Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………...18-19
2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22
2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29
Выводы по 2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы, результаты и критерии завершения
Конфликтов………………………………………………………...30-31
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………..38-39
Список использованной литературы…………………………………….
По непосредственным причинам возникновения конфликтов можно выделить:
По коммуникативной направленности конфликты разделяются на:
По социальным последствиям конфликты бывают:
По формам и степени столкновения противоборство может быть:
По способам и масштабам урегулирования конфликты разделяются на:
1.3. Динамика конфликта
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы.
1 Латентный период (предконфликт), который включает этапы:
Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречий между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями ит.п.). Так противоречие еще не сознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни многие проблемные ситуации существуют долгое время, не проявляя себя.
Объективные
противоречивые ситуации, возникающие
в деятельности людей, создают потенциальную
возможность возникновения
Одно из условий такого перехода осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-либо действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки
сторон разрешить объективную
Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматривается не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
2. Открытый период. Часто его называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе – борьба накаляет эмоции – эмоции увеличивают ошибки восприятия – это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Под этим термином понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущее [1, стр. 247].
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия еще не принимаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
3. Послеконфликтный период, который включает два этапа:
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезали негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниям, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношении друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Рассмотренные
периоды и этапы могут иметь
различную длительность: быть спрессованы
до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке
школьников на перемене) или могут длиться
десятилетиями (вьетнамская война 1959-1973
гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать;
например, после инцидента одна из сторон
уступает и конфликт завершается [1, стр.
245].
Выводы по 1 главе
Конфликт
– это очень сложное и
Как
уже отмечалось, конфликт отличается
большим разнообразием, существует
огромное количество разнообразных
классификации, в зависимости от
сфер проявления, масштабов, длительности,
коммуникативной
Как
и любое психологическое
Глава
2.Конфликты в педагогической
деятельности
Как
и для любого социального института,
для общеобразовательной школы
характерны разнообразные конфликты.
Педагогическая сфера представляет собой
совокупность всех видов целенаправленного
формирования личности, а ее сутью является
деятельность по передаче и освоению социального
опыта. Поэтому именно здесь необходимы
благоприятные социально-психологические
условия, обеспечивающие душевный комфорт
педагогу, ученику и родителям.
2.1. Конфликты между учениками в школе, возможные пути предупреждение и разрешение
В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно определить следующие виды конфликтов: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-родители, ученик-администратор, учитель-учитель, учитель-родители, учитель администратор, родители-родители, родители-администратор, администратор-администратор.
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности – конфликт между учениками.
Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и целого класса. По наблюдению психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, циничности, жестокости и безжалостности. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключен в том, что ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли себе подобных.
Генезис агрессивного поведения школьников связан с дефектами социализации личности.
Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у дошкольников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, известный американский психолог, автор теории социального научения Альберт Бандура (1959) экспериментально доказал, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. В дальнейшем проводя исследование на маленьких детях, которым показывали фильм с поощрением вербальной агрессии, А.Бандура обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности (Л.Джавинен, 1987; С.Ларсенс, 1993) [1, стр. 327].
Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности