направления было положено в 1935 г. авиационными специалистами Н. В. Зимкиным и Н. А. Эппле. В то время авиационной практикой оно было мало востребовано. В 50-х годах психологический анализ авиационной деятельности позволил установить, что ошибочные действия летного состава и, как следствие, летные происшествия нередко обусловлены не личными качествами или степенью подготовленности того или иного авиатора, а несоответствием средств отображения информации, конструкции и размещения органов управления летательным аппаратом и его системами психологическим возможностям человека; недоучет психических и психофизиологических закономерностей восприятия, мышления и реагирования людей. Следовательно, недостаточная надежность деятельности летчика фактически закладывалась уже при проектировании и создании авиационной техники. Этот важнейший вывод авиационных психологов положил начало новому системному подходу к повышению эффективности ВАД и обеспечению безопасности полетов.

        Одной из важнейших проблем  этого периода, возведенной в  ранг проблемы государственной  важности, стало обеспечение безопасности  полетов. Значительный вклад в  это дело внес В. Т. Юсов. Он впервые в военно-авиационной психологии разработал психологическую теорию безопасности полетов. На основе глубокого анализа существующих проблем в вопросах безопасности полетов В. Т. Юсов определил задачи, сущность, содержание и структуру целостной концепции психологического обеспечения безопасности (безаварийности) полетов в авиационных частях, рассмотрел особенности деятельности личного состава по психологическому обеспечению, раскрыл принципы психологического обеспечения; выявил и обосновал направления совершенствования психологической подготовки авиаторов к безаварийному выполнению конкретных полетных заданий, а также определил методологию, содержание и методику психологического анализа летных происшествий и предпосылок к ним. Этот период послужил фундаментом для многих дальнейших исследований. Особую актуальность при решении задач профессиональной деятельности авиаторов приобрела морально-психологическая подготовка (МПП) летного состава. 

4. К.К. Платонов и  его вклад в  авиационную психологию 

   Константин Константинович Платонов по праву может считаться уникальным ученым в истории наук о человеке. Научные и научно-популярные публикации К.К. Платонова охватывают многие области естественно -научного и гуманитарного знания: медицину, биологию, культурологию, психологию, философию. К.К. Платонов – обладатель двух высших ученых степеней: доктора медицинских и доктора психологических наук. Все же К.К. Платонов больше принадлежит сообществу психологов, он так и назвал свои мемуары: «Мои личные встречи на великой дороге жизни. (Воспоминания старого психолога)».

Военная служба в авиации (1935 – 1959 г.г.) стала  для К.К. Платонова основой плодотворной исследовательской практики, глубоких теоретических выводов и началом  формирования научной школы, воспитавшей  целое поколение военных психологов, среди них Завьялов Е.С., Глоточкин А.Д., Юсов, В.Т., Каращан В.А., Ковалевский В.Ф.

Показать  роль личности в истории отдельной  отрасли психологии – задача сложная, поскольку развитие науки детерминировано  многими объективными и субъективными  факторами. Тем более, у каждого ученого есть предшественники, которые задают ориентировочную основу исследованиям в данной области, есть коллеги, которые вносят собственный вклад в общее дело, есть оппоненты, которые также способствуют становлению научного знания. Подводя итоги развития авиационной психологии в ХХ веке, можно с уверенностью сказать, что в этой отрасли сформировались яркие авторские подходы: С.Г. Геллерштейна, Б.Л. Ломова, В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера, Б.Л. Покровского, П.А. Корчемного, В.Т. Юсова и др. Но, возможно, именно К.К. Платонову выпала миссия создать первую научную школу авиационной психологии и стать ее лидером. Итак, К.К. Платонов и авиационная психология.

Исследования  под руководством К.К. Платонова  заложили основные направления развития советской авиационной психологии: объективные методы изучения психологии курсантов и летчиков, профессионально важные качества авиаторов, тренажер в системе профессиональной подготовки летного состава, личностно-ориентированный подход в летном обучении, история авиационной психологии.

В 1935 г. К.К. Платонов вступает в ряды Красной  Армии, в 1936 г. получает назначение на должность  начальника филиала Института авиационной  медицины (ИАМ) на базе 1-й Качинской  авиашколы, где без отрыва от основной работы проходит летное обучение и допуск к самостоятельному вылету.

В 1936–1937 гг. сотрудники филиала проводили  инновационные исследования по психологии летного обучения, летному составу  школы читались лекционные курсы: по психологии – К.К. Платоновым, по методике летного обучения – Г.Г. Голубевым. Это была первая попытка научно-организационного оформления психологической подготовки летчиков. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев всю последующую жизнь сохраняли добрые дружеские и профессиональные партнерские отношения.

В письме от 7.12.1969 г. К.К. Платонов сообщает Г.Г. Голубеву, живущему в Грозном, новость о  том, что он стал научным руководителем  трех адъюнктов в Военно-политической академии имени В.И. Ленина и просит оценить план диссертационного исследования одного из них. «Дорогой Гриша! …Хочу захватить опять «воображаемые полеты» и показать, что на тренажере можно «муштровать навык», а можно формировать умение. Хочу изучить нескольких технарей по много лет отличнейше летающих на тренажерах, и посмотреть, почему они, все-таки, НЕЛЕТЧИКИ, хотя навыки у них лучше многих летчиков….

Посмотри, почеркай, подумай, посоветуй. Основная трудность – у нас НЕТ самолета-лаборатории. Но я эпиграфом беру полюбившуюся мне фразу физика Больцмана: «Нет ничего практичнее хорошей теории»…».

Ответ Г.Г. Голубева от 14.12.1969 г. «Дорогой Костя! Почти целую ночь я «думал»  и «черкал» по твоей просьбе и  все удивлялся тому, как ты мог  забыть ценнейшее изречение Козьмы Пруткова: «Никто не обнимет необъятное».

Очень важно разработать и проверить методику определения эффективности тренажеров. Она крайне нужна особенно теперь, когда снова вздыбилась волна моды на тренажеры, несущая очень много мути и всяческого мусора. Нам с тобой хорошо известно к чему это может привести» . Даже эти очень короткие фрагменты переписки свидетельствуют о том, что судьбы авиации по-прежнему небезразличны, К.К. Платонов остается в строю, он продолжает оказывать влияние на ход развития авиационной психологии. Тема тренажерного обучения летного состава остается для К.К. Платонова ведущей на протяжении многих лет.

В 1936 г. К.К. Платоновым было издано первое в  авиации учебное пособие «Конспект  курса психологии», где рассматривались  фундаментальные категории психологии в применении к авиационной деятельности, а также вопросы обучения и воспитания личности летчиков.

В 1936 г. «Конспект курса психологии»  был отпечатан в типографии Качинской  школы в виде брошюры 11×14 см тиражом 500 экземпляров, был роздан слушателям КУНС (курсы усовершенствования начальствующего  состава) и инструкторам.

Вот как  выглядел план проведения К.К. Платоновым зачета по психологии (от 3 марта 1937 г.) на курсах инструкторов авиашкол, представляющий собой перечень вопросов (ответы давались в письменной форме, иногда в объеме общей тетради):

«1. Приведите пример, когда применение метода наблюдения помогло вам разобраться в индивидуальных особенностях курсанта.

2. Приведите  пример применения летчиком метода  самонаблюдения в боевой обстановке.

3. Приведите  примеры случаев, когда врач-психолог  помог вам разобраться в индивидуальных особенностях курсанта.

4. Произведите  психологический анализ взлета  с точки зрения восприятий  и входящих в них ощущений.

5. Приведите  пример адаптации.

6. Произведите  психологический анализ разворота  с точки зрения внимания.

7. Приведите пример ассоциативного запоминания и проанализируйте его продуктивность.

8. Приведите  пример ассоциации.

9. Приведите  пример плавного движения.

10. Приведите  пример ошибки сенсорно-моторной  реакции, зависящей от сенсорного  момента.

11. Приведите  пример перестройки структуры какого-нибудь летного навыка.

12. Приведите  пример перехода неавтоматизированного  навыка в автоматизированный  и затем в привычку.

13. Приведите  пример настроения.

14. Приведите  пример стенических эмоциональных  состояний.

15. Приведите пример воспитания эмоций.

16. Приведите  пример одного волевого акта.

17. Приведите  пример настойчивости с анализом  его по этапам.

Информация о работе Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии