Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Г.Р. ДЕРЖАВИНА
ИНСТИТУТ
ИСКУССТВ
Кафедра
социально-культурной деятельности
АГОШКОВА
ОЛЬГА ЮРЬЕВНА
ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Курсовая
работа
Выполнила: студентка 5 курса (53/1) очного отделения
Научный руководитель:
Корабельщикова
И.А, к.п.н.
Тамбов
– 2008
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ ………………………………………...…………....5
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»…………… 5
1.2 Особенности
формирования толерантных
1.3 Функции
толерантности у подростков…………
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ……….....27
2.1 Программа социологического исследования ………………………...27
2.2
Результаты опытно-
Заключение ………………………………………………………………...…34
Список использованных источников…………………………...…36
ПРИЛОЖЕНИя
….. ……………………………………………………………....39
ВВЕДЕНИЕ
Толерантность является составной частью демократического развития общества. С момента объявления ООН 1995г. годом толерантности, проблема преодоления в обществе различных проявлений нетерпимости по различным мотивам (социальным, национальным, религиозным или иным) находится в центре внимания деятельности различных государственных структур, общественных организаций, научных и педагогических работников.
Актуальность исследования проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения обусловлена рядом факторов:
Во-первых, воспитание в российском обществе реализуется сегодня в условиях трансформированного состава и деятельности субъектов воспитания - семьи, государственных структур, образовательных учреждений, религиозных организаций, общественных объединений, средств массовой информации. В связи с этим каждая структура привносит свои законы, принципы, установки в формирование толерантного сознания подрастающего поколения.
Во-вторых, приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях.
В-третьих, анализ современной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков. Отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в работах М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Г.В. Безюлевой, В.В. Глебина, В.М. Золотухина, Ю.А. Красина, И.М. и Б.С.Моделей, Г.Ф. Семигина и др.
В ряде работ, в частности В.М. Петренко, О.В. Митина, К.В. Бердников, А.Р. Кравцова, В.С. Осипова толерантность и нетерпимость сопоставляются в ходе психосемантического анализа этнических стереотипов. Р.Р. Валитова рассматривает толерантность как этическую проблему, задаваясь вопросом о том, является ли толерантность пороком или добродетелью. Вопросы становления толерантного мышления и развития личностных и технологических факторов в процессе формирования толерантной культуры подростков нашли отражение в исследованиях М.С. Кагана, Д.Н. Кавтарадзе, З.А. Мальковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, В.Н. Мясищева, Л.А. Петровской, Л.Л. Супруновой.
Объект исследования - культура подростков.
Предмет исследования - процесс формирования толерантной культуры подростков.
Цель исследования - теоретическое обоснование особенностей формирования толерантной культуры подрастающего поколения.
Задачи исследования:
Практическая
значимость заключается в том, что её
материалы можно использовать студентам,
преподавателям и учителям в учебно-педагогической
деятельности для формирования толерантной
культуры.
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ
КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
Ценности играют важную роль в жизни общества и человека. Они выступают в качестве особой общественно значимой формой существования явлений и определяют отношение к ним человека с точки зрения удовлетворения его потребностей и интересов или достижения поставленных им целей. Именно ценности мотивируют в большей мере человеческую деятельность, представляют собой особый мир значений, благодаря которым человек приобщается к чему-то более важному и непреходящему, чем собственное эмпирическое существование. Именно благодаря приобщению к ценностям жизнь отдельного человека приобретает смысл.
Современная система ценностей российского общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, коллективизм, равенство и социальная справедливость. Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и развиваются такие ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, как свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами, которое не может не коснуться школы, как одного из общественных институтов. Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уроне элитного и массового сознания. Это породило раскол российского общества, включая подростковую и молодежную среду, по базовым ценностям, который уже длительное время дестабилизирует общество.
Утверждение массового толерантного сознания могло бы способствовать преодолению конфронтации разных социальных групп противостояния идеологий и ликвидации существующего раскола российского общества по базовым ценностям, а, следовательно, достижения согласия и взаимопонимания хотя бы по ключевым вопросам настоящего и будущего страны.
К
сожалению, именно эта ценность труднее
всего усваивается как
Толерантность (лат. tolerantia) означает терпимость. Такое понимание закреплено и в Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995г. (В том же году перевод Декларации с английского на русский язык был зарегистрирован как "Декларация принципов терпимости".) В ст. 1 говорится, что "толерантность" это:
• уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;
В
определении понятия «
Историко-философское осмысление данного явления показывает его универсальность и противоречивость (Р.Р. Вавилова, В.М. Золотухин, И. В. Круглова, В. А. Лекторский, Е. В. Магомедова, Л. В. Скворцов и др.)
Следует подчеркнуть, что понятие «толерантность», несмотря на длительный срок его существования, не получило однозначной трактовки и является предметом бурного обсуждения многих исследований. Можно также отметить многозначность данного феномена и необходимость его рассмотрения в зависимости от контекста изучаемой проблемы. Анализируя толерантность как этическую проблему, Р.Р. Вавилова, обращаясь к вопросу происхождения термина «толерантность», отмечает, что латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошли tolerance и toleration, употреблялся уже писателями античного времени, но долго имел смысл «страдания». Р.Р. Вавилова описывает толерантность через сдерживание агрессивных и враждебных проявлений.
В.А. Лекторский, анализируя толерантность, рассматривает четыре возможных способа ее понимания:
– как безразличие к существованию различных взглядов и практик;
– как невозможность взаимопонимания (уважение к другому, которого, вместе с тем, невозможно понять, с которым невозможно взаимодействовать);
– как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;
– как расширение собственного опыта и критический диалог [23, с.92].
Такое
понимание толерантности и
В.М. Золотухин, исследуя генезис и актуализацию понятия «терпимость» в европейской философской традиции, пишет, что существует потребность изучения понятия «толерантность», получившего в философской терминологии значение «проблемы терпимости». В результате проведённого В.М. Золотухиным исследования выявлены две тенденции рассмотрения онтологических и гносеологических оснований «терпимости»:
1) христианская, связанная с наличием безусловной веры, которая воспитывает в человеке смирение и покорность;
2) гражданская, базирующаяся на познающем разуме, посредством которого достигается оптимальная уравновешенность мировоззренческих притязаний в активной жизненной позиции [19, с.151].
В философии понятие «терпимость» рассматривается как одна из нравственных добродетелей, способствующих самоопределению человека, выявлению и проявлению его сущностных сил для реализации собственного внутреннего потенциала. Вместе с этим, оно характеризует достоинство человека как меру самоуважения и уважения других в социальных взаимосвязях, которые позволяют достичь взаимоприемлемых мировоззренческих решений во всех областях человеческой жизнедеятельности.
Толерантность, по определению академика В.А. Тишкова, – личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Толерантность, главным образом, – рациональная реакция человека; её уровень зависит от знаний и личного опыта. Однако, как отмечает академик, «это совсем не означает, что интеллектуальность усиливает и гарантирует толерантность. Нетерпимость чаще всего является результатом усилий интеллектов. Они же обеспечивают эмоциональную мобилизацию, производя риторику ненависти, включая насилие» [33, с. 52].
Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения