Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4


Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды

конфликтов ………………………………………………………...5-14

1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7

1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10

1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

Выводы по 1 главе……………………………………………………..14


Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29

2.1. Конфликты между учениками в школе,

Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

учеником…………………………………………………………...18-19

2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22

2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29

Выводы по 2 главе…………………………………………………….29


Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

3.1. Формы, результаты и критерии завершения

Конфликтов………………………………………………………...30-31

3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34

3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37

Выводы по 3 главе…………………………………………………….37



Заключение…………………………………………………………………..38-39


Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Русакова Лера.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

     Затухание конфликта обычно происходит в результате:

  1. потери мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);
  2. переориентация мотива, переключение на неотложные дела;
  3. истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

     Под устранением конфликта понимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на «неконструктивность»  устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей). Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

  1. изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой класс, школу);
  2. исключение взаимодействие оппонентов на длительное время;
  3. устранение объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку из-за которой возникает конфликт).

     Перерастание  в другой конфликт происходит когда, в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объектов конфликта.

     Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта.

     Исходами  конфликта могут быть:

  1. устранение одной или более сторон;
  2. приостановка конфликта с возможностью его возобновления;
  3. победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);
  4. деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);
  5. согласие о правилах совместного использования объекта;
  6. равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;
  7. отказ обеих сторон от посягательств на этот объект;
  8. альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

     Важен вопрос о критериях разрешения конфликта.

     По  мнению американского конфликтолога М. Дойча (1976), основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В.М.Афонькова (1975) выделила следующие критерии разрешения конфликта:

  1. прекращение противодействия;
  2. устранение травмирующих факторов;
  3. достижение цели одной из конфликтующих сторон;
  4. изменение позиции индивида;
  5. формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем [1, стр. 423].
 

     3.2. Условия и факторы разрешения конфликтов

     Большинство факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Рассмотрим их поподробнее.

     Прекращение конфликтного взаимодействия – первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешение конфликта быть не может.

     Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двусторонним процессом и предполагает как анализ своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.

     При разрешении конфликта сохраняется  устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к решению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное – снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту.

     Одновременно  целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно  понять, что проблему из-за которой  возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия.

     Этому способствует:

  1. критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента;
  2. стремление понять интересы другого. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширит представления об оппоненте, сделает его более объективным;
  3. выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

     Важно также уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе и др.

     Объективное обсуждение проблемы,  выяснение  сути конфликта, умение сторон видеть главное способствует успешному  поиску решения противоречия. Акцентирование внимание на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах  снижает шансы конструктивного решения проблемы.

     Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг другу. Сторона, занимающая подчиненное положение  или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

     Успешность  завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают  факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

  1. Время. Наличие времени просто необходимо для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений.
  2. Третья стороны. Участие в завершении конфликта нейтральных лиц помогает оппонентам решить проблему. 
  3. Своевременность. Стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться.
  4. Равновесие сил. Если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы.
  5. Культура. Высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта
  6. Единство ценностей. Другими словами, конфликты более или менее регулируемые, когда у их участников есть общая система ценностей, общие цели и интересы.
  7. Опыт. Наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов.
  8. Отношения. Хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия [1, стр. 413].
 

     3.3. Стратегии и способы  разрешения конфликтов

     Принципиальное  значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него.

     Стратегия выхода из конфликта представляет собой  основную линию поведения оппонента  на его заключительном этапе. Рассмотри  целесообразность применения следующих  стратегий.

     Соперничество заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности  предлагаемого решения; выгодности результата для всей группы, а не для отдельной личности или микрогруппы; важности исхода борьбы для проводящего данную стратегию; отсутствие времени на уговоры оппонента.

     Многие  исследователи считают данную стратегию  ущербной для решения проблем, так  как она не представляет возможности  оппоненту реализовать свои интересы. Однако жизнь дает много примеров, когда соперничество оказывается эффективным. Агрессора, захватывающего чужую территорию, целесообразно остановить жестокой стратегией, а не увещеваниями. Против преступника, посягающего на жизнь другого человека, также необходимо использовать данную стратегию. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиально ситуациях, при дефиците времени и высокой вероятности опасных последствий.

     Компромисс  состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части раннее выдвигаемых требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями; наличие взаимоисключающих интересов; удовлетворение временным решением; угрозы потерять все. Сегодня компромисс – одна из наиболее часто используемых стратегий завершения конфликтов.

     Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него; незначительность проблемы. Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны. В некоторых ситуациях с помощью уступка реализуется принцип «Три Д: Дай Дорогу Дураку».

     Уход  от решения проблемы, или избегание, является попыткой уйти из конфликта при минимуме затрат. Отличается от аналогичной стратегии поведения в ходе конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, разговор идет не о разрешении, а о затухании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на затянувшийся конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелание решать проблему вообще.

     Сотрудничество  считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимосвязанности оппонентов; склонность обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников [1, стр. 419]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы по 3 главе

     Завершение  конфликта представляет собой прекращение  его по любым причинам. Основными  формами завершения конфликта являются: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

     Среди условий конструктивного разрешения конфликта выделяют: прекращение конфликтного взаимодействия; поиск общего в целях и интересах; снижение негативных эмоций; объективное обсуждение проблемы.

     На  результативность разрешения конфликта  влияют факторы: времени, третьей стороны, своевременности, равновесия сил, культуры, опыта и отношений.

     Непосредственное  разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; реализацию плана и его коррекцию; оценку эффективности ситуации.

     Основные  стратегии разрешения конфликта  – соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового подавления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество). 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности