Нами
было проведено исследование, в ходе
которого удалось определить уровень
общей толерантности у подростков.
Участникам
эксперимента было предложено ранжирование
понятий по степени личной значимости.
Результаты опроса распределились следующим
образом:
- место - дружба
(14,9%);
- место - справедливость(11,2%);
- место - понимание
(11%);
- место - уважение
(9,5%);
- место-ответственность(8,2%);
- место - самоуважение
(7,9%);
- место -
культура (6,5%);
- место - поддержка
(5%);
9 место
– достоинство (4,8%);
10 место
– сотрудничество (4,7%);
11 место
- толерантность (4,5%);
12место
– конфликт (4%);
13 место
– насилие (3%);
14 место
- терроризм (2,8%);
15 место
– расизм (2%).
По
данному ранжированию мы можем увидеть,
что большинство респондентов на
первом месте выделили дружбу, справедливость,
понимание и уважение. Культуру респонденты
поставили на седьмое место, а толерантность
на одиннадцатое. Таким образом, культура
и толерантность у подростков занимает
незначительное место (см. Рис.1).
Рисунок
1. Диаграмма распределения понятий по
степени личной значимости.
Испытуемым
предлагался тест, позволяющий выявить
девять поведенческих признаков (Приложение
1), которые характеризуют общий уровень
коммуникативной толерантности:
- неприятие
или непонимание индивидуальности человека;
- использование
себя в качестве эталона при оценке других;
- категоричность
или консерватизм в оценках людей;
- неумение
скрывать или сглаживать неприятные
чувства при
столкновении с некоммуникабельными качествами
партнеров;
- стремление
переделать, перевоспитать партнеров;
- стремление
подогнать партнера под себя, сделать
его удобным;
- неумение
прощать другому ошибки, неловкость, непреднамеренно
причиненные вам неприятности;
- нетерпимость
к физическому или психическому
дискомфорту
партнера;
- неумение
приспосабливаться к партнерам.
Если
мы распределим поведенческие признаки
по средним значениям ответов респондентов,
то результаты будут выглядеть следующим
образом:
- место - стремление
подогнать партнера под себя, сделать
его удобным и категоричность или консерватизм
в оценках людей;
- место - стремление
переделать, перевоспитать партнеров;
- место - неприятие
или непонимание индивидуальности человека,
неумение скрывать или сглаживать неприятные
чувства при столкновении с некоммуникабельными
качествами партнеров и неумение прощать
другому ошибки, неловкость, непреднамеренно
причиненные вам неприятности;
- место - использование
себя в качестве эталона при оценке других
и неумение приспосабливаться к партнерам.
5 место - нетерпимость
к физическому или психическому дискомфорту
партнера.
Также
был предложен тест на выявление
терпимости (Приложение 2), в ходе которого
было выяснено что:
-
38 % - непреклонны
и упрямы, стремятся навязать свое мнение
другим; чтобы достичь своей цели, часто
повышают голос. С их характером трудно
поддерживать нормальные отношения с
людьми;
-
29,5 % - способны твердо отстаивать свои
убеждения. Но безусловно, могут и вести
диалог, менять свое мнение, если это необходимо.
Способны иногда и на излишнюю резкость,
неуважение к собеседнику.
-
32,5 % -твердость убеждений отлично сочетается
с большой тонкостью, гибкостью ума. Могут
принять любую идею, с пониманием отнестись
к достаточно парадоксальному на первый
взгляд поступку. Достаточно критически
относятся к своему мнению и способны
с уважением и тактом по отношению к собеседнику
отказаться от взглядов, которые, как выяснилось,
были ошибочны.
Проведенный нами эксперимент показал,
что у подростков недостаточно выражен
уровень толерантной культуры.
Таким
образом, по результатам выявления общей
коммуникативной толерантности можно
сделать следующие выводы.
- Небольшая
часть подростков понимает и принимает
индивидуальность человека; старается
не использовать себя в качестве эталона
при оценке других; в оценках людей умеренно
выражает категоричность, консерватизм,
неумение скрывать или сглаживать неприятные
чувства при столкновении с некоммуникабельными
качествами партнеров.
- У испытуемых
завышены стремление переделать, перевоспитать
партнеров; стремление подогнать партнера
под себя; неумение прощать другому ошибки,
неловкость, непреднамеренно причиненные
вам неприятности.
3. Подростки
проявляют нетерпимость к физическому
или психическому дискомфорту партнера;
не умеют приспосабливаться к другим.
- Большая часть
подростков характеризуется высоким
уровнем
общительности, что свидетельствует о
контактности, стремлении образовать
эмоциональные связи, как в своей группе,
так и за ее пределами.
- Большая часть
подростков имеет низкий уровень стремления
добиться удовлетворения своих интересов
в ущерб другому, т.е.
соперничества в противоположность приспособлению,
которое достаточно
хорошо выражено.
Решение данной проблемы видится в том,
что образовательные и воспитательные
учреждения обладают возможностями для
формирования толерантной культуры подрастающего
поколения и при использовании современных
социально-культурных технологий, включающих
совокупность принципов, форм, методов,
функций и средств воспитания могут способствовать
формированию культуры толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, в данной работе мы можем
сделать следующие выводы:
В
ходе исследования была выявлены специфика
понятия толерантности, которое рассматривалось
нами как уважение, принятие и правильное
понимание всего многообразия культур,
форм самовыражения и проявления человеческой
индивидуальности. Толерантности способствуют
знания, открытость, общение и свобода
мысли, совести, убеждений. Толерантность
- это единство в многообразии.
Анализ
документальных источников позволил нам
прийти к выводу, что толерантность определяется
индивидуальными чертами темпераментов
подростков в сочетании с системой
нравственных ценностей, усвоенных ими.
Знание особенностей типов темперамента
позволяет расширять диапазон восприятия
других людей, понять природу их реакций
и поступков в различных ситуациях, допуская
широкий спектр их эмоциональных проявлений.
Опираясь
на анализ работ различных отечественных
и зарубежных исследователей, нами раскрыты
понимание феномена толерантности, который
должны базироваться на следующих положениях:
-
общество – сложная самоорганизующаяся
система, устойчивость которой обусловливается
межличностными, межэтническими и иными
различными связями; толерантность составляет
одну из фундаментальных основ достижения
социального согласия в обществе;
-
толерантность формируется на базе культуры,
а точнее социокультурного опыта того
или иного народа, в связи с чем она проявляется
в различных формах с учетом этого опыта,
а культура выступает в качестве аксиологического
основания толерантного сознания.
Толерантная
культура это часть культуры человека,
обладающей толерантной установкой, при
которой человек может сохранять психическое
здоровье, лучше разбираться в себе, своих
проблемах и отношениях, выходить из психологических
кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций,
а также помогать окружающим людям, создавая
комфортные условия для жизни и профессиональной
деятельности.
Определены
функции толерантности в структуре формирования
личности подростка (гуманитарная, идентификации,
социально-адаптивная), позволяющие способствовать
стабилизации эмоционально - личностного
состояния подростков, стремлению достичь
взаимопонимания и согласия в процессе
общения.
Проведенное
социологическое исследование включало
в себя тест «Терпимость», который показал,
что большинство респондентов непреклонны
и упрямы, стремятся навязать свое мнение
другим, чтобы достичь своей цели; с таким
характером не просто поддерживать нормальные
отношения с людьми. Социологический
опрос показал, что у подростков недостаточно
выражен уровень культуры толерантности.
Проблема
формирование толерантной культуры
подростков, воспитание толерантного
сознания остается на сегодняшний день
важнейшей задачей школы и предполагает
разработку программы по формированию
и развитию толерантной культуры подрастающего
поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Анн Л. "Психологический
тренинг с подростками"/ Л. Анн.- СПб,
2004.- 136 с.
- Асмолов Л.Г.
Толерантность: от утопии к реальности
/ Ред. Асмолов Л.Г. // На пути к толерантному
сознанию.- М., 2000. - С. 7-12.
- Асмолов А.
Формирование установок толерантного
сознания / А. Асмолов // Мы - сограждане.
- М., 2002. - С. 273-274.
- Асташов Н.А.
Проблема воспитания толерантности в
образовательных учреждениях / Н.А. Асташов
// Толерантное сознание и формирование
толерантных отношений. - М., 2003. - С. 77 –
78.
- Безюлева
Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике
/ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.- М.: АНО, 2002.-
135 с.
- Безюлева
Г.В., Шеламова Г.М. Тренинг "Толерантное
общение"/ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.-М.:АПО,2002.-
150 с.
- Безюлева
Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд
– поиск –
решение / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова.-
М.: Вербум - М., 2003.- 210 с.
- Бетти Э.,
Риэрдон. Толерантность - дорога к миру
/ Э. Бетти, Риэрдон. - М.: Изд-во "Бонфи",
2000.- 200 с.
- Бондарева
С.К. Феномен толерантности в системе межэтнических
отношений / С.К. Бондарев // Толерантное
сознание и формирование толерантных
отношений (теория и практика). - М., 2003.
- С. 11-20.
- Вавилова
Р.Р. Толерантность как этическая проблема
/ Р.Р. Вавилов.- М., 1997.- 328 с.
- "Возрастные
и индивидуальные особенности младших
подростов"/ Под редакцией Д.Б. Эльконина, Т.В.
Драгуновой. – М. Просвещение, 1967.- 420 с.
- Гершунский
Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых
приоритетов образования / Б.С. Гершунский
// Педагогика, 2002. - № 7, - С. 3-13.
- Глебкин
В.В. Толерантность и проблема понимания:
толерантное сознание как атрибут HOMO IN-TELLIGENTS
/ В.В. Глебкин // На пути к толерантному
сознанию / Ред. Асмолов Л.Г. - М., 2000. - С.8-25.
- Декларация
принципов толерантности // Э Бетти, Физдон.
Толерантность - дорога к миру. - М., 2001.
- С. 262-263.
- Декларация
принципов толерантности. - ЮНЕСКО, 16 ноября
1995.
- Денисовский
Г.М., Козырева Н.М. Политическая толерантность
в реформируемом российском обществе
второй половины 90-х годов / Г.М. Денисовский,
Н.М. Козырев.- М.,2002.- 140 с.
- Дружинин
В.Н. Психология общих способностей / В.Н.
Дружинин.- СПб.: Изд-во "Питер", 1999.-
85 с.
- Жарков А.Д.
"Технология культурно-досуговой деятельности:
Учебное пособие для студентов вузов культуры
и искусств" / А.Д. Жарков. - М., 1998.- 455 с.
- Золотухин
В.М. Толерантность / В.М. Золотухин.- Кемерово,
2001.- 169 с.
- Кон И.С.
"Психология старшеклассника": Пособие
для учителя / И.С. Кон.- М. Просвещение,
1980.- 264 с.
- Красин Ю.А.
Публичная сфера и толерантность / Ю.А.
Красин // Публичная сфера и культура толерантности.
- М., 2002. - С. 9-24.
- Лекторский
В.А. О толерантности / В.А. Лекторский //
Философские науки. 1997. №3–4, С.14-18.
- Лекторский
В.А. Паучное и вненаучное мышление:
скользящая граница / В.А. Лекторский //
Наука в культуру под ред. В.Н. Поруса.,
- М., 1998. - С 92- 132.
- Лекторский
В.Ф. О толерантности, плюрализме и критицизме
/ В.А. Лекторский// Вопросы философии. 1997.
- № 11. - С 48-51.
- Мосалев
Б.Г. Досуг: Методология и методика социологических
исследований: Учеб. пособие / Б.Г. Мосалев.-
М., 1995.- 96 с.
- На пути
к толерантному сознанию / Отв. ред. А.Г.
Асмолов. - М.: Смысл, 2000.- 210 с.
- Петренко
В.Ф., Митина О.В., Бердников К.В., Кривцова
А.Р., Осипова B.C. Психосемантический анализ
этнических стереотипов: толерантности
и нетерпимости / В.Ф. Петренко и др. - М.:
Смысл, 2000.- 254 с.
- Петрицкий
В.А. Толерантность – универсальный этический
принцип / В.А. Петрицкий.- СПб., 1993.- 326 с.
- Риэрдон,
Б.Э. Толерантность - дорога к миру / Б.Э.
Риэрдон.- М., 2001. - С. 135-165.
- Современные
технологии социально - культурной
деятельности: Учебное пособие.- Тамбов:
изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.- 542 с.
- Современные
технологии социально-культурной деятельности:
Учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И.
Григорьевой.- Тамбов, 2004.- 512 с.
- Социальное
согласие и толерантность в современном
мире / Сост. А.Р. Поляков.- М., 2002.-Вып. 2.-
138 с.
- Тишков В.А.
Толерантность и согласие в трансформирующихся
обществах / В.А. Тишков // Очерки теории
и политики этничности в России.- М.,1997.-
185 с.
- Толерантность
/ Общ. ред. М. П. Мчедлова. М., 2003.- 249 с.
- Толерантность
и проблема понимания. - М., 2000. - С. 8-32.
- Уланов В.В.
Формирование толерантности в школе //
На пути к толерантному сознанию / Под
ред. Асмолова Л.Г.- М., 2002.- С10-15.
Приложения
Приложение
1
Ниже
приводятся суждения, воспользуйтесь
оценками от О до 3 баллов, чтобы выразить,
сколь верны они по отношению лично к вам:
О баллов – совсем неверно, 1 – верно в
некоторой степени, 2 – верно в значительной
степени, 3 – верно в высшей степени. Закончив
оценку суждений, подсчитайте число полученных
баллов, но будьте искренни:
- Медлительные
люди обычно действуют мне на нервы.
- Меня раздражают
суетливые, непоседливые люди.
- Шумные детские
игры переношу с трудом.
- Оригинальные,
нестандартные, яркие личности чаще всего
действуют на меня отрицательно.
- Безупречный
во всех отношениях человек насторожил
бы меня.
- Меня обычно
выводит из равновесия несообразительный
собеседник.
- Меня раздражают
любители поговорить.
- Я бы тяготился
разговором с безразличным для меня попутчиком
в поезде, в самолете, если он проявит инициативу.
- Я бы тяготился
разговорами случайного попутчика, который
уступает
мне по уровню знаний и культуры.
- Мне трудно
найти общий язык с партнерами иного интеллектуального
уровня, чем у меня.
- Современная
молодежь вызывает неприятные чувства
своим внешним видом (прически, косметика,
наряды).
- Представители
некоторых национальностей в моем окружении
откровенно не симпатичны мне.
- Терпеть не
могу деловых партнеров с низким профессиональным
уровнем.
- Считаю, что
на грубость надо отвечать тем же.
- Мне трудно
скрыть, если человек мне чем-либо неприятен.
- Меня раздражают
люди, стремящиеся в споре настоять на
своем.
- Мне неприятны
самоуверенные люди.
- Я имею привычку
поучать окружающих.
- Невоспитанные
люди возмущают меня.
- Я часто ловлю
себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.
- Я люблю командовать
близкими.
- Меня раздражают
старики, когда в час пик они оказываются
в городском транспорте или в магазинах.
- Когда партнер
не соглашается в чем-то с моей правильной
позицией, то обычно это раздражает меня.
- Я проявляю
нетерпение, когда мне возражают.
- Меня раздражает,
если партнер делает что-то по- своему,
не так, как мне того хочется.
- Обычно я
надеюсь, что моим обидчикам достанется
по заслугам.
- Меня часто
упрекают в ворчливости.
- Я долго помню
нанесенные мне обиды теми, кого я ценю
или уважаю.
- Я осуждаю
людей, которые плачутся в чужую жилетку.