Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Сложные процессы, происходящие в современном мире, приводят, и будут приводить к росту интенсивности соприкосновения различных культур, поэтому актуальность проблем, связанных с формированием толерантных установок не только у подростков, но и людей всех возрастов, трудно переоценить.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой. [20, с.25].
Центральным
психологическим
В этом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы [11, с. 52]. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.
Главная
новая черта, появляющаяся в психологии
подростка по сравнению с ребенком
младшего школьного возраста, - это
более высокий уровень
Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости и других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, но установки толерантного поведения являются уже более или менее сформированными.
Сущность такого поведения состоит в требовании уважать права других быть такими, каковы они есть, не допускать причинения ми вреда. В более широком значении толерантность трактуется как "норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности", как "уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития". Сама терпимость в данном случае представляет не только в системе взаимоотношений человека с другими людьми, но и в более сложных системах его взаимоотношений с властью, с обществом, с природой и др. Здесь установка толерантного поведения выступает как условие нормального функционирования гражданского общества и даже как условие выживания человечества. Именно в этой связи выступает необходимость формирования у современного подростка способности быть толерантным, в становлении у него универсальных методов ориентации в сложном, разнообразном, противоречивом мире.
Толерантность есть не только внешний признак уверенности в себе, но, прежде всего, следствие этой внутренней уверенности человека, сознания им надежности своих собственных позиций
Толерантность приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Как действие, толерантность – это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии культур.
В период нравственного плюрализма ответственность за формирующуюся личность вынуждена брать на себя школа. Для выполнения этой миссии у школы сегодня не так уж и много путей. Один из них – возрождение традиций, так как культурная и духовная ценность народа играет важную роль в образовании, воспитании и воспитательном влиянии на формирование сознания подростков, способствует пониманию процесса становления личности в обществе.
Новые образовательные подходы (личносно-ориентированное, смысло-ориентированное образование), изначально они предполагают целенаправленное создание условий для развития таких качеств, как терпимость к инакомыслию, умение понять другого, осознание норм собственного поведения, целостность, интегрированность "Я", принятие себя и других, ответственность, альтруизм.
Воспитание
толерантного сознания на линостно-смысловой
основе может эффективно осуществляться
в модели поликультурного
Смыслоориентированная и смыслообразующая образовательная модель, преломляясь через призму проблем толерантности и ее формирования, предполагает рассмотрение следующих уровней учебного процесса:
Уровень проектирования толерантно-ориентированного образовательного процесса на смысловой основе. На этом уровне педагог закладывает формирование толерантности посредством обращения к смысловым установкам подростков.
Смысловые установки – это неосознаваемая готовность личности действовать определенным образом, которая возникает в связи с представлением предстоящей ситуации или прошлым опытом и ведет к повторению или изменению типа и характера поведения, восприятия и общения человека. Как позиция личности установки складываются в ходе ее развития и в процессе деятельности они постоянно перестраиваются. Они играют существенную роль во всей деятельности человека и влияют на возникновение возможного субъективизма оценок.
Так, целевой параметр обучения включает множество перспектив, среди них развитие смысловых структур сознания подростков, становления у них индивидуальной картины мира, подготовка их к участию в решении жизненных проблем. Содержательный параметр обучения предполагает наполнение содержания учебного процесса идеями толерантности. Технологический параметр обучения должен быть представлен механизмами, включающими, запускающими и поддерживающими процесс смыслообразования подростков, их смысловой выбор, самовыражение, самоактуализацию в соответствии с толерантными установками. Организационный параметр учебного процесса оценивается нами с позиции вариативности, гибкости организационных систем, способности адаптироваться к смысловым приоритетам подростков.
На
уровне реализации учебной деятельности
задачи педагогического управления
состоят в регулировании
На уровне личностных качеств учащихся педагогическое управление решает задачу "освещения" эмоций, чувств, переживаний, мыслей личности. В результате педагогических усилий формируемое у подростка качество толерантности становится стабильным. Для толерантного человека быть терпимым – позиция, норма жизни. Осознание значимости толерантных моделей поведения, межличностного общения, фрагментов жизни и жизни в целом – все это черты, признаки толерантного человека.
Толерантность охватывает все стороны человеческих отношений: социально-экономические, политические, культурные, религиозные. Также существуют определенные особенности, влияющие на формирование толерантных установок в обществе:
Экономические и социально-политические реалии, влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определенные институты, которые через производство и распределение ценностей, как правило, упорядочивают структурированное поведение индивидов и поддерживают общепринятые образцы поведения, создавая тем самым определенный потенциал толерантности в обществе. Человек, зависящий от других, в принципе не может быть толерантным к этим другим.
Человек же, уверенно стоящий на своих ногах, будет куда более основательным, спокойным, устойчивым, в чем-то более лояльным, а в чем-то более требовательным, сможет действительно выбирать, что ему подходит, а что не подходит в соответствии с его мировоззрением и ценностями.
Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель – ученик». Поэтому учителю нужна помощь при освоении определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны – критически относиться к своим собственным взглядам. Воспитание должно быть направлено на «обучение и воспитание личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.
1.3 Функции толерантности у подростков
Для понимания феномена толерантности как целостности и цели воспитания подростков подрастающего поколения необходимо не только выявить его специфические типические черты, но и выделить связи данного феномена с окружающей средой, более широкой системой, которые и являются его функциями.
Функция выражает действие, которое способствует объединению компонентов структуры в систему и сохранению её целостности. Именно функции выступают в качестве свойств, влияющих на формирование целого, как отношение части и целого, при этом часть обусловливает само существование или определенную форму проявления целого. Функции рассматриваемого нами феномена толерантности могут быть раскрыты через её характеристику как отношения в структуре позиции личности.
Анализ теоретических исследований (Н.М. Борытко, П.И. Дзыгинский, Л.А. Григорьева, О.С. Газман, В.А. Стрельцова и др.) позволяет выделить следующие основные функции толерантности в структуре личности: гуманитарную, идентификации, социальной адаптации.
Суть и назначение гуманитарной функции состоят в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности. Осуществлению данной функции способствует процесс «сопричастности познающего этому знанию». Гуманитарная функция толерантности в процессе воспитания реализуется посредством самопонимания, взаимопонимания, способности к диалогу, общению, сотрудничеству, так как отношение закономерно может быть определено "как взаимная связь разных предметов, действий, явлений, касательства между кем-чем-нибудь, связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контактах". Именно данная функция толерантности позволяет говорить о появлении в обществе компетентной личности, особенностями которой являются способность понимать и принимать, признавать естественность и многообразие видов и форм хозяйственных моделей и отношений, умение воспринимать многомерность и многополюсность экономического развития цивилизации, взвешенно относиться к альтернативности выбора, его многовариантность в процессе развития локальных и глобальных экономических ситуаций. Реализация гуманитарной функции детерминируется сущностью отношений как момента взаимосвязи всех явлений.
Неразвитость гуманитарной функции создает предпосылки для заведомо ложного, искаженного представления о роли и месте подростков, межличностных отношений в классе и в школе.
Вторая
функция толерантности в
Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения