Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

Цель уголовно-следственной психологии - изучение психологических особенностей подозреваемых и обвиняемых и воздействие на положительные черты личности каждого из них с тем, чтобы добиться установления истины по уголовному делу в ходе следственно-судебного процесса, а также содействовать подследственным в адаптации к условиям следственного изолятора.

Задачи уголовно-следственной психологии - с помощью режимно-воспитательных мероприятий и применения индивидуального психологического воздействия добиться того, чтобы подозреваемый и обвиняемый стремились дать правдивые показания о мотивах и обстоятельствах инкриминируемого им деяния, а также активно содействовать их жизнесуществованию в камере следственного изолятора.

Предмет исследования уголовно-следственной психологии - психика подозреваемых и обвиняемых, их характерологические черты, методы и приемы психологического воздействия, способствующие даче ими правдивых показаний в ходе следственно-судебных мероприятий и оказывающие наиболее действенное влияние на их адаптацию к коллективу камеры, изоляции и режиму следственного изолятора.

Психологически  наиболее сложна для подследственного адаптация к коллективу камеры, которая, несомненно, влияет на успех следственно-судебных мероприятий. Исследования показывают, что адаптация подозреваемых (обвиняемых) протекает индивидуально, в соответствии с психологическими особенностями и во многом зависит от типа личности подследственного, его темперамента, психического здоровья, предшествующего криминального и жизненного опыта, авторитета и даже характера обвинения и статьи Уголовного кодекса, предъявленных обвиняемому.

Практика показывает, что наиболее трудным для подследственных является начальный период пребывания в местах предварительного заключения. Значительные затруднения в этом испытывают до 78% лиц, поступивших в следственный изолятор. Среди подследственных встречаются такие, у которых период адаптации длится до одного года. К этой категории относятся, прежде всего, лица с соматоневрологическими, психологическими и личностными нарушениями, имеющие серьезные физические недостатки, не соблюдающие элементарных требований общей и личной гигиены, больные венерическими заболеваниями, гомосексуалисты, а также лица, привлеченные к уголовной ответственности за растление и изнасилование малолетних детей. В данном случае имеет место явление психологической изоляции: этих лиц сторонятся, с ними никто не разговаривает, избегают садиться рядом за стол и мыться в бане. Психологи и воспитатели должны стараться раскрыть положительные качества данных личностей и помочь им адаптироваться в микросоциальной среде камеры; лучше содержать таких лиц в отдельной камере режимного корпуса, среди таких же подследственных или в стационаре медицинской части следственного изолятора.

Выделяют следующие психологические формы адаптации подследственных к микросоциальному окружению в следственной камере (А.И. Мокрецов, И.В. Шмаров, 1982):

  • активная - подследственный стремится понять сокамерников и завоевать их доверие с целью достижения определенного авторитета и статуса в коллективе камеры или ее группы;
  • пассивная - достигается внешняя (декларативная) согласованность поведения такого лица с другими членами коллектива камеры;
  • осторожная - личность взяла установку на изучение формальной обстановки в камере (определение авторитета, старшего по камере, группы актива, положительно настроенных лиц), неформальной иерархии ("паханов", "авторитетов", "людей", "мужиков", "быков", "шнырей", "обиженных", "опущенных" и т.д.) и условий содержания в целом;
  • приспособленческая - подозреваемый (обвиняемый) заискивает перед имеющими более высокий статус в структуре формального и неформального объединения подследственных с целью добиться их покровительства, а взамен старается получить более или менее сносное жизнесуществование в камере; "приспособленцы" (а их большинство) знают как себя вести, но внутренне (психологически) не признают систему норм и ценностей новой микросоциальной среды, хотя внешне проявляют к ней определенную терпимость ("конформизм"); в следственном изоляторе это наиболее трудная для психолого-воспитательного воздействия категория лиц.

Следует иметь  в виду, что пребывание любого человека в следственном изоляторе (хочет он этого или нет) перестраивает организм, все стороны его личности и психику, ограничивает интерес к внешнему миру, изменяет психологическую его характеристику как личности.

Таким образом, указанные выше возможности уголовно-следственной психологии в условиях социальной изоляции у подследственных влияют на объективность восприятия ими окружающих явлений, фактов, событий и, несомненно (прежде всего, из-за резкого ограничения необходимых всем раздражителей для нормальной психофизиологической деятельности), на течение мыслительного процесса, дачу ими правдивых показаний. Более оптимистично ход следственно-судебного процесса они воспринимают в состоянии надежды. В состоянии отчаяния и обреченности психологи констатируют у них крайний пессимизм. Именно в таком состоянии у лиц, содержащихся в следственных изоляторах, существенно притупляется память, появляется вялость, плохое внимание, неспособность сосредоточиться, усиливаются раздражительность и отчаяние, депрессия и тоска. Неоправдавшиеся надежды способствуют возникновению бессмысленного и неадекватного сопротивления, аффектов, агрессивных, аутоагрессивных и суицидальных действий. Вот почему так важно знать психологическую характеристику подследственных и подсудимых во время следствия и суда.

 

Особенности психологической экспертизы свидетелей и потерпевших.

 

Объекты исследования

Вопросы:

Свидетель или  потерпевший.  
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия. 
Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.    
Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации. 
Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  • Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

 

  • Особенности психологической экспертизы подозреваемых и обвиняемых.

    • Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний


    Объекты исследования

    Типовые задачи (вопросы)

    Человек (как  носитель психического). Лицо, имеющее  определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый). 
    Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, заключения все проведенных по делу экспертиз (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

    • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
    • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
    • Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

     

    • Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

    Объекты исследования

    Типовые задачи (вопросы)

    Лицо, имеющее  определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый,). 
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

    • Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
    • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
    • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как ... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?

     

    • Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

    Объекты исследования

    Типовые задачи (вопросы)

    Несовершеннолетний  обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством. 
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. 
    Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях. 
    Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

    • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
    • С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
    • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
    • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

     

    • Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

    Объекты исследования

    Вопросы:

    Свидетель или  потерпевший.  
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия. 
    Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания.  
    Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации. 
    Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

    • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
    • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
    • Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
    • Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
    • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?

     

    • Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

    Объекты исследования

    Вопросы:

    Потерпевший.  
    Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства). 
    Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него.   
    Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц).   
    Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

    • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
    • Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

    Информация о работе Предмет и методы юридической психологии