Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4


Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды

конфликтов ………………………………………………………...5-14

1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7

1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10

1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

Выводы по 1 главе……………………………………………………..14


Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29

2.1. Конфликты между учениками в школе,

Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

учеником…………………………………………………………...18-19

2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22

2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29

Выводы по 2 главе…………………………………………………….29


Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

3.1. Формы, результаты и критерии завершения

Конфликтов………………………………………………………...30-31

3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34

3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37

Выводы по 3 главе…………………………………………………….37



Заключение…………………………………………………………………..38-39


Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Русакова Лера.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

     На  ранних этапах социализации агрессия может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным  способом может появиться стремление вновь использовать ее для выхода из различных трудных ситуаций. При  наличии соответствующей личностной основы важным становиться не агрессия-способ достижении, а агрессия-самоцель, она становиться самостоятельным мотивом поведения, обусловлена враждебностью по отношению к другим при низком уровне самоконтроля.

     Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста – формирование морально-критических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

     Как бы то не было, полностью изжить конфликты подростков в средней школе практически невозможно. В зависимости от того, насколько успешно осуществляется в школе социализация ребенка, в первую очередь усвоение духовных, нравственных ценностей, изменяется интенсивность конфликтов между школьниками. Духовность во многом определяет деятельность и поведение людей.

     Заметную  роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечит ребенку  необходимую для его полноценного развития свободу, в рамках разумного  подчинения порядку.

     Большое влияние на конфликтное поведение  школьников играет личность учителя. Ее воздействие может проявляться в различных аспектах.

     Во-первых, стиль взаимодействия учителя с  учеником служит примером для воспроизводства  во взаимоотношениях со сверстниками.

     Исследования  показывают, что стиль общения  и педагогическая тактика первого учителя оказывают заметное влияние на формирование межличностных отношений учащихся с одноклассниками и родителями.

     Личностный  стиль общения и педагогическая практика «сотрудничества» обуславливают  наиболее бесконфликтные взаимоотношения  детей. Однако этим стилем владеет незначительное число учителей младших классов (около 15%). Учителя начальных классов с выраженным функциональным стилем общения (85%) придерживаются одной из тактик («диктат» или «опека»), которые усиливают напряженность межличностных отношений в классе. Большое количество конфликтов характеризует отношения в классах «авторитарных» учителей и в старшем школьном возрасте [1, стр. 321].

     Во-вторых, учитель обязан вмешиваться в  конфликты учеников, регулировать их. Это, конечно, не означает их подавление. В зависимости от ситуации может быть необходимо административное вмешательство, а может быть – просто добрый совет. Положительное влияние оказывает вовлечение конфликтующих в совместную деятельность, участие в разрешение конфликта других учеников, особенно лидеров класса, и т.д. 

     2.2.Разрешение конфликтов между учителем и учеником

     Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможно без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня  нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. По мнению психолога М.М.Рыбаковой (1991), между учителем и учеником выделяются следующие конфликты :

  1. деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнение им внеучебных заданий;
  2. поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;
  3. отношений, возникающих в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.

     Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или в плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средства наказания тех, кто нарушил дисциплину. Эти ситуации часто становятся причинной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

     Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации о их истинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

     Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешение педагогом проблемных ситуаций и имею, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие [1, стр. 324].. 

     2.3Особенности педагогических конфликтов

     Среди них можно выделить следующие:

  1. ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношения между людьми;
  2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  3. разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику – справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  5. присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;
  6. профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешение и на первое место суметь поставить интересы как формирующейся личности;
  7. всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  8. конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

     Современная ситуация в стране, бедственное положение  школы, недостаточная подготовка учителей, особенно молодых, к  конструктивному  разрешению конфликтов с учениками  приводят к значительным деструктивным  последствиям.

     По  данным исследований за 1996г., 35%-40% детских неврозов носит дидактогенный характер. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) [1, стр. 325]. .

     Важно, чтобы учитель умел правильно  определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне  выступает коллектив класса, то ему  легче найти оптимальный выход  из сложившейся ситуации. Если же класс  начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

     Для конструктивного выхода из конфликта  важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

     Предупреждению  конфликтов между учителями и  учениками способствует снижение у  педагогов проявления тенденции  доминирования и подавления в  межличностных отношениях с подростками, что формирует у последних  деструктивный стиль поведения  в конфликтах.

     Кроме того, часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, обеспечивающих учителю возможность требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подросткам, прежде всего его новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым.

     Благополучное разрешение конфликта невозможно без  психологической готовности учителя  перейти к новому типу взаимоотношений  с взрослеющими детьми. Инициатором таких отношений должен быть взрослый.

     Основные  рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

  1. контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;
  2. не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «Я»-высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);
  3. не оскорблять ученика (есть слова, которые прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие»  действия не могут их исправить);
  4. стараться не выгонять ученика из класса;
  5. по возможности не обращаться к администрации;
  6. не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;
  7. дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»;
  8. независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с ребенком (высказать сожаления по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику);
  9. не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения;
  10. ценя в детях способность понимать вас, во всем соглашаться с вами, помнить слова высказанные Ф.Стендалем: «Опереться можно только на то, что сопротивляется».
 

     2.4.Особенности конфликтов между учителями

     Межличностные конфликты во взаимоотношениях учителей изучены в наименьшей степени  по сравнению с другими видами конфликтов в школьном коллективе. Это связано с тем, что конфликты между учителями гораздо более сложны и многообразны, чем конфликты с участием школьников.

     В данном параграфе рассмотрены не только конфликты с участием рядовых  учителей, но и столкновения учителей с директором или завучем общеобразовательной  школы, т.е. конфликты «по вертикали». Это два разных вида конфликтов. Однако они происходят в одном и том же педагогическом коллективе, часто взаимосвязаны и поэтому могут подвергаться сравнительному анализу.

     Во-первых, особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей определяются самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга, конечно гораздо меньше, чем рабочие на конвейере или инженеры, проектирующие один станок. Однако их взаимосвязь, гораздо больше, чем у учеников. Если учитель математики работает плохо, то это заметно отражается на качестве уроков у учителя физики. Если классный руководитель не занимается проблемой дисциплины у учеников, то это затрагивает интересы всех учителей, работающих в данном классе.

     Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Престижность учительского труда и оплата его таковы, что в течение нескольких десятилетий существовала устойчивая тенденция «выманивания» мужчин из этого важнейшего государственного вида деятельности. По сравнению с мужчинами женщины более эмоциональны в оценках и поступках. Они гораздо более чувствительны к отношению со стороны коллег, более остро реагируют на просчеты и ошибки окружающих.

     Экспериментально  доказано, что конфликты между  женщинами чаще связаны с причинами  личностного характера. В то время  как мужчины чаще конфликтуют  из-за противоречий, возникающих в  процессе совместной деятельности.

     Третьим фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, выступает современный уклад жизни на селе и в городе, та социально-экономическая ситуация, которая сложилась в стране. Этот фактор влияет и на особенности конфликтов у школьников. Однако учителя в гораздо большей степени, чем ученики подвержены социально-экономическому давлению окружающей среды. Ученики во многом защищены от тягот и лишений современной жизни опекой со стороны родителей. Кроме того, в силу особенности детской психики они в розовом свете видят будущее, быстро забывают обиды прошлого, легче переносят трудности настоящего. У педагогов же стабильно нестабильная обстановка в стране, непрерывные, часто необоснованные и непонятные реформы, вал трудно разрешимых проблем вызывает заметный и устойчивый стресс. Его еще называют стрессом жизни.

Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности