Цель уголовно-следственной
психологии - изучение психологических
особенностей подозреваемых и обвиняемых
и воздействие на положительные черты
личности каждого из них с тем, чтобы добиться
установления истины по уголовному делу
в ходе следственно-судебного процесса,
а также содействовать подследственным
в адаптации к условиям следственного
изолятора.
Задачи уголовно-следственной
психологии - с помощью режимно-воспитательных
мероприятий и применения индивидуального
психологического воздействия добиться
того, чтобы подозреваемый и обвиняемый
стремились дать правдивые показания
о мотивах и обстоятельствах инкриминируемого
им деяния, а также активно содействовать
их жизнесуществованию в камере следственного
изолятора.
Предмет исследования уголовно-следственной
психологии - психика подозреваемых и обвиняемых,
их характерологические черты, методы
и приемы психологического воздействия,
способствующие даче ими правдивых показаний
в ходе следственно-судебных мероприятий
и оказывающие наиболее действенное влияние
на их адаптацию к коллективу камеры, изоляции
и режиму следственного изолятора.
Психологически
наиболее сложна для подследственного адаптация к коллективу камеры, которая, несомненно, влияет
на успех следственно-судебных мероприятий.
Исследования показывают, что адаптация
подозреваемых (обвиняемых) протекает
индивидуально, в соответствии с психологическими
особенностями и во многом зависит от
типа личности подследственного, его темперамента,
психического здоровья, предшествующего
криминального и жизненного опыта, авторитета
и даже характера обвинения и статьи Уголовного
кодекса, предъявленных обвиняемому.
Практика показывает, что наиболее
трудным для подследственных является
начальный период пребывания в местах
предварительного заключения. Значительные
затруднения в этом испытывают до 78% лиц,
поступивших в следственный изолятор.
Среди подследственных встречаются такие,
у которых период адаптации длится до
одного года. К этой категории относятся,
прежде всего, лица с соматоневрологическими,
психологическими и личностными нарушениями,
имеющие серьезные физические недостатки,
не соблюдающие элементарных требований
общей и личной гигиены, больные венерическими
заболеваниями, гомосексуалисты, а также
лица, привлеченные к уголовной ответственности
за растление и изнасилование малолетних
детей. В данном случае имеет место явление
психологической изоляции: этих лиц сторонятся,
с ними никто не разговаривает, избегают
садиться рядом за стол и мыться в бане.
Психологи и воспитатели должны стараться
раскрыть положительные качества данных
личностей и помочь им адаптироваться
в микросоциальной среде камеры; лучше
содержать таких лиц в отдельной камере
режимного корпуса, среди таких же подследственных
или в стационаре медицинской части следственного
изолятора.
Выделяют следующие психологические
формы адаптации подследственных к микросоциальному окружению
в следственной камере (А.И. Мокрецов, И.В.
Шмаров, 1982):
- активная - подследственный стремится понять сокамерников и завоевать их доверие с целью достижения определенного авторитета и статуса в коллективе камеры или ее группы;
- пассивная - достигается внешняя (декларативная) согласованность поведения такого лица с другими членами коллектива камеры;
- осторожная - личность взяла установку на изучение формальной обстановки в камере (определение авторитета, старшего по камере, группы актива, положительно настроенных лиц), неформальной иерархии ("паханов", "авторитетов", "людей", "мужиков", "быков", "шнырей", "обиженных", "опущенных" и т.д.) и условий содержания в целом;
- приспособленческая - подозреваемый (обвиняемый) заискивает перед имеющими более высокий статус в структуре формального и неформального объединения подследственных с целью добиться их покровительства, а взамен старается получить более или менее сносное жизнесуществование в камере; "приспособленцы" (а их большинство) знают как себя вести, но внутренне (психологически) не признают систему норм и ценностей новой микросоциальной среды, хотя внешне проявляют к ней определенную терпимость ("конформизм"); в следственном изоляторе это наиболее трудная для психолого-воспитательного воздействия категория лиц.
Следует иметь
в виду, что пребывание любого человека
в следственном изоляторе (хочет он этого
или нет) перестраивает организм, все
стороны его личности и психику, ограничивает
интерес к внешнему миру, изменяет психологическую
его характеристику как личности.
Таким образом, указанные выше возможности
уголовно-следственной психологии в условиях
социальной изоляции у подследственных
влияют на объективность восприятия ими
окружающих явлений, фактов, событий и,
несомненно (прежде всего, из-за резкого
ограничения необходимых всем раздражителей
для нормальной психофизиологической
деятельности), на течение мыслительного
процесса, дачу ими правдивых показаний.
Более оптимистично ход следственно-судебного
процесса они воспринимают в состоянии
надежды. В состоянии отчаяния и обреченности
психологи констатируют у них крайний
пессимизм. Именно в таком состоянии у
лиц, содержащихся в следственных
изоляторах, существенно притупляется
память, появляется вялость, плохое внимание,
неспособность сосредоточиться, усиливаются
раздражительность и отчаяние, депрессия
и тоска. Неоправдавшиеся надежды способствуют
возникновению бессмысленного и неадекватного
сопротивления, аффектов, агрессивных,
аутоагрессивных и суицидальных действий.
Вот почему так важно знать психологическую
характеристику подследственных и подсудимых
во время следствия и суда.
Особенности
психологической экспертизы свидетелей
и потерпевших.
Объекты
исследования |
Вопросы: |
Свидетель или
потерпевший.
Материалы дела, содержащие общие психологические
сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения
в период, представляющий интерес для
следствия.
Сведения об объективных особенностях
ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим)
фактов и событий, о которых даются показания.
Данные о взаимоотношениях свидетеля
(потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии
в криминальной ситуации.
Данные о полученных потерпевшим телесных
повреждениях. |
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
- Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
- Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
- Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
|
Особенности психологической
экспертизы подозреваемых и обвиняемых.
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
Объекты
исследования |
Типовые
задачи (вопросы) |
Человек (как
носитель психического). Лицо, имеющее
определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый).
Материалы дела (как совокупность материализованных
источников информации о фактах и событиях,
являющихся отражением психической деятельности
в юридически значимой ситуации, а также
об обстоятельствах, характеризующих
личность): все показания и свидетельства
фигурантов дела, заключения все проведенных
по делу экспертиз (всех видов), сведения
об использованном орудии, протокол осмотра
места происшествия, протокол освидетельствования
на предмет алкогольного опьянения, биографические
и иные сведения о подэкспертном, справки,
характеристики, меддокументация о перенесенных
заболеваниях. |
- Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
- Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
- Мог ли обвиняемый, с учетом его эмоционального состояния, в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
|
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
Объекты
исследования |
Типовые
задачи (вопросы) |
Лицо, имеющее
определенный процессуальный статус (подозреваемый,
обвиняемый, подсудимый,).
Материалы дела, содержащие общие психологические
сведения о подэкспертном (лице, направленном
на экспертизу): данные об условиях развития,
воспитания; обстоятельства, характеризующие
его личность, ее направленность, жизненные
цели, систему отношений; сведения об эмоциональных
состояниях и особенностях реагирования,
проявившихся в определенный период. |
- Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
- Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
- Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как ... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость?
|
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
Объекты
исследования |
Типовые
задачи (вопросы) |
Несовершеннолетний
обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством.
Материалы дела, содержащие общие психологические
сведения о подэкспертном: данные об условиях
развития, воспитания; обстоятельства,
характеризующие его личность, ее направленность,
жизненные цели, систему отношений; сведения
об эмоциональных состояниях и особенностях
реагирования, проявившихся в определенный
период.
Медицинская документация, содержащая
сведения о развитии несовершеннолетнего,
перенесенных заболеваниях.
Заключение или справка психиатра о том,
что несовершеннолетний психическим расстройством
не страдает и на учете у психиатра не
находится. |
- Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
- С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
- Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?
|
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
Объекты
исследования |
Вопросы: |
Свидетель или
потерпевший.
Материалы дела, содержащие общие психологические
сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения
в период, представляющий интерес для
следствия.
Сведения об объективных особенностях
ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим)
фактов и событий, о которых даются показания.
Данные о взаимоотношениях свидетеля
(потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии
в криминальной ситуации.
Данные о полученных потерпевшим телесных
повреждениях. |
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
- Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
- Мог ли свидетель (потерпевший) давать правильные показания об интересующих следствие обстоятельствах?
- Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
- Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать правильные показания?
|
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
Объекты
исследования |
Вопросы: |
Потерпевший.
Данные о полученных телесных повреждениях,
повреждениях одежды (заключения СМЭ,
протоколы осмотров, свидетельства).
Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей
(потерпевшем), особенностях развития,
воспитания, специфическом (сексуальном)
жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем
виде, поведении в период преступления,
а также до и после него.
Сведения об особенностях криминальной
ситуации (месте происшествия, личности
обвиняемого (обвиняемых), его действиях
и поведении, поведении третьих лиц).
Данные о взаимоотношениях потерпевшего
с обвиняемым (обвиняемыми). |
- Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
- Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?
|