Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………...18-19
2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22
2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29
Выводы по 2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы, результаты и критерии завершения
Конфликтов………………………………………………………...30-31
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………..38-39
Список использованной литературы…………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ
Курсовая
работа
Выполнила:
Студентка 402 группы
факультета английского
языка
Русакова
В.А.
Научный руководитель:
Молокова О.А.
канд. биол. наук, доцент
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика
конфликта………………………………………….10-
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………
2.3Особенности
педагогических конфликтов……………
2.4.Особенности
конфликтов между учителями…………
Выводы по
2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы,
результаты и критерии
Конфликтов……………………………………………………
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии
и способы разрешения
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….40-41
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогической деятельности – вот что определяет благоприятный климат в школе.
Формирование в педагогической деятельности благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе.
Актуальность: проблема конфликта актуальна сегодня как никогда, так как конфликтные ситуации являются довольно частым неизбежным явлением, и педагогу необходимо знать как себя вести в данной ситуации. Цель данной работы: изучить влияния конфликтов на педагогическую деятельность, а так же особенности таких конфликтов и пути их разрешения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, включающих подглавы. В первой главе мы рассматриваем понятие конфликта, его динамику, а также различные классификации конфликтов. Во второй главе мы переходим непосредственно к конфликтам в педагогической деятельности, где рассматриваем конфликты между учениками и их особенности, а также конфликты между учениками и учителем и их особенности. В третьей главе мы переходим к путям разрешения конфликтов, рассматриваем формы, условия и факторы, а также непосредственно стратегии завершения конфликтов. Также курсовая работа включает в себя заключение, список литературы из 15 источников. Общий объем курсовой
работы 39 страниц.
Глава 1. Конфликты и их развитие. Понятие и виды конфликтов
1.1 Понятие конфликта
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений.
Несомненно, конфликт – явление социальное, порожденное самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.
Исходя из этого, мы можем заключить, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.
Также конфликт – это явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическими, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику [7, стр. 33].
Таким образом, конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.
Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.
В самом деле, разве можно себе представить становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.
Весьма существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно связано с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели.
И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованных в исходе и последствиях противоборства.
Если суммировать все вышесказанное о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [7, стр. 34].
Так же хочу привести еще одно кажущееся нам удачным определение:
КОНФЛИКТ - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
1.2 Классификация конфликтов
Конфликты, как уже отмечалось ранее, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение, по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.
По сферам проявления конфликты делят на:
Если работников связывают родственные связи, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.
По масштабам, длительности и напряженности выделяют конфликты:
По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на :
По предмету конфликта различают конфликты:
По источникам и причинам возникновения конфликты делят на:
Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности