Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………...18-19
2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22
2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29
Выводы по 2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы, результаты и критерии завершения
Конфликтов………………………………………………………...30-31
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………..38-39
Список использованной литературы…………………………………….
На
ранних этапах социализации агрессия
может возникать и случайно, но
при успешном достижении цели агрессивным
способом может появиться стремление
вновь использовать ее для выхода
из различных трудных ситуаций. При
наличии соответствующей
Кроме
того, конфликты подростка в
Как бы то не было, полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.
Заметную
роль в предотвращении конфликтов играет
дисциплина – умение обеспечит ребенку
необходимую для его
Большое влияние на конфликтное поведение школьников играет личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.
Во-первых, стиль взаимодействия учителя с учеником служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками.
Исследования показывают, что стиль общения и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.
Личностный стиль общения и педагогическая практика «сотрудничества» обуславливают наиболее бесконфликтные взаимоотношения детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте [1, стр. 321].
Во-вторых,
учитель обязан вмешиваться в
конфликты учеников, регулировать их.
Это, конечно, не означает их подавление.
В зависимости от ситуации может быть
необходимо административное вмешательство,
а может быть – просто добрый совет. Положительное
влияние оказывает вовлечение конфликтующих
в совместную деятельность, участие в
разрешение конфликта других учеников,
особенно лидеров класса, и т.д.
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и учеником
Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможно без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М.М.Рыбаковой (1991), между учителем и учеником выделяются следующие конфликты :
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средства наказания тех, кто нарушил дисциплину. Эти ситуации часто становятся причинной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации о их истинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.
Конфликты
отношений часто возникают в результате
неумелого разрешение педагогом проблемных
ситуаций и имею, как правило, длительный
характер. Эти конфликты приобретают личностный
смысл, порождают длительную неприязнь
ученика к учителю, надолго нарушают их
взаимодействие [1, стр. 324]..
2.3Особенности педагогических конфликтов
Среди них можно выделить следующие:
Современная ситуация в стране, бедственное положение школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к значительным деструктивным последствиям.
По данным исследований за 1996г., 35%-40% детских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) [1, стр. 325]. .
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).
Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.
Предупреждению конфликтов между учителями и учениками способствует снижение у педагогов проявления тенденции доминирования и подавления в межличностных отношениях с подростками, что формирует у последних деструктивный стиль поведения в конфликтах.
Кроме того, часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подросткам, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым.
Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких отношений должен быть взрослый.
Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:
2.4.Особенности конфликтов между учителями
Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени по сравнению с другими видами конфликтов в школьном коллективе. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.
В
данном параграфе рассмотрены не
только конфликты с участием рядовых
учителей, но и столкновения учителей
с директором или завучем
Во-первых, особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей определяются самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, конечно гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимосвязь, гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, то это заметно отражается на качестве уроков у учителя физики. Если классный руководитель не занимается проблемой дисциплины у учеников, то это затрагивает интересы всех учителей, работающих в данном классе.
Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «выманивания» мужчин из этого важнейшего государственного вида деятельности. По сравнению с мужчинами женщины более эмоциональны в оценках и поступках. Они гораздо более чувствительны к отношению со стороны коллег, более остро реагируют на просчеты и ошибки окружающих.
Экспериментально доказано, что конфликты между женщинами чаще связаны с причинами личностного характера. В то время как мужчины чаще конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности.
Третьим фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, выступает современный уклад жизни на селе и в городе, та социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений современной жизни опекой со стороны родителей. Кроме того, в силу особенности детской психики они в розовом свете видят будущее, быстро забывают обиды прошлого, легче переносят трудности настоящего. У педагогов же стабильно нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывает заметный и устойчивый стресс. Его еще называют стрессом жизни.
Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности