Предмет и методы юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:17, реферат

Описание

Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Работа состоит из  1 файл

обзорная_лекция.doc

— 797.50 Кб (Скачать документ)

Данные о  характерологических особенностях, присущих данной личности (склонности к фантазированию, повышенной внушаемости), о необычном эмоциональном состоянии в момент восприятия или нестандартности ситуации (об интенсивности раздражителя) позволяют ставить вопрос о наличии специального основания к назначению психологической экспертизы на предмет определения способности к правильному отображению внутренней и внешней сторон обстоятельств, имеющих значение для дела.

Поводами к  назначению такого рода экспертизы могут  выступать и данные об особых условиях восприятия (например, быстротечность события, наличие помех в его  восприятии, трудности выделения события из общего фона восприятия).

Для назначения экспертизы как способа проверки доказательства (объяснений стороны, показаний  свидетелей) поводом могут быть сведения о принципиальном несовпадении (неустранимых иными средствами противоречиях) исследуемых судом объяснений, показаний с другими доказательствами и материалами дела. В частности, психологическая экспертиза может быть назначена судом для определения способности свидетеля правильно воспринимать факты и давать о них правильные показания. В качестве свидетелей не могут быть вызваны и допрошены лица, которые в силу своих психических или физических недостатков не способны правильно воспринимать факты или давать о них правильные показания.

Для установления указанной неспособности нужны специальные знания, проведение исследования - экспертизы.  При выборе вида исследования следует учитывать генезис указанной выше неспособности свидетеля, которая может быть как следствием кратковременного психического расстройства и иного болезненного состояния, так и следствием особого психического состояния здорового человека. В первом случае правильным будет назначение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, при которой психиатр констатирует и диагностирует психическую патологию, а психолог определяет, как болезненные изменения "скорректировали" общепсихологические особенности личности и ее способность к правильному запоминанию и воспроизведению сведений об определенных фактах. Во втором случае следует назначить психологическую экспертизу.

 

Поводами к  назначению психологической экспертизы эмоциональных состояний могут  быть сведения: о наличии аффектогенной, стрессовой ситуации, в которой действовал субъект, совершая юридически значимые действия; об иных особенностях ситуации, а также о психологических особенностях личности (неуравновешенности, повышенной возбудимости, ранимости, агрессивности); о специфическом эмоциональном или ином психофизическом состоянии лица в момент совершения действия (физическая слабость, соматическое заболевание, подавленное состояние из-за психической травмы).

Потребность в  психологической экспертизе с целью  создания "психологического портрета" личности вызывается, прежде всего, такой  ситуацией, когда суд применяет  оценочные нормы права, а оценка личности судом выступает в качестве существенного обстоятельства, подлежащего выяснению по делу. При этом оценки, даваемые психологом и судом, не подменяют и не перекрывают одна другую: психолог дает обобщенную интерпретацию установленных им данных о личности, оперируя при этом категориями и законами науки психологии (выявляя потребности, установки, мотивации, ведущий мотив и пр.), а суд, используя заключение эксперта как судебное доказательство, дает социально-юридическую оценку определенного субъекта гражданского процесса.

Таким образом, поводы индивидуализируют специальное  основание для назначения судебно-психологической  экспертизы, что помогает рационально  выбрать ее уже на стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

 

Особенности проведения экспертизы в уголовном процессе.

В данном разделе  предстоит рассмотреть вопрос, касающийся производства экспертизы в уголовном  процессе. Будут освещены особенности  назначения экспертизы, объекты исследования, круг вопросов, которые ставятся перед  экспертом, производящим судебно-психологическую экспертизу.

Как подчеркивалось выше, судебно-психологическая экспертиза есть профессиональное психологическое  исследование подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса, направленное на получение  достоверных данных, имеющих правовое значение для правильного разрешения дела.

Следователь должен распознавать поводы и правильно  формулировать вопросы для экспертного  разрешения, для чего ему необходимо знать предмет, возможности и  компетенцию данного вида экспертизы. СПЭ исследует существенные для уголовного дела особенности психики обвиняемых, потерпевших и свидетелей.

В следственной практике и в юридической литературе имеет место необоснованное расширение возможностей СПЭ. Между тем возможности  СПЭ ограничены современным уровнем развития психологии, ее диагностических методов и процессуальными требованиями.

Многие, на первый взгляд, психологические понятия  по существу не являются понятиями  научной психологии (озорство, мальчишество, хулиганство и т.п.). Некоторые психологические явления настолько широки и всеобъемлющи, что не могут быть охвачены экспертным исследованием.

Права и обязанности  эксперта-психолога, как и права  и обязанности всех судебных экспертов  определены законом (статьи 57, 195, 204 УПК  РФ). В своей познавательной деятельности эксперт самостоятелен и независим.

В уголовном  процессе роль психолога очень велика, и не только при необходимости  проведения экспертизы. Лицо, обладающее знаниями и навыками по указанному предмету, может быть привлечено к участию в процессе и в качестве специалиста для содействия следователю и суду в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств.

По сравнению  с гражданским судопроизводством  психологическая сторона в уголовном  процессе проявляется очень ярко. Это дела, связанные с привлечением к уголовной ответственности, решением вопросов о виновности обвиняемого. Однако без установления определенных обстоятельств психологической природы суду бывает крайне сложно, а порой и невозможно выполнить задачу по отправлению правосудия.

Психологи нередко  используются участниками процесса для оказания справочно-консультативной  помощи. Такая деятельность обычно оформляется справкой, которая в  последующем может быть приобщена  к делу. Разновидностью оказания помощи следствию может стать и такой вид деятельности, как составление "психологического портрета разыскиваемого преступника" по данным психологического анализа собранных материалов уголовного дела.

В новом Уголовном  кодексе РФ последовательно проведена  идея соответствия уголовно-правовых последствий преступления характеру и степени общественной опасности, обстоятельствам совершения и личности виновного. Значительно расширено и легализировано использование понятий и терминов, относящихся к сфере психологии, что вполне понятно, так как речь идет о разновидности произвольного (управляемого) поведения.

Профессиональные  психологические познания используются при интерпретации, комментировании  для следственной, прокурорской, экспертной, судебной практики положений нового закона. Использование психологических знаний необходимо для:

  • адекватного применения новых положений закона об условиях (предпосылках) уголовной ответственности;
  • содержательного раскрытия ряда понятий, характеризующих субъективную сторону преступлений;
  • формирования оптимальной практики применения предусмотренного законом ряда новых обстоятельств, исключающих преступность деяния;
  • разработки и применения перечня обстоятельств, отягчающих и смягчающих ответственность и наказание;
  • выделения в отдельных составах преступления квалифицированных или, наоборот, привилегированных случаев;
  • решения вопроса о границах уголовной ответственности и ее пределах в ситуациях, влекущих уменьшенную избирательность поведения;
  • оценки случаев, когда деяние совершается лицами с психическими аномалиями или кратковременными расстройствами психической деятельности в рамках вменяемости;
  • разработки и применения понятий "вменяемость", "невменяемость", "возрастной порог уголовной ответственности", т.е. базовых характеристик субъекта преступления и др.

Потребность в  использовании профессиональных психологических  знаний в действующем УК РФ существенно  актуализируется. Значительно расширены  задачи и пределы исследования по уголовному делу личности обвиняемых и потерпевших. В связи с этим законодатель счел необходимым существенно углубить психологические характеристики ряда базовых дефиниций, норм и институтов УК РФ. "Психологизация" соответствующих положений закона достигла такого уровня, когда использование профессиональных психологических знаний необходимо для обеспечения их правильного применения при формировании лабильной следственной, судебной, прокурорской, экспертной практики и предполагает новый этап в развитии су-дебно-психологической экспертизы.

Законодатель  достаточно смело использовал данные психологии и для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, ввел непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки. Это, например, отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством (как обстоятельство, устраняющее уголовную ответственность), уровень психического развития, иные особенности личности несовершеннолетнего (как обстоятельство, индивидуализирующее наказание), обоснованный риск (как обстоятельство, устраняющее преступность деяния), садизм (как обстоятельство, отягчающее наказание) и др.

Как уже указывалось, в новом УК РФ использованы базовые  для уголовной ответственности  и наказания понятия, требующие  психологической интерпретации  их содержания: вменяемость, возраст, с которого наступает уголовная ответственность, невменяемость, уголовная ответственность лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, разграничение неосторожной вины и казуса, мотив преступления, личность и др.

Представляется, что речь здесь идет не о разрозненных нормах и институтах Общей части УК РФ, но о системе взаимодополняющих и взаимосвязанных положений, которые :

  • в своей совокупности определяют условия (предпосылки) уголовной ответственности за преступление как определенный вид человеческого поведения;
  • реализуют личностный подход в уголовно-правовом регулировании;
  • требуют непосредственного использования профессиональных психологических знаний;
  • требуют детального анализа психологических свойств и состояний виновного и потерпевшего либо психологических свойств и состояний субъектов общественно полез
  • ных действий, лишь внешне сходных с преступными.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно  сделать вывод, что предметом  судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе являются закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия.

В зависимости  от характера вопросов и юридического значения экспертных заключений в уголовном процессе можно выделить следующие виды судебно-психологических экспертиз.

1. Экспертиза индивидуально-психологических особенностей (личности) обвиняемого (подсудимого) и их влияния на его поведение во время совершения инкриминируемых ему деяний. Данныйвид экспертизы проводится в целях выяснения обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности лиц, которые впоследствии могут быть использованы судом для индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

2. Экспертиза аффекта у обвиняемого (подсудимого) в момент совершения вменяемых ему действий. Данный вид экспертизы предусматривает определение состояния аффекта, т.е. сильного душевного волнения в момент совершения преступления, что имеет значение для квалификации ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии аффекта), ст. 108 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью).

3. Экспертиза способности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого) с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими. Неполная мера осознания и регулирования

своих противоправных действий несовершеннолетним с отставанием в психическом развитии, не связанным с психическим расстройством, служат основанием для его освобождения от уголовной ответственности.

4. Экспертиза способности свидетеля или потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

5. Экспертиза способности потерпевшей (потерпевшего) по делу об изнасиловании понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление виновному. Имеет значение для судебной квалификации изнасилования или насильственных действий сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей (потерпевшего) (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132 УК РФ). Беспомощным признается состояние, при котором потерпевшая потерпевший) в силу физического или психического состояния не могла (не мог) понимать характер и значение совершаемых с ней (с ним) действий или оказывать сопротивление.

4. Экспертиза психического состояния лица, окончившего жизнь самоубийством. Юридическим основанием данного вида экспертизы могут выступать две статьи УК РФ. Во-первых, это квалификация ст. 110 УК РФ (доведение до самоубийства), во-вторых, определение тяжких последствий, в число которых входит и самоубийство потерпевшей (потерпевшего), последовавшее в результате изнасилования, как обстоятельство, отягчающее ответственность.

Информация о работе Предмет и методы юридической психологии