Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4


Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды

конфликтов ………………………………………………………...5-14

1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7

1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10

1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

Выводы по 1 главе……………………………………………………..14


Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29

2.1. Конфликты между учениками в школе,

Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

учеником…………………………………………………………...18-19

2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22

2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29

Выводы по 2 главе…………………………………………………….29


Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

3.1. Формы, результаты и критерии завершения

Конфликтов………………………………………………………...30-31

3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34

3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37

Выводы по 3 главе…………………………………………………….37



Заключение…………………………………………………………………..38-39


Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Русакова Лера.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИРКУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

             Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности

       
 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЛЬНОСТИ

Курсовая  работа 
 

Выполнила:

                  Студентка 402 группы

                  факультета  английского

                  языка

                  Русакова  В.А. 
                   

                  Научный руководитель:

                  Молокова  О.А.

                  канд. биол. наук, доцент

Иркутск, 2008 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3-4 

Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие  и виды

               конфликтов ………………………………………………………...5-14

      1.2 Понятие  конфликта………………………………………………5-7

      1.2 Классификация  конфликта……………………………………..7-10

      1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

               Выводы по 1 главе……………………………………………………..14 

Глава 2.Конфликты  в педагогической деятельности………………….15-29

      2.1. Конфликты  между учениками в школе, 

      Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

      2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

      учеником…………………………………………………………...18-19

      2.3Особенности  педагогических конфликтов……………………19-22

      2.4.Особенности  конфликтов между учителями………………...22-29

      Выводы по 2 главе…………………………………………………….29              

Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

      3.1. Формы,  результаты и критерии завершения 

      Конфликтов………………………………………………………...30-31

               3.2 Условия и факторы разрешения  конфликтов………………...32-34

      3.3. Стратегии  и способы разрешения конфликтов……………...34-37

      Выводы по 3 главе…………………………………………………….37

                     

Заключение…………………………………………………………………..38-39 

Список  использованной литературы…………………………………….40-41

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодня как никогда стала очевидной  решающая роль личностного фактора  в учебно-воспитательном процессе в школах. Личность учителя, руководителя педагогической деятельности – вот что определяет благоприятный климат в школе.

     Формирование в педагогической деятельности благоприятного психологического климата, необходимого для дружной творческой работы, для благоприятного разрешения конфликтов, становится все более актуальной проблемой в современной школе.

     Актуальность: проблема конфликта актуальна сегодня как никогда, так как конфликтные ситуации являются довольно частым неизбежным явлением, и педагогу необходимо знать как себя вести в данной ситуации. Цель данной работы: изучить влияния конфликтов на педагогическую деятельность, а так же особенности таких конфликтов и пути их разрешения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

    1. изучить теоретический материал по данной проблеме;
    2. изучить особенности и разновидности конфликтов в педагогической деятельности;
    3. найти наиболее подходящие пути разрешения конфликтов.

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить.

     Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, включающих подглавы. В первой главе мы рассматриваем понятие конфликта, его динамику, а также различные классификации конфликтов. Во второй главе мы переходим непосредственно к конфликтам в педагогической деятельности, где рассматриваем конфликты между учениками и их особенности, а также конфликты между учениками и учителем и их особенности. В третьей главе мы переходим к путям разрешения конфликтов, рассматриваем формы, условия и факторы, а также непосредственно стратегии завершения конфликтов. Также курсовая работа включает в себя заключение, список литературы из 15 источников. Общий объем курсовой

работы 39 страниц.

 

               Глава 1. Конфликты и их развитие. Понятие и виды конфликтов

     1.1 Понятие конфликта

       Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений.

     Несомненно, конфликт – явление социальное, порожденное самой природой общественной жизни. Он непосредственным образом выражает те или иные стороны социального бытия, место и роль человека в нем.

     Исходя из этого, мы можем заключить, что конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты – постоянные и неизбежные составные части общественного развития.

     Также конфликт – это явление осознанное, действие обдуманное. Он подтверждает ту истину, что человек принципиально отличается от других живых существ тем, что его намерения и поступки направляются не врожденными инстинктами, не «меркой своего вида», а программой, целевыми установками, которые вырабатываются им самим в процессе своей жизнедеятельности. Человек наделен специфическими, только ему присущим качеством – разумом, способностью отражать реально существующий мир и общественно-историческую практику [7, стр. 33].

     Таким образом, конфликт предстает как  осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние.

     Следующая черта: конфликт – явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее. Конфликтные ситуации возникают во всех сферах общественной жизни – будь то экономика, политика, быт, культура или идеология. Они неизбежны как неотъемлемый компонент развития общества и самого человека.

     В самом деле, разве можно себе представить  становление отдельной личности или деятельность организации без внутренней напряженности, противоречий, преодоления застоя и косности, столкновений и борьбы.

     Весьма  существенно, что конфликт – это такое взаимодействие, которое протекает в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или общественных сил, интересов, взглядов, позиций, по меньшей мере, двух сторон. В процессе его развертывания имеют место и действия и контрдействия, так как осуществление намерений участников конфликта неизбежно связано с вмешательством в дела другой стороны (или сторон), нанесением ей определенного ущерба, преодолением сопротивления, созданием помех, мешающих добиться поставленной цели. 

     И еще одна важная черта, которая выражается в том, что конфликт – прогнозируемое явление, подверженное регулированию. Это объяснимо самой природой возникновения конфликтных столкновений, формами взаимодействия участвующих в них сторон, заинтересованных в исходе и последствиях противоборства.

     Если  суммировать все вышесказанное  о конфликте и исходить из его распространенного понимания как столкновения сторон, мнений и сил, то наиболее близким и приемлемым будет следующее определение: конфликт это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон [7, стр. 34].

     Так же хочу привести еще одно кажущееся  нам удачным определение:

     КОНФЛИКТ - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

     1.2 Классификация конфликтов

     Конфликты, как уже отмечалось ранее, явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Каждое конфликтное столкновение, по-своему уникально, неповторимо по причинам возникновения, формам взаимодействия двух или более сторон, исходу и последствиям.

     По  сферам проявления конфликты делят на:

  1. производственно-экономические, основой которых являются производственно-экономические противоречия;
  2. идеологические, в основе которых лежат противоречия во взглядах;
  3. социально-психологические, возникающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека;
  4. семейно-бытовые, отражающие противоречия семейных и бытовых отношений.

     Если  работников связывают родственные  связи, то семейно-бытовые конфликты  могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

     По  масштабам, длительности и напряженности  выделяют конфликты:

  1. общие и локальные;
  2. бурные быстротекущие, кратковременные, возникающие на основе индивидуальных особенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон;
  3. острые длительные, затяжные, возникающие при наличии глубоких противоречий;
  4. слабовыраженные и вяло текущие, возникающее на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон;
  5. слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхностными причинами, они носят эпизодический характер.

     По  субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подразделяются на :

  1. внутриличностные, которые связанны со столкновением противоположно направленных имманентных мотивов личности;
  2. межличностные, при столкновении интересов двух личностей;
  3. межличностно-групповые, при которых противоборствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой – группа;
  4. межгрупповые, возникающие при столкновении двух социальных групп.

     По  предмету конфликта различают конфликты:

  1. реальные (предметные), имеющие четкий предмет
  2. нереальные (беспредметные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жизненно важный только для одной стороны.

     По  источникам и причинам возникновения конфликты делят на:

  1. объективные. Конфликт способен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации обстоятельств.
  2. субъективные. Конфликтная ситуация может создаться из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей.

Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности