Отчет по практике в Средней общеобразовательной школе № 20 г. Полевской

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 11:35, отчет по практике

Описание

В школе работает сплоченный, профессионально компетентный коллектив педагогов:
74% педагогов имеют высшее образование;
95% педагогов имеют 1 квалификационную категорию;
6 человек награждены нагрудными знаками «Почетный работник общего образования Российской Федерации», значками «Отличник просвещения Российской Федерации.

Содержание

Дневник студента - практиканта №1…………………………………..4
Дневник студента – практиканта№2…………………………………..5
Краткая характеристика учреждения………………………………….6
Список диагностических методик……………………………………..8
Психологическая характеристика на учеников МБОУ СОШ №20,
1 «А» класса……………………………………………………………...10
Психологическая характеристика №1…………………………..10
Психологическая характеристика №2…………………………..12
Психологическая характеристика №3…………………………..14
Психологическая характеристика №4…………………………..16
Психологическая характеристика №5…………………………..18
Исследование межличностных отношений младших школьников…..20
Актуальные темы лектория для педагогов и родителей школьников образовательного учреждения…………………………………………..24
Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"……………………………………..28
Информационный стенд для родителей школьников по запросу психологической службы школы и классного руководителя…………40
Конспект беседы о профессии педагога-психолога,
психолога, конфликтолога……………………………………………...43
Список используемой литературы………...……………………………47
Характеристика куратора практики от учреждения………………...…48

Работа состоит из  1 файл

Практика в школе.docx

— 93.48 Кб (Скачать документ)

           здоровья ребенка.

        •  Влияние на здоровье ребенка  негативной теле- и видеоинформации.

        •  Основы формирования у ребенка  навыков здорового образа жизни.

        •  Профилактика вредных привычек  и социально обусловленных

           заболеваний у детей.

        •  Основы деятельности психолого-медико-педагогической  службы.

III. Особенности детской  и подростковой психологии

        •  Что такое личность? Иерархическое  строение личности.

        •  Необходимость внимания к индивидуальности  ребенка, его душевному

          и духовному развитию.

       • О  развитии самосознания у детей  и подростков.

       • Нравственные  чувства человека и особенности  их формирования.

       • Психология  потребностей, разумные потребности  и псевдопотребности.

       • Нравственный  облик и поведение человека.

       • Самооценка  у детей: ее адекватность, последствия  неадекватности

         самооценки.

       • Педагогическая  запущенность подростка, ее причины.

       • Роль  семейного общения в профилактике  девиантного поведения и

         негативных привычек у детей.

IV. Правовые аспекты, связанные  с ответственностью родителей  за воспитание детей 

       • Права  и обязанности родителей на  этапе вхождения ребенка

          дошкольного возраста в систему  образования.

       • Правовая  и экономическая зашита личности  ребенка.

       • Проблема  воспитания правовой культуры  у детей.

 Данные темы целесообразно  использовать в проведении общешкольного  родительского всеобуча на протяжении  нескольких лет.

 Для проведения родительского  просвещения на уровне класса, параллели используют одну из  основных форм работы классного  руководителя (воспитателя) с родителями  — родительское собрание. Практика  показывает, что это самая универсальная  форма при проведении родительского  всеобуча.    Педагог использует  для этого традиционные организационные  формы:

 родительский лекторий, "родительские университеты" —  формы, способствующие повышению  педагогической культуры родителей,  их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. Подобная форма может проводиться как в рамках всей школы, так и в рамках класса. Темы должны быть конкретные, например: "Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 1 (5, 10,11) класс?". Они определяются и доводятся до родителей заранее. Необходимо выходить на темы, которые остаются незамеченными и неосмысленными родителями, такие, как:

 — Умеете ли вы  любить своего ребенка?

 — Знаете ли вы (понимаете  ли вы) своего ребенка?

 — Один день из  жизни ребенка в семье.

 — О пользе и  вреде музыки.

 — Телевизор: помощник  или враг?

 — Праздник в семье  и семейный досуг: умеем ли  мы его организовывать?

 — В семье растет  сын (дочь);

— Причины плохого поведения  ребёнка;

 — Как привить интерес  к учёбе;

 — Как выбирать  профессию?

 Примерная тематика  общешкольного родительского лектория:

 — Школа и семья:  как помочь друг другу?

 — Правовые основы  семейного воспитания: права и  обязанности ребенка и родителей.

 — Негативные явления:  как их предотвратить?

 — Здоровье нашего  ребенка: советы, как его сохранить.

 — Как помочь детям  развить свои способности?

 — Профессии, которые  выбирают дети.

 — О детской дружбе;

 — Повышение воспитательной  уверенности в родителях;

 — Роль отца, матери  в семье и в воспитании ребёнка.

 

    1. Родительский лекторий на тему "Условия успешного семейного воспитания младшего школьника"

     Цель: не только  учителю необходимы психологические  знания, но и родителям знания  психологии помогут в семейном  воспитании, в общении с ребёнком, в преодолении трудностей и  проблем воспитания. Сегодня Вы  получите не только теоретические  знания, но и научитесь применять  эти знания на практике.

     План лектория:

  1. Тест для родителей (с помощью теста Вы узнаете о своих воспитательных способностях).
  2. Семья глазами ребёнка (анализ детских рисунков) (научимся распознавать чувства ребёнка, анализировать внутрисемейные отношения через детский рисунок).
  3. Стили семейного воспитания. (Познакомимся со стилями семейного воспитания).
  4. Принципы семейного общения: (И узнаем, что принципы семейного общения имеют три основных составляющих)
  5. создание положительной психологической атмосферы в семье;
  6. Семейные традиции (выступление родителей). (В завершении нашего собрания перед Вами выступит семья и поделится опытом семейного воспитания детей и традициями семьи).

 

Тест для родителей: "Правильно  ли Вы воспитываете своего ребенка?"

      У каждого взрослого свои представления о воспитании, которые почти всегда - результат определенного жизненного опыта, семейных традиций, образовательного уровня и просто характера, темперамента, личности взрослого. И, тем не менее, существуют основополагающие предпосылки правильного воспитания. Попробуйте не торопясь, предварительно обдумав,  ответить на вопросы теста, используя ответы "да", "иногда", "нет".

Ответ «да» оцените в 2 балла.

Ответ «иногда» – в 1 балл.

Ответ «нет» - в 0 баллов.

  • Одинаковые ли у Вас с мужем (или женой) взгляды на воспитание детей?
  • Считаете ли Вы, что терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
  • Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
  • Вы заняты чем-то важным по дому или работе - ребенок неожиданно предлагает Вам свою помощь. Примите ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени Вашу работу?
  • Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
  • Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: "Оставь меня в покое", "Я слишком устала", "Я занят", "Не отвлекай меня" и т.д.
  • Интересны ли Вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
  • Считаете ли Вы, что если возникли проблемы в  воспитании ребенка, то нужно обратиться к детскому психологу?

     Вы набрали  менее 6 баллов: у Вас недостаточные   представления о воспитании: необходимо  срочно браться за книги и  восполнять серьезные пробелы  в Ваших познаниях о психологии  ребенка и о том, как с  ним общаться. Возможно, Вам нужна  помощь психолога.

     От 7 до 14 очков:  Вы все делаете правильно, но  времени ребенку уделяете явно  недостаточно. Постарайтесь начать  хотя бы с того, чтобы полностью  посвятить детям выходные, а в  течение недели как бы Вы  ни уставали после рабочего  дня, хотя бы полчаса провести  с ребенком. Ему не столь важна  продолжительность общения с  Вами, сколько интенсивность.

     От 15 баллов  и выше: Вы прекрасные родители  и Ваши дети получают в достаточной  мере и внимания, и необходимого  контроля. Но не останавливайтесь  на достигнутом - пределов совершенству  нет, особенно в таком не  простом деле, как воспитание  детей.

     Вывод: итак, Вы оценили свой воспитательный  потенциал, сделали определённые  выводы для себя по воспитанию  детей.

 

     Семья глазами  ребёнка (анализ детских рисунков).

     Ежедневно  ли Вы интересуетесь делами  ребёнка, его успехами и неудачами?  Как понять, что ребёнок чувствует?  Ведь не всегда дети могут  выразить свои чувства и переживания  словами, ребёнку проще это  сделать через рисунок! А задача  нас – взрослых вовремя понять, что творится у ребёнка на  душе и помочь ему справиться  со всеми проблемами! В октябре  с учащимися начальной школы  была проведена диагностика «Рисунок  семьи», ребёнку предлагалось следующая  инструкция: «нарисуй свою семью  так, чтобы все члены семьи  были заняты обычным делом,  укажи, кто изображён на рисунке  и отметь цифрами последовательность  изображения членов семьи». На  обратной стороне листа дети  перечисляли состав семьи.

      Итак, давайте  рассмотрим несколько детских  рисунков и попытаемся их проанализировать.

      - Вашему  вниманию предлагается 11 рисунков, посмотрите на них внимательно  и выберите номера тех рисунков, которые, по-вашему, изображают дружные,  сплочённые семьи.

    Рис. № 1 (Вся  семья занята общим делом)

    Рис. № 2 (Папа  – на диване, мама – пылесосит)

    Рис. № 3 (Все  по углам)

    Рис. № 4 (Держатся  за руки)

    Рис. № 5 (Папа  смотрит ТВ, мама – у плиты)

    Рис. № 6 (Мама  – у плиты, папа – у машины)

    Рис. № 7 (Семья  за столом)

    Рис. № 8 (Сын  – у компьютера, папа – в  дверях)

    Рис. № 9 (Нет  автора на рисунке)

    Рис. № 10 (Семья  изображена, как семья цыплят)

    Рис. № 11 (Никого нет дома)

- Вы сделали свой выбор?  А теперь проверим!

- Итак, рисунки под номерами 1, 4, 7, 10 – изображают дружные,  сплочённые семьи. Разберёмся  почему. Во всех этих рисунках  изображён полный состав семьи,  что указывает на эмоциональное  благополучие семей; все члены  семьи объединены общим делом,  расположены близко друг к  другу (или держатся за руки), преобладают яркие цветовые оттенки.

- Рисунки под номерами 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11 изображают недружные,  разобщённые семьи. На рис.  №2, №3, №5, №6, №8 – все члены  семьи заняты разными делами. На рис. №9 ребёнок не рисует  себя, что свидетельствует об  отсутствии чувства общности  ребёнка с семьёй, его отверженности,  нехватке родительского внимания, заботы и любви. На рис. №11 вообще не изображены люди, что  свидетельствует о неблагополучной  семейной ситуации. Дети уменьшают  состав семьи, «забывая» нарисовать  тех членов семьи, которые им  менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные  отношения. Отсутствие в рисунке  братьев и сестёр указывает  на конкуренцию между детьми  за родительскую любовь. Часто  дети первой изображают фигуру  матери, как наиболее значимого,  главного или наиболее эмоционально  близкого человека. Это обусловлено  тем, что в нашей культуре  мать часто является ядром  семьи, выполняет наиболее важные  функции в семье, больше времени  бывает с детьми, больше уделяет  им внимания.

      Изображение  себя на 1 месте  связано с эгоцентризмом ребёнка.

     Вывод: таким  образом, анализ детских рисунков  выявил следующие проблемы внутрисемейных  отношений, которые характерны  не только для родителей учащихся  нашей школы, но и общества  в целом:

 

Стили семейного воспитания.

     Успешность  семейного воспитания во многом  зависит от сложившегося в  семье стиля воспитания. Под стилем  семейного воспитания следует  понимать наиболее характерные  способы отношения родителей  к ребенку, применяющих определенные  средства и методы педагогического  воздействия, которые выражаются  в своеобразной манере словесного  обращения и взаимодействия. В психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания:  попустительский,  состязательный,  рассудительный,  предупредительный, контролирующий,  сочувствующий,  гармоничный.

     Попустительский  стиль семейного воспитания. Родители  с самого раннего возраста  предоставляют ребенку полную  бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень  часто заняты собой, своими  делами, друзьями, своей работой.  Их мало волнует душевное состояние  их ребенка, они безразличны  к его потребностям и запросам. Непоследовательно и неумело  родители используют методы наказания  и поощрения. Они могут наказать  ребенка и тут же поощрить  его, лишь бы он только не  расстраивался и при этом не  мешал родителям. Главный метод  воспитания в такой семье —  кнут и пряник. Родители строят  свои взаимоотношения с ребенком  таким образом, что непроизвольно  культивируют поиск у ребенка  наиболее выгодных форм взаимодействия  с окружающими, стимулируя проявление  у детей таких качеств, как  угодничество, лесть, подхалимство. Родители постоянно демонстрируют ребенку образцы двуличного отношения с окружающими. В таких семьях при детях обсуждают других людей, а по мере взросления ребенка — вместе с ним. Дети рано постигают науку выгоды: выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения проблем. Учащиеся могут проявлять самоуверенность, граничащую с хамством. Это начинает проявляться в младших классах, но обостряется в подростковый период. В характере этих детей с раннего детства проявляется такое качество, как умение обещать, но свои обещания не выполнять.

Информация о работе Отчет по практике в Средней общеобразовательной школе № 20 г. Полевской