Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4


Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды

конфликтов ………………………………………………………...5-14

1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7

1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10

1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

Выводы по 1 главе……………………………………………………..14


Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29

2.1. Конфликты между учениками в школе,

Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

учеником…………………………………………………………...18-19

2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22

2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29

Выводы по 2 главе…………………………………………………….29


Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

3.1. Формы, результаты и критерии завершения

Конфликтов………………………………………………………...30-31

3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34

3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37

Выводы по 3 главе…………………………………………………….37



Заключение…………………………………………………………………..38-39


Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Русакова Лера.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

     Оценка  устойчивой тревожности 586 педагогов, проведенная с помощью специального теста, показала, что ни один из них  не обладает низкой тревожностью. Нормальная тревожность обнаружена у 13% педагогов, высокая – у 87% [1, стр. 343].

     Очевидно, что имея такой высокий уровень  личной тревожности, педагоги чаще конфликтно реагируют на ущемление их интересов  коллегами и руководителями.

     Анализ  реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует очень широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликта. Приведем некоторые из них.

  1. Всем старшеклассникам было стыдно, когда завуч школы в их присутствии отругал учительницу. Она не знала, как себя вести засмущалась и покраснела.
  2. Учительница демонстративно обожествляла себя. Она на самом деле была очень сильным предметником и методистом. Часто позволяла себе при учениках пренебрежительно высказываться о коллегах.
  3. Классная руководительница очень откровенно рассказывала старшеклассникам о конфликтах ссорах и других событиях в жизни учителей школы.
  4. Взаимная неприязнь двух учительниц сказывалась на дочери одной из них, которая регулярно получала заниженные оценки от той учительницы, с которой конфликтовала ее мама.
  5. Учительницы в присутствии учеников ссорятся в коридоре из-за того, что обе хотят проводить урок в учебном кабинете. Повышают голос, жестикулируют.
  6. Любимые слова учителя – «хамье», «идиотка в носочках»  вызывают возмущение не только у учеников, но и у других учителей. Учитель физики говорил об этом учителе при учениках, что у этого преподавателя и учащиеся будут «дубами». В коридоре эти два учителя крупно ссорились при школьниках.
  7. Директор школы при старшеклассниках грубо разговаривал с учительницей, которая была старше его по возрасту.
  8. Сводя личные счеты с коллегами, учитель рассказывал на уроках о проблемах в педагогическом коллективе, давая негативные оценки тем, с кем у него были натянутые отношения.
  9. Факультатив по литературе в классе директор поручил одной учительнице, а преподавание этого предмета – другой. Из-за неприязни к коллеге учительница на уроках литературы открыто запрещала ученикам посещать факультатив, мотивируя запрет тем, что она сама дает хорошие знания предмета и без факультатива.

     Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом определяются причинами, вызывающими такие конфликты. Объект конфликта, естественно, влияет на характер возникновения, развития и завершения противодействия педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на специфику конфликтов. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлен в таблице (табл 1) [1, стр. 329].

Участие в конфликтах по поводу Стаж  работы до
3 года 10 лет 20 лет 30 лет Свыше 30 лет
Недостаточной учебной нагрузки 54 49 43 41 32
Излишней  учебной нагрузки 58 50 35 40 29
Неудобного  расписания уроков 69 63 60 50 49
Значительных  затрат времени на дела, не имеющие  непосредственного отношения к  обучению и воспитанию школьников 65 62 52 55 41
На  личной основе 57 52 40 45 31
Предоставления  жилья 53 42 34 33 25
Распределение путевок в места отдыха 53 43 35 36 28
Преподавание  предметов не являющихся специальностью 50 41 30 32 24
 

     Анализ  данных таблицы позволяет сделать  ряд выводов.

     Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в любые виды конфликтов с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивный смысл конфликтов и приобретает навыки не конфликтного разрешения проблем, возникающий во взаимодействии с учителем, завучем, директором.

     Во-вторых, основной причиной конфликтов у учителей выступает неудобное расписание уроков и значительные затраты времени  на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Часто конфликты учителей возникают в связи с проблемой учебной нагрузки и на личной почве.

     В-третьих, важной особенностью конфликтов между  педагогами является разная частота  причин столкновений в зависимости от профессиональных и индивидуальных качеств учителя.

     Еще одной особенностью конфликтов у  педагогов выступает то, с кем  из окружающих у них чаще сталкиваются интересы, ценности, мнения. Специалистами  выявлены следующие представления  педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте (табл 2) [1, стр. 330].

Администрация - учитель 35,5%
Учитель – обслуживающий персонал 7,5%
Конфликт  между учителями-предметниками 15%
Молодые учителя – учителя со стажем 7,5%
Учитель – ученик 24,8%
Учитель - родитель 14,3
 

     Результаты  исследования мнения педагогов показывают, что, по их оценке, наиболее часто конфликты  у учителя возникают с администрацией школы. Эти данные подтверждают результаты, полученные при изучении более 1000 конфликтов во взаимоотношениях госслужащих. Столкновение «по вертикали», т.е. конфликты между начальником и подчиненным обычно составляют около 78% общего количества конфликтов в коллективе. Поэтому особенностью конфликтов у учителей является то, что чаще всего их интересы сталкиваются с интересами директора и завуча. Это естественно. Ведь именно с директором и завучем учитель обычно решает наиболее важные для него вопросы. Следовательно, именно к таким конфликтам должен быть в первую очередь готов педагог.

     Установлено, что особенности конфликтов между учителями во многом зависят от того, как они относятся к конфликтам, считают их конструктивным или деструктивным явлением в жизни педагогического коллектива.  Варианты ответов 586 педагогов на вопрос: «Что для вас является главным в вашей работе?» распределились следующим образом (табл 3) [1, стр. 331].

Материальное  обеспечение 54%
Свобода, независимость в профессиональной деятельности 36%
Уважение  окружающих 31,5%
Большой отпуск 19,5%
Хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, их родителями 65,3%
Возможность саморазвития, самореализации 22,5%
 

     Эти удивительные данные показывают, что  педагоги почти в 2 раза чаще считают  главным в своей работе хорошие  отношения с окружающими и  уважение с их стороны (в сумме 96,8%) по сравнению даже с материальным обеспечением (54%). Воистину «не хлебом единым» жив учитель.

     Здоровый  социально-психологический климат в школьных коллективах для педагога более важен, чем хорошая зарплата. Учителя отрицательно относятся  к конфликтам, по возможности хотят обходиться без них, оценивают конфликт как деструктивное явление в жизни школы. Это нормальная оценка нормальных людей, понимающих, что конфликты гораздо чаще мешают делу, чем помогают ему. Выраженная негативная оценка конфликта педагогами является еще одой особенностью, характеризующей межличностные отношения учителей.

     Особенности конфликтов в коллективах общеобразовательных  школ тесно связаны с другой характеристикой  конфликтов – их причинами. Без знания причин возникновения конфликтов  трудно понять механизмы их развития и завершения, а самое главное – сложно заниматься профилактикой конфликтов. Ведь профилактика – это устранение условий и факторов, вызывающих конфликты, управление причинами, порождающими борьбу между школьниками или учителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы  по 2 главе

     В сфере образования основными  субъектами конфликта являются – ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками, причиной которого, в основном, являются стремление к лидерству, а также агрессивность и жестокость. Предупреждению таких конфликтов способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса.

     Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений  и поведения.

     Педагогические  конфликты имеют особенности, связанные  со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Разрешению конфликтов способствует конструктивное поведение учителя, которое предполагает: правильное определение своей позиции, использование влияния класса, опору на взаимоотношения с родителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов

     3.1. Формы, результаты  и критерии завершения  конфликтов

     Существуют  различные формы завершения конфликтов, среди них: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

     Разрешение  конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

     Разрешение  конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для  разрешения конфликта необходимо изменение  самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменение отношения оппонентов к его субъекту или друг к другу.

     Урегулирование  конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречий между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.

     Затухание конфликта – это временное прекращения противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.

Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности