Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:21, реферат

Описание

Психологическая наука и практика — это вещи, отнюдь не противостоящие друг другу, а тесно взаимосвязанные. К тому же теория всегда, так или иначе, ориентирована на практический выход. Практическая психология, — довольно частный аспект психологической практики, более или менее связанный, а порою и нет, с психологической наукой в ее традиционном понимании. Когда этот аспект становится преобладающим, а то и исключительным в деятельности психологов, потребность в теории снижается, а точнее — низводится к ее подгонке под нужды терапии и консультирования.

Психологическая наука испокон века искала ответы на принципиальные вопросы «почему?» и «зачем?»; вопрос «как?» при этом оставался второстепенным, производным, чисто техническим.

Содержание

Введение

1..Понятие "Практическая психология в сфере «человек-техника»"

2.Что такое "Авиационная психология"?

3. Возникновение и развитие практики практической психологии в России на примере авиационной психологии ( и в сфере военной авиации, в том числе).

4. К.К. Платонов и его вклад в авиационную психологию

5. Психолог в гражданской авиации

6. Вопросы, актуальные для современной российской психологии в авиации.

7.Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат по дисциплине Введение в специальность.doc

— 241.00 Кб (Скачать документ)

2. Тренажер  не должен тренировать таких  навыков, которые дают отрицательный перенос в условиях полета. Отрицательный перенос – это затруднение развития нового навыка под влиянием уже имеющихся. Инструктор должен доводить до сведения обучающегося о всех более или менее вредных навыках, развиваемых на данном тренажере.

3. Тренажер  должен предусматривать возможность введения независимых, меняющихся по величине отклонений для исправления их обучающимся.

4. Тренажер  должен обеспечивать тренирующемуся  возможность воспринимать результат  своих действий.

5. Методика  работы на тренажере должна предусматривать достаточное количество повторений, т.е. возможность систематической, не зависящей от погоды и недорогой тренировки.

6. Тренажер  должен быть методически целенаправленным, т.е. должно быть ясно, какие  методические цели он преследует (например, коррегирующим – предназначенным для дополнительной тренировки трудно развивающихся навыков у отдельных курсантов).

7. Тренажер  должен быть рентабельным, т.е.  дешевым и простым в употреблении, хоть это и выходит за пределы  психологии.

«Правильно  построенная наземная тренировка представляет широчайшие и еще очень мало использованные возможности. Но все же мнение, что «на земле можно человека полностью научить летать», столь же неверно, как и полный отказ от тренажеров, выражаемый иногда фразой: «единственный тренажер – это учебный самолет» .

В развитие данного подхода в 70-ые гг. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А  разработали программу обучения летчиков с введением тренажеров, обеспечивающих формирование специальной  готовности личности, включающей возможности прогнозирования и конструирования динамики развития полета. Индивидуальный подход позволял полнее учитывать индивидные и личностные качества летчиков и в соответствии с ними определенным образом моделировать различные проблемные ситуации.

Главный принцип такого рода моделирования заключается в том, что как на тренажере, так и в полете надо моделировать не только саму аварийную ситуацию, но и психологическую помеху основной деятельности. Именно таким способом можно сформировать психологический буфер против появления ложной антиципации и отрицательных эмоциональных реакций личности.

Несмотря  на то, что психологическую сущность некоторых опасных ситуаций на тренажерах смоделировать невозможно (например, на тренажере и в полете информативные  признаки отказа автопилота различны: на тренажере ведущую роль играют зрительные сигналы, а в полете – акселерационные), методически грамотно организованная тренажерная подготовка летчика (экипажей) к действиям в аварийной ситуации позволяет эффективно формировать специальные навыки и умения, выражающиеся в способности к сокращенным приемам опознания ситуации, к развитию оперативной памяти и творческого мышления.

Современное состояние тренажерной подготовки подтверждает основные выводы К.К.Платонова  о границах целесообразности сочетания реального и тренажёрного обучения. В последние три десятилетия развития авиации широкое применение получили тренажёры на основе компьютерных технологий: процедурные, комплексные и др. Низкая себестоимость одного часа полёта на подобном тренажёре в сравнении с затратами на ортодоксальное обучение привела к идее полной замены обучения на реальном самолёте компьютерным. Несостоятельность данного подхода привела к ещё более серьёзным проблемам при внезапном и вынужденном переходе с автоматического режима управления воздушным судном на ручной режим. Экспертный опрос лётного состава военной и гражданской авиации подтверждает данное мнение. Кроме того, именно «затренированность» лётчиков на тренажёре и выполнение полётов с использованием только автоматического режима управления таит в себе серьёзную угрозу безопасности полётов. Таким образом, современные компьютерные технологии не должны полностью подменять традиционные виды подготовки при обязательном ручном управлении самолётом ,как при первоначальном обучении, так и в процессе последующей профессионализации лётчиков.

К.К. Платонов впервые провел исследование истории  отечественной авиационной психологии, на протяжении многих лет собирая, систематизируя архивные документы и бережно  сохраняя для будущего свидетельства своей эпохи. В сборнике документов и материалов «К истории отечественной авиационной психологии» содержатся впечатляющие примеры поступательного развития авиационной психологии и судеб ее творцов. Открытие целого мира дореволюционной авиации в лицах, донесение до современников их профессионализма – безусловная заслуга К.К. Платонова. Некоторые биографические комментарии сейчас можно уточнить на основе политики гласности и реабилитации. Вот пример. К.К. Платонов пишет: «Ткачев Вячеслав Матвеевич (1885-1965) – военный летчик, первый георгиевский кавалер русской авиации, товарищ П.Н. Нестерова по кадетскому корпусу, автор книги о нем «Русский сокол». В 1920 г. эмигрировал в Югославию. В 1945 г., признав свои политические убеждения ошибочными, вернулся на Родину. Умер в Краснодаре» .

На сайте  ВВС России о В.М. Ткачеве читаем: «Русский летчик-истребитель, генерал-майор (1919 г.). Участник Первой мировой войны. Был командиром 11 авиадивизиона. Первым среди летчиков награжден орденом  св. Георгия. Автор книги «Материал по тактике воздушного боя». Во время Гражданской войны воевал на стороне белых, после войны эмигрировал. Арестован в 1944 г. в Югославии. До 1955 г. находился в заключении. Затем жил в СССР» .

Сейчас  трудно установить, сознательно ли К.К. Платонов умолчал о факте ареста летчика. Возможно, он сам был дезинформирован и пользовался источниками официальной пропаганды. Главное – К.К. Платонов представил эту легендарную личность как талантливого методиста летного обучения и опубликовал фрагмент рукописи В.М. Ткачева «Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 г.г.». Надо заметить, что только в 2007 г. она вышла в свет после нескольких десятилетий табу, наложенного цензурой.

К.К. Платонов обосновал периодизацию развития отечественной авиационной психологии, показал ее междисциплинарные связи с авиационной медициной и методикой летного обучения. На страницах «К истории отечественной авиационной психологии» размещены документы, доказывающие, что две фундаментальные психологические проблемы авиационной психологии – отбор на летную профессию и летное обучение изначально решались специалистами врачебно-летной комиссии соответствующих медицинских учреждений и летчиками-инструкторами авиационных школ. К.К. Платонов также обнаружил редкий исторический факт – первое упоминание в литературе (в журнале «Заря авиации») термина «психология авиации», введенного профессором В.Н. Образцовым в 1916 г..

Важность  историко-психологических исследований, обозначенную К.К. Платоновым в 80-ые г.г. ХХ в., можно считать актуальной и поныне: «…все возрастающее значение для человечества освоения воздушного и космического пространства настойчиво требуют усиления внимания к авиационной психологии и ее прошлому» . Можно только добавить: авиация уже сама устремилась в космос. Создание космических аппаратов многоразового использования по типу американских «Шатлов» и российских «Буранов» подтверждают данное положение. Новые задачи, которые должны совместно решаться специалистами авиации и космонавтики заключаются в эффективном освоении космического пространства в интересах народного хозяйства (открытие новых технологий, изучение возможностей длительного существования в космосе и др.), а также в интересах обороноспособности государства. Представляется важным внедрение передовых авиационных технологий в космическую тематику. Близость авиации и космонавтики обусловлена уже тем, что большинство космонавтов – выходцы из Военно-воздушных сил РФ, военные лётчики. Всё это создаёт благоприятные условия продуктивного взаимодействия всех структур и звеньев двух различных, но имеющих много общего отраслей – авиации и космонавтики. К.К.Платонов уже в 80-е годы заметил данную тенденцию и призвал авиационных психологов активно способствовать развитию данного направления.

Практически во всех своих работах по истории  авиационной психологии К.К. Платонов выступает и как методолог. Особое внимание он уделяет определению  предметной области авиационной  психологии и предлагает следующую  ее формулировку: «психологические особенности различных видов деятельности и их зависимость от ряда факторов: общественно-исторических условий, личности «человека в полете», летных заданий, условий полета, авиационной техники, методов летного обучения и предполетной подготовки. Поэтому ее объектами являются не только сама летная деятельность, но и все эти факторы, а целью – изучение психологических закономерностей, определяющих взаимодействия этих факторов в условиях летной деятельности для обеспечения эффективности и качества последней» .

На наш  взгляд, следует расширить научную  область авиационной психологии до масштаба профессиональной деятельности авиаторов. Под авиаторами подразумеваются  специалисты всех авиационных служб  военной и гражданской авиации. Такая высокая степень обобщенности не упрощает исследовательскую стратегию и не редуцирует авиационную специфику. Именно современный этап развития авиационной психологии диктует необходимость интеграции всех направлений исследований, рефлексию полученных результатов и на этой основе обоснование статуса авиационной психологии как научно-практической отрасли, имеющей важное оборонное и социально-экономическое значение.

В 1987 г. была опубликована последняя крупная  работа К.К. Платонова по авиационной  психологии – совместно с Б.М. Гольдштейном учебник для средних специальных учебных заведений гражданской авиации «Основы авиационной психологии» – М.: Транспорт. Данный учебник емко и полно представляет итоги развития отечественной авиационной психологии того времени, ее достижения и проблемы. Подчеркиваем, что работа «Основы авиационной психологии» адресована гражданской авиации. Авторы в этой связи не просто поменяли в тексте категорию «военный летчик» на «пилот». Они обобщили все самое главное, что характеризует психологию летного труда независимо от ведомственной принадлежности и выделили определенную специфику. Такой подход создания единых психологических систем профессионализации (по крайней мере, на начальных ее этапах) является перспективным, т.к. одной из объективных тенденций развития авиации выступает универсализация летательных аппаратов, выполняющих задачи в близких областях применения.

В настоящее  время это относится прежде всего  к военно – транспортной авиации, развитие которой можно рассматривать  как пример универсализации. Из истории авиации известно, что ранее универсальные самолеты были и в других родах авиации (например, в дальней авиации). Для их функционирования осуществлялись определенные конструкторские доработки: оборудование пассажирских салонов и создание инфраструктуры для обслуживания пассажиров, установка оборудования, позволяющего выполнять полеты в районах Крайнего севера и т. д. Необходимо отметить, что изначально самолеты предназначались для решения военных задач, но высокая востребованность аналогичных самолетов в интересах гражданской авиации привела к их переоборудованию и дальнейшей эксплуатации по перевозке пассажиров. Примером могут служить однотипные самолеты: военный бомбардировщик, а в последствии и ракетоносец, Ту – 16 и его «близнец» пассажирский Ту – 104, аналогично стратегический ракетоносец Ту – 95 и гражданский Ту – 114, современный Ил – 76МФ, способный решать задачи по перевозке военных грузов, десантированию военной техники и его гражданская версия Ил – 76ТФ, решающий во многом схожие задачи для нужд народного хозяйства.

Учитывая  вышесказанное, работы К.К. Платонова  задали вектор развития отечественной  авиационной психологии и опережали  свое время.

Итак, К.К. Платонов – автор фундаментальных  научных разработок и актуальных учебных пособий по авиационной  психологии. К.К. Платонов создал первую научную школу авиационной психологии. Это был путь преодоления многочисленных препятствий. Авиационная психология едва не обернулась для К.К. Платонова катастрофой, а стала триумфом. 
 

   5. Психолог в гражданской авиации

       Появление первых психологов, работающих  в системе гражданской авиации,  было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность  в психологическом образовании  бортпроводников (стюардов), позже  для бортпроводников возникла  специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

Сегодня в сфере гражданской авиации  работают специалисты разных профессий: пилоты, члены летного экипажа, бортпроводники, инженеры-техники самолета, авиадиспетчеры, билетные кассиры и многие другие. Все эти специалисты являются объектом труда практического психолога.

В чем  же заключается деятельность психолога  в системе гражданской авиации, а именно, работающего в группе психологического анализа человеческих ресурсов ОАО «Аэрофлот – Российские международные линии»? Прежде всего, в проведении психологической беседы с кандидатами на должность бортпроводника. Психолог должен определить психологическую готовность кандидата к работе в системе обслуживания авиапассажиров, а также в экстремальных условиях риска для жизни. Беседы проводятся не только с желающими быть бортпроводниками, но и с уже работающими специалистами.

Другое  важное направление деятельности психолога-практика заключается в консультационной работе. Наиболее распространенные темы консультаций – это производственные конфликты (в частности, с начальством), семейные отношения, а также проблема профессиональной адаптации сотрудников Аэрофлота к новой профессии, к новым условиям труда. Проблемы, даже личного характера, негативно влияют на качество труда сотрудников, поэтому важная задача психолога состоит в том, чтобы помочь им справиться со своими затруднениями. Кроме этого, в рамках практической работы психолог может вести научные исследования.

Конечная цель психологов состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень производительность труда как рядовых сотрудников, так и руководителей авиакомпании. Именно поэтому первоочередными задачами психологов являются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета, обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения, исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).

Информация о работе Особенности возникновения и развития практической психологии в России на материале одной из сфер приложения – авиационной психологии