Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 08:13, курсовая работа
Объектом данного исследования является психология конфликта. Предмет – особенности и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности. Практическую значимость данной работы невозможно недооценивать, ведь в процессе образовательно-воспитательной деятельности педагогу приходится сталкиваться с проблемами во взаимоотношениях с учениками, которые могут далее вести к конфликту. Поэтому учителю необходимо знать, как предупредить возникновение конфликта, а если пришлось с ним столкнуться, то, как его разрешить
Введение……………………………………………………………………….3-4
Глава 1 Конфликты и их развитие. Понятие и виды
конфликтов ………………………………………………………...5-14
1.2 Понятие конфликта………………………………………………5-7
1.2 Классификация конфликта……………………………………..7-10
1.3. Динамика конфликта………………………………………….10-14
Выводы по 1 главе……………………………………………………..14
Глава 2.Конфликты в педагогической деятельности………………….15-29
2.1. Конфликты между учениками в школе,
Возможные пути предупреждения и разрешения……………….15-18
2.2.Разрешение конфликтов между учителем и
учеником…………………………………………………………...18-19
2.3Особенности педагогических конфликтов……………………19-22
2.4.Особенности конфликтов между учителями………………...22-29
Выводы по 2 главе…………………………………………………….29
Глава 3. Конструктивное разрешение конфликтов……………………30-37
3.1. Формы, результаты и критерии завершения
Конфликтов………………………………………………………...30-31
3.2 Условия и факторы разрешения конфликтов………………...32-34
3.3. Стратегии и способы разрешения конфликтов……………...34-37
Выводы по 3 главе…………………………………………………….37
Заключение…………………………………………………………………..38-39
Список использованной литературы…………………………………….
Заключение
Конфликт – это неотъемлемая часть нашей жизни, в процессе человеческой деятельности происходит столкновение различных целей, мнений, ценностей, что и ведет к конфликту. В процессе конфликта можно выделить несколько этапов развития: предконфликт или латентный период, открытый период или сам конфликт и послеконфликтный период.
В педагогической деятельности такое явление как конфликт практически неизбежно. В процессе обучения часто происходит столкновение различных мнений, интересов, целей. В сфере образования основными субъектами конфликта являются – ученик, учитель, родитель и администратор. Одним из наиболее распространенных является конфликт между учениками, причиной которого, в основном, являются стремление к лидерству, а также агрессивность и жестокость. Предупреждению таких конфликтов способствует хорошая организация учебно-воспитательного процесса.
Среди конфликтов между учителем и учеником выделяют конфликты деятельности, отношений и поведения.
Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон. Разрешению конфликтов способствует конструктивное поведение учителя, которое предполагает: правильное определение своей позиции, использование влияния класса, опору на взаимоотношения с родителями.
Конфликта не стоит бояться, надо лишь уметь правильно его разрешать, а если есть возможность, то лучше предупреждать. Непосредственное разрешение конфликта представляет собой процесс, который включает в себя: анализ и оценку ситуации; выбор способа разрешения конфликта; реализацию плана и его коррекцию; оценку эффективности ситуации.
Основные стратегии разрешения конфликта – соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и уход от решения проблемы. В зависимости от выбранных стратегий возможно разрешение конфликта способом силового подавления (уступка оппонента) или путем переговоров (компромисс или сотрудничество).
В данной работе была поставлена цель – изучить влияние конфликтов на педагогическую деятельность. По нашему мнению цель достигнута, мы изучили и проанализировали материал, разобрали возможные пути разрешения конфликтов.
Подводя
итог, можно сказать, что эта работа
может быть использована студентами в
последующей педагогической практике
и может оказать помощь в сохранение благоприятного
психологического климата в процессе
педагогической деятельности.
Список
использованной литературы
Информация о работе Причины возникновения и пути разрешения конфликтов в педагогической деятельности