Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат

Описание

Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.

Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.

Содержание

Введение

1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"

2.Что такое "Авиационная психология"?

3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).

4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию

5. Психолог в гражданской авиации

6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.

7.Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по дисциплине Введение в специальность.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

    Требования к летчику формулирует и военный психолог Г. Е. Шумков в своей статье, вышедшей в 1912 г.. В это же время в Качинской авиашколе закладываются основы изучения летчиков непосредственно в ходе выполнения полетов в интересах врачебно-летной экспертизы . Для этого в авиашколу командируется группа врачей, которым предписывается совершать совместные с военными летчиками полеты на аэропланах в целях изучения действий полетов на организм человека. 
Анализируя опыт боевых действий военной авиации на фронтах Первой мировой войны (1914-1917 г.г.), Н. Е. Крутень указывал, что наряду с разработкой тактики истребительной авиации летчику необходимо иметь такие качества, как боевая активность, инициатива, наступательный порыв. В это время в методику обучения вводится требование учета индивидуальных особенностей обучаемых. В 1916 г. профессор В. Н. Образцов выступил со статьей, подчеркивающей значение "психологии авиации", в которой указывает, что она может дать немало важных практических результатов. 
       Авиационная психология в своем развитии в этот период прошла этап накопления фактического материала. Основное внимание сосредоточивалось на следующих проблемах: определении в интересах профессионального отбора качеств, необходимых летчику; выявлении и развитии летных способностей у пилотов в процессе профессионального обучения; утверждении сознательного, активного стиля в управлении самолетом; борьбе с чрезмерной напряженностью и неуверенностью в полете. Однако, эта область психологии еще не располагала достаточными данными и сама переживала период становления. В большинстве случаев психологические вопросы ставили и пытались разрешить сами практики летного обучения, передовые летчики, методисты авиашкол.

    Более активное становление проблемы  психологического обеспечения в военной авиации началось в 20-е годы. В этот период огромный вклад в разработку проблемы профессиональных особенностей лиц летного состава, профессионального отбора авиаторов, исследование физиологии и психологии летного труда внесли С. Е. Минц, А. П. Нечаев, Н. М. Добротворский, С. Г. Геллерштейн. К этому времени уже определились предмет исследования авиационной психологии - психика авиатора и объект исследования - деятельность личного состава, прежде всего летного, сформировались отдельные направления исследований.

   В СССР интенсивное развитие  авиационной психологии началось  с 1921 года (работы С. Е. Минца,  Н. М. Добротворского, а затем  К. К. Платонова). В настоящее  время исследования по авиационной  психологии развиваются в русле  более широкой проблематики инженерной психологии

      В середине 20-х годов предпринимаются первые попытки организационного оформления психологического обеспечения отдельных сторон многогранного процесса профессиональной подготовки авиационных кадров. В этих целях создаются специализированные лаборатории, разрабатывающие различные варианты отбора в авиацию. Так, в лаборатории Качинской школы впервые проводились исследования курсантов по специально выработанной карте. На основании полученных данных испытуемые делились на несколько групп: первая группа - лица, подлежащие безусловному отчислению, вторая группа включала "сомнительно-неполноценных", в третью группу входили лица с наилучшими психофизиологическими данными. То есть была сделана попытка научного прогноза успешности летного обучения по психофизиологическим показателям, полученным при отборе . 
Вопросами профессионального описания деятельности военных авиаторов, совершенствованием процесса их обучения в 20-е годы занимался Н. М. Добротворский.

    Другой ученый А. П. Нечаев в это время был занят исследованиями памяти, внимания и скорости реакции у курсантов летных школ. Впервые в нашей стране он начал применять тестовые испытания в авиации. 
В эти годы начала разрабатываться и публиковаться учебно-методическая литература. Так, в конце 20-х годов С. Пестов опубликовал в Качинской авиашколе ряд методических рекомендаций. В 1934 г. он издал книгу "Теория и техника полета" - учебное пособие для курсантов. В предисловии он писал: "Пособие должно вооружить курсантов методом работы, умением отвечать не только на вопросы "что" и "сколько", но и "как" и "почему". С. Пестов много внимания уделял разработке и таких вопросов, как организация распределения внимания летчика и осмотрительность в полете. 
Большого внимания в этот период потребовали проблемы психологической грамотности руководящих летных кадров. "Надо удивляться, - писал В.Богданов, - что общая социологализация науки не коснулась той научной области, которая имеет наиболее жизненное значение и в сфере которой действует каждый практический работник; он оценивает и подбирает людей, делает практические и очень психологические предложения на совещаниях, непосредственно вводит ряд практических мероприятий, опять же психологического порядка, вообще применяет психологию в труде и жизни... не зная психологии". Проблема повышения психолого-педагогической грамотности руководящего состава стала частично разрешаться лишь в конце 20-х гг., когда в авиации была введена планомерная учеба.

       Активным поиском путей повышения  эффективности профессиональной подготовки летного состава, снижения вывозного налета за счет рационализации подготовки к полетам на земле характеризовались 30-е годы. В наземной подготовке начинают использоваться различные тренажеры, многие из них не имели аналогов в мировой практике. Кабина-подвеска А. Г. Панова позволяла отработать развороты, виражи, посадку, стрельбу с пикирования. В целях применения разнообразных тренажеров и внедрения новых методов наземной подготовки Приказом начальника ВВС РККА от 7 июля 1936 г. на Качу был переведен 4-й отдел Института авиационной медицины, на базе которого был создан филиал. Его возглавил К. К. Платонов. Сотрудниками этого филиала проводились исследования по уточнению методов отбора, психологии летного обучения, психологическому анализу методов наземной тренировки, которые легли в основу изданного в 1936 г. Конспекта курса психологии . Летному составу школы был прочитан курс лекций по психологии в объеме 270 часов. По окончании курса психологии был проведен зачет, на котором авиаторам предлагалось письменно ответить на ряд вопросов, касающихся психологии летной деятельности. Лекции по психологии читал К. К. Платонов, а по методике летного обучения Г. Г. Голубев .Однако в годы борьбы с педологией преподавание психологии было признано вредным, а сам Конспект курса психологии подлежал уничтожению. 
         В целом в 30-е годы авиационная психология развивалась достаточно бурно. Уже в это время психологи анализируют летную работу, делают попытки обосновать целесообразность развития у летчиков определенных психологических свойств и качеств, а не только двигательных навыков; разрабатывают психологические приемы овладения основным видом деятельности в достижении профессионального мастерства. 
Военные психологи уделяли большое внимание вопросам рационализации профессиональной подготовки авиаторов. В 1934 г. группа ученых во главе с профессором И. Н. Шпильрейном в Ейской военной школе морских летчиков

исследовала основные причины отсева учлетов  и мероприятия по повышению эффективности  обучения летному делу. Практическая исследовательская работа психологов позволила полнее понять деятельность летчика в полете и сформулировать рекомендации по летному обучению. Было отмечено, что специфика летной профессии состоит в повышении требований к познавательной сфере человека: интеллекту, памяти, восприятию, представлениям. Кроме того, утверждалось, что пространственная ориентация и управление самолетом базируется на интеллектуальной ориентировке летчика, которая всегда содержит элемент предвосхищения. Чем опытнее летчик, тем больше выступает на первый план опережающее отражение в его действиях.

   В эти годы отечественными  психологами подчеркивается роль  самоконтроля, как сознательного  элемента авиатора. При обсуждении  вопросов наземной тренировки  летчиков на научной конференции Института авиационной медицины РККА С. Г. Геллерштейн отмечал: "При тренировке летных навыков далеко не используется и не учитывается роль самоконтроля. Без него эффект оказывается ничтожным. Нельзя забывать также, что работа летчика протекает в чрезвычайно вариативных условиях. Поэтому вредно прививать летчику на земле стандартные стереотипы движения по их усилению, амплитуде и т.п. Это не всегда учитывается, когда говорят о, так называемой, « сформированности движений".

   Видимо, можно сделать вывод, что психологические исследования, проводимые в 30-х годах, представляют собой попытку системного подхода к психологическому обеспечению летного труда, как основного вида военно-авиационной деятельности (ВАД). Именно в это время организационно оформляются первые структурные элементы психологической службы ВВС: научные бригады психологов, занимающихся разработкой отдельных проблем; психофизиологические лаборатории авиашкол; Качинский филиал ИАМ. 
Однако накопленный в авиационной психологии потенциал в связи с выходом в 1936 г. в свет постановления ЦК ВКП(б) не был полностью востребован. По иронии судьбы в этот период произошли такие военно-политические события, как участие наших войск в боевых действиях у озера Хасан, на Халхин-Голе, в Испании, в локальном военном конфликте с Финляндией, Великая Отечественная война, война с Японией.

     И все же военно-авиационная  деятельность в этих условиях, остро нуждавшаяся в психологическом  обеспечении, побуждала ученых, авиационных  руководителей и политработников изыскивать пути и способы использования рекомендаций и выводов психологической науки, накопленного опыта психологической работы в интересах активизации боевых действий авиационных частей и подразделений. 
В годы Великой Отечественной войны зачастую без употребления слова "психология" решался широкий круг исследовательских и практических проблем, связанных с психологическими состояниями авиаторов, их обучением и подготовкой. Работа была направлена на реабилитацию летчиков после огромной боевой нагрузки, ранений и авиационных происшествий, на формирование у личного состава высоких морально-боевых качеств, необходимых для победы над врагом, на психологически грамотное объяснение и распространение боевого опыта, пропаганду мужества, находчивости, стойкости. 
Другим направлением психологического обеспечения ВАД в годы войны было создание надежной и простой в управлении машины, рассчитанной на летчиков, прошедших ускоренное обучение на краткосрочных курсах военного времени. Для этого привлекались лучшие конструкторы и летчики-испытатели. На основе проверки конструкторских решений в боевых условиях осуществлялся учет психологических факторов. Выезды конструкторов в войска, их встречи с боевыми летчиками и техническим составом способствовали устранению инженерных ошибок и неточностей технических разработок, выполненных без проведения предварительных психологических исследований. Над вопросами психологического изучения и курсантского состава в период Великой Отечественной войны наиболее активно работали А. Г. Шишов и К. К. Платонов.

      Решающая роль в организации  обучения и воспитания личного  состава принадлежала командирам  звеньев и эскадрилий. В ходе  профессиональной деятельности  у авиаторов воспитывались такие  психологические качества, как смелость, находчивость, инициативность, формировались навыки и умения мастерского владения боевой техникой и оружием. Особое место при этом занимала психологическая подготовка летного состава. Так, например, дважды Герой Советского Союза командир 1-й авиационной эскадрильи (аэ) 9 гв. иап гвардии капитан А. В. Алелюхин главным методом обучения летчиков и воспитания у них высоких морально-боевых качеств считал индивидуальную работу. В боевых условиях индивидуальная работа имела огромное значение, так как позволяла изучить каждого летчика, определить его слабые и сильные стороны, внушить и показать на практике значимость высокого мастерства, смелости и жизненной силы воли в достижении поставленной цели. Все эти элементы являлись взаимосвязанными частями процесса военно-авиационной деятельности и его психологического обеспечения и позволяли развивать у летчиков высокие МБК, необходимые для одержания победы в бою. 
Послевоенное время позволило более серьезно проанализировать боевой опыт и внести коррективы в профессиональную подготовку личного состава авиационных частей. В задачах Боевой подготовки ВВС на 1946 г. было отмечено, что "от ее уровня в первую очередь зависит боеготовность части". Национальные герои, авиационные асы делятся секретами побед, раскрывают слагаемые боевой эффективности.

     Большое внимание уделяется связи  теоретических занятий с летной  практикой. В наземную подготовку  авиаторов вводятся комплексные  тренировочные занятия (КТЗ).

Появление реактивной авиации и массовое переучивание на нее летного состава авиационных подразделений и частей создало новые психологические проблемы. Уже в первых полетах было отмечено значение эмоционального фактора, связанного с новизной и специфичностью условий полета. Интенсивная экспериментальная работа в этом направлении велась на кафедре авиационной медицины военного факультета при ЦИУВ. Для получения более глубоких представлений о процессе формирования летных навыков и умений группе медиков-психологов было разрешено пройти курс специальной летной подготовки. Одновременно в программу подготовки врачей на военном факультете ЦИУВ был введен курс авиационной психологии, положено начало активному применению достижений психологической науки в практической работе в строевых частях.

  Авиационным  психолого-педагогическим центром,  где проводилась апробация научных идей и применение их в ВАД, стала Грозненская военно-офицерская авиационная инструкторская школа (ГВОАИШ). В соответствии с требованиями времени изучались принципиально новые условия летного труда, связанные с появлением автоматизированных систем управления, новых способов отображения полетной информации, усложнением опознавания признаков особых случаев и построения программы действий. Кроме того, необходимо было изучить действие на организм и психику человека стратосферных полетов и полетов на предельно малых высотах с большими скоростями, больших и быстро нарастающих нагрузках, многочасового пребывания в полете, покидания самолета катапультированием и т.д. Большую роль во внедрении психологических знаний в практику профессиональной подготовки летчиков сыграл Г. Г. Голубев.Он изложил психологические особенности летной деятельности, выработал рекомендации по формированию смелости и других морально-боевых качеств у авиаторов, раскрыл пути преодоления трудностей и опасностей полетов. 
  В 1947 г. был организован Научно-исследовательский испытательный институт авиационной медицины (НИИИАМ) ВВС и в его составе отдел экспериментальной психологии. С самого начала отдел наметил следующие направления работы: популяризацию задач авиационной психологии среди личного состава ВВС, укрепление связи с ведущими психологическими коллективами страны, осуществление взаимосвязи своей работы с системой врачебно-летной экспертизы, методическое руководство исследовательскими работами по авиационной психологии в лабораториях и кабинетах авиационной медицины строевых частей и летных училищ, подготовку специалистов по авиационной психологии.

   В этот период дальнейшее развитие получили проблемы управления вниманием обучаемого в полете, были разработаны и внедрены в обучение приемы руководства полетами по радио, совершенствовалась предварительная и предполетная подготовка летного состава, вводились первые элементы психологического анализа выполненного полета. По-новому встал вопрос о подготовке к полету на земле. Роль наземных тренировок в развитии необходимых психологических качеств еще больше возросла. Были созданы тренажеры, способные моделировать отдельные элементы и полет в целом (СТЛ-1, СТЛ-2, ТЛ-1 и др.). К. К. Платонов и Л. М. Шварц разработали научные основы тренажерной подготовки, которые были изложены в изданной в 1948 году книге "Очерки психологии для летчиков" . В этой книге впервые были систематизированы вопросы психологии летного труда, раскрыты сущность психологических процессов и свойств личности летчика в полете. Все выводы и рекомендации, содержащиеся в этой книге, способствовали повышению профессиональной деятельности летного состава. Таким образом, психологическое обеспечение военно-авиационной деятельности личного состава в послевоенный период получило дальнейшее развитие и шло главным образом по следующим направлениям: внедрение боевого опыта и передовых методов подготовки в авиационную практику и закрепление их в руководящих документах; разработка теоретических вопросов психологии летного труда; психологическое обоснование вопросов психологии летного труда; психологическое обоснование форм и методов летного обучения.

Информация о работе Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии