Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат
Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.
Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.
Введение
1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
2.Что такое "Авиационная психология"?
3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).
4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию
5. Психолог в гражданской авиации
6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.
7.Заключение
Требования к летчику формулирует и военный
психолог Г. Е. Шумков в своей статье, вышедшей
в 1912 г.. В это же время в Качинской авиашколе
закладываются основы изучения летчиков
непосредственно в ходе выполнения полетов
в интересах врачебно-летной экспертизы
. Для этого в авиашколу командируется
группа врачей, которым предписывается
совершать совместные с военными летчиками
полеты на аэропланах в целях изучения
действий полетов на организм человека.
Анализируя опыт боевых действий военной
авиации на фронтах Первой мировой войны
(1914-1917 г.г.), Н. Е. Крутень указывал, что
наряду с разработкой тактики истребительной
авиации летчику необходимо иметь такие
качества, как боевая активность, инициатива,
наступательный порыв. В это время в методику
обучения вводится требование учета индивидуальных
особенностей обучаемых. В 1916 г. профессор
В. Н. Образцов выступил со статьей, подчеркивающей
значение "психологии авиации", в
которой указывает, что она может дать
немало важных практических результатов.
Авиационная психология
в своем развитии в этот период прошла
этап накопления фактического материала.
Основное внимание сосредоточивалось
на следующих проблемах: определении в
интересах профессионального отбора качеств,
необходимых летчику; выявлении и развитии
летных способностей у пилотов в процессе
профессионального обучения; утверждении
сознательного, активного стиля в управлении
самолетом; борьбе с чрезмерной напряженностью
и неуверенностью в полете. Однако, эта
область психологии еще не располагала
достаточными данными и сама переживала
период становления. В большинстве случаев
психологические вопросы ставили и пытались
разрешить сами практики летного обучения,
передовые летчики, методисты авиашкол.
Более активное становление
В СССР интенсивное развитие
авиационной психологии
В середине 20-х годов предпринимаются
первые попытки организационного оформления
психологического обеспечения отдельных
сторон многогранного процесса профессиональной
подготовки авиационных кадров. В этих
целях создаются специализированные лаборатории,
разрабатывающие различные варианты отбора
в авиацию. Так, в лаборатории Качинской
школы впервые проводились исследования
курсантов по специально выработанной
карте. На основании полученных данных
испытуемые делились на несколько групп:
первая группа - лица, подлежащие безусловному
отчислению, вторая группа включала "сомнительно-неполноценных",
в третью группу входили лица с наилучшими
психофизиологическими данными. То есть
была сделана попытка научного прогноза
успешности летного обучения по психофизиологическим
показателям, полученным при отборе .
Вопросами профессионального описания
деятельности военных авиаторов, совершенствованием
процесса их обучения в 20-е годы занимался
Н. М. Добротворский.
Другой ученый А. П. Нечаев в
это время был занят исследованиями памяти,
внимания и скорости реакции у курсантов
летных школ. Впервые в нашей стране он
начал применять тестовые испытания в
авиации.
В эти годы начала разрабатываться и публиковаться
учебно-методическая литература. Так,
в конце 20-х годов С. Пестов опубликовал
в Качинской авиашколе ряд методических
рекомендаций. В 1934 г. он издал книгу "Теория
и техника полета" - учебное пособие
для курсантов. В предисловии он писал:
"Пособие должно вооружить курсантов
методом работы, умением отвечать не только
на вопросы "что" и "сколько",
но и "как" и "почему". С. Пестов
много внимания уделял разработке и таких
вопросов, как организация распределения
внимания летчика и осмотрительность
в полете.
Большого внимания в этот период потребовали
проблемы психологической грамотности
руководящих летных кадров. "Надо удивляться,
- писал В.Богданов, - что общая социологализация
науки не коснулась той научной области,
которая имеет наиболее жизненное значение
и в сфере которой действует каждый практический
работник; он оценивает и подбирает людей,
делает практические и очень психологические
предложения на совещаниях, непосредственно
вводит ряд практических мероприятий,
опять же психологического порядка, вообще
применяет психологию в труде и жизни...
не зная психологии". Проблема повышения
психолого-педагогической грамотности
руководящего состава стала частично
разрешаться лишь в конце 20-х гг., когда
в авиации была введена планомерная учеба.
Активным поиском путей
В целом в 30-е
годы авиационная психология развивалась
достаточно бурно. Уже в это время психологи
анализируют летную работу, делают попытки
обосновать целесообразность развития
у летчиков определенных психологических
свойств и качеств, а не только двигательных
навыков; разрабатывают психологические
приемы овладения основным видом деятельности
в достижении профессионального мастерства.
Военные психологи уделяли большое внимание
вопросам рационализации профессиональной
подготовки авиаторов. В 1934 г. группа ученых
во главе с профессором И. Н. Шпильрейном
в Ейской военной школе морских летчиков
исследовала основные причины отсева учлетов и мероприятия по повышению эффективности обучения летному делу. Практическая исследовательская работа психологов позволила полнее понять деятельность летчика в полете и сформулировать рекомендации по летному обучению. Было отмечено, что специфика летной профессии состоит в повышении требований к познавательной сфере человека: интеллекту, памяти, восприятию, представлениям. Кроме того, утверждалось, что пространственная ориентация и управление самолетом базируется на интеллектуальной ориентировке летчика, которая всегда содержит элемент предвосхищения. Чем опытнее летчик, тем больше выступает на первый план опережающее отражение в его действиях.
В эти годы отечественными
психологами подчеркивается
Видимо, можно сделать вывод, что психологические
исследования, проводимые в 30-х годах,
представляют собой попытку системного
подхода к психологическому обеспечению
летного труда, как основного вида военно-авиационной
деятельности (ВАД). Именно в это время
организационно оформляются первые структурные
элементы психологической службы ВВС:
научные бригады психологов, занимающихся
разработкой отдельных проблем; психофизиологические
лаборатории авиашкол; Качинский филиал
ИАМ.
Однако накопленный в авиационной психологии
потенциал в связи с выходом в 1936 г. в свет
постановления ЦК ВКП(б) не был полностью
востребован. По иронии судьбы в этот период
произошли такие военно-политические
события, как участие наших войск в боевых
действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе,
в Испании, в локальном военном конфликте
с Финляндией, Великая Отечественная война,
война с Японией.
И все же военно-авиационная
деятельность в этих условиях,
остро нуждавшаяся в
В годы Великой Отечественной войны зачастую
без употребления слова "психология"
решался широкий круг исследовательских
и практических проблем, связанных с психологическими
состояниями авиаторов, их обучением и
подготовкой. Работа была направлена на
реабилитацию летчиков после огромной
боевой нагрузки, ранений и авиационных
происшествий, на формирование у личного
состава высоких морально-боевых качеств,
необходимых для победы над врагом, на
психологически грамотное объяснение
и распространение боевого опыта, пропаганду
мужества, находчивости, стойкости.
Другим направлением психологического
обеспечения ВАД в годы войны было создание
надежной и простой в управлении машины,
рассчитанной на летчиков, прошедших ускоренное
обучение на краткосрочных курсах военного
времени. Для этого привлекались лучшие
конструкторы и летчики-испытатели. На
основе проверки конструкторских решений
в боевых условиях осуществлялся учет
психологических факторов. Выезды конструкторов
в войска, их встречи с боевыми летчиками
и техническим составом способствовали
устранению инженерных ошибок и неточностей
технических разработок, выполненных
без проведения предварительных психологических
исследований. Над вопросами психологического
изучения и курсантского состава в период
Великой Отечественной войны наиболее
активно работали А. Г. Шишов и К. К. Платонов.
Решающая роль в организации
обучения и воспитания личного
состава принадлежала
Послевоенное время позволило более серьезно
проанализировать боевой опыт и внести
коррективы в профессиональную подготовку
личного состава авиационных частей. В
задачах Боевой подготовки ВВС на 1946 г.
было отмечено, что "от ее уровня в первую
очередь зависит боеготовность части".
Национальные герои, авиационные асы делятся
секретами побед, раскрывают слагаемые
боевой эффективности.
Большое внимание уделяется
Появление
реактивной авиации и массовое переучивание
на нее летного состава
Авиационным
психолого-педагогическим
В 1947 г. был организован Научно-исследовательский
испытательный институт авиационной медицины
(НИИИАМ) ВВС и в его составе отдел экспериментальной
психологии. С самого начала отдел наметил
следующие направления работы: популяризацию
задач авиационной психологии среди личного
состава ВВС, укрепление связи с ведущими
психологическими коллективами страны,
осуществление взаимосвязи своей работы
с системой врачебно-летной экспертизы,
методическое руководство исследовательскими
работами по авиационной психологии в
лабораториях и кабинетах авиационной
медицины строевых частей и летных училищ,
подготовку специалистов по авиационной
психологии.
В этот период дальнейшее развитие получили проблемы управления вниманием обучаемого в полете, были разработаны и внедрены в обучение приемы руководства полетами по радио, совершенствовалась предварительная и предполетная подготовка летного состава, вводились первые элементы психологического анализа выполненного полета. По-новому встал вопрос о подготовке к полету на земле. Роль наземных тренировок в развитии необходимых психологических качеств еще больше возросла. Были созданы тренажеры, способные моделировать отдельные элементы и полет в целом (СТЛ-1, СТЛ-2, ТЛ-1 и др.). К. К. Платонов и Л. М. Шварц разработали научные основы тренажерной подготовки, которые были изложены в изданной в 1948 году книге "Очерки психологии для летчиков" . В этой книге впервые были систематизированы вопросы психологии летного труда, раскрыты сущность психологических процессов и свойств личности летчика в полете. Все выводы и рекомендации, содержащиеся в этой книге, способствовали повышению профессиональной деятельности летного состава. Таким образом, психологическое обеспечение военно-авиационной деятельности личного состава в послевоенный период получило дальнейшее развитие и шло главным образом по следующим направлениям: внедрение боевого опыта и передовых методов подготовки в авиационную практику и закрепление их в руководящих документах; разработка теоретических вопросов психологии летного труда; психологическое обоснование вопросов психологии летного труда; психологическое обоснование форм и методов летного обучения.