Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Развитость функции идентификации порождает такие качества личности, как способность к рефлексии, волевую целеустремленность в поведенческой деятельности, осознанную преданность групповым ценностям и, одновременно, критическое отношение к ним, если они не соотносятся с моральными принципами самой личности, способностью отстаивать собственные мировоззренческие принципы, признавая право определения таковых для себя каждым человеком.
Однако следует иметь в виду и адекватно оценивать последствия чрезмерного проявления функций идентификации. Так, среди старших подростков, средний возраст которых составляет 15-18 лет, наблюдается гипертрофированная идентификация с собирательным образом "крутого парня", сформированным во многом кино и СМИ. При этом проявляется готовность и к снисходительному отношению к криминальной или полукриминальной деятельности, употреблению наркотиков и алкоголя. Таким образом, налицо феномен "диффузии идеалов", описанный в своё время Э.Эриксоном. Источником саморазвития, самореализации индивида и стимулом личного роста, прежде всего в "своей", подростковой, среде является умение взаимодействовать с окружающей средой.
Такое продуктивное, конструктивной взаимодействие обеспечивает социально-адаптивная функция толерантности. Под социальной адаптацией понимается:
3)
процесс и результат освоения
человеком новых для него
Социально-адаптивная функция толерантности реализуется в процессе поиска причин и смысла происходящего вокруг, определения отношения к нему, личной значимости или нейтральности проявлений действительности, то есть в процессе рефлексии. Она реализуется и в умении адекватно выстраивать стратегию поведения с учетом возможных последствий развития ситуации или процесса.
Гипертрофированная выраженность социально-адаптивной функции толерантности провоцирует снижение значимости для подростка собственных ценностей и представлений о них в рамках молодежной культуры и, напротив, готовность принять любые на основе "некритичного" вписывания в социум; вступить в "правила игры", сложившиеся в молодежной среде, без критичного их осмысления, что в конечном счете приведет к стагнации самой среды и личности подростка как её составляющей.
Таким образом, нами определены функции толерантности в структуре формирования личности подростка (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная), позволяющие способствовать стабилизации эмоционально - личностного состояния подростков, стремлению достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения.
Суть и назначение гуманитарной функции состоит в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Функция идентификации проявляется в процессе воспитания толерантности, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе, живя в напряжении противоречивых мотивов и ожиданий.
Социально-адаптивная функция толерантности включает активное приспособление человека к изменившейся среде на основе осознанного формирования новых способов своего поведения, гармонизирующих взаимоотношения с окружающими, оптимизацию взаимоотношений индивида с группой, сближение их целей, ценностных ориентации, вхождение индивида в ролевую структуру группы; процесс и результат освоения человеком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него самого и социума в целом.
Таким образом, из всего выше сказанного, мы можем сделать следующие выводы:
1. Толерантность нами в работе будет пониматься как терпимость к взглядам, нравам, привычкам различных народов, наций и религий. Она является признаком открытости для решения различных разногласий, уверенности в себе и надежности своих собственных взглядов и позиций.
2. Опираясь на анализ работ различных отечественных и зарубежных исследователей, нами раскрыты социальные аспекты осмысления и понимания феномена толерантности, которые должны базироваться на следующих положениях:
- общество – сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межэтническими и иными различными связями; толерантность составляет одну из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе;
- толерантность формируется на базе культуры, а точнее социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учетом этого опыта, а культура выступает в качестве аксиологического основания толерантного сознания.
3. Толерантная культура это часть культуры человека, обладающей толерантной установкой, при которой человек может сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах и отношениях, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций , а также помогать окружающим людям, создавая комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности.
4.
Есть два пути развития
5.
Воспитание должно быть
6. Определены функции толерантности в структуре формирования личности подростка (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная), позволяющие способствовать стабилизации эмоционально - личностного состояния подростков, стремлению достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения.
7.
Формирование толерантной
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
Любое социологическое исследование начинается с программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимости от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования. Программа как теоретическая основа исследования представляет собой документ, определяющий стратегию и тактику научного поиска. Разработка программы является гарантией целостности исследования, его теоретической обоснованности, методической и практической значимости.
Обоснование актуальности. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов). Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.
Проблемность ситуации. В настоящее время проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения зависит как от учебных заведений, так и самих подростков.
Научная разработанность. Анализ современной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков. Отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в работах М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Г.В. Безюлевой, В.В. Глебина, В.М. Золотухина, Ю.А. Красина, И.М. и Б.С.Моделей, Г.Ф. Семигина и др.
Интерпретация основных понятий.
Толерантность - это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.
Интолерантность - недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.
Терпение – социально-психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самовоспроизводства личности посредством ее собственной деятельности.
Подростковый возраст – это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма.
Метод – в широком смысле слова путь исследования, способ построения, обоснования и достижения цели. Это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблем, получения новой информации на основе определенных принципов познания и деятельности.
Цель исследования - выявить особенности формирования толерантной культуры подрастающего поколения.
Задачи исследования:
- систематизировать
методические материалы,
- определить толерантность подрастающего поколения;
- выявить уровень толерантной культуры
учащихся общеобразовательных
Предмет исследования – уровень сформированности толерантной культуры подростков.
Объект исследования – учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово.
Гипотеза. Для формирования толерантной культуры подрастающего поколения необходимы применения комплексных мероприятий по развитию культуры толерантности.
Методы сбора информации. При сборе первичных данных мы использовали следующие методы:
- анализ документов;
- опрос, тестирование;
Место проведения исследования. К исследованию привлекались учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово.
Практическая
значимость. Данное социологическое
исследование имеет большое практическое
значение. Результаты исследования могут
быть использованы как в учреждениях,
так и в вузах для изучения толерантной
культуры подрастающего поколения и более
эффективного использования с целью получения
положительного результата.
2.2
Результаты опытно-
Цель экспериментального исследования заключалась в обеспечении организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры подростков подрастающего поколения. К опытно-экспериментальной работе привлекались учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово. Всего в эксперименте приняло участие 50 человек.
Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения