Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курс. образец.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

    Сложные процессы, происходящие в современном  мире, приводят,  и будут приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантных установок не только у подростков, но и людей всех возрастов, трудно переоценить.

    Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [20, с.25].

    Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками.

    В этом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы [11, с. 52]. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

    Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, - это  более высокий уровень самосознания, потребность осознать себя как личность.

    Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми,  потребность в самооценке.

    В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, но установки толерантного поведения являются  уже более или менее сформированными.

    Сущность  такого поведения состоит в  требовании уважать права других быть такими, каковы они есть, не допускать причинения ми вреда. В более широком значении толерантность трактуется как "норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности",  как "уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития". Сама терпимость в данном случае представляет не только в системе взаимоотношений человека с другими людьми, но и  в более сложных системах его взаимоотношений с властью, с обществом, с природой и др. Здесь установка толерантного поведения выступает как условие нормального функционирования гражданского общества и даже как условие выживания человечества. Именно в этой связи выступает необходимость формирования у современного подростка способности быть толерантным, в становлении у него универсальных методов ориентации в сложном, разнообразном, противоречивом мире.

    Толерантность есть не только внешний признак уверенности в себе, но, прежде всего, следствие этой внутренней уверенности человека, сознания им надежности своих собственных позиций

    Толерантность приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.

    В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы сегодня не так уж и много путей. Один из них – возрождение традиций, так как культурная и духовная ценность народа играет важную роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование сознания подростков, способствует пониманию процесса становления личности в обществе.

    Новые образовательные подходы (личносно-ориентированное,  смысло-ориентированное образование), изначально они предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность "Я", принятие себя и других, ответственность, альтруизм.

    Воспитание  толерантного сознания на линостно-смысловой  основе может эффективно осуществляться в модели поликультурного образовательного пространства. Одно из таких пространств, получившее распространение в многонациональной России, предполагает множественность этнических культур, а значит, палитру и взаимодействие личностных смыслов, их несовпадение и взаимоисключение или, напротив, их взаимное сближение. Такой вариант поликультурного образовательного пространства технологически реализуется через диалог, механизмы взаимной адаптации, интерактивные методы общения, проблемные технологии обучения, ситуации выбора и, несомненно, задачи развития толерантных установок у подростков.

    Смыслоориентированная и смыслообразующая образовательная  модель, преломляясь через призму проблем толерантности и ее формирования, предполагает рассмотрение следующих уровней учебного процесса: 

    Уровень проектирования толерантно-ориентированного образовательного процесса на смысловой  основе. На этом уровне педагог закладывает  формирование толерантности посредством обращения к смысловым установкам подростков.

    Смысловые установки – это неосознаваемая готовность личности действовать определенным образом, которая возникает в  связи с представлением предстоящей  ситуации или прошлым опытом и ведет к повторению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения человека. Как позиция личности установки складываются в  ходе ее развития и в процессе деятельности они постоянно перестраиваются.  Они играют существенную роль во всей деятельности человека и влияют на возникновение возможного субъективизма оценок.

    Так, целевой параметр обучения включает множество перспектив, среди них  развитие смысловых структур сознания подростков, становления у них  индивидуальной картины мира, подготовка их к  участию в решении жизненных проблем. Содержательный параметр обучения предполагает наполнение содержания учебного процесса идеями толерантности. Технологический параметр обучения должен быть представлен механизмами, включающими, запускающими и поддерживающими процесс смыслообразования подростков, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками. Организационный параметр учебного процесса оценивается нами с позиции вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам подростков.

    На  уровне реализации учебной деятельности задачи педагогического управления состоят в регулировании деятельности учащихся путем создания ситуаций, способствующих проявлению сдержанности, уступчивости, терпимости. Педагогическое управление приобретает характер поддержки, рефлексии, актуализации толерантной оценки изучаемых учащимися событий и фактов, а также толерантного поведения учащихся. Объективированные смыслы толерантной культуры преобразуются в собственно личностные смыслы учащихся. Процессы смысловой рефлексии подростков, как правило, сопровождаются активизацией их эмоциональной сферы. Если в традиционной "знаниевой" модели осуществляется главным образом деятельность воспроизводящая, в деятельностной модели – предметная деятельность,  в проблемной модели – мыследеятельность,  то в смыслообразующей модели основная деятельность – это деятельность переживания, и именно благодаря ей происходит формирование толерантности.

    На  уровне личностных качеств учащихся педагогическое управление решает задачу "освещения" эмоций, чувств, переживаний, мыслей личности. В результате педагогических усилий формируемое у подростка качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым – позиция, норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом – все это черты, признаки толерантного человека. 

    Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, культурные, религиозные. Также существуют определенные особенности, влияющие на формирование толерантных установок в обществе:

    Экономические и социально-политические реалии,  влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определенные институты, которые через производство и распределение ценностей, как правило, упорядочивают структурированное поведение индивидов и поддерживают  общепринятые образцы поведения, создавая тем самым определенный потенциал толерантности в обществе. Человек, зависящий от других, в принципе не может быть толерантным к этим другим.

    Человек же, уверенно стоящий на своих ногах, будет куда более основательным, спокойным, устойчивым, в чем-то более лояльным, а в чем-то более требовательным, сможет действительно выбирать, что ему подходит, а что не  подходит в соответствии с его мировоззрением и ценностями.

      Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.

      
 
 
 
 
 
 

    1.3  Функции толерантности у подростков

    Для понимания феномена толерантности  как целостности и цели воспитания подростков подрастающего поколения необходимо не только выявить его специфические типические черты, но и выделить связи данного феномена с окружающей средой, более широкой системой, которые и являются его функциями.

    Функция выражает действие, которое способствует объединению компонентов структуры в систему и сохранению её целостности. Именно функции выступают в качестве свойств, влияющих на формирование целого, как отношение части и целого, при этом часть обусловливает само существование или определенную форму проявления целого. Функции рассматриваемого нами феномена толерантности могут быть раскрыты через её характеристику как отношения в структуре позиции личности.

    Анализ  теоретических исследований (Н.М. Борытко, П.И. Дзыгинский, Л.А. Григорьева, О.С. Газман, В.А. Стрельцова и др.) позволяет выделить следующие основные функции толерантности в структуре личности: гуманитарную, идентификации, социальной адаптации.

    Суть  и назначение гуманитарной функции  состоят в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Осуществлению данной функции способствует процесс «сопричастности познающего этому знанию». Гуманитарная функция толерантности в процессе воспитания реализуется посредством самопонимания, взаимопонимания, способности к диалогу, общению, сотрудничеству, так как отношение закономерно может быть определено "как взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательства между кем-чем-нибудь, связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах". Именно данная функция толерантности позволяет говорить о появлении в обществе компетентной личности, особенностями которой являются способность понимать и принимать, признавать естественность и многообразие видов и форм хозяйственных моделей и отношений, умение воспринимать многомерность и многополюсность экономического развития цивилизации, взвешенно относиться к альтернативности выбора, его многовариантность в процессе развития локальных и глобальных экономических ситуаций. Реализация гуманитарной функции детерминируется сущностью отношений как момента взаимосвязи всех явлений.

    Неразвитость  гуманитарной функции создает предпосылки  для заведомо ложного, искаженного представления о роли и месте подростков, межличностных отношений в классе и в школе.

    Вторая  функция толерантности в структуре  личности - функция идентификации субъекта. Функция идентификации проявляется в процессе воспитания толерантности, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе, живя в напряжении противоречивых мотивов и ожиданий. Л.М.Путилова отмечает, что "феномен толерантности позволяет значительно расширить представление об этом механизме. В основе таких эмоциональных состояний, как любовь, нежность, сострадание, сочувствие лежит нечто такое, что неизменно предполагает взгляд не только на самого себя, но и на других... Способ, каким мы воспринимаем себя в каждом конкретном случае, определяется ситуацией, в которой субъект находится в данный момент, присутствием значимых других для него или иных индивидов, позитивным или негативным отношение к идентичности в одном контексте. Толерантность призвана мобилизовать потенциальные возможности разума в самореализации "Я", не эксплуатируя "другого", а снимая дух соперничества и зависти.

Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения