Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3-4


Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды

конфликтов ………………………………………………………...5-14

1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7

1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10

1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14

Выводы по 1 главе……………………………………………………..14


Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29

2.1. Конфликты между учениками в школе,

Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18

2.2.Разрешение конфликтов между учителем и

учеником…………………………………………………………...18-19

2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22

2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29

Выводы по 2 главе…………………………………………………….29


Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37

3.1. Формы, результаты и критерии завершения

Конфликтов………………………………………………………...30-31

3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34

3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37

Выводы по 3 главе…………………………………………………….37



Заключение…………………………………………………………………..38-39


Список использованной литературы…………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Русакова Лера.doc

— 223.50 Кб (Скачать документ)

     Заключение 

     Конфликт  – это неотъемлемая часть нашей  жизни, в процессе человеческой деятельности происходит столкновение различных  целей, мнений, ценностей, что и ведет к конфликту. В процессе конфликта можно выделить несколько этапов развития: предконфликт или латентный период, открытый период или сам конфликт и послеконфликтный период.

       В педагогической деятельности такое явление как конфликт практически неизбежно. В процессе обучения часто происходит столкновение различных мнений, интересов, целей. В сфере образования основными субъектами конфликта являются – ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками, причиной которого, в основном, являются стремление к лидерству, а также агрессивность и жестокость. Предупреждению таких конфликтов способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса.

     Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения.

     Педагогические  конфликты имеют особенности, связанные  со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Разрешению конфликтов способствует конструктивное поведение учителя, которое предполагает: правильное определение своей позиции, использование влияния класса, опору на взаимоотношения с родителями.

     Конфликта не стоит бояться, надо лишь уметь правильно его разрешать, а если есть возможность, то лучше предупреждать. Непосредственное разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; реализацию плана и его коррекцию; оценку эффективности ситуации.

     Основные  стратегии разрешения конфликта – соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового подавления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество).

     В данной работе была поставлена цель –  изучить влияние конфликтов на педагогическую деятельность. По нашему мнению цель достигнута, мы изучили и проанализировали материал, разобрали возможные пути разрешения конфликтов.

     Подводя итог, можно сказать, что эта работа может быть использована студентами в последующей педагогической практике и может оказать помощь в сохранение благоприятного психологического климата в процессе педагогической деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Конфликтология  [Текст] : учеб. пособие для студ. / А.Я. Анцупов, А.И.Шипилов. – СПб : Издательский центр «Питер Пресс», 2008. – 490 с.                                                                                                                                                                                             
  2. Конфликтология: теория, история, библиография [Текст] : учеб. пособие для студ. / А.Я. Анцупов, А.И. Шапилов. – М. : Издательский центр «Дом Советов», 1996. – 143 с.
  3. Словарь конфликтолога [Текст] : учеб. пособие для студ. / А.Я. Анцупов, А.И. Шапилов. – СПб. : Издательский центр «Питер», 2006. – 528 с.
  4. Конфликтология [Текст] : учеб. пособие для студ. / Е.М. Бабосов. – Минск. : Издательский центр «Тетрасис-темс», 2000. – 464с.
  5. Психология конфликта [Текст] : учеб. пособие для студ. / Н.В. Гришина. – СПб. : «Питер», 2000. – 646 с.
  6. Основы конфликтологии [Текст] / Под ред. А. Дмитриева. – М.: Юристь, 1997. – 200с.
  7. Конфликтология [Текст] : учеб. пособие для студ./ А.Я. Кибанов, И.Е. Ворожейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М. : Издательский центр «ИНФРА-М», 2007. – 300 с.
  8. Личность в конфликте [Текст] / Н.В. Крогиус. – Саратов: Изд-во Сарат, 1976. 142 с.
  9. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения [Текст] : учеб. пособие для студ. / Н.И. Леонов. – СПб. : «Питер», 2005. – 240 с.
  10. Конфликтология [Текст] / М.С. Мериманова. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
  11. Психология. Книга 2 [Текст] : учеб. пособие для студ. / Р.С. Немов. – М. : Издательский центр «Владос», 2003. – 606 с.
  12. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст] : учеб. пособие для студ./ М.М. Рыбакова. – М. : Издательский центр «Просвещение», 1991. – 128 с.
  13. Конфликты, пути их преодоления [Текст] / Дж.Г. Скотт. – Киев: Внешторгиздат, 1991. – 191 с.
  14. Конфликт: семь фагов к миру [Текст] / Ч. Ликсон. – СПб. : Издательский центр «Питер Паблишинг», 1997. – 160 с.
  15. Конфликты в вашей жизни и их разрешение [Текст] / В.П. Шейнов. – Минск: Амалфея, 1997. – 172 с.

Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности