Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………...18-19
2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22
2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29
Выводы по 2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы, результаты и критерии завершения
Конфликтов………………………………………………………...30-31
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………..38-39
Список использованной литературы…………………………………….
Оценка
устойчивой тревожности 586 педагогов,
проведенная с помощью
Очевидно, что имея такой высокий уровень личной тревожности, педагоги чаще конфликтно реагируют на ущемление их интересов коллегами и руководителями.
Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует очень широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликта. Приведем некоторые из них.
Особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей во многом определяются причинами, вызывающими такие конфликты. Объект конфликта, естественно, влияет на характер возникновения, развития и завершения противодействия педагогов. Стаж работы учителя в школе также влияет на специфику конфликтов. Зависимость частоты возникновения конфликта от его причин и стажа работы в школе оппонентов представлен в таблице (табл 1) [1, стр. 329].
Участие в конфликтах по поводу | Стаж работы до | ||||
3 года | 10 лет | 20 лет | 30 лет | Свыше 30 лет | |
Недостаточной учебной нагрузки | 54 | 49 | 43 | 41 | 32 |
Излишней учебной нагрузки | 58 | 50 | 35 | 40 | 29 |
Неудобного расписания уроков | 69 | 63 | 60 | 50 | 49 |
Значительных затрат времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников | 65 | 62 | 52 | 55 | 41 |
На личной основе | 57 | 52 | 40 | 45 | 31 |
Предоставления жилья | 53 | 42 | 34 | 33 | 25 |
Распределение путевок в места отдыха | 53 | 43 | 35 | 36 | 28 |
Преподавание предметов не являющихся специальностью | 50 | 41 | 30 | 32 | 24 |
Анализ данных таблицы позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, чем больше стаж работы педагога, тем реже он вступает в любые виды конфликтов с коллегами и руководством школы. Это связано с адаптацией учителей к педагогической деятельности и коллективу. Опытный педагог понимает деструктивный смысл конфликтов и приобретает навыки не конфликтного разрешения проблем, возникающий во взаимодействии с учителем, завучем, директором.
Во-вторых, основной причиной конфликтов у учителей выступает неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Часто конфликты учителей возникают в связи с проблемой учебной нагрузки и на личной почве.
В-третьих, важной особенностью конфликтов между педагогами является разная частота причин столкновений в зависимости от профессиональных и индивидуальных качеств учителя.
Еще одной особенностью конфликтов у педагогов выступает то, с кем из окружающих у них чаще сталкиваются интересы, ценности, мнения. Специалистами выявлены следующие представления педагогов о том, кто чаще является их оппонентом в конфликте (табл 2) [1, стр. 330].
Администрация - учитель | 35,5% |
Учитель – обслуживающий персонал | 7,5% |
Конфликт между учителями-предметниками | 15% |
Молодые учителя – учителя со стажем | 7,5% |
Учитель – ученик | 24,8% |
Учитель - родитель | 14,3 |
Результаты
исследования мнения педагогов показывают,
что, по их оценке, наиболее часто конфликты
у учителя возникают с
Установлено, что особенности конфликтов между учителями во многом зависят от того, как они относятся к конфликтам, считают их конструктивным или деструктивным явлением в жизни педагогического коллектива. Варианты ответов 586 педагогов на вопрос: «Что для вас является главным в вашей работе?» распределились следующим образом (табл 3) [1, стр. 331].
Материальное обеспечение | 54% |
Свобода,
независимость в |
36% |
Уважение окружающих | 31,5% |
Большой отпуск | 19,5% |
Хорошие отношения с администрацией, коллегами, учениками, их родителями | 65,3% |
Возможность саморазвития, самореализации | 22,5% |
Эти удивительные данные показывают, что педагоги почти в 2 раза чаще считают главным в своей работе хорошие отношения с окружающими и уважение с их стороны (в сумме 96,8%) по сравнению даже с материальным обеспечением (54%). Воистину «не хлебом единым» жив учитель.
Здоровый
социально-психологический
Особенности
конфликтов в коллективах
Выводы по 2 главе
В сфере образования основными субъектами конфликта являются – ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками, причиной которого, в основном, являются стремление к лидерству, а также агрессивность и жестокость. Предупреждению таких конфликтов способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса.
Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения.
Педагогические
конфликты имеют особенности, связанные
со спецификой учебной деятельности,
различием в статусе и возрасте
взаимодействующих сторон. Разрешению
конфликтов способствует конструктивное
поведение учителя, которое предполагает:
правильное определение своей позиции,
использование влияния класса, опору на
взаимоотношения с родителями.
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов
3.1. Формы, результаты и критерии завершения конфликтов
Существуют различные формы завершения конфликтов, среди них: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменение отношения оппонентов к его субъекту или друг к другу.
Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранении противоречий между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия.
Затухание конфликта – это временное прекращения противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую.
Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности