Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат
Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.
Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.
Введение
1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"
2.Что такое "Авиационная психология"?
3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).
4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию
5. Психолог в гражданской авиации
6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.
7.Заключение
18. Приведите
характеристику курсанта резко
выраженного меланхолического
19. Составьте дифференциальную психограмму известных вам родов авиации.
20. Опишите,
в чем выражалась ваша связь
с психофизиологической
Военврач 3 ранга Платонов».
В этих вопросах отражены психологические задачи изучения индивидуальных особенностей курсантов, функционирования познавательных процессов в полете, развития летных навыков, анализа специфики труда по родам авиации, т.е. широкий круг проблем, не утративших свою актуальность и поныне. Курс на создание авторской концепции психологии личности летчика уже взят.
К.К. Платонов рассматривал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними при сохранении функции. В этой системе автор выделяет четыре подструктуры личности: темперамент, характер, способности, направленность. По мнению К.К.Платонова, в эти подструктуры могут быть уложены все известные свойства личности .
Концепция личности К.К.Платонова названа им самим «концепцией динамической функциональной структуры личности». Личность в целом и составляющие ее взаимосвязанные элементы не являются константными, а изменяются в течение жизни человека. По К.К.Платонову изменения личности могут быть связаны:
- с ее
развитием в результате
- с социальным распадом, со старческой деградацией, с патологическим развитием;
- с механизмом
компенсации недостаточно
Структура личности является функциональной, т.к. ее составные элементы по отдельности и в единстве рассматриваются как психологические функции. Эта структура является психологической потому, что она обобщает психологические свойства личности. «К определениям структуры личности можно добавить еще и понятие иерархическая, потому что ее подструктуры иерархически подчинены друг другу. Если темперамент лежит в основе, то уровень развития и социальная значимость личности наиболее определяются ее направленностью и характером».
Концепция личности К.К.Платонова, реализуя как идеи структурного подхода к пониманию личности человека, так и принцип психологического развития в онтогенезе, подтверждает по крайней мере три существенные закономерности возрастного развития психики и личности:
- качественное
своеобразие развития на
- многонаправленность развития, что означает не только рост (приобретения, новые адаптивные возможности и т.п.), но и упадок, деградацию (биологическую и социальную) в течение жизни индивида;
- пластичность, компенсаторность развития.
Концепция
динамической функциональной структуры
личности в советский период развития
авиационной психологии стала конкретно-
В 1936 г. на основании постановления ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» директивно прекратила свое существование педология, вскоре ее участь разделила и психотехника.
В 1937 г.
все психологи из ИАМ были уволены,
Качинский филиал закрыт, весь тираж
«Конспекта курса психологии» был
изъят у авиаторов. К.К. Платонов
представлен к демобилизации
с формулировкой «По
Успешно начатая в Качинском филиале ИАМ работа не остановилась полностью, а продолжалась в других организационных формах в лаборатории летных навыков в Государственном институте психологии и клинико-психологической лаборатории при Комгоспитале (Центральном военном госпитале им. Н.Н. Бурденко).
Накануне
Великой Отечественной войны
группа ученых из ИАМ изучала работу
летного состава на только что
появившихся на вооружении пикирующих
бомбардировщиках Пе-2. По предложению
К.К. Платонова была переделана тумблерная
панель, ранее имевшая одинаковую
конфигурацию рукояток, что мешало различению
их «на ощупь» в полете. Это первое в истории
военно-авиационной психологии исследование
рычагов управления кабины самолета, результаты
которого были впервые внедрены в практику.
Следовательно, военно-авиационная психология
продолжила свое развитие, даже в узко
прикладном аспекте это было движение
вперед. Это пример истинного патриотизма,
верного служения профессиональному долгу
без ссылок на трудные времена. Как отмечает
академик В.А.Пономаренко: «Научный подвиг
К.К. Платонова состоял в том, что он жил
и работал в те времена, когда психологию
практически официально считали лженаукой,
как неудачный рудимент философии. В школе
К.К. Платонова работали в высшей степени
профессионалы-
К.К. Платонов
– ветеран Великой
В Качинский период в соавторстве с Л.М. Шварцем написано учебное пособие «Очерки психологии для летчиков», в которое вошла основная часть «Конспекта курса психологии». С учетом фронтового опыта Орловско-Курской операции переработано К.К. Платоновым и издано только в 1948 г. с предисловием М.М. Громова. «Очерки психологии для летчиков» в 1948-1958 гг. были изданы в Болгарии, Китае. Авторам удалось создать учебное пособие, в котором доступно, конкретно и емко были освещены важные для летной практики вопросы психологии. Перечислим только некоторые из них: о закономерностях формирования летного навыка, о сущности напряжения в полете, о методах воспитания и самовоспитания, о психологических причинах аварий и т.д.
Совершенно не случайно, что с момента написания текста до издания учебного пособия прошли годы. Выход в свет «Очерков психологии для летчиков» оказалось невозможным в довоенной Каче в связи с идеологическими выпадами против психологии и психологической литературы. Однако и после ее опубликования начались серьезные испытания, связанные с регламентированной перестройкой психологии на учение И.П. Павлова об условных рефлексах. В итоге в 1950 г. и эта книга разделила судьбу «Конспекта курса психологии», т.е. была изъята из многих библиотек частей ВВС. Данное учебное пособие было своевременным для авиации, но неуместным для идеологии.
Образцом блестящего решения триединой задачи обучения, воспитания летчиков и пропаганды авиации является книга К.К. Платонова «Человек в полете», в 1946-1958 г.г. изданная в СССР, Китае, Болгарии, Польше, Корее, ГДР. В аннотации указано , что книга адресована широкому кругу читателей: 1) летному составу строевых частей, 2) авиационным врачам, 3) курсантам аэроклубов и летных авиационных училищ, 4) молодежи, интересующейся авиацией. Хотя автором задана цель освещения основных вопросов авиационной медицины, каждая глава содержит психологические знания, которые и до сих пор не утратили актуальности в части психологии личности. Безусловно, прогресс в авиации выдвигает новые задачи психологического обеспечения авиационной деятельности, например, разработку методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа автоматизированной системы управления) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления. В этой связи важно понимать закономерности психологии принятия решений летчиком. Согласно личностно-ориентированному подходу в авиационной психологии, заложенному К.К. Платоновым, готовность к принятию своевременных и ответственных решений детерминирована уровнем развития профессионально важных качеств авиатора.
Сформулированные
К.К. Платоновым в книге «Человек
в полете» психологические
Впечатление от книги «Человек в полете» усиливает очень редкий стиль представления научного материала – эвристическая беседа с читателем с привлечением сюжетных рисунков, схем и графиков, размещенных практически на каждой странице. В связи с актуальными проблемами подготовки молодежи к службе в армии и поступлением в высшие учебные заведения Министерства обороны такой научно-методический опыт К.К. Платонова заслуживает внимания и активного внедрения.
В фундаментальной работе «Психология летного труда» К.К.Платонов определил актуальные научные проблемы и направления исследований: «Предмет и методы психологии летного труда», «Особенности психических процессов в труде летчика», «Психологические особенности различных видов полета», «Основные разделы психологии летного труда».
В «Психологии
летного труда» представлены экспериментальные
материалы и теоретические
При обсуждении учебного пособия «Психология летного труда» на партсобрании 28 апреля 1958 г. К.К. Платонову было высказано несправедливое обвинение в плагиате, которое тяжело отразилось на его здоровье и способствовало инсульту. Рукопись была издана в 1960 г. без изменений .
К.К. Платонов был инициатором комплексного изучения летной деятельности на самолетах-лабораториях. С помощью кинометода регистрировались показания приборов, на которые смотрит летчик. Положение самолета в пространстве, воспринимаемое летчиком зрительно, регистрировалось с помощью особых датчиков, улавливающих вращение самолета по трем осям, высоту и скорость полета. Такая регистрация давала возможность на самолетах-лабораториях объективно оценивать качество летной деятельности, учитывая не только частоту отклонений от заданного режима полета, но их величину и длительность, а главное – наиболее вероятную причину совершения данной ошибки. К.К. Платонов пишет: «Авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами. Необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач» . Такая постановка вопроса о методах исследований в авиационной психологии по-прежнему актуальна. Современная система объективного контроля летной деятельности позволяет выявить отклонения органов управления в полёте, точность выдерживания режима полёта, нарушения в работе различных систем и агрегатов авиационного комплекса и массу других параметров. Однако при изучении причин того или иного поведения лётчика данных параметров не всегда достаточно. Профилактическую работу по предотвращению лётных происшествий целесообразно осуществлять на основе анализа реальной деятельности летчика в кабине самолета. Анализ уже свершившегося факта ошибочного действия зачастую неточен. Например, важно понимать, сколько времени летчик уделяет конкретному пилотажному прибору и выработке на этой основе рекомендаций по целесообразному распределению внимания по приборам. Здесь видится продуктивным возрождение летающих лабораторий, в задачу которых будет входить обследование деятельности лётчика в полёте и обоснование оптимального варианта его работы в различных условиях выполнения задания.
Проблема использования тренажеров в наземной подготовке летчиков была и остается актуальной. В работах К.К. Платонова неоднократно обсуждались вопросы эффективности применения различных тренажеров для отработки навыков полета. Постепенно оформлялась теория тренажерного обучения. Требования к тренажеру определены в «Очерках психологии для летчиков»:
1. Навыки,
развиваемые на тренажере,