Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

Сложность воспитательного  процесса в ИУ, как уже отмечалось, обусловлена прежде всего тем, что  основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий  пороки в правосознании, моральных  и этических программах. Не так уж редки случаи, когда осужденные оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. К сожалению, в какой-то степени этому способствуют условия изоляции в ИУ, не позволяющие использовать все меры воспитательного воздействия на личность, принятые в демократическом обществе. Среди осужденных находится большое количество педагогически запущенных людей и лиц с психическими дефектами, требующих строго индивидуального педагогического и медико-психологического подхода.

Коммуникативная направленность реализуется в повседневной работе и общении с осужденными, когда происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь важно не только то, что говорится, как говорится, кем говорится, но и как делается (прежде всего, личный пример). Уголовно-исполнительной психологии известны многочисленные случаи, когда воспитатель не может донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникшим между ними так называемым "психологическим барьером", когда слова не подкрепляются делом. Сотрудники ИУ, и прежде всего воспитатель, должны уметь слушать осужденных и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большую роль в решении этих вопросов играет знание воспитателями индивидуальных особенностей психики осужденных.

К психологическим  особенностям осужденного относятся, в первую очередь, темперамент, черты  характера, направленность и тип  личности, а также состояние его  соматического и психического здоровья. Например, суровый строгий тон  в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды, но будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоликом, у которого взаимоотношения с коллективом и трудовой пррцесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.

Организационная направленность предполагает, что любой сотрудник ИУ, работая с осужденными и решая режимные, производственные и воспитательные задачи, является хорошим организатором, авторитетным и обязательным человеком с безупречной репутацией, всегда в той или иной степени психологом и педагогом. Талант воспитателя как организатора должен проявляться в создании коллектива осужденных с положительной направленностью, в руководстве этим коллективом, постоянной работе с ним и его членами из числа осужденных. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы, преодолевая сопротивление осужденных с негативной направленностью.

Для решения  организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом  у осужденных. Этот авторитет предполагает:

  • во-первых, профессионализм, обладание специальными и психологическими знаниями, психологическими и педагогическими навыками и умениями;
  • во-вторых, творческое решение воспитательных задач;
  • в-третьих, высокое чувство ответственности как за свои действия, так и за действия подчиненных;
  • в-четвертых, высокий уровень общей культуры;
  • в-пятых, индивидуальный стиль в работе с осужденными.

Конструктивная направленность связана с отбором психологических композиций, созданием планов воспитательной тактики и стратегии, нестандартными решениями. Она реализует психологические качества сотрудника ИУ, творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческую интуицию, педагогические возможности и т.д.

Конструктивная деятельность является основанием организационной и коммуникативной деятельности воспитателя ИУ и включает в себя следующие аспекты работы с осужденными:

а)планирование и реальное содержание воспитательной работы;

б)создание системы  воспитательных мероприятий (тактикуи стратегию воспитательного воздействия);

в) психологическую  отработку оптимального варианта системы  воздействия (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).

Для достижения успеха в работе с осужденными  необходимо знание каждой личности, индивидуальных особенностей и черт, специфики ее направленности, истинных взглядов и убеждений, а не просто высказываний осужденного, которые нередко диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.

Факультативные  факторы ресоциализации (временные, непостоянные). К ним относятся  семья осужденного, его дружеские связи с людьми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и др. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает гарантированного положительного их влияния. Так, неурядицы в семье осужденного могут негативно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т.д. Однако игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно, не верно. Один из наиболее сильных факторов этой категории - семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что данная возможность реализуется тем быстрее, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.

В поведении  любого человека выделяют осознаваемую и неосознаваемую психическую регуляцию поведения.

Чрезвычайно важен  для превентивной практики предотвращения повторных преступлений осужденных и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции поведения психологически формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим при формировании эмоциональной сферы, чувства эмпатии (сопереживания), внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения и т.д. Факторы семейного общения и воспитания могут способствовать формированию и асоциального поведения. Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия.

Неосознаваемая  мотивация отнюдь не является неким  необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности  индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции - продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.

Таким образом, определенное значение для практической организации воспитательной работы в ИУ имеет психологическое воздействие на осужденных и, в частности, заключение психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллективе лиц, отбывающих наказание, что становится возможным эффективное психологическое воздействие и педагогическая коррекция как осознаваемых, так и неосознаваемых регуляторов поведения в настоящем и будущем.

Методы  изучения личности субъекта преступления.

Выбор методов  изучения личности субъектов различных  правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.

Остановимся на группе методов, которыми широко пользуются не только психологи в своих исследованиях, но и сами юристы в своей практической деятельности в процессе расследования  преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде.

Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с  субъектом получить необходимую  информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Во время  беседы юристу следует произвести благоприятное  впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес  к обсуждаемым вопросам, желание  отвечать на них и участвовать  в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.

Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.

Наблюдение. В  психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение. Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения. Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.

В ходе наблюдения юрист может столкнуться и  с наиболее распространенными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.

В целях повышения  достоверности наблюдения, нейтрализации  ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению  судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях

Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим  за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.

Самонаблюдение  может использоваться юристом как  метод самопознания, позволяющий  ему выявлять свои характерологические особенности, свойства личности с тем, чтобы лучше контролировать собственное поведение, вовремя нейтрализовывать у себя, например, проявление ненужных эмоциональных реакций, вспышек раздражительности в экстремальных условиях, обусловленных нервно-психическими перегрузками.

Экспериментальный метод. Эксперимент является одним  из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью  такого эксперимента является получение  данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.

Широко используется экспериментальный метод при  проведении судебно-психологической  экспертизы в целях исследования психических процессов испытуемого: восприятия, памяти, мышления, внимания.

С помощью специально разработанных экспериментально-психологических методик (тестов) исследуются количественные и качественные характеристики психических процессов.

«Биографический»  метод. Основное назначение данного  метода состоит в сборе сведений о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическое значение в жизни человека, с момента его рождения и до того периода, который интересует следователя, суд. В ходе допросов свидетелей, хорошо знающих данного субъекта, во время бесед с ним выясняются сведения о его родителях, социальной среде, в которой он рос и воспитывался, его взаимоотношениях с окружающими, о его учебе, работе, интересах, склонностях, перенесенных заболеваниях, травмах, характере. В необходимых случаях изучаются различные медицинские документы, характеристики из школы, с места работы, личное дело, письма, дневники и т.д.

Информация о работе Предмет и методы юридической психологии