Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат
Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.
Сложность воспитательного процесса в ИУ, как уже отмечалось, обусловлена прежде всего тем, что основная масса осужденных представляет собой человеческий материал, имеющий пороки в правосознании, моральных и этических программах. Не так уж редки случаи, когда осужденные оказывают скрытое, а порой и открытое сопротивление воспитательному процессу. К сожалению, в какой-то степени этому способствуют условия изоляции в ИУ, не позволяющие использовать все меры воспитательного воздействия на личность, принятые в демократическом обществе. Среди осужденных находится большое количество педагогически запущенных людей и лиц с психическими дефектами, требующих строго индивидуального педагогического и медико-психологического подхода.
Коммуникативная направленность реализуется в повседневной работе и общении с осужденными, когда происходит направляемый воспитателями обмен информацией. Здесь важно не только то, что говорится, как говорится, кем говорится, но и как делается (прежде всего, личный пример). Уголовно-исполнительной психологии известны многочисленные случаи, когда воспитатель не может донести свои слова до сознания и сердца осужденных в связи с возникшим между ними так называемым "психологическим барьером", когда слова не подкрепляются делом. Сотрудники ИУ, и прежде всего воспитатель, должны уметь слушать осужденных и, разговаривая с ними, находить индивидуальный подход к каждому из них. Большую роль в решении этих вопросов играет знание воспитателями индивидуальных особенностей психики осужденных.
К психологическим особенностям осужденного относятся, в первую очередь, темперамент, черты характера, направленность и тип личности, а также состояние его соматического и психического здоровья. Например, суровый строгий тон в беседе с уклоняющимся от работы осужденным сангвинического темперамента принесет положительные плоды, но будет совершенно неприемлем в беседе с осужденным меланхоликом, у которого взаимоотношения с коллективом и трудовой пррцесс не ладятся из-за робости и застенчивости. В последнем случае осужденному надо посочувствовать, подбодрить его, вселить уверенность в себе.
Организационная направленность предполагает, что любой сотрудник ИУ, работая с осужденными и решая режимные, производственные и воспитательные задачи, является хорошим организатором, авторитетным и обязательным человеком с безупречной репутацией, всегда в той или иной степени психологом и педагогом. Талант воспитателя как организатора должен проявляться в создании коллектива осужденных с положительной направленностью, в руководстве этим коллективом, постоянной работе с ним и его членами из числа осужденных. Мало наметить стратегию воспитательного воздействия, нужно уметь провести в жизнь свои замыслы, преодолевая сопротивление осужденных с негативной направленностью.
Для решения организаторских задач работник ИУ должен обладать определенным авторитетом у осужденных. Этот авторитет предполагает:
Конструктивная направленность связана с отбором психологических композиций, созданием планов воспитательной тактики и стратегии, нестандартными решениями. Она реализует психологические качества сотрудника ИУ, творческое начало его личности: интеллектуальный уровень, память, мышление, воображение, творческую интуицию, педагогические возможности и т.д.
Конструктивная деятельность является основанием организационной и коммуникативной деятельности воспитателя ИУ и включает в себя следующие аспекты работы с осужденными:
а)планирование и реальное содержание воспитательной работы;
б)создание системы
воспитательных мероприятий (тактикуи
стратегию воспитательного
в) психологическую отработку оптимального варианта системы воздействия (при этом проектируется деятельность коллектива в целом, а также отдельных групп и отдельных осужденных).
Для достижения успеха в работе с осужденными необходимо знание каждой личности, индивидуальных особенностей и черт, специфики ее направленности, истинных взглядов и убеждений, а не просто высказываний осужденного, которые нередко диктуются корыстными соображениями, а подчас являются просто бравадой.
Факультативные факторы ресоциализации (временные, непостоянные). К ним относятся семья осужденного, его дружеские связи с людьми вне зоны ИУ, участие в художественной самодеятельности, занятия художественными ремеслами, учеба в школе и др. Однако наличие указанных факторов вовсе не означает гарантированного положительного их влияния. Так, неурядицы в семье осужденного могут негативно сказаться на его настроении, дружеские связи с людьми, находящимися на воле, далеко не всегда положительно влияют на перестройку личности осужденного и т.д. Однако игнорировать факультативные факторы, пренебрегать их положительным влиянием на результаты воспитательного процесса, когда это возможно, не верно. Один из наиболее сильных факторов этой категории - семья осужденного. При наличии у него детей, жены, родителей целесообразно использовать этот фактор как доминирующий при воспитании чувства перспективы на будущее. Осужденный, любящий своих родственников, должен видеть в своем будущем возможность соединиться с ними и осознавать, что данная возможность реализуется тем быстрее, чем лучше он будет работать, соблюдать требования режима и способствовать положительной перестройке своей личности.
В поведении любого человека выделяют осознаваемую и неосознаваемую психическую регуляцию поведения.
Чрезвычайно важен для превентивной практики предотвращения повторных преступлений осужденных и тот факт, что механизмы неосознаваемой регуляции поведения психологически формируются и закрепляются еще в раннем детстве. При этом важнейшее влияние оказывает семья, личный пример родителей, их поведение, которые запечатлеваются у ребенка, характер эмоциональных отношений родителей с детьми, что, в частности, оказывается решающим при формировании эмоциональной сферы, чувства эмпатии (сопереживания), внушающие воздействия, оказываемые на детей родителями, система мер наказания и поощрения и т.д. Факторы семейного общения и воспитания могут способствовать формированию и асоциального поведения. Отсюда и предупреждение такого рода преступлений также должно и может быть осуществлено путем социальных программ, включающих разнообразные психотерапевтические, суггестивные, психолого-педагогические воздействия.
Неосознаваемая мотивация отнюдь не является неким необъяснимым психическим образованием, которое не зависит от социальных факторов, условий воспитания и жизнедеятельности индивида. Так же, как и сознательная психическая регуляция поведения человека, сфера неосознаваемой регуляции - продукт и результат социализации личности, происходящий под влиянием различных организованных, целенаправленных и стихийно действующих социальных факторов.
Таким образом, определенное значение для практической организации воспитательной работы в ИУ имеет психологическое воздействие на осужденных и, в частности, заключение психологов о структуре личности и ее связи с индивидуальной деятельностью, в процессе которой может происходить формирование новых и перестройка прежних установок. Эти принципы организации позволяют так построить воспитательно-профилактическую работу в коллективе лиц, отбывающих наказание, что становится возможным эффективное психологическое воздействие и педагогическая коррекция как осознаваемых, так и неосознаваемых регуляторов поведения в настоящем и будущем.
Методы изучения личности субъекта преступления.
Выбор методов изучения личности субъектов различных правоотношений в профессиональной деятельности юриста, как и адекватность самих методов, во многом зависят от целей, которые стоят перед ним, от характера вопросов, требующих разрешения. Некоторыми методами юристы пользуются самостоятельно без какой-либо посторонней помощи, другие же могут применяться только лишь специалистами в области психологии, как это, например, бывает при проведении судебно-психологической экспертизы, в ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, а также абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения.
Остановимся на
группе методов, которыми широко пользуются
не только психологи в своих
Беседа. Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.
Во время беседы юристу следует произвести благоприятное впечатление на своего партнера по общению, пробудить у него интерес к обсуждаемым вопросам, желание отвечать на них и участвовать в диалоге. Кроме того, беседа помогает юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях. Поэтому она является важным инструментом налаживания и поддержания психологического контакта с лицами, которых предстоит допрашивать.
Вопросы, относящиеся непосредственно к личности того, с кем проводится беседа, не следует задавать в самом ее начале. Лучше, если они возникнут естественно как следствие разговора на более нейтральные по своему содержанию темы.
Наблюдение. В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение. Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий. Так, во время осмотра места происшествия, обыска, допроса, следственного эксперимента, предъявления для опознания следователь имеет возможность целенаправленно наблюдать за поведением интересующих его лиц, их эмоциональными реакциями и в зависимости от этого менять тактику своего поведения. Наряду с этим следователь использует информацию и от опосредованного наблюдения. Сопоставление результатов непосредственного и опосредованного наблюдения за поведением тех или иных лиц в различных условиях позволяет получить дополнительную информацию.
В ходе наблюдения юрист может столкнуться и с наиболее распространенными ошибками (так называемый гала-эффект, или эффект ореола), приводящими к преувеличению или преуменьшению выраженности наблюдаемых им фактов, с «ошибками усреднения», с ошибками, возникающими в результате логически некорректных умозаключений, под воздействием профессиональной деформации, эффекта группового, внушающего давления.
В целях повышения достоверности наблюдения, нейтрализации ошибочных суждений необходимо строже относиться к своим выводам, объективно фиксировать полученные конкретные результаты, не поддаваясь искушению судить о сложных явлениях на основании первых, порой поверхностных впечатлениях
Метод самонаблюдения (интроспекции). Данный метод возник на рубеже XIX—XX вв. Он состоит в том, что исследователь одновременно является и испытуемым, наблюдающим за собой, и лицом, фиксирующим все, что с ним происходит во время эксперимента. В практической деятельности юриста самонаблюдение носит вспомогательный характер.
Самонаблюдение
может использоваться юристом как
метод самопознания, позволяющий
ему выявлять свои характерологические особенност
Экспериментальный метод. Эксперимент является одним из распространенных методов изучения личности. Например, следователь вправе производить следственный эксперимент. В некоторых случаях целью такого эксперимента является получение данных о способности лица воспринимать то или иное явление, какой-либо предмет в определенных условиях. В результате этого следственным путем удается получить информацию психологического содержания о качественной стороне процессов восприятия у свидетеля, а также и по некоторым другим вопросам.
Широко используется
экспериментальный метод при
проведении судебно-психологической
экспертизы в целях исследования
психических процессов
С помощью специально
разработанных экспериментально-
«Биографический»
метод. Основное назначение данного
метода состоит в сборе сведений
о фактах и событиях, имеющих социальнопсихологическ