Состязательный
стиль семейного воспитания. При
состязательном стиле семейного
воспитания с раннего возраста
родители ищут в действиях
своего ребенка нечто выдающееся
и необычное. Активность самого
ребенка постоянно поощряется. Иногда
ребенок получает поощрение не
только морального характера,
но и материального. Родители
постоянно сравнивают своего
ребенка с другими детьми и
очень страдают, если это сравнение
не в его пользу. Для paскрытия
талантов своего ребенка родители дают
возможность ему попробовать себя в различных
видах деятельности. Иногда это приводит
к тому, что ребенок становится уверенным
в своем превосходстве над другими детьми.
Если же он при этом терпит поражение,
это может надолго выбить его из колеи
и привести — к депрессии и апатии. Участие
ребенка с раннего детства в различных
кружках и секциях нередко приводит и
к проблемам, связанным с его здоровьем:
хроническая усталость, болезни могут
дать о себе знать. В воспитательном воздействии
на ребенка родители используют как методы
поощрения, так и методы наказания. Однако,
если поведение ребенка идет вразрез с
нормами, принятыми в семье, последующее
наказание может быть не только суровым,
но и жестоким. В своей любви к ребенку
родители порой не обращают внимания на
человеческие качества малыша. Защиту
ребенка от всех претензий и нападок они
ставят на первое место, не обращая внимания
при этом на то, прав их ребенок или не
прав. Родители не терпят обидчиков своего
ребенка, не боятся вступать с ними в конфликтную
ситуацию, не обращая внимания на то, взрослый
это или ребенок. Учащиеся этого типа глубоко
переживают свои ошибки и промахи. Очень
развитой у таких ребят является волевая
сфера. Уже с раннего детства они могут
быть очень дисциплинированными и инициативными.
Их характерными качествами являются
самоуверенность, высокомерие, эгоистичность,
преувеличение своих возможностей, безразличие
к интересам коллектива, сосредоточенность
на демонстрации своих возможностей. Однако
если семья в совместных усилиях с педагогом
поможет таким детям открыть все лучшее,
что в них заложено природой, то они смогут
проявить такие качества характера, как
общительность, интеллект, уверенность
в себе, самоконтроль и добросовестность.
Рассудительный
стиль семейного воспитания. Родители
с самого раннего детства предоставляют
ребенку полную свободу действий,
дают ему возможность приобретать
личный опыт путем собственных
проб и ошибок. Из своего педагогического
арсенала они исключают окрики
и упреки. Родители ребенка считают,
что его активность должна
находить естественный выход.
В воспитании ребенка они не
пользуются принудительными мерами
и физическими наказаниями. Родители
считают, что ребенок может
сам выбрать себе деятельность
по душе, они вправе лишь дать
ему рекомендацию или совет.
У родителей и детей складываются
теплые и добрые взаимоотношения.
Ребенок наравне с взрослыми
принимает участие в семейных
советах, решает семейные ситуации.
Родители заботятся о том, чтобы
достоинство ребенка никогда
не принижалось ни посторонними
людьми, ни родственниками. Родители
таких ребят с энтузиазмом
принимают участие в жизни
того детского коллектива, в котором
находится их ребенок. Дети
с раннего возраста привыкают
уважительно относиться к старшему
поколению своей семьи, потому
что так поступают их родители.
Если в такой семье ребенок
совершает плохой поступок, то
родители не спешат с наказанием.
Они дают возможность ребенку
обдумать совершённое, осознать свой
проступок. Родители помогают ребенку
осмыслить проблему с позиции другого
человека, втянутого в конфликтную ситуацию.
Дети в таких семьях вырастают любознательными
и активными. Уже в начальной школе они
хорошо осведомлены об окружающем мире
и самостоятельны, умеют работать без
понуканий, у них сформирована познавательная
мотивация.
Предупредительный
стиль семейного воспитания. Предупредительный
стиль семейного воспитания обусловлен
некоторыми причинами: одной из
причин может быть болезненность ребенка,
а второй — особенности характера родителей.
В результате того, что ребенок часто болел
и болеет, родители становятся чрезвычайно
мнительными. Родители ни на минуту не
оставляют ребенка без внимания и опеки.
Ребенок в такой семье практически лишен
активной деятельности, родители сами
определяют, что может быть ему интересно.
Очень часто в таких семьях удовлетворяется
любая прихоть ребенка. Когда ребенок
становится постарше, родители используют
материальное стимулирование для того,
чтобы он не выходил из повиновения и был
им послушен. Родителям очень удобно, что
ребенок находится под таким надзором.
Родители делают все возможное и даже
невозможное для своего ребенка, чтобы
он не испытывал никаких трудностей. Окружающие
люди вызывают у таких родителей большие
опасения, так как они считают других людей
источником неприятностей для своих детей.
На воспитание нравственных ценностей
родители обращают очень мало внимания.
У таких детей формируется ситуативная
мораль, попадая в ту или иную социальную
группу, они следуют нравственным принципам
этой группы, слепо следуют чужому мнению.
В общении со сверстниками такие учащиеся
зачастую безразличны, любят наушничать
и могут предать своего товарища, если
им это выгодно. Однако, если таких детей
поддержать в трудную минуту, они привязываются
к тому, кто их поддержал, и верят ему во
всем, и могут подчиняться беспрекословно.
Имея хорошие учебные задатки, они совершенно
не желают трудиться, что приводит к плохой
успеваемости. Главными отличительными
чертами этих детей являются несамостоятельность,
неспособность к принятию решений, способность
к действию по указке со стороны. Они часто
пассивны, безответственны. Безразличие
и флегматизм у таких детей исчезают тогда,
когда им предлагается интересная и необычная
деятельность.
Контролирующий
стиль семейного воспитания. В
таких семьях свобода ребенка
строго регламентируется и контролируется.
Родители диктуют ребенку, что он
должен надевать, с кем дружить, они сами
определяют режим дня ребенка. Младшие
школьники относятся к этому достаточно
спокойно, но старшие школьники протестуют
против такого к себе отношения. Родители
достаточно активно используют методы
наказания. Некоторые родители используют
физические наказания достаточно жестоко,
оправдывая себя тем, что в их семьях тоже
использовали такие методы, и они выросли
хорошими людьми. В подобных семьях дети
лишены родительской ласки, тепла, похвалы
и поддержки. Такие дети хорошо знают свои
слабые стороны и совсем лишены возможности
демонстрировать и подчеркивать стороны
лучшие. Родители не считают нужным прислушиваться
к мнению своего ребенка. Они иногда наказывают
своего ребенка демонстративно для того,
чтобы показать степень своей власти над
ним. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок
вырос высоконравственным человеком.
Девиз их родительского воспитания состоит
в том, что ребенок должен всегда поступать
нравственно. Внешне эти ребята отличаются
от других учащихся. Они угрюмы, подозрительны,
склонны к вступлению в конфликтную ситуацию,
даже если в этом нет необходимости. Учащиеся
такого типа очень нерешительны и замкнуты,
но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы
с кем-то они готовы на все. В силу того,
что дома дети чувствуют по отношению
к себе жестокость, они становятся грубыми
и беспощадными по отношению к другим
людям. В школе они часто конфликтуют со
сверстниками и даже учителями. Это влияет
на их статус в коллективе и приводит к
тому, что они становятся в классе изолированными
детьми.
Сочувствующий
стиль семейного воспитания. Условием
формирования такого стиля воспитания
являются отсутствие материального
достатка в семье, плохие бытовые
условия, отсутствие духовной
близости членов семьи, отсутствие
в семье одного из родителей.
В таких семьях ребенок с
раннего детства предоставлен
сам себе. Отсутствие игрушек,
интересного игрового материала
приводит к тому, что ребенок
в своих играх проигрывает
трудовые операции, совершаемые его
родителями. Достаточно много времени
ребенок проводит с родителями, наблюдая
их жизнь. Это приводит к тому, что ребенок
рано включается во взрослую жизнь и трудовую
деятельность, активно помогая родителям.
Такие дети очень жалеют своих родителей
за то, что им приходится много и активно
работать. Однако ребенок при этом сильно
замыкается на семье и ее жизни. Он становится
малоактивным, безынициативным, его кругозор
сужен. Попадая в детский коллектив, такой
ребенок ведет себя настороженно, долго
присматривается к окружающим его людям,
не желает говорить о себе и рассказывать
о своей семье. Это говорит о том, что родители
любят своего ребенка, но никогда его не
балуют. Они понимают, что их родительская
задача — научить ребенка жить в реальном
мире. Особенностью их характера является
то, что, поставив перед собой какую-то
жизненную цель, они всегда добиваются
своего, несмотря ни на какие трудности.
Такие учащиеся уважительно относятся
к нормам морали, старшим людям, они всегда
думают о том, как их поступки могут отразиться
на других. Одним из главных недостатков
детей этого типа является отсутствие
инициативы, они не умеют постоять за себя,
могут терпеть поражение в конфликтной
ситуации. Этим учащимся свойственны следующие
черты характера: чуткость и внимательность,
правдивость и честность, вежливость и
уравновешенность. Они отличаются терпеливостью,
исполнительностью, самокритичностью,
сильной волей.
Гармоничный
стиль семейного воспитания. В
таких семьях ребенок является
всегда желанным. Ребенок рождается,
воспитывается и растет в теплой
и дружественной атмосфере. Родители
в таких семьях уделяют большое
внимание формированию традиций
и обычаев своей семьи, которых
они строго придерживаются. Необычное
празднование дней рождения, сюрпризы
и подарки членам семьи, праздничные
газеты, концерты и совместные
игры — это и многое другое
формируют собственную значимость
ребенка, его умение жить среди
людей. Дети такого стиля воспитания
уже в раннем детстве показывают свою
рассудительность и мотивируют свои поступки.
Уже в начальной школе они проявляют чуткость
к своим сверстникам и внимательное отношение
к просьбам взрослых людей. Такие дети
умеют верно дружить, в общении с друзьями
всегда откровенны и правдивы, открыто
делятся своими проблемами, не скрывают
своих истинных чувств и желаний. Учеба
таких ребят характеризуется высокой
исполнительностью и ответственностью.
Они не боятся никакой деятельности. У
таких учащихся очень развита самооценка
на уровне адекватности. Дети не боятся
брать слово и держать его. У таких учащихся
рано проявляется чувство самоконтроля
и волевые качества. Уже на средней ступени
обучения нет необходимости их развлекать
на уроке, они успешно выполняют как монотонную,
так и творческую работу. Этим ученикам
свойственны следующие качества: уравновешенность,
непримиримость к недостаткам и безобразным
поступкам других людей, правдивость,
искренность и вежливость, реальность
оценки своих возможностей, самокритичность
и настойчивость в достижении цели.
Принципы семейного общения.
Создание положительной
психологической атмосферы в
семье. Если в семье присутствуют: любовь,
улыбки, радость, взаимопонимание, душевное
тепло, забота и ласка, отзывчивость, доброжелательность,
то такую семью можно сравнить с цветущим
садом. Нормальные взаимоотношения детей
и родителей в семье строятся на взаимном
уважении и доверии их друг к другу. Дети
видят в родителях советчиков во всех
своих делах, помощников в борьбе с разного
рода трудностями, истинных друзей, с которыми
можно поделиться и радостями, и заботами.
В такой семье ребёнок чувствует себя
безопасно и комфортно, его психическому
и физическому здоровью ничего не угрожает.
А если в семье постоянны: обиды, ссоры,
конфликты, слёзы, равнодушие, непонимание,
то такую семью можно сравнить с увядающим
садом. В таких семьях ребёнок чувствует
себя ненужным, обделённым родительской
любовью и заботой, у всех членов семьи
повышается уровень тревожности.
Семейные традиции (выступление
родителей).
Одним из условий успешного
воспитания детей, является создание и
укрепление семейных традиций. Проведение
общественных и семейных праздников,
участие в конкурсах, необычная
организация выходных дней - всё
это создаёт ту атмосферу торжественности,
радости и счастья, которая формирует
духовную культуру, цементирует семью
как коллектив. И сейчас мы познакомимся
с одной из таких семей! Эта
семья Чобан, поприветствуем! (Краткое
представление членов семьи, рассказ о
семейных традициях, номер художественной
самодеятельности).
В заключении
хочется сказать, что единство усилий,
постоянный дружеский контакт семьи, школы
и общественности – это то, к чему мы должны
стремиться, это залог верного успеха
в воспитании подрастающего поколения.
- Информационный стенд для родителей школьников по запросу психологической службы школы и классного руководителя.
Тема информационного
стенда: Ребенок пошел в первый
класс
Ребенок пошел в первый
класс, это значит, что в его
жизни наступают достаточно бурные
изменения; из беззаботного детства
он попадает в мир с гораздо
более жесткими требованиями. Теперь
от малыша требуется не только строгая
дисциплина, но и умение по 30-40 минут
спокойно высидеть на уроке, заодно
стараясь усвоить учебный материал.
В первые дни у первоклассников
бывает, как правило, по 3 урока,
а затем ежедневно по 4-5 уроков.
Кроме этого ребенку необходимо
строить отношения в новом,
большом коллективе. Вот почему
психологи рассматривают весь
первый школьный год как длительную
стрессовую ситуацию.
Наиболее распространенные
проблемы первоклассников:
- ребенок не может сосредоточиться,
его внимание рассеянно;
- ребенок не в состоянии
самостоятельно справиться с
заданием;
- ребенок не может подолгу
сидеть без движения над домашними
заданиями, его больше интересуют
игрушки, а не книжки-прописи.
Поэтому
трудно переоценить помощь, которую
могут оказать в это время
родители ребенку. Для начала
просто с вниманием отнеситесь
к его ежедневным школьным проблемам.
Как помочь
первокласснику преодолеть трудности?
1. Не пытайтесь с самого
начала требовать от ребенка самостоятельности.
Понадобится несколько месяцев, чтобы
он понял: учеба - это обязанность, которую
надо выполнять - Надо помогать ему, поддерживать
в нем уверенность, что “все получится”.
2. Не стоит в этот
год отдавать ребенка в какие-то дополнительные
кружки, секции; это лишь усилит в нем
ощущение нестабильности. Ребенку сейчас
нужна привычная атмосфера, в которой
он находится до школы, особенно важно,
чтобы дом в это время стал для него надежным
“тылом”.
3. Постарайтесь с
самого начала наладить душевный контакт
с ребенком, только в этом случае Вы всегда
будете в курсе всех его школьных проблем.
4. Если квартирные
условия не позволяют выделить ребенку
для занятий комнату или даже отдельный
стол, у него все равно должно быть постоянное
место для подготовки домашних
заданий, для хранения учебников и тетрадей.
И главное - к занятиям своего ребенка
нужно относиться с уважением. Это значит,
что вы не должны отрывать его во время
занятий, и на это время желательно организовать
в квартире рабочую тишину.
Первый год - два нужно
обязательно помогать ребенку в
подготовке домашнего задания. Не правы
те родители, которые отказываются
от этого, ссылаясь на то, что воспитывают
в ребенке самостоятельность. А
на такое обучение может потребоваться
и не год, и не два.
5. Родителям следует
помнить, что ребенка надо хвалить не за
успехи, а за старательность.
6. Ни в коем случае
нельзя сердиться, ругать за “лень”,
даже небрежность.
- Хотелось бы посоветовать родителям постоянно поддерживать отношения с учителем и регулярно говорить с ним о ребенке, даже если с учебой у него все в порядке. Вы не только лучше поймете требования учителя, но и увидете своего ребенка совершенно с другой стороны, откроете в нем что-то новое. Ведь ваша главная задача - поддерживать интерес к учебе, помогать ему, укреплять в нем уверенность, “что все получится”.