Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 19:43, курсовая работа
Задачи исследования:
• раскрыть сущность и специфику понятия «толерантная культура»
• рассмотреть теоретические основы формирования толерантной культуры подростков;
• определить функции толерантности в структуре личности подростка;
• изучить уровень толерантной культуры учащихся общеобразовательных школ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
1.1 Сущность и специфика понятия «толерантная культура»
1.2 Особенности формирования толерантных установок у подростков
1.3 Функции толерантности у подростков
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ
2.1 Программа социологического исследования
2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Словарь социально-психологических понятий под редакцией Е.С. Кузьмина раскрывает толерантность как свойство личности непредвзято оценивать людей, в том числе с противоречивыми чертами. Толерантность – признак культуры ума, выражается в уважении к чужим мнениям и убеждениям.
По мнению А.Г. Асмолова термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение» [2, с.90].
Рассмотрение феномена толерантности в ряде словарей как терпение и терпимость позволяет нам обратиться к их анализу. Терпение – социально-психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности, неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия. Терпимость – социально психологическая черта человека, выражающая уважительное и доброжелательное отношение к взглядам, убеждениям, верованиям, мнением, традициям, привычкам и поведению других людей. Терпимость способствует достижению взаимопонимания и согласованности в действиях без применения давления, принуждения, угроз. Терпимость не только смягчает противоречия, но и выражает надежду на улучшение отношений, личностное исправление.
В различных культурах понимание толерантности и интолерантности неоднозначно из-за различий в культурно-историческом развитии наций.
Во французском словаре Le Robert quotidien толерантность обозначает уважение свободы других, их вероисповеданий, мировоззрений и политических взглядов. Интолерантность - это отсутствие толерантности (религиозной, политической и др.), неприятие свободы мнения других (синоним фанатизма).
В русском языке толерантность - это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. Интолерантность - недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.
Таким образом, в понятиях "толерантность" и "интолерантность" отражены социальные ценности различных культурных образований.
Проблема
толерантности и
ВСЕ ЧТО ЖИРНЫМ ВЗЯЛА В КОНФЕРЕНЦИЮ ЕРОХИНОЙ В МАЕ-2009Г.
Основные черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.
Толерантная личность отличается от интолерантной в следующем:
1. Знание самого себя:
Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинить окружающих.
Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.
2. Защищенность.
Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя; боится своих инстинктов, чувств, живет с ощущением постоянной угрозы для себя.
Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защититься от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - важное условие формирование толерантной личности.
3. Ответственность.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – "не я ненавижу и причиняю вред людям, это они ненавидят и причиняют вред мне".
Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
4. Потребность в определении.
Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на "своих" и "чужих". Таким людям трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их либо нет.
Толерантный человек напротив, видит мир во всем его многообразии.
5. Ориентация на себя – ориентация на других.
Толерантная личность больше ориентирована на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие личности стремятся к личной независимости больше, чем к принадлежности к внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
6. Способность к эмпатии.
Интолерантные люди оценивают своих партнеров по своему образу и подобию, т. е. те выглядят в их глазах интолерантными личностями.
Толерантные – адекватно оценивают как толерантных, так и интолерантных людей.
7. Чувство юмора.
Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
8. Авторитаризм.
Для
интолерантных личностей
Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.
Таким образом, есть два пути развития личности: интолерантный и толерантный. Первый путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти. Второй – путь свободного, хорошо знающего себя человека с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.
Приходится признать, что проблемам воспитания толерантности все ещё уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные всплески активности в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных (хотя, несомненно, весьма своевременных и продуктивных) образовательных концепций (типа концепции "школы диалога культур"), или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему воспитания толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий.
Но образование существует и функционирует не в вакууме. Своими собственно педагогическими методами столь глобальную проблему, как воспитание толерантности в человеческих отношениях, сфера образования решить не может. И, тем не менее, будучи ориентированной, на практическое решение этой задачи, именно сфера образования может и должна инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде - в собственном обществе и в международном сообществе в целом. Невнимание к решению проблем толерантности чревато самыми пагубными последствиями для будущей человеческой цивилизации. Сложность и проблемы воспитания толерантности требует четко скоординированных конструктивных действий, которые в своей совокупности и последовательности могут рассматриваться в качестве своеобразного алгоритма конкретных шагов по реализации принимаемых решений.
Система образования оказалась сегодня перед дилеммой: либо отказаться от самой идеи толерантности и духовной интеграции социумов вообще, оставляя без внимания конструктивные возможности, заложенные в изучении ментальных параметров такого взаимодействия, либо - преодолеть инерцию мышления. И исправить сложившееся положение вещей, утвердившееся в обществе насилие и произвол можно лишь менталитетом добра, вобравшим в себя все подлинные ценности толерантного единения, дающим ключ к решению наиболее общих социальных проблем, связанных с разработкой теоретических и практико-ориентированных проблем воспитания толерантности, философии, политики, стратегии в сфере образования.
Толерантной личности присущи многие качества, такие как: эмпатия, адекватная самооценка, активная жизненная позиция, ответственность, альтруизм, сдержанность, уступчивость, терпимость, самоуважение, чувство юмора и другие качества. Естественно, эти качества не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются – как любое социальное качество – врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция, и установки толерантного поведения формируются, стимулируются и корректируются, сначала окружающими нас взрослыми, а потом самим человеком. Целью формирования этих качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
Эти личностные особенности начинает развиваться с того самого момента как ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, включается в систему социальных связей и так далее. Моральное развитие ребенка, неразрывно связано с развитием толерантности и происходит через усвоение моральных эталонов предлагаемых обществом, как правило, эти эталоны существуют не в форме правил и представлений, а в форме конкретных художественных персонажей из сказок, обладающих какими-либо качествами (положительными или отрицательными) и совершающих соответствующие поступки. Особенно велика роль таких эталонов, по мнению Л.И. Божович, когда у ребенка в дошкольном возрасте закладываются первые глубинные представления о наиболее общих моральных и правовых понятиях о добре и зле, хорошем и плохом, правильном и неправильном. Они включают собственное эмоциональное отношение ребенка к добру и злу и стремление к хорошим поступкам. Эти представления становятся тем фундаментом, на котором строится все здание личности человека – его отношение к себе, к миру в целом и толерантное отношение к другим людям. Изменить или перестроить эти глубинные моральные представления в более поздних возрастах чрезвычайно трудно.
Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. Именно в этот период формируется поведение, основанное на толерантных установках. И если у младших школьников пример для подражания берется из сказок, то нравственно-психологический идеал у подростка это не только знаемая и объективная этическая категория, - это эмоционально окрашенный внутренний принятый образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки других людей. В этом возрасте у детей установки толерантности (интолерантности) являются уже достаточно сформированными. Но, такие качества как высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность – можно сформировать и развить, по мнению Л.В.Байбородова, при помощи диалога. Л.В. Байбородов считает, что толерантные качества можно воспитать посредством сотрудничества (подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого) и опеки (подразумевает заботу, не унижающую достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта).
Таким
образом, толерантная культура это часть
культуры человека, обладающей толерантной
установкой, при которой человек может
сохранять психическое здоровье, лучше
разбираться в себе, своих проблемах и
отношениях, выходить из психологических
кризисов, стрессов и конфликтных ситуаций,
а также помогать окружающим людям, создавая
комфортные условия для жизни и профессиональной
деятельности.
1.2 Особенности формирования
толерантных установок
у подростков
В своей статье «Формирование толерантности в школе», В.В. Уланов писал: "Рассматривая проблемы формирования толерантности, я исхожу из известной мысли о том, что есть законы объективные, в соответствии с которыми функционирует и развивается мир, и есть те, что формулируем мы – люди. Первые действуют независимо от того, знаем ли мы о них, и нравятся ли они нам, вторые – реализуются лишь в той мере, в которой соответствуют первым. Отсюда и идея – решение проблем терпимого отношения к другим культурам в условиях быстро возрастающей интенсивности их соприкосновения возможно лишь на основе учета естественных потребностей и свойств людей, на основе психолого-педагогических конфессиональных и политических манипуляций, какими бы гуманными и "общечеловеческими" они не представлялись"[36, с.10].
Информация о работе Проблемы формирования толерантной культуры подрастающего поколения