Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

курс. образец.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

      Развитость функции идентификации порождает такие качества личности, как способность к рефлексии, волевую целеустремленность в поведенческой деятельности, осознанную преданность групповым ценностям и, одновременно, критическое отношение к ним, если они не соотносятся с моральными принципами самой личности, способностью отстаивать собственные мировоззренческие принципы, признавая право определения таковых для себя каждым человеком.

    Однако  следует иметь в виду и адекватно  оценивать последствия чрезмерного проявления функций идентификации. Так, среди старших подростков, средний возраст которых составляет 15-18 лет, наблюдается гипертрофированная идентификация с собирательным образом "крутого парня", сформированным во многом кино и СМИ. При этом проявляется готовность и к снисходительному отношению к криминальной или полукриминальной деятельности, употреблению наркотиков и алкоголя. Таким образом, налицо феномен "диффузии идеалов", описанный в своё время Э.Эриксоном. Источником саморазвития, самореализации индивида и стимулом личного роста, прежде всего в "своей", подростковой, среде является умение взаимодействовать с окружающей средой.

    Такое продуктивное, конструктивной взаимодействие обеспечивает социально-адаптивная функция толерантности. Под социальной адаптацией понимается:

  1. приспособление человека к изменившейся среде на основе осознанного 
    формирования новых способов своего поведения, гармонизирующих 
    взаимоотношения с окружающими;
  2. оптимизация взаимоотношений индивида с группой, сближение их 
    целей,  ценностных ориентации,  вхождение  индивида в  ролевую 
    структуру группы;

    3) процесс и результат освоения  человеком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него самого и социума в целом.

    Социально-адаптивная функция толерантности реализуется в процессе поиска причин и смысла происходящего вокруг, определения отношения к нему, личной значимости или нейтральности проявлений действительности, то есть в процессе рефлексии. Она реализуется и в умении адекватно выстраивать стратегию поведения с учетом возможных последствий развития ситуации или процесса.

    Гипертрофированная  выраженность социально-адаптивной функции  толерантности провоцирует снижение значимости для подростка собственных ценностей и представлений о них в рамках молодежной культуры и, напротив, готовность принять любые на основе "некритичного" вписывания в социум; вступить в "правила игры", сложившиеся в молодежной среде, без критичного их осмысления, что в конечном счете приведет к стагнации самой среды и личности подростка как её составляющей.

    Таким образом, нами определены функции толерантности в структуре формирования личности подростка (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная), позволяющие способствовать стабилизации эмоционально - личностного состояния подростков, стремлению достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения.

    Суть  и назначение гуманитарной функции состоит в формировании ценностных ориентации и интересов подростков с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

    Функция идентификации проявляется в процессе воспитания толерантности, так как человек постоянно меняет собственные представления о самом себе, живя в напряжении противоречивых мотивов и ожиданий.

    Социально-адаптивная функция толерантности включает активное приспособление человека к изменившейся среде на основе осознанного формирования новых способов своего поведения, гармонизирующих взаимоотношения с окружающими, оптимизацию взаимоотношений индивида с группой, сближение их целей, ценностных ориентации, вхождение индивида в ролевую структуру группы; процесс и результат освоения человеком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для него самого и социума в целом.

    Таким образом, из всего выше сказанного, мы можем сделать следующие выводы:

      1. Толерантность нами в работе будет пониматься как терпимость к взглядам, нравам, привычкам различных народов, наций и религий. Она является признаком открытости для решения различных разногласий, уверенности в себе и надежности своих собственных взглядов и позиций.

      2. Опираясь на анализ работ различных отечественных и зарубежных исследователей, нами раскрыты социальные аспекты осмысления и понимания феномена толерантности, которые должны базироваться на следующих положениях:

    -  общество  – сложная самоорганизующаяся система, устойчивость которой обусловливается межличностными, межэтническими и иными различными связями; толерантность составляет одну из фундаментальных основ достижения социального согласия в обществе;

    -  толерантность формируется на базе культуры, а точнее социокультурного опыта того или иного народа, в связи с чем она проявляется в различных формах с учетом этого опыта, а культура выступает в качестве аксиологического основания толерантного сознания.

    3. Толерантная культура это часть культуры человека, обладающей толерантной установкой, при которой человек может сохранять психическое здоровье, лучше разбираться в себе, своих проблемах и отношениях, выходить из психологических кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций , а также помогать окружающим людям, создавая комфортные условия для жизни и профессиональной деятельности.

    4. Есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный.  Первый путь характеризуется  представлением о собственной  исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

    5. Воспитание должно быть направлено  на «обучение и воспитание  личности, не разделяющей мир на противоположные вещи и предметы, а объединяющей в себе в единое целое одновременно становясь целостной личностью, способной принять мир как единство в разнообразии, привнося в него культуру своего этноса, как принадлежащую человечеству, социуму.

    6. Определены функции толерантности в структуре формирования личности подростка (гуманитарная, идентификации, социально-адаптивная), позволяющие способствовать стабилизации эмоционально - личностного состояния подростков, стремлению достичь взаимопонимания и согласия в процессе общения.

    7. Формирование толерантной культуры  подростков, воспитание толерантного сознания остается на сегодняшний день важнейшей задачей школы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 2  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

     2.1 Программа социологического  исследования

    Любое социологическое исследование начинается с программы, поскольку его результативность находится в прямой зависимости от его теоретической обоснованности и применяемых методов исследования. Программа как теоретическая основа исследования представляет собой документ, определяющий стратегию и тактику научного поиска. Разработка программы является гарантией целостности исследования, его теоретической обоснованности, методической и практической значимости.

    Обоснование актуальности. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идея диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов). Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

    Проблемность  ситуации. В настоящее время проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения зависит как от учебных заведений, так и самих подростков.

    Научная разработанность. Анализ современной литературы показал недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков. Отдельные научно-педагогические аспекты исследуемой проблемы отражены в работах М.М. Акулича, М.Т. Алиева, Г.В. Безюлевой, В.В. Глебина, В.М. Золотухина, Ю.А. Красина, И.М. и Б.С.Моделей, Г.Ф. Семигина и др.

    Интерпретация основных понятий.

      Толерантность - это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру.

    Интолерантность - недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.

    Терпение – социально-психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении.

    Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизнедеятельности людей в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Это качественная характеристика особенностей саморазвития, самовоспроизводства личности посредством ее собственной деятельности.

    Подростковый  возраст – это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма.

    Метод – в широком смысле слова путь исследования, способ построения, обоснования и достижения цели. Это систематизированный способ достижения теоретического или практического результата, решения проблем, получения новой информации на основе определенных принципов познания и деятельности.

    Цель  исследования - выявить особенности формирования толерантной культуры подрастающего поколения.

      Задачи исследования:

    - систематизировать  методические материалы, посвященные  толерантности подрастающего поколения;

     - определить толерантность подрастающего поколения;

      - выявить уровень  толерантной культуры учащихся общеобразовательных                                                                                                                                                                                                                                школ. 

    Предмет исследования – уровень сформированности толерантной культуры подростков.

    Объект исследования – учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово.

    Гипотеза. Для формирования толерантной культуры подрастающего поколения необходимы применения комплексных мероприятий по развитию культуры толерантности.

    Методы  сбора информации. При сборе первичных данных мы использовали следующие методы:

    - анализ документов;

    - опрос, тестирование;

    Место проведения исследования. К исследованию привлекались учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово.

    Практическая  значимость. Данное социологическое исследование имеет большое практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы как в учреждениях, так и в вузах для изучения толерантной культуры подрастающего поколения и более эффективного использования с целью получения положительного результата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы  

    Цель  экспериментального исследования заключалась  в обеспечении организационно-педагогических условий формирования толерантной культуры подростков подрастающего поколения. К опытно-экспериментальной работе привлекались учащиеся общеобразовательной школы № 4 г. Уварово. Всего в эксперименте приняло участие 50 человек.

Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения